урок математики "Простые задачи"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
«Простые задачи» (урок математики по учебнику М.И. Моро, 1 класс, III четверть, урок 12)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostye_zadachi.doc | 52.5 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Простые задачи» (урок математики по учебнику М.И. Моро, 1 класс, III четверть, урок 12)
Цели урока:
- обобщить знания о структуре, видах задач; систематизировать знания по данной теме;
- закрепить умение анализировать задачу, выделять составляющие задачи; выполнять решения изученных видов задач; развивать логическое мышление, пространственные представления;
- воспитывать познавательный интерес к предмету, любознательность, любовь к сказкам и сказочным героям, уметь находить положительные и отрицательные качества любого героя.
Тип урока: урок закрепления, обобщения и систематизации знаний
Метод проведения: репродуктивный, информационно-компьютерный
Метод обучения: беседа, упражнения, самостоятельная работа, наглядные пособия
Оборудование: презентация, карточки, сюжетные картинки, светофорчики, памятки.
Ход урока:
- Самоопределение к деятельности
На урок к нам придут сегодня гости, все знаменитости, я предлагаю вам собраться с силами и показать гостям, на что мы способны.
II. Актуализация знаний
Устный счет. Чистописание. Беседа о задачах
В нашей повседневной жизни довольно часто встречаются различного рода задачи, в том числе и математические. Все, кто сталкивается с ними ежедневно, ищут решение или выход из сложившейся ситуации, поставленной в задаче. Большинство людей находят решение легко, некоторые ищут решение долго, и лишь небольшая часть не могут найти решение вообще. Оказывается, что не все задачи можно решить. Мы с вами уже изучили некоторые виды задач, их решение у нас не вызывает труда, но если нам предложат решить неизученный нами вид задач, возможно, мы не решим ее или попытаемся решить известными нам методами и способами.
IV. Закрепление знаний. Примеры решения задач
А сейчас я вам предлагаю послушать несколько задач, которые составила для вас я. Обратите внимание на то, как они составлены, потому что следующим заданием для вас - будет придумать свои задачи.
Прослушав задачу до конца, необходимо карточкой с цифрой показать ответ.
Итак, вперед к задачам.
1. Однажды Маша попросила медведя отнести дедушке и бабушке пирожки в гостинец. Она испекла пять пирожков с малиновым вареньем, а три с яблочным джемом. Сколько пирожков испекла Маша в подарок дедушке и бабушке? (слайд 1)
2. Бременские музыканты, путешествуя по свету, проезжали мимо 9 разных деревень и городов, где исполняли свои песни. Деревень на их пути встретилось 6. Сколько городов проехали бременские музыканты? (слайд 2)
3. Серый волк вошел в дом к козлятам и съел 6 козлят. Один козленок спрятался в печке. На сколько больше волк съел козлят, чем осталось? (3 слайд)
Молодцы, вы легко справились с этим заданием, но, а сейчас ваши задачи мы будем решать вместе с ребятами. Ждем интересных задач. (Дети предлагают варианты своих задач, остальные дети показывают ответы карточкой, а учитель фиксирует задачи на доске, записывая условие и вопрос детских вариантов задач). (Слайд 4-5) (Для составления задач слабым детям предлагаются картинки с сюжетом: например, веточка дерева с листочками и несколько листьев падают, тарелки с пирожками и пирожными и т.д.)
V. Основные составляющие математической задачи. Анализ условия и вопроса
- Пока вы предлагали варианты своих задач, я записала на доске две составляющие части любой арифметической задачи, как они называются, я хочу узнать у вас. Первая и необходимая составляющая задачи, это …? (Условие) Другими словами можно сказать – это то, что в задаче известно, дано. (Карточка – условие с рисунком) Обведите на доске красным мелом условие задач, предложенных вами.
- Вторая составляющая? (Вопрос) (Карточка) Как сказать другими словами? (Это то, что неизвестно, нам необходимо найти) Обведите зеленым мелом вопросы задач, написанных на доске.
- Следующий этап - … (решение) (Карточка). Это то, что мы при помощи математического действия узнаем в задаче. Желающие записать решение предложенных задач. (У доски решают сразу несколько учеников)
- И, наконец, последний завершающий и очень нужный этап в задаче – это … (ответ) (Карточка). Задача считается незаконченной, пока не записан ответ задачи. Желающие прочитать ответ к каждой из записанных задач.
Давайте подведем итог, из каких частей состоит задача? (На доске после ответов детей выставлены карточки: условие, вопрос, решение, ответ) (слайд 7)
Физминутка.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок,
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись.
Запись условия: текст, рисунки или другое условие (слайд 8,9,10,11,12)
Текст: «В лесу дети собирали грибы. Миша нашел 10 подосиновиков, а Вася на 4 подосиновика меньше. Сколько подосиновиков нашел Вася?»
Рисунок: Буратино дарит Мальвине цветы.
Краткая запись:
1 пакет – 5 кг
2 пакет - ? на 2 кг больше, чем в первом
Схематический рисунок:
Чертеж:
Из данных пяти задач выберите одну и запишите условие, вопрос задачи и самостоятельно решение, и ответ задачи. Взаимопроверка после окончания решения.
Актуализация опорных знаний.
Решение задач в одно действие на нахождение неизвестного слагаемого.
На слайде 13 записан вопрос задачи: «Сколько детей ехало в автобусе?»
- Что записано на доске? (Вопрос к задаче.) Я буду читать условия, а вы показывайте светофором, можно ли к услышанному вами условию поставить данный вопрос?
- В автобусе ехало 13 взрослых и 3 детей.
- В автобусе ехало 18 взрослых, а детей на 10 больше.
- В автобусе ехало 12 детей, а взрослых на 2 меньше.
- В автобусе ехало 15 взрослых, а детей на 10 меньше.
- В автобусе ехало 16 пассажиров. Из них 6 взрослых, а остальные – дети.(Слайд 13)
- К последней задаче сделайте в тетрадях чертеж и запишите ее решение. Один ученик работает у доски.
Решение задач в одно действие на нахождение разности.
На доске записано решение задачи: 9 – 4 = 5
1)
2)
3)
Выберите схему, соответствующую данной задаче.
Запишите условие, вопрос, решение и ответ.
С целью проверки решения предлагаю ученикам составить и решить задачи, обратные данной, по следующим схемам.
3. Решение задач в одно действие на нахождение суммы.
Прочитайте задачу:
Алеша готовил уроки. Сначала он решил пять примеров, а потом еще три примера. Сколько всего примеров решил Алеша?
Повторите условие задачи. Назовите вопрос задачи. Прочитайте решение. Скажите ответ задачи.
Переделайте задачу, чтобы она решалась так: из восьми вычесть три. Что в новой задаче неизвестно? Что в задаче известно? Запишите решение.
Самостоятельная работа.
Учитель заранее записывает на доске задачи (слайд 14) на нахождение неизвестного вычитаемого и предлагает детям самостоятельно выполнить чертеж и записать решение задачи. Для тех, кто не уверен в своих знаниях и умениях, можно пользоваться памяткой на стенде и у вас на столах. (Приложение 1)
I вариант.
В вазе лежало несколько конфет. После того как Саша съел несколько конфет, в вазе осталось еще 8 конфет. Сколько конфет съел Саша?
II вариант.
Учителю надо проверить тетради. После того как он проверил несколько тетрадей, ему осталось проверить еще 5 тетрадей. Сколько тетрадей проверил учитель?
Учащиеся замечают, что в задачах не хватает данных. Учитель дополняет условие задач: «В вазе лежало 18 конфет», «Учителю надо проверить 15 тетрадей». Дети выполняют самостоятельную работу в соответствии с инструкцией учителя. Учащимся, быстро справившимся с заданием, учитель предлагает подумать над тем, как изменить условии задач, чтобы их решения можно было бы записать следующим образом: 18-8-3; 15-5-4
X. Проверка
Прикидка ответа, сравнение с шаблоном и выставление оценок, самооценка.
XI. Подведение итогов
- Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке? (О задачах, ее структуре)
- Кто помогал нам сегодня быть особенно внимательным, трудолюбивым? (Литературные герои)
- Какими положительными качествами обладают данные герои?
- Понравился ли вам такой урок?
XII. Домашнее задание
Домашнее задание вы задаете себе сами со страниц 50-53.
XIII. Выставление оценок. Рефлексия
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть,
Сказки могут душу греть.
Чудеса в них происходят,
Люди к счастью путь находят,
И, конечно же, добро
Побеждает ложь и зло. (Слайд 15)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики учителя начальных классов Рузметовой Гульнары Камулжановны
Предмет | Математика | ||||||
Класс | 1 | ||||||
Автор УМК | М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова | ||||||
Тема урока | Простая задача | ||||||
Цели урока: образовательные развивающие воспитательные | обобщить знания о структуре, видах задач; систематизировать знания по данной теме; закрепить умение анализировать задачу, выделять составляющие задачи; выполнять решения изученных видов задач; развивать логическое мышление, пространственные представления; воспитывать познавательный интерес к предмету, любознательность, любовь к сказкам и сказочным героям, уметь находить положительные и отрицательные качества любого героя. | ||||||
Тип урока | Комбинированный | ||||||
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки, сюжетные картинки, светофорчики, памятки | ||||||
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Этап урока | Задания базового уровня Задания повышенного уровня | Осуществляемые действия | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная | |
Формируемые способы деятельности | Формируемые способы деятельности | Формируемые способы деятельности | Формируемые способы деятельности | ||||
1. Самоопределение к деятельности | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей Повернитесь, улыбнитесь, Встаньте прямо, подтянитесь. Начинаем наш урок. Он пойдёт ребятам впрок! | Проверка готовности к уроку, эмоциональный и психологический настрой на работу на уроке | Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками | Целеполагание | Самоопределение, положительный эмоциональный настрой на работу | ||
2. Актуализация знаний Устный счет | Слайды 1-3 | Учитель зачитывает задачи для устного счета (слайды 1-3) | Дети показывают ответы на задачи и объясняют | Структурирование знания | Учиться строить монологическое высказывание | Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей | Развитие познавательных интересов |
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности Работа в группах | Беседа о задачах - Подумайте, сможете ли вы составить задачу? Чего не хватает для выполнения задания? - Как вы думаете, чему мы сегодня посвятим урок математики? | Рассуждение на поставленный вопрос | Построение своих высказываний, формулирование выводов на основе анализа | Развитие умения учится слышать, уважать чужую точку зрения, участие в обсуждении | Развитие умения учится ставить проблему | Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности | |
4. «Открытие нового знания» | Слайды 4-5 Картинки с сюжетом: веточка дерева с листочками и несколько листьев падают, тарелки с пирожками и пирожными и т.д. | Повторение составляющих компонентов задачи (слайд 6) Учитель записывает предложенные детьми задачи (слайд 4-5) | Дети проговаривают составные части Составление задач по слайдам | Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт; выдвижение гипотез и их обоснование | Формирование умения участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга | Проговаривание последовательности действий | Составление плана последовательности действий |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Алеша готовил уроки. Сначала он решил пять примеров, а потом еще три примера. Сколько всего примеров решил Алеша? | Как могут быть записаны условие? вопрос? - Повторите условие задачи. Назовите вопрос задачи. - Прочитайте решение. Скажите ответ задачи. - Переделайте задачу, чтобы она решалась так: из восьми вычесть три. Что в новой задаче неизвестно? Что в задаче известно? Запишите решение. | дети комментируют слайды 7-11,12 | Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; построение логической цепи рассуждений | Умение учиться выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других учащихся | Формирование умения высказывать своё предположение | Формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Задание на слайде 13 | Показ слайда 13 - Все понятно в данных задачах? проверка (слайд 14) | Обсуждение недостающих данных. Решение задач, самопроверка по эталону | Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осознание степени усвоенности материала | Построение жизненных планов во временной перспективе | ||
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение Работа в группах | Составление задач на сказочную тематику (слайд 15) | Составление задач на сказочную тематику, обмен составленными задачами, решение их | Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Формирование умения корректировать выполнение задания, контроль и коррекция | Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | ||
| Домашнее задание вы задаете себе сами со страниц 50-53. | Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность | Умение учиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других | Оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | Формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»
Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...
Конспект урока по математике для 4 класса по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на движение. Повторение."
Данный урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленной...
Презентация урока математики 2 класс. УМК "Гармония".Тема урока: "Решение задач.Сложение двузначных чисел".
Презентация урока по ФГОС с использованием здоровьесберегающих технологий....
Урок математики во 2 классе. Тема урока: «Решение задач и упражнений различного типа на сложение и вычитание в пределах 100»
Урок-путешествие.Тип урока: интегрированныйФорма работы: коллективная, индивидуальная.Оборудование: схемы, наглядные пособия, карточки для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы, и...
Конспект урока математики "Задача. Структура задачи" (1 класс)
Конспект урока математики "Задача. Структура задачи" (1 класс)...
Урок математике в 1-2 класс-комплекте (малокомплектной школы).тема урока: Решение задач. Урок рефлексии
Конспект урока в 1-2 класс -комплекте . Урок рефлексии по математике. Тема: "Решение задач". Презентация к уроку....