Рабочая программа курса "Математика"
календарно-тематическое планирование по математике на тему
УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
149584_rabochaya_programma_kursa_matematika_2_klass_1.docx | 108.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Математика»
для УМК системы «Перспективная начальная школа»
(автор А.Л. Чекин)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и авторской программы А.Л. Чекина УМК «Перспективная начальная школа» (М.: Академкнига/Учебник, 2014.)
Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей первоклассников.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
- Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели);работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
- Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств. А также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.
Общая характеристика учебного курса
Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться.
Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач.
Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение той роли, которую мы отводим изучению геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера);
Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Основные виды учебной деятельности учащихся
- Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
- Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).
- Описание явлений и событий с использованием величин.
- Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.
- Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.
- Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
- Выполнение геометрических построений.
- Выполнение арифметических вычислений.
- Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
- Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.
- Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа.
- Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
- Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
- Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.
- Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
- Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков.
Основные содержательные линии
Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической.
Арифметическая линия прежде всего представлена материалом по изучению чисел.
Числа изучаются в такой последовательности:
- целые числа от 0 до 20 (2-е полугодие 1-го класса),
- числа второго десятка и все остальные натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления.
Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и, в обязательном порядке, его результат.
- Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности:
- Сложение (систематическое изучение начинается с 1 полугодия 1-го класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и на поразрядном способе сложения.
- Вычитание (систематическое изучение начинается со 2 полугодия 1-го класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая опирается на идею обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где главную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.
- Умножение (систематическое изучение начинается со 2-го класса) вводится как сложение одинаковых слагаемых. Сначала учащимся предлагается освоить лишь распознавание и запись этого действия, а его результат они будут находить с помощью сложения. Отдельно вводятся случаи умножения на 0 и на 1. В дальнейшем составляется таблица умножения однозначных чисел, используя которую, а также соответствующие свойства умножения, учащиеся научатся умножать многозначные числа.
- Деление (первое знакомство во 2-м классе на уровне предметных действий, а систематическое изучение − начиная с 3-го класса) вводится как действие, результат которого позволяет ответить на вопрос: сколько раз одно число содержится в другом? Далее устанавливается связь деления и вычитания, а потом – деления и умножения. Причем, эта последняя связь будет играть основную роль при обучении учащихся выполнению действия деления. Что касается связи деления и вычитания, то ее рассмотрение обусловлено двумя причинами: 1) на первых этапах обучения делению дать удобный способ нахождения частного; 2) представить в полном объеме взаимосвязь арифметических действий I и II ступеней.
Геометрическая линия выстраивается следующим образом:
Во 2-м классе изучаются следующие понятия и их свойства:
- прямая (аспект бесконечности), луч, углы и их виды,
- квадрат, периметр квадрата и прямоугольника,
- окружность и круг, центр, радиус, диаметр окружности (круга),
- построение окружности (круга) с помощью циркуля и использование циркуля для откладывания отрезка, равного по длине данному отрезку.
Линия по изучению величин
Во 2-м классе учащиеся познакомятся с единицей длины — метром.
Большое внимание будет уделено изучению таких величин, как «масса» и «время».
Сравнение предметов по массе сначала рассматривается в «доизмерительном» аспекте. После чего вводится стандартная единица массы — килограмм и изучается измерение массы с помощью весов. Далее вводится новая стандартная единица массы — центнер.
Вводятся стандартные единицы времени (час, минута, сутки, неделя) и соотношения между ними. Особое внимание уделяется изменяющимся единицам времени (месяц, год) и соотношениям между ними и постоянными единицами времени. Вводится самая большая изучаемая единица времени — век.
Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно названа «алгоритмической») является центральной для данного курса.
Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. При этом важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Под решением задачи понимается запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи.
Описание алгоритма решения задачи допускается в трех видах:
1) по действиям (по шагам) с пояснениями;
2) в виде числового выражения, но без пояснений;
3) в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения), с использованием стандартной символики.
Алгебраическая линия традиционно представлена такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение.
Во 2-м классе вводится само понятие «уравнение» и соответствующая терминология. Рассматриваются правила нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого как способы решения соответствующих уравнений.
Объём и сроки изучения
В соответствии с базисным планом на изучение учебного предмета «Математика» во 2 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Система оценки достижения планируемых результатов
2 класс – отметка не определяется (безотметочное оценивание).
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- “портфель” ученика;
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить “зону ближайшего развития и предметных знаний, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.
Результаты стартовой работы фиксируются учителем в классном журнале и оценочном листе ученика, учащимися в оценочных листах или рефлексивных дневниках.
Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются у учащихся в специальной тетради «Моим достижения…» отдельно по каждой конкретной операции, а также учителем пооперационно в личном классном журнале.
Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты проверочной работы заносятся учителем в личный классный журнал, а учащимися в оценочные листы или в рефлексивные дневники.
Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в личном классном журнале и рефлексивных дневниках.
“Портфель” ученика.
Учебный “портфель” ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса
К концу второго года обучения
Обучающиеся научатся:
- Вести счёт десятками и сотнями;
- Различать термины «число» и «цифра»;
- Распознавать числа (от 1 до 12), записанные римскими цифрами;
- Читать и записывать все однозначные . двузначные и трёхзначные числа;
- Записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
- Сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков(>, < , =);
- Изображать числа на числовом луче;
- Использовать термин «натуральный ряд» и «натуральное число»;
- Находить первые несколько чисел числовых последовательностей, составленных по заданному правилу;
- Воспроизводить и применять таблицу сложения однозначных чисел;
- Применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
- Воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;
- Применять правило вычитания суммы из суммы;
- Воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулём, умножения с нулём и единицей;
- Выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трёх разрядов;
- Находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания;
- Записывать действия умножения и деления, используя соответствующие знаки (•,:);
- Употреблять термины, связанные с действиями умножения и деления (произведение, множители, значение произведения; частное, делимое, делитель, значение частного);
- Воспроизводить и применять таблицу умножения однозначных чисел;
- Выполнять деление на основе предметных действий и на основе вычитания;
- Применять правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней;
- Чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
- Определять длину предметов и расстояния (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
- Строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
- Находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
- Выражать длину отрезка, используя разные единицы длины;
- Использовать соотношения между изученными единицами длины (сантиметр, дециметр, метр) для выражения длины в разных единицах;
- Распознавать на чертеже изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой); прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины;
- Измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы (килограмм, центнер);
- Измерять и выражать продолжительность, используя единицы времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); переходить от одних единиц времени к другим; ·
- Устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам;
- Распознавать и формулировать простые и составные задачи; пользоваться терминами , связанными с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ, данные, искомое);
- Строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели;
- Решать простые и составные задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…»; разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);
- Формулировать обратную задачу и использовать её для проверки решения данной;
- Читать и заполнять строки и столбцы таблицы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе;
- Пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков;
- Понимать и использовать термин «натуральный ряд» и «натуральное число»;
- Понимать и использовать термин «числовая последовательность»;
- Воспроизводить и применять правило вычитания суммы из суммы;
- Понимать количественный смысл действий (операций) умножения и деления над целыми неотрицательными числами;
- Понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);
- Записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения;
- Понимать бесконечность прямой и луча; ·
- Понимать характеристическое свойство точек окружности и круга;
- Использовать римские цифры для записи веков и различных дат;
- Оперировать с изменяющимися единицами времени (месяц, год) на основе их соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»;
- Понимать связь между временем-датой и временем – продолжительностью;
- Рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи, отличать их от других задач (логических, геометрических, комбинаторных);
- Моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные графические модели и уравнения;
- Использовать табличную форму формулировки задания.
Планируемые результаты освоения программы
по предмету «Математика» к концу 2-го года обучения.
В результате изучения курса математики по данной программе к концу 2 класса у учащихся будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки, представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные УУД:
- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
- проявлять познавательную инициативу в оказании помощи товарищам.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
- формулировать вывод на основе выделения существенных признаков;
- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме суждений об объекте, его строении, свойствах и связях по предложенному плану;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- устанавливать аналогии и строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Учебно-тематический план.
№ | Содержание | Кол-во часов | С/р | К/р |
1 | Числа и величины | 20 | 1 | 2 |
2 | Арифметические действия | 46 | 1 | 3 |
3 | Текстовые задачи | 36 | 2 | 2 |
4 | Геометрические фигуры | 10 | 1 | |
5 | Геометрические величины | 12 | 1 | |
6 | Работа с данными | 12 | 1 | |
Итого | 136 | 5 | 9 |
Содержание учебного предмета
2 класс (136 ч)
- Нумерация и сравнение чисел
Устная и письменная нумерация двузначных чисел; разрядный принцип десятичной записи чисел, запись и название «круглых» десятков, принцип построения количественных числительных для двузначных чисел.
Устная и письменная нумерация трехзначных чисел: получение новой разрядной единицы — сотни, третий разряд десятичной записи — разряд сотен, запись и название «круглых» сотен, принцип построения количественных числительных для трехзначных чисел, Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел на основе десятичной нумерации.
Изображение чисел на числовом луче. Понятие о натуральном ряде чисел.
Знакомство с римской письменной нумерацией. Числовые равенства и неравенства.
- Действия над числами
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Правило вычитания суммы из суммы. Поразрядные способы сложения и вычитания в пределах 100. Разностное сложение чисел. Запись сложения и вычитания в столбик: ее преимущества по отношению к записи в строчку при поразрядном выполнении действий. Способ сложения и вычитания столбиком. Выполнение действий сложения и вычитания с помощью калькулятора.
Связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания), Уравнение как форма записи действия с неизвестным компонентом. Правила нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого.
Умножение как сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (·). Множители, произведение и его значение. Табличные случаи умножения. Таблица умножения однозначных чисел (кроме 0 и 1).! Случаи умножения на 0 и на 1. Переместительное свойство умножения и его применение. Увеличение числа в несколько раз.
Знакомство с делением на уровне предметных действий. Знак деления (:). Деление как последовательное вычитание заданного числа с фиксацией количества выполненных вычитаний в качестве результата действия. Делимое, делитель, частное и его значение. Деление как нахождение заданной доли числа. Уменьшение числа в несколько раз,
- Величины и их измерение
Новая единица длины — метр. Соотношения между метром, дециметром и сантиметром: 1 м = 10 дм = 100 см.
Сравнение предметов по массе без ее измерения. Единица массы — килограмм. Измерение массы в килограммах с помощью чашечных весов с гирями и циферблатных весов. Единица массы — центнер. Соотношение между центнером и килограммом: 1 ц = 100 кг.
Время как продолжительность. Измерение времени с помощью часов. Время как момент. Формирование умения называть момент времени. Продолжительность как разность момента окончания и мо-88
мента начала события. Единицы времени: час, минута, сутки, неделя и соотношение между ними. Изменяющиеся единицы времени: месяц, год и возможные варианты их соотношения с сутками. Способы запоминания этих соотношений. Календарь. Единица времени — век. Соотношение между веком и годом: 1 век = 100 лет.
Деление как измерение величины или численности множества с помощью заданной единицы.
- Геометрические фигуры и их свойства
Бесконечность прямой. Луч как полупрямая. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Углы в многоугольнике. Периметр многоугольника. Квадрат как частный случай прямоугольника. Вычисление периметра квадрата и прямоугольника.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение окружности (круга) с помощью циркуля. Использование циркуля для откладывания отрезка, равного по длине данному.
- Арифметические сюжетные задачи
Арифметическая сюжетная задача как особый вид математического задания. Формирование умения выявлять отличительные признаки арифметической сюжетной задачи и ее обязательных компонентов: условия с наличием данных и требования с наличием искомого. Формулировка арифметической сюжетной задачи в виде текста. Исключение из текста «лишней» информации. Краткая запись задачи.
Графическое моделирование связей между данными и искомым.
Простые задачи как задачи, в которых искомое является результатом действия над двумя данными, Формирование умения правильного выбора действия при решении простой задачи: на основе смысла арифметического действия и с помощью графической модели.
Составные задачи как задачи, в которых для нахождения искомого нужно предварительно вычислить одно или несколько неизвестных по имеющимся данным. Преобразование составной задачи в простую и наоборот за счет изменения требования или условия. Разбиение составной задачи на несколько простых. Запись решения составной задачи по «шагам» (действиям) и в виде одного выражения.
Понятие об обратной задаче. Составление задач, обратных данной. Решение обратной задачи как способ проверки правильности решения данной. Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на сложение и вычитание с помощью уравнений.
Материально-техническое обеспечение программы
I. Учебно-методический комплекс
- Математика. 2 класс: учебник-тетрадь: в 2 ч. / А.Л. Чекин. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Математика: тетради для самостоятельной работы №1,2/ Е.П. Юдина. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 2 класс. Рабочая тетрадь / Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Афонина А. В., Ипатова Е.Е. Математика. 2 класс. Поурочные разработки. - М.: Вако, 2011г
- Чуракова Н.А. Итоговая комплексная работа. 1 класс. Методические указания по организации и проведению (+ CD-ROM). - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. Уровневая дифференциация. Рейтинговая оценка. Индивидуальные технологические карты. Диагностические работы. Разработки уроков. Разработки родительских собраний. / С.А. Зенина, А.Н. Медведева [и др.]; - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
- Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / СП. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
II. Электронно-программное обеспечение: компьютер, мультимедийное оборудование, выход в Интернет.
- Мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе. Методическое пособие с
электронным приложением / Издательство «Учитель», 2012. - Математика. Устный счет. Интерактивный тренажер. Методическое пособие с электронным приложением / Издательство «Учитель», 2012.
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по предмету «Математика» 2 класс
(136 ЧАСОВ - 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности/ Элементы содержания | Планируемые результаты | Дата | |||||||
предметные | метапредметные | личностные | план | факт | ||||||||
Повторение - 2 часа | ||||||||||||
1 | Путешествие по городу Математике. Таблица сложения однозначных чисел | Урок – путешествие | Повторить таблицу сложения однозначных чисел | Вести счёт в прямом и в обратном порядке; выполнять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок | Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. | Стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | ||||||
2 | Повторение геометрического материала | Комбинированный урок | Название и распознавание геометрических фигур | Распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их в тетради. | Сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам предметы | Формирование умения производить коррекцию выполненных действий | ||||||
«Круглые» двузначные числа и действия над ними - 11 часов | ||||||||||||
3 | Счёт десятками и «круглые» двузначные числа | Изучение нового материала | Нумерация чисел. Двузначные «круглые» числа, оканчивающиеся нулём. | Научиться образовывать, читать и записывать «круглые» двузначные числа. | Различать способ и результат действия. | Формирование желания приобретать новые знания. | ||||||
4 | Числовые равенства и неравенства | Комбинированный урок | Числовые равенства и неравенства | Уметь записывать числовые равенства и неравенства | Самостоятельно выбирать основания и критерии для логических операций | Привитие желания приобретать новые знания.
| ||||||
5 | Числовые выражения и их значения | Изучение нового материала | Числовое выражение и его значение | Уметь записывать числовые выражения и находить их значения | Различать способ и результат действия. | Задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности | ||||||
6 | Сложение «круглых» десятков | Изучение нового материала | Сложение «круглых» десятков | Знать принцип сложения «круглых» десятков. Уметь проводить сложение в разряде десятков | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата | ||||||
7 | Вычитание «круглых» десятков | Изучение нового материала | Вычитание «круглых» десятков | Знать принцип вычитания «круглых» десятков. Уметь проводить вычитание в разряде десятков | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | Формирование умения сотрудничать с одноклассниками и учителем. | ||||||
8 | Десятки и единицы | Комбинированный урок | Нумерация и сравнение двузначных чисел | Знать понятие «десяток». Уметь читать, записывать и сравнивать двузначные числа | Задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | ||||||
9 | Входная контрольная работа | Урок обучающего контроля | Решать простые арифметические задачи; выполнять сложение и вычитание в пределах 20 | Уметь применять правила, пользоваться инструкцией | Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | ||||||
10 | Краткая запись задачи. | Комбинированный урок | Решение текстовых задач арифметическим способом. | Знать понятие «арифметическая сюжетная задача». Уметь составлять краткую запись | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов на плоскости | Контролировать действия партнёра | ||||||
11 12 | Килограмм. Сколько килограммов. | Изучение нового материала | Единица измерения массы – килограмм. | Знать единицу измерения массы – килограмм. Уметь сравнивать предметы по величине и численности | Формулировать собственное мнение и позицию | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | ||||||
13 | Учимся решать задачи | Комбинированный урок | Задача, условие, требование, решение, ответ | Уметь выполнять краткую запись условия задачи; находить нужное арифметическое действие и решать задачу. | В сотрудничестве с учителем и товарищем ставить новые учебные задачи. | Формирование умения осознавать трудности и преодолевать их | ||||||
Двузначные и однозначные числа – 18 часов | ||||||||||||
14 | Прямая бесконечна | Изучение нового материала | Прямая линия, свойства бесконечности | Знать понятие «прямая», свойства бесконечности. Уметь распознавать изображение прямой на чертеже | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов на плоскости | Мотивация учебной деятельности. | ||||||
15 | Сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами | Изучение нового материала | Сумма разрядных слагаемых. Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. | Уметь выполнять сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; ставить новые учебные задачи | Формирование умения оценивать свои достижения | ||||||
16 | Сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами | Комбинированный урок | Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. | Уметь выполнять сложение и вычитание «круглых» чисел | Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять данные | Осознание ответственности за себя, за свои действия. | ||||||
17 | Контрольная работа № 1 по теме «Нумерация и сравнение двузначных чисел» | Контрольный урок | Решать арифметические задачи; выполнять Сравнение двузначных чисел | Уметь применять правила, пользоваться инструкцией | Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | ||||||
18 | Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного без перехода через разряд. | Изучение нового материала | Двузначное число Разрядные слагаемые | Знать поразрядный способ сложения. Уметь представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых и выполнять сложение | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов на плоскости | Формирование умения оценивать свои достижения | ||||||
19 | Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд. | Изучение нового материала | Двузначное число Разрядные слагаемые | Знать поразрядный способ вычитания. Уметь представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых и выполнять вычитание | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; ставить новые учебные задачи | Формирование умения договариваться с партнёром по совместной работе. | ||||||
20 | Поразрядное сложение и вычитание двузначного числа и однозначного без перехода через разряд. | Комбинированный урок | Двузначное число Разрядные слагаемые | Знать поразрядный способ сложения и вычитания. Уметь выполнять поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел | Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять данные | Осознание ответственности за себя, за свои действия. | ||||||
21 | Прямая и луч | Изучение нового материала | Луч, прямая. Распознавание и изображение луча на чертеже | Знать понятие луч и прямая. Уметь распознавать и отмечать луч на прямой; сравнивать признаки прямой и луча. | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | ||||||
22 | Сложение «круглого» десятка и двузначного числа | Изучение нового материала | Двузначное число, круглое число | Уметь выполнять изученный приём сложения. | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем | Формирование умения оказывать взаимопомощь при парной работе | ||||||
23 | Вычитание «круглого» десятка из двузначного числа. | Изучение нового материала | «Круглое» число, двузначное число | Уметь выполнять изученный приём вычитания. | Обрабатывать информацию: находить, обобщать данные | Формирование учебно-познавательной мотивации | ||||||
24 | Дополнение двузначного числа до «круглого» десятка | Изучение нового материала | Дополнение числа до «круглого» | Уметь дополнять двузначное число до «круглого» числа с помощью однозначного слагаемого. | Сопоставлять и сравнивать предметы по общим и отличительным признакам | Формирование приёмов логического мышления, приёмов самоконтроля. | ||||||
25 | Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд. | Изучение нового материала | Поразрядный способ сложения. Двузначные числа. | Знать поразрядный способ сложения. Уметь выполнять приём сложения двузначного числа и однозначного с переходом через разряд. | Различать способ и результат действия | Формирование способности выделять нравственный аспект поведения. | ||||||
26 | Вычитание однозначного числа из «круглого» десятка | Изучение нового материала | Приём «заимствования» десятка. | Знать прием «заимствования» десятка. Уметь выполнять приём вычитания однозначного числа из «круглого» | Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||
27 | Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд | Изучение нового материала | Алгоритм письменного приема вычитания | Уметь выполнять приём поразрядного вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. | Различать способ и результат действия | Формирование приёмов логического мышления, приёмов самоконтроля | ||||||
28 | Угол. Распознавание, сравнение углов | Изучение нового материала | Понятия: луч, угол, стороны угла, вершина угла. | Знать понятия: луч, угол, стороны угла, вершина угла. Уметь распознавать и строить угол. | Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Ориентация на оценку собственной деятельности | ||||||
29 | Угол. Прямой, острый и тупой углы. | Изучение нового материала | Понятие угол. Виды углов. | Знать виды углов. Уметь распознавать и сравнивать виды углов; строить углы в тетради. | Умение формулировать свои трудности, обращаться за помощью | Формирование учебно-познавательного интереса. | ||||||
30 | Углы многоугольника. | Изучение нового материала | Угол многоугольника. | Знать понятие угол многоугольника. Уметь определять количество углов в многоугольниках | Сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам | Формирование умения планировать действия и последовательно выполнять их | ||||||
31 | Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел» | Контрольный урок | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | Уметь применять правила, пользоваться инструкцией | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий | Рационально строить самостоятельную творческую деятельность | ||||||
Двузначные числа и действия над ними - 12 часов | ||||||||||||
32 | Разностное сравнение чисел | Изучение нового материала | Разностное сравнение, способ разностного сравнения чисел | Знать способ разностного сравнения чисел. Уметь выполнять разностное сравнение чисел | Моделирование ответа с помощью простейших инструментов - стрелок | Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | ||||||
33 | Задачи на разностное сравнение | Комбинированный урок | Разностное сравнение, способ разностного сравнения чисел | Знать способ разностного сравнения чисел. Уметь выполнять разностное сравнение чисел | Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков. | Мотивация учебной деятельности | ||||||
34 | Двузначное число больше однозначного | Комбинированный урок | Разрядные числа Поразрядный способ сравнения чисел | Знать правило сравнения чисел. Уметь сравнивать числа | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата | ||||||
35 | Сравнение двузначных чисел | Комбинированный урок | Разрядные числа Поразрядный способ сравнения чисел | Знать правило сравнения чисел. Уметь сравнивать числа | Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять данные | Проявление познавательной инициативы на основе уже имеющихся знаний | ||||||
36 | Прямоугольник и квадрат | Комбинированный урок | Прямоугольник, квадрат. Свойства прямоугольника и квадрата | Знать свойства прямоугольника и квадрата Уметь соотносить понятия прямоугольник и квадрат, распознавать и изображать на чертеже прямоугольник и квадрат | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | ||||||
37 | Поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд | Комбинированный урок | Поразрядное сложение, двузначные числа, сумма | Уметь выполнять приём сложения двузначного числа и однозначного без перехода через разряд | Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи | ||||||
38 | Поразрядное сложение двузначных чисел с переходом через разряд | Комбинированный урок | Поразрядное сложение, двузначные числа, сумма | Уметь выполнять приём сложения двузначного числа и однозначного с переходом через разряд | Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||
39 | Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | Контрольный урок | Сложение и вычитание двузначных чисел | Уметь выполнять вычисления в переделах 100 | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий | Рационально строить самостоятельную творческую деятельность | ||||||
40 | Десять десятков или сотня. | Изучение нового материала | Новая разрядная единица - сотня | Знать разрядную единицу – сотню. Уметь образовывать число 100 из десятков | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | ||||||
41 | Дециметр и метр | Изучение нового материала | Единицы измерения длины: дециметр, метр | Знать единицы измерения длины: дециметр, метр. Уметь измерять длину в дециметрах и метрах. | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | ||||||
42 | Килограмм и центнер | Изучение нового материала | Единицы измерения массы: килограмм, центнер. | Знать единицы измерения массы: килограмм, центнер. Уметь измерять массу в килограммах и центнерах. | Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Формирование мотивационной основы учебной деятельности. | ||||||
43 | Сантиметр и метр | Комбинированный урок | Единицы измерения длины: сантиметр, метр. | Знать единицы измерения длины: сантиметр, метр. Уметь измерять длину в сантиметрах и метрах. | Контроль процесса и результатов деятельности. | Мотивация учебной деятельности | ||||||
Умножение - 8 часов | ||||||||||||
44 | Сумма одинаковых слагаемых и произведение. Знак «х». | Изучение нового материала | Термин «умножение». Смысл действия умножения | Знать смысл действия умножения. Уметь записывать | Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать | Формирование учебно-познавательного интереса. | ||||||
45 | Произведение и множители | Изучение нового материала | Связь между суммой и произведением | Знать понятия «произведение», «множитель». Уметь распознавать первый и второй множители в произведении | Контроль процесса и результатов деятельности. | Задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества | ||||||
46 | Значение произведения и умножение | Комбинированный урок | Множитель, значение произведения | Знать понятие произведение. Уметь вычислять значение произведения на основе сложения одинаковых слагаемых | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на | Проявление познавательной инициативы на основе уже имеющихся знаний | ||||||
47 | Задачи, раскрывающие смысл действия умножения | Изучение нового материала | Произведение множитель | Уметь решать простые задачи действием умножения. | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Учебно-познавательный интерес к способам решения новой задачи | ||||||
48 | Перестановка множителей | Изучение нового материала | Переместительное свойство умножения | Знать переместительное свойство умножения. Уметь применять переместительный закон умножения | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве | Формирование умения видеть указанную ошибку и исправлять её. | ||||||
49 | Умножение числа 0 и на число 0. | Изучение нового материала | Случаи умножения числа 0. | Знать случаи умножения числа 0. Уметь применять правила умножения числа на 0 | Умение слушать собеседника; строить понятные для партнера высказывания | Мотивация учебной деятельности на основе предметных действий. | ||||||
50 | Умножение числа 1 и на число 1. | Изучение нового материала | Случаи умножения числа 1. | Знать случаи умножения числа 1. Уметь применять переместительный закон умножения и правила умножения числа на 1 | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | ||||||
51 | Длина ломаной линии | Практическая работа | Звено ломаной линии Длина ломаной линии | Знать понятия ломаная, длина ломаной. Уметь чертить ломаную линию; вычислять длину ломаной линии | Проводить сравнение на основе выделения существенных признаков. | Мотивация учебной деятельности | ||||||
Таблица умножения однозначных чисел – 19 часов | ||||||||||||
52 | Умножение числа 1 на однозначные числа | Изучение нового материала | Случаи умножения числа однозначного числа на 1. | Знать правила умножения числа 1. Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно - следственные связи. | Проявление познавательной инициативы на основе практического опыта. | ||||||
53 | Умножение числа 2 на однозначные числа | Изучение нового материала | Случаи умножения с числом 2. Перестановка множителей. | Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок | Мотивация учебной деятельности на основе предметных действий. | ||||||
54 | Периметр многоугольника. | Изучение нового материала | Понятие «периметр» | Уметь вычислять периметр многоугольника | Самопроверка на основе использования схем, взаимоконтроль | Проявление познавательной инициативы | ||||||
55 | Периметр прямоугольника | Изучение нового материала | Понятие «периметр», формула периметра | Знать формулу периметра прямоугольника. Уметь вычислять периметр прямоугольника | Умение слушать собеседника; строить понятные для партнера высказывания | Формировать стремление к адекватной самооценке. | ||||||
56 | Умножение числа 3 на однозначные числа | Изучение нового материала | Случаи умножения с числом 3. Перестановка множителей. | Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Контроль процесса и результатов деятельности. | Формирование умения видеть указанную ошибку и исправлять её. | ||||||
57 | Умножение числа 4 на однозначные числа | Изучение нового материала | Случаи умножения с числом 4. Перестановка множителей. | Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять данные | Проявление познавательной инициативы на основе имеющихся знаний | ||||||
58 | Контрольная работа № 4 по теме: «Периметр многоугольника. Сумма и произведение» | Контрольный урок | Сумма, произведение, периметр | Уметь выполнять умножение на однозначное число; решать задачи. | Контроль процесса и результатов деятельности. | Проявление познавательной инициативы на основе практического опыта. | ||||||
59 | Умножение и сложение: порядок выполнение действий | Комбинированный урок | Действия: умножение, сложение. Порядок действий | Знать порядок выполнения действий. Уметь выполнять порядок действий: умножение и сложение. | Описывать явления и события с использованием чисел | Ориентация на оценку собственной деятельности. | ||||||
60 | Периметр квадрата | Изучение нового материала | Формирование понятия периметр, формула периметра. | Знать формулу периметра квадрата. Уметь вычислять периметр квадрата | Умение слушать собеседника; строить понятные для партнера высказывания | Формировать стремление к адекватной самооценке. | ||||||
61 | Умножение числа 5 на однозначные числа | Комбинированный урок | Случаи умножения с числом 5. Перестановка множителей. | Знать случаи умножения с числом 5. Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять данные | Формировать стремление к адекватной самооценке. | ||||||
62 | Умножение числа 6 на однозначные числа | Комбинированный урок | Случаи умножения с числом 6. Перестановка множителей. | Знать случаи умножения с числом 6. Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||
63 64 | Умножение числа 7 на однозначные числа | Комбинированный урок | Случаи умножения с числом 7. Перестановка множителей. | Знать случаи умножения с числом 7, правило перестановки множителей. Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Самопроверка на основе использования образцов, схем и рисунков; взаимоконтроль | Формирование способности выделять нравственный аспект поведения. | ||||||
65 | Умножение числа 8 на однозначные числа | Комбинированный урок | Случаи умножения с числом 8. Перестановка множителей. | Знать случаи умножения с числом 8, правило перестановки множителей. Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений | Формирование способности выделять нравственный аспект поведения. | ||||||
66 | Умножение числа 9 на однозначные числа | Комбинированный урок | Случаи умножения с числом 9. Перестановка множителей. | Знать случаи умножения с числом 9. Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||
67 | Таблица умножения однозначных чисел. Самостоятельная работа | Комбинированный урок | Табличные случаи умножения | Знать табличные случаи умножения. Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||
68 | Увеличение в несколько раз | Изучение нового материала | Отношение «больше в несколько раз» | Знать отношение «больше в несколько раз». Уметь увеличивать данное число в несколько раз. | Описывать явления и события с использованием чисел | Формирование умения самостоятельно формулировать задания | ||||||
69 | Учимся решать задачи | Комбинированный урок | Отношение «больше в несколько раз» | Знать отношение «больше в несколько раз». Уметь увеличивать данное число в несколько раз. | Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять данные | Формирование умения выполнять учебные действия в речевой форме | ||||||
70 | Контрольная работа № 5 по теме: «Таблица умножения» | Контрольный урок | Табличные случаи умножения | Уметь организовывать и контролировать собственную деятельности. Уметь выполнять умножение чисел; решать задачи. | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. | ||||||
Трехзначные числа – 14 часов | ||||||||||||
71 | Счёт десятками и «круглое» число десятков | Изучение нового материала | Нумерация трёхзначных чисел Круглое число | Знать термин «круглое двузначное число». Уметь записывать число 100. | Овладение действием моделирования; поиск и выделение необходимой информации | Адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа | ||||||
72 | Разряд сотен и название «круглых» сотен | Изучение нового материала | Понятия: разряд, «сотня», «круглые» сотни. | Уметь читать и записывать числа, которые являются круглыми сотнями | Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам | Формирование умения выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; структурировать и фиксировать информацию | ||||||
73 | Сложение «круглых» сотен | Изучение нового материала | Понятия: разряд, «сотня», «круглые» сотни. | Уметь складывать «круглые» сотни | Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять данные | Формирование желания приобретать новые знания. | ||||||
74 | Вычитание «круглых» сотен | Изучение нового материала | Понятия: разряд, «сотня», «круглые» сотни. | Уметь вычитать «круглые» сотни. | Описывать явления и события с использованием чисел | Формирование мотивационной основы учебной деятельности | ||||||
75 | Трёхзначное число, как сумма разрядных слагаемых | Изучение нового материала | Сумма разрядных слагаемых. | Уметь записывать трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых. | Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | ||||||
76 | Трёхзначное число – сумма «круглых» сотен и двузначного или однозначного числа | Изучение нового материала | Нумерация трехзначных чисел | Знать нумерацию трехзначных чисел. Уметь записывать трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых. | Проговаривать последовательность действий на уроке, учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | Формирование умения действовать по инструкции учебника, умение оказывать взаимопомощь | ||||||
77 | Трёхзначное число больше двузначного. Сравнение трёхзначных чисел. | Комбинированный урок | Разряд единиц, десятков, сотен. Поразрядный способ сравнения чисел | Знать поразрядный способ сравнения чисел | Овладение спектром логических действий | Формирование понимания значения математики в жизни человека | ||||||
78 | Решение задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц в косвенной форме | Изучение нового материала | Больше на… Меньше на… в косвенной форме | Уметь решать задачи в прямой и косвенной форме | Осуществлять пошаговый контроль и оценку своих действий | Проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству | ||||||
79 | Учимся решать задачи | Комбинированный урок | Разряд единиц, десятков, сотен. Поразрядный способ сравнения чисел | Знать поразрядный способ сравнения чисел. Уметь выполнять вычисления | Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять данные | Умение применять правила и пользоваться инструкциями | ||||||
80 | Одно условие и несколько требований. Решение составных задач | Комбинированный урок | Составная задача | Знать понятие «составная задача» Уметь решать составные задачи | Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять данные | Формирование учебно-познавательного интереса. | ||||||
81 | Введение дополнительных требований | Изучение нового материала | Составная задача, условие, требование, введение дополнительных требований | Уметь анализировать условие задачи и дополнять его требованиями. | Описывать явления и события с использованием чисел | Формирование умения сопоставлять и делать выводы | ||||||
82 | Запись решения задач по действиям | Изучение нового материала | Задача, условие, требование, решение, ответ, запись задачи | Знать план записи решения задачи. Уметь записывать решение задачи по действиям | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве | Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | ||||||
83 | Запись решения задачи в виде одного числового выражения | Изучение нового материала | Составная задача, числовое выражение | Уметь записывать решение составной задачи в виде числового выражения | Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу | Формировать положительное отношение к дисциплине | ||||||
84 | Учимся решать задачи и записывать их решения. Самостоятельная работа по теме: «Составные задачи» | Комбинированный урок | Составная задача | Уметь записывать решение составной задачи в виде числового выражения или по действиям | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Организация и осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||||
Сложение и вычитание столбиком – 15 часов | ||||||||||||
85 | Запись сложения в строчку и столбиком | Комбинированный урок | Письменный приём сложения трёхзначных чисел | Знать новый способ записи сложения – столбиком. Уметь выполнять вычисления, используя способы записи в строчку и столбиком | Описывать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры | Формирование умения проявлять инициативу в учебном сотрудничестве | ||||||
86 87 | Способ сложения столбиком | Комбинированный урок | Письменный приём сложения трёхзначных чисел | Знать новый способ записи сложения – столбиком. Уметь выполнять вычисления, используя способ записи столбиком | Исследовать предметы окружающего мира, сравнивая их по общим и отличительным признакам | Формирование умения предварительно анализировать текст задания и планировать работу | ||||||
88 | Окружность и круг | Изучение нового материала | Окружность и круг | Знать понятия «окружность», «круг» Уметь различать круг и окружность | Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | ||||||
89 | Центр и радиус окружности | Изучение нового материала | Окружность и круг, центр и радиус окружности | Знать понятия: радиус, окружность, круг. Уметь различать круг и окружность | Осуществлять пошаговый контроль и оценку своих действий | Проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству | ||||||
90 | Радиус и диаметр окружности | Изучение нового материала | Радиус, диаметр | Знать понятия радиус и диаметр. Уметь изображать на чертеже радиус и диаметр окружности. | Сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам | Формирование познавательного интереса к процессу обучения | ||||||
91 | Вычитание суммы из суммы | Изучение нового материала | Поразрядный способ вычитания | Уметь выполнять приём вычитания суммы из суммы рациональным способом. | Осуществлять пошаговый контроль и оценку своих действий | Проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству | ||||||
92 | Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд | Комбинированный урок | Письменный приём вычитания трёхзначных чисел | Уметь выполнять поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд. | Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | ||||||
93 | Поразрядное вычитание чисел с переходом через разряд | Изучение нового материала | Письменный приём вычитания трёхзначных чисел | Уметь выполнять поразрядное вычитание чисел с переходом через разряд. | Осуществлять пошаговый контроль и оценку своих действий | Формирование познавательного интереса к процессу обучения | ||||||
94 | Запись вычитания в строчку и столбиком | Комбинированный урок | Разряд единиц, десятков, сотен | Знать новый способ вычитания – столбиком. Уметь выполнять вычисления, используя способ записи столбиком | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | |||||||
95 | Способ вычитания столбиком | Комбинированный урок | Разряд единиц, десятков, сотен | Знать новый способ вычитания – столбиком. Уметь выполнять вычисления, используя способ записи столбиком | Осуществлять взаимопроверку, необходимые действия | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | ||||||
96 | Контрольная работа № 6 по теме: «Сложение и вычитание трехзначных чисел» | Изучение нового материала | Разряд единиц, десятков, сотен. Поразрядный способ сложения и вычитания чисел | Овладеть удобным способом сложения двузначного числа с однозначным без перехода через разряд | Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять данные | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | ||||||
97 | Работа над ошибками. Поупражняемся в вычислениях | Комбинированный урок | Разряд единиц, десятков, сотен. Поразрядный способ сложения и вычитания чисел | Знать поразрядный способ сравнения чисел. Уметь выполнять вычисления | Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять данные | Умение применять правила и пользоваться инструкциями | ||||||
98 99 | Умножение и вычитание: порядок выполнения действий | Изучение нового материала | Порядок действий Выражения со скобками и без них | Уметь выполнять вычисления в выражениях, содержащих и действие вычитание, и умножение | Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | ||||||
Уравнение – 6 часов | ||||||||||||
100 | Известное и неизвестное | Изучение нового материала | Понятие «неизвестное» | Уметь пользоваться математической терминологией | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве | Формирование умения контролировать процесс и результаты работы | ||||||
101 | Числовое равенство и уравнение | Комбинированный урок | Равенство, уравнение, корень уравнения | Знать понятия «уравнение», «корень». Уметь распознавать уравнения; составлять уравнения и числовые равенства. | Описывать явления и события с использованием чисел | Формирование умения контролировать процесс и результаты работы | ||||||
102 | Как найти неизвестное слагаемое | Изучение нового материала | Уравнение, корень уравнения, слагаемое | Знать правило нахождения неизвестного слагаемого | Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять данные | Формирование умения проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве | ||||||
103 | Как найти неизвестное вычитаемое | Изучение нового материала | Уравнение, корень уравнения, вычитаемое | Уметь применять при решении уравнений правила нахождения неизвестного вычитаемого. | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве | Формирование положительного отношения к учению. | ||||||
104 | Как найти неизвестное уменьшаемое | Изучение нового материала | Уравнение, корень уравнения, уменьшаемое | Уметь применять при решении уравнений правила нахождения неизвестного уменьшаемого | Описывать явления и события с использованием чисел | Формирование умения выполнять действия по аналогии | ||||||
105 | Учимся решать уравнения. Самостоятельная работа | Изучение нового материала | Уравнение, корень уравнения | Уметь составлять уравнения и решать их. | Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам | Формирование умения осуществлять контроль результатов действий | ||||||
Деление – 11 часов | ||||||||||||
106 | Распределение предметов поровну | Изучение нового материала | Распределение предметов поровну | Уметь распределять предметы поровну | Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять данные | Формирование умения действовать по аналогии и проверять результат по образцу | ||||||
107 | Деление. Знак «:» | Изучение нового материала | Деление | Знать смысл действия деления. Уметь вычислять деление на основе практических действий. | Описывать явления и события с использованием чисел | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | ||||||
108 | Частное и его значение | Комбинированный урок | Деление, частное чисел, значение частного | Уметь вычислять значение частного по рисунку или схеме | Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | ||||||
109 | Делимое и делитель | Комбинированный урок | Делимое Делитель | Знать терминологию, связанную с действием делением. Уметь читать и записывать частные чисел по схеме | Учитывать правила в планировании и контроле способа решения | Формирование умения доказывать свою точку зрения. | ||||||
110 | Деление и вычитание | Комбинированный урок | Делимое Делитель Уменьшаемое Вычитаемое | Уметь вычислять значение частного с помощью многократного вычитания делителя из делимого. | Описывать явления и события с использованием чисел | Овладение умением проводить анализ материала и устанавливать закономерности | ||||||
111 | Деление и измерение | Практическая работа | Связь деления с процессом измерения величины | Знать взаимосвязь деления и измерения | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве | Формирование умения контролировать процесс и результаты работы | ||||||
112 | Деление пополам и половина | Изучение нового материала | Понятие «половина» | Знать понятие «половина». Уметь устанавливать связь между делением геометрической фигуры пополам и делением соответствующей величины пополам. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке | Формирование умения интерпретировать информацию, представленную в условных знаках. | ||||||
113 | Деление на несколько равных частей и доля | Изучение нового материала | Понятия «доля», равные части | Уметь выполнять деление на несколько (более чем на 2) равных частей данной величины. | Осуществлять пошаговый контроль и оценку своих действий | Формирование умения работать с разными источниками информации | ||||||
114 | Уменьшение в несколько раз | Изучение нового материала | Отношение «меньше в…раз» | Знать отношение «меньше в…раз» Уметь уменьшать данную величину в несколько раз | Уметь слушать и вступать в диалог, учитывая позицию собеседника | Формировать учебно-познавательный интерес к изучению нового материала | ||||||
115 | Действия первой и второй ступеней | Изучение нового материала | Порядок выполнения действий | Знать действия первой (умножение, деление) и второй (сложение, вычитание) ступеней. Уметь определять порядок действий | Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | ||||||
116 | Контрольная работа № 7 по теме: «Порядок выполнения арифметических действий» | Контрольный урок | Порядок действий | Знать действия первой и второй ступеней. Уметь определять порядок действий | Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий | Формирование умения ставить перед собой цель и стремиться к её достижению | ||||||
Время – 22 часа | ||||||||||||
117 | Сколько прошло времени? Солнечные и песочные часы | Изучение нового материала | Время. Единицы времени | Знать величину «время», «части суток» Уметь отвечать на вопрос «Сколько прошло времени?» | Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам | Формирование умения выполнять задания по аналогии; развитие логического мышления; | ||||||
118 | Который час? Полночь и полдень | Комбинированный урок | Понятия «полдень», «полночь» | Знать понятия «полдень», «полночь». Уметь пользоваться циферблатными часами | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Опираясь на общие для всех простые правила поведения уметь делать выбор | ||||||
119 | Циферблат и римские цифры | Изучение нового материала | Циферблат Римские цифры | Знать римские цифры . Уметь определять время по часам время | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного | Формировать мотивационную сферу учебной деятельности. | ||||||
120 | Час и минута. Учимся узнавать время. | Изучение нового материала | Час Минута | Знать соотношение между часом и минутой. Уметь переводить часы в минуты. | Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять данные | Формирование умения поэтапно выполнять учебные действия; умения осознавать учебную задачу | ||||||
121 | Учимся узнавать время. Откладываем равные отрезки. | Изучение нового материала | Отрезок, равные отрезки, циркуль | Уметь откладывать равные отрезки с помощью циркуля | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Учебно-познавательный интерес к новому способу решения задачи. | ||||||
122 | Числа на числовом луче | Комбинированный урок | Числовой луч. порядковое свойство чисел | Знать понятие «числовой луч», порядковое свойство чисел. Уметь определять место чисел на числовом луче | Договариваться и приходить к общему решению | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | ||||||
123 | Натуральный ряд чисел | Изучение нового материала | Натуральное число | Знать понятие «натуральное число». Уметь выполнять действия с натуральными числами | Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам | Формирование готовности использовать знания в учении и в повседневной жизни. | ||||||
124 | Единицы измерения времени. Час и сутки. Сутки и неделя | Изучение нового материала | Понятия: час, сутки, неделя | Знать единицы измерения времени – час, сутки, неделя, соотношения между единицами времени. Уметь решать задачи с единицами измерения времени. | Договариваться и приходить к общему решению | Формирование умения выполнять действия поэтапно; владеть общими способами решения конкретных задач | ||||||
125 | Итоговая контрольная работа | Контрольный урок | Выражение, задачи, алгоритм решения | Уметь вычислять значение числовых выражений; решать задачи | Осуществлять пошаговый контроль и оценку своих действий | Формирование желания совершенствовать имеющиеся знания. | ||||||
126 | Единицы измерения времени. Сутки и месяц. Месяц и год. | Изучение нового материала | Понятия: сутки, месяц, год | Знать единицы измерения времени – сутки, месяц, год, соотношения между единицами времени. Уметь решать задачи с единицами измерения времени. | Сопоставлять и сравнивать предметы по общим и отличительным признакам | Формирование умения контролировать процесс и результаты деятельности | ||||||
127 | Календарь Год и век. Учимся пользоваться календарём. Самостоятельная работа по теме: «Единицы времени» | Изучение нового материала | Календарь. Год, век | Знать виды календарей, единицы измерения времени – год, век, соотношения между единицами времени. Уметь пользоваться разными видами календарей. | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование умения сравнивать, обобщать и действовать по аналогии | ||||||
128 | Данные и искомые Работа с данными | Изучение нового материала | Понятия: «данные», «искомое» | Знать понятия «данные», «искомое» Уметь выделять данные и искомое в арифметической задаче. | Определять последовательность действий при составлении и решении текстовых арифметических задач | Овладение умением проводить анализ материала и устанавливать закономерности | ||||||
129 | Обратная задача | Изучение нового материала | Обратная задача | Знать понятие «обратная задача». Уметь выполнять проверку решения задачи; составлять и решать обратные задачи | Определять последовательность действий при составлении и решении текстовых арифметических задач | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию | ||||||
130 | Обратная задача и проверка решения данной задачи | Комбинированный урок | Обратная задача Проверка решения | Уметь выполнять проверку решения задачи; составлять и решать обратные задачи | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование умения вносить необходимые коррективы в свои действия | ||||||
131 132 | Запись решения задачи | Изучение нового материала | Обратная задача Уравнение | Уметь записывать решение задачи с помощью уравнения. | Договариваться и приходить к общему решению | Формирование желания совершенствовать знания по предмету. | ||||||
133 | Геометрические построения | Изучение нового материала | Циркуль, треугольник, равносторонний треугольник | Уметь выполнить построение равностороннего треугольника с помощью циркуля и линейки | Осуществлять пошаговый контроль и оценку своих действий | Формирование стремления к адекватной самооценке. | ||||||
134 | Вычисляем значения выражений | Комбинированный урок | Числовое выражение, свойства арифметических действий | Уметь вычислять значение числовых выражений; использовать свойства арифметических действий | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного | Формировать мотивационную сферу учебной деятельности. | ||||||
135 | Решаем задачи и делаем проверку Самостоятельная работа | Комбинированный урок | Обратная задача Проверка решения | Уметь выполнять проверку решения задачи; составлять и решать обратные задачи | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование желания совершенствовать знания по предмету. | ||||||
136 | Время – дата и время – продолжительность Учимся составлять последовательности чисел | Комбинированный урок | Временная последовательность событий. | Знать временную последовательность событий. Уметь решать задачи на определение времени. | Проговаривать последовательность действий на уроке, учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | Формирование умения действовать по инструкции учебника, умение оказывать взаимопомощь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...