Рабочая программа 4 класс УМК Школа России Математика
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягиной, М.А. Бантовой «Математика», утверждённых Министерством образования и науки РФ, утвержденная директором школы «____» __августа №____ 2016 г
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.
2. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от
28.03.2002 г. № 199/13).
3. «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
4. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).
5. СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение математики отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 136 ч. — 4 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
- уважительное отношение к иному мнению и культуре;
- навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
- навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
- мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
- умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
- уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;
Учащийся получит возможность для формирования:
- понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
- адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
- устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащийся получит возможность научиться:
- ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
- находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
Познавательные
Учащийся научится:
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
- использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
- выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
- осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
- алгоритм), план поиска информации;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Коммуникативные
Учащийся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
- принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
- принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- * навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Учащийся получит возможность научиться:
- обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
- обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
- образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
- заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться
- классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;
- находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
- устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1— 3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
- составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
- описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Геометрические величины
Учащийся научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
- распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
- вычислять периметр многоугольника;
- находить площадь прямоугольного треугольника;
- находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.
Работа с информацией
Учащийся научится:
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (... и ..., если..., то...; верно/неверно, что...; каждый; все; некоторые; не).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуатив- ность эмоциональных реакций ребенка.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения..Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике во втором классе: способность решать учебно- практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики обучающийся должен
знать/понимать:
- названия и последовательность чисел в пределах 1000 000 (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов;
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
- связь между компонентами и результатом каждого действия;
- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления;
- представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений;
- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;
- представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус);
- виды углов: прямой, острый, тупой;
- виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
- определение прямоугольника (квадрата);
- свойство противоположных сторон прямоугольника.
уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений вида а ± 3, 8 · r , b : 2, а ± b , с · d , k : n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
- выполнять вычисления с нулём;
- решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 – х = 1450, х · 12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1—3 действия;
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости;
- определения времени пор часам (в часах и минутах);
- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями(покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценки величины предметов на глаз;
- самостоятельной конструкторской деятельности (с учётом возможностей применения разных геометрических фигур)
Основные требования к знаниям, умениям и
навыкам обучающихся, обеспечивающие
преемственную связь с курсом
Обучающиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. Д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
Обучающиеся должны уметь:
- Читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Обучающиеся должны знать:
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
- связь между компонентами и результатом каждого действия;
- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Обучающиеся должны уметь:
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений вида а±3, 8.r, b: 2, a±b, c.d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, уводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
- решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 - х = 1450, х .12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1 — 3 действия.
Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.
Обучающиеся должны знать:
- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорбеть, время, расстояние и др.
Обучающиеся должны уметь:
- находить длину отрезка, ломаной, Периметр много; угольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений Величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Геометрические фигуры
Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).
Обучающиеся должны знать:
- виды углов: прямой, острый, тупой;
- виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
- определение прямоугольника (квадрата);
- свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Структура учебного курса
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по рабочей программе | Содержание раздела |
1 | Числа от 1 до 1000 (продолжение) | 11 | 11 | Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений. |
2 | Нумерация | 10 | 11 | Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. |
3 | Величины | 15 | 14 | Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. |
4 | Сложение и вычитание | 11 | 10 | Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х+312=654+79 729-х=217+163 х- 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин. |
5 | Умножение и деление | 73 | 77 | Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х ·18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.) В течение всего года проводится: - вычисление значений числовых выражений в 2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применениявсех изученных правил о порядке выполнения действий; - решение задач в одно действие, раскрывающих: а)смысл арифметических действий; б)нахождение неизвестных компонентов действий; в)отношения больше, меньше, равно;, г)взаимосвязь между величинами; -решение задач в 2 — 4 действия; -решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры па заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей; построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля. |
6 | Систематизация и обобщение всего изученного | 16 | 13 | Систематизация и обобщение всего изученного |
итого | 136 | 136 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
Числа от 1 до 1000 (продолжение) (11 ч) | ||
1 | Нумерация. Счет предметов. Разряды. | |
2 | Выражение и его значение. Порядок выполнения действий. | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | |
4 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел . Вычитание трехзначных чисел вида 804-467 . | |
5 | Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные . Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. | |
6 | Свойства умножения . Умножение на 0 и 1. | |
7 | Алгоритм письменного деления на однозначное число. | |
8 | Приёмы письменного деления трехзначного числа на однозначное. Решение задач. | |
9 | Свойства диагоналей прямоугольника. Письменное деление многозначных чисел. | |
10 | Свойства диагоналей прямоугольника. Нахождение значений числовых выражений. | |
11 | Решение задач. Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 1000». | |
Нумерация (11 ч) | ||
12 | Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе «Числа от 1 до 1000». Новые счетные единицы. Класс единиц и класс тысяч. | |
13 | Чтение многозначных чисел. | |
14 | Запись многозначных чисел. | |
15 | Разрядные слагаемые. | |
16 | Сравнение чисел. | |
17 | Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. | |
18 | Класс миллионов и класс миллиардов. | |
19 | Луч. Числовой луч. | |
20 | Угол. Виды углов. | |
21 | Построение прямого угла. | |
22 | Контрольная работа по теме «Нумерация чисел больше 1000». | |
Величины (14 ч) | ||
23 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе «Нумерация». Длина. Единица измерения длины – километр. | |
24 | Длина. Единица измерения длины – километр. | |
25 | Площадь. Единица измерения площади. Квадратный километр. | |
26 | Площадь. Единица измерения площади. Квадратный миллиметр. | |
27 | Площадь. Единица измерения площади. Ар, гектар. | |
28 | Измерение площади фигуры с помощью палетки. | |
29 | Нахождение нескольких долей целого. | |
30 | Единицы измерения массы: тонна, центнер. | |
31 | Масса. Таблица единиц измерения массы. | |
32 | Время. Единицы измерения времени: сутки, неделя, месяц, год. | |
33 | Время. Секунда, век. Математический диктант. | |
34 | Время. Таблица единиц измерения времени. Решение задач. | |
35 | Контрольная работа по теме «Величины». | |
36 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе «Величины». Решение задач. | |
Сложение и вычитание (10 ч.) | ||
37 | Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | |
38 | Письменные приемы сложения и вычитания | |
39 | Решение уравнений. Нахождение неизвестного слагаемого | |
40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого | |
41 | Решение задач на нахождение несколько долей целого. | |
42 | Сложение и вычитание величин | |
43 | Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме | |
44 | Совершенствование устных и письменных вычислительных навыков. | |
45 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | |
46 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе «Сложение и вычитание». Решение задач. | |
Умножение и деление (77) | ||
47 | Умножение. Свойства умножения. Умножение на 0 и 1 | |
48 | Письменные приемы умножения | |
49 | Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями | |
50 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Решение уравнений вида х*8=26+70 | |
51 | Деление как арифметическое действие | |
52 | Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначные | |
53 | Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме | |
54 | Решение задач на пропорциональное деление. Проверочная работа по теме «Умножение на однозначное число». | |
55 | Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе «Умножение на однозначное число». Решение уравнений вида х:6=18-5, 48:х=92-46 | |
56 | Решение задач. Решение уравнений. | |
57 | Деление многозначных чисел на однозначные | |
58 | Деление многозначных чисел на однозначные. Решение уравнений. | |
59 | Деление многозначных чисел на однозначные. Решение задач. | |
60 | Письменные приемы деления. Решение задач. Математический диктант. | |
61 | Умножение и деление на однозначное число. | |
62 | Решение задач. | |
63 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | |
64 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе «Умножение и деление на однозначное число». Решение уравнений. | |
65 | Умножение и деление. | |
66 | Умножение и деление на однозначное число. | |
67 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | |
68 | Решение задач на движение. Решение уравнений. | |
69 | Решение задач на движение. Величины | |
70 | Решение задач на движение. Письменные вычисления умножения и деления на однозначное число | |
71 | Решение задач на движение. Проверочная работа по теме «Скорость, время, расстояние». | |
72 | Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе по теме «Скорость, время, расстояние». Умножение числа на произведение | |
73 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | |
74 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | |
75 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающих нулями | |
76 | Решение задач на встречное движение | |
77 | Перестановка и группировка множителей | |
78 | Решение задач. Совершенствование вычислительных навыков. | |
79 | Контрольная работа по теме «Письменное умножение» | |
80 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе по теме «Письменное умножение». Решение уравнений. | |
81 | Деление числа на произведение. | |
82 | Деление числа на произведение. Решение задач. | |
83 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | |
84 | Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. | |
85 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | |
86 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение уравнений. | |
87 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Площадь. | |
88 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Математический диктант. | |
89 | Решение задач на движение. | |
90 | Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями. | |
91 | Деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач. | |
92 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | |
93 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». Умножение числа на сумму. | |
94 | Проект «Математика вокруг нас». | |
95 | Умножение числа на сумму. | |
96 | Письменное умножение на двузначное число. | |
97 | Письменное умножение на двузначное число. Математический диктант. | |
98 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | |
99 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. Решение уравнений. | |
100 | Письменное умножение на трехзначное число, содержащее ноль в некоторых разрядах. | |
101 | Письменное умножение на трехзначное число. Проверочная работа по теме «Письменное умножение». | |
102 | Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе по теме «Письменное умножение». Решение задач. | |
103 | Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число». | |
104 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число». Площадь. | |
105 | Решение задач изученных видов. Решение уравнений. | |
106 | Письменное деление на двузначное число. | |
107 | Письменное деление с остатком на двузначное число. | |
108 | Письменное деление на двузначное число. | |
109 | Деление многозначного числа на двузначное. Решение задач. | |
110 | Деление многозначного числа на двузначное. Решение задач на движение. | |
111 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | |
112 | Письменное деление на двузначное число. Математический диктант. | |
113 | Письменное деление многозначного числа на двузначное. Решение задач с величинами. | |
114 | Приёмы деления многозначного числа на двузначное. Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число». | |
115 | Работа над ошибками, допущенных в проверочной работе по теме «Деление на двузначное число». Письменное деление на трехзначное число. | |
116 | Письменное деление на трехзначное число | |
117 | Письменное деление на трехзначное число. Площадь. | |
118 | Проверка деления умножением. | |
119 | Деление с остатком. | |
120 | Деление на трехзначное число, когда в частном есть нули. | |
121 | Приемы письменного умножения и деления на трёхзначное число. | |
122 | Письменное умножение и деление. | |
123 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное и трехзначное число». | |
Систематизация и обобщение всего изученного (13 ч.) | ||
124 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе по теме «Деление на двузначное и трехзначное число». Нумерация. | |
125 | Выражения и уравнения. | |
126 | Арифметические действия: сложение и вычитание. | |
127 | Арифметические действия: умножение и деление. | |
128 | Правила о порядке выполнения действий | |
129 | Величины | |
130 | Решение задач. | |
131 | Решение уравнений. | |
132 | Нахождение значений числовых выражений. | |
133 | Итоговая контрольная работа за 4 класс. | |
134 | Работа над ошибками, допущенных в итоговой контрольной работе за 4 класс. Нахождение значений числовых выражений. | |
135 | Проект «Моя математика». | |
136 | Игра «В поисках клада». |
Информационно-методическое обеспечение
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | А.А.Плешаков | Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы | 2013 | Москва «Просвещение» |
2 | Э.Н.Золотухина, В.А.Попова, Л.Ф.Костюнина | Математика. 4 класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России» | 2014 | Издательство «Учитель» |
3 | С.В.Николаева | Математика. 4 класс: рабочая программа по учебнику М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой | 2011 | Издательство «Учитель» |
4 | М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова | Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2ч. | 2015 | Москва «Просвещение» |
5 | М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова | Математика. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. | 2015 | Москва «Просвещение» |
6 | Электронное приложение к учебнику Математика, авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова | 2014 | Москва «Просвещение» | |
7 | М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова | Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 кл.» | 2015 | Москва «Просвещение» |
8 | Рудницкая В.Н | Тесты по математике: 4 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 4 класс. В 2-х частях» | 2014 | Издательство «Экзамен» |
Лист корректировки рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/09/picture-212614-1602232169.jpg)
Рабочая программа по УМК "Школа России" ФГОС 2 класс по математике
Рабочая программа по УМК "Школа России" ФГОС 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/29/picture-237228-1456738427.jpg)
Рабочая программа 1 класс ФГОС "Школа России" Математика
Рабочая программа 1 класс ФГОС "Школа России" Математика...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-203146-1360758563.jpg)
Рабочая программа по УМК "Школа России" математика 1 класс
Рабочая программа включает пояснительную записку, содержание программу, тематическое планирование, формы и средства контроля....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-203146-1360758563.jpg)
Рабочая программа по УМК "Школа России" математика 1 класс
Рабочая программа включает пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование, формы и средства контроля....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/15/picture-520190-1573840387.jpg)
Рабочая программа по УМК "Школа России" учебного курса "Математика" 4 класс
Рабочая программа по математике по УМК "Школа России" 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-538897-1418060543.jpg)
Рабочая программа по ФГОС Школа России - математика 1 класс
Рабочая программа по ФГОС Школа России - математика 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-601434-1425115530.jpg)
Рабочая программа 2-го класса УМК "Школа России" Математика
Разработка рабочей программы 2-го класса по математике...