Рабочая программа курса "Математика"
календарно-тематическое планирование по математике на тему

Ефимова Елена Анатольевна

УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 149584_rabochaya_programma_kursa_matematika_2_klass_1.docx108.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Математика»

для УМК системы «Перспективная начальная школа»

(автор А.Л. Чекин)

Пояснительная записка


     Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и  авторской программы А.Л. Чекина УМК «Перспективная начальная школа» (М.: Академкнига/Учебник, 2014.)

Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей первоклассников.

    Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
  •   Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов);                    понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели);работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
  • Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

  Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств. А также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Общая характеристика учебного курса

       Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться.

     Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач.

       Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение той роли, которую мы отводим изучению геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

           

Ценностные ориентиры содержания  курса «Математика»

       В основе  учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность  по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера);    

      Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

      Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

                                             Основные виды учебной деятельности учащихся

  • Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
  • Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).
  • Описание явлений и событий с использованием величин.
  • Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.
  • Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.
  • Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
  • Выполнение геометрических построений.
  • Выполнение арифметических вычислений.
  • Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
  • Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.
  • Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа.
  • Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
  • Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
  • Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.
  • Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
  • Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков.

Основные содержательные линии

      Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической.

       Арифметическая линия прежде всего представлена материалом по изучению чисел.

Числа  изучаются в такой последовательности:

  • целые числа от 0 до 20 (2-е полугодие 1-го класса),
  • числа второго десятка и все остальные натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления.

    Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и, в обязательном порядке, его результат.

  • Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности:
  • Сложение (систематическое изучение начинается с 1 полугодия  1-го класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и на поразрядном способе сложения.
  • Вычитание (систематическое изучение начинается со 2 полугодия 1-го класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая опирается на идею обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где главную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.
  • Умножение (систематическое изучение начинается со 2-го класса) вводится как сложение одинаковых слагаемых. Сначала учащимся предлагается освоить лишь распознавание и запись этого действия, а его результат они будут находить с помощью сложения. Отдельно вводятся случаи умножения на 0 и на 1. В дальнейшем составляется таблица умножения однозначных чисел, используя которую, а также соответствующие свойства умножения, учащиеся научатся умножать многозначные числа.
  •  Деление (первое знакомство во 2-м классе на уровне предметных действий, а систематическое изучение  начиная с 3-го класса) вводится как действие, результат которого позволяет ответить на вопрос: сколько раз одно число содержится в другом? Далее устанавливается связь деления и вычитания, а потом – деления и умножения. Причем, эта последняя связь будет играть основную роль при обучении учащихся выполнению действия деления. Что касается связи деления и вычитания, то ее рассмотрение обусловлено двумя причинами: 1) на первых этапах обучения делению дать удобный способ нахождения частного; 2) представить в полном объеме взаимосвязь арифметических действий I и II ступеней.

   Геометрическая линия выстраивается следующим образом:

    Во 2-м классе изучаются следующие понятия и их свойства:

  • прямая (аспект бесконечности), луч,  углы и их виды,
  • квадрат, периметр квадрата и прямоугольника,
  • окружность и круг, центр, радиус, диаметр окружности (круга),
  • построение окружности (круга) с помощью циркуля и использование циркуля для откладывания отрезка, равного по длине данному отрезку.
       
    Линия по изучению величин

     Во 2-м классе учащиеся познакомятся с единицей длины — метром.

Большое внимание будет уделено изучению таких величин, как «масса» и «время».

Сравнение предметов по массе сначала рассматривается в «доизмерительном» аспекте. После чего вводится стандартная единица массы — килограмм и изучается измерение массы с помощью весов. Далее вводится новая стандартная единица массы — центнер.

Вводятся стандартные единицы времени (час, минута, сутки, неделя) и соотношения между ними. Особое внимание уделяется изменяющимся единицам времени (месяц, год) и соотношениям между ними и постоянными единицами времени. Вводится самая большая изучаемая единица времени — век.
 
Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно названа «алгоритмической») является центральной для данного курса.

     Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. При этом важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Под решением задачи понимается запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи.

    Описание алгоритма решения задачи допускается в трех видах:

1) по действиям (по шагам) с пояснениями;

2) в виде числового выражения, но без пояснений;

3) в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения), с использованием стандартной символики.
   
Алгебраическая линия традиционно представлена такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение.

    Во 2-м классе вводится само понятие «уравнение» и соответствующая терминология. Рассматриваются правила нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого как способы решения соответствующих уравнений.

Объём и сроки изучения

    В соответствии с базисным планом на изучение учебного предмета «Математика» во 2 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю.

Система оценки достижения планируемых результатов

    2 класс  – отметка не определяется  (безотметочное оценивание).

   Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы. 
   
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

   Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • стартовые и итоговые проверочные работы;
  • тестовые диагностические работы;
  • текущие проверочные работы;
  • “портфель” ученика;

    Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить “зону ближайшего развития и предметных знаний, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.

Результаты стартовой работы фиксируются учителем в классном журнале и оценочном листе ученика, учащимися в оценочных листах или рефлексивных дневниках.

   Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются у учащихся в специальной тетради «Моим достижения…» отдельно по каждой конкретной операции, а также учителем пооперационно в личном  классном журнале.

    Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты проверочной работы заносятся учителем в личный  классный журнал, а учащимися в оценочные листы или в рефлексивные дневники.

   Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в личном  классном журнале и рефлексивных дневниках.

   “Портфель” ученика.

Учебный “портфель” ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения.

Основные требования к уровню подготовки  обучающихся 2 класса

К концу второго года обучения

 

Обучающиеся научатся:

  • Вести счёт десятками и сотнями;
  • Различать термины «число» и «цифра»;
  • Распознавать числа (от 1 до 12), записанные римскими цифрами;
  • Читать и записывать все однозначные . двузначные и трёхзначные числа;
  • Записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
  • Сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков(>, < , =);
  • Изображать  числа  на числовом луче;
  • Использовать термин  «натуральный ряд» и  «натуральное число»;
  • Находить первые несколько чисел числовых последовательностей, составленных по заданному правилу;
  • Воспроизводить и применять таблицу сложения однозначных чисел;
  • Применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
  • Воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;
  • Применять правило вычитания суммы из суммы;
  • Воспроизводить и применять правила  сложения и вычитания  с нулём, умножения с нулём и единицей;
  • Выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трёх разрядов;
  • Находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания;
  • Записывать действия умножения и деления, используя соответствующие знаки (•,:);
  • Употреблять термины, связанные с действиями умножения и деления (произведение, множители, значение произведения; частное, делимое, делитель, значение частного);
  • Воспроизводить и применять таблицу умножения однозначных чисел;
  • Выполнять деление на основе предметных действий и на основе вычитания;
  • Применять правило порядка выполнения  действий в выражениях со скобками  и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней;
  • Чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • Определять длину предметов и расстояния (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
  • Строить отрезки заданной длины при помощи  измерительной линейки;
  • Находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
  • Выражать длину отрезка, используя разные   единицы длины;
  • Использовать соотношения между изученными единицами длины  (сантиметр, дециметр, метр) для выражения длины в разных единицах;
  • Распознавать на чертеже изображать  прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой); прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины;
  • Измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы (килограмм, центнер);
  • Измерять и выражать продолжительность, используя единицы времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); переходить от одних единиц времени к другим; ·      
  • Устанавливать связь между началом  и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам;
  • Распознавать и формулировать простые и составные задачи; пользоваться терминами , связанными с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ, данные, искомое);
  • Строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели;
  • Решать простые и составные задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…»; разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);
  • Формулировать обратную задачу и использовать  её для  проверки решения данной;
  • Читать и заполнять строки и столбцы таблицы.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе;
  • Пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков;
  • Понимать и использовать термин «натуральный ряд» и «натуральное число»;
  • Понимать и использовать термин «числовая последовательность»;
  • Воспроизводить  и применять правило вычитания суммы из суммы;
  • Понимать количественный смысл действий (операций) умножения и деления над целыми  неотрицательными числами;
  • Понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);
  • Записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения;
  • Понимать бесконечность  прямой и луча; ·
  • Понимать характеристическое  свойство точек окружности  и круга;
  • Использовать римские цифры для записи веков и различных дат;
  • Оперировать с изменяющимися единицами  времени (месяц, год) на основе их соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»;
  • Понимать связь между временем-датой и временем – продолжительностью;
  • Рассматривать  арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый  вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи, отличать их от других задач (логических, геометрических, комбинаторных);
  • Моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные графические модели и уравнения;
  • Использовать табличную форму формулировки задания.

Планируемые результаты освоения программы

по предмету «Математика» к концу 2-го года обучения.

       В результате изучения курса математики по данной программе к концу 2 класса у учащихся будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки, представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
  • проявлять познавательную инициативу в оказании помощи  товарищам.

   Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

 Ученик научится или получит возможность научиться:

  • принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения
  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные УУД

    Ученик научится или получит возможность научиться:

  •    формулировать вывод  на основе выделения существенных признаков;
  •  владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения  или верное  решение (правильный ответ); устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме суждений об объекте, его строении, свойствах и связях по предложенному плану;
  • выполнять действия по заданному алгоритму;
  • устанавливать аналогии  и строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

С/р

К/р

1

Числа и величины

20

1

2

2

Арифметические действия

46

1

3

3

Текстовые задачи

36

2

2

4

Геометрические фигуры

10

1

5

Геометрические величины

12

1

6

Работа с данными

12

1

                                                                                        Итого

136

5

9

Содержание учебного предмета

2 класс    (136 ч)

  1. Нумерация и сравнение чисел

     Устная и письменная нумерация двузначных чисел; разрядный принцип десятичной записи чисел, запись и название «круглых» десятков, принцип построения количественных числительных для двузначных чисел.

Устная и письменная нумерация трехзначных чисел: получение новой разрядной единицы — сотни, третий разряд десятичной записи — разряд сотен, запись и название «круглых» сотен, принцип построения количественных числительных для трехзначных чисел, Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Сравнение чисел на основе десятичной нумерации.

Изображение чисел на числовом луче. Понятие о натуральном ряде чисел.

Знакомство с римской письменной нумерацией. Числовые равенства и неравенства.

  1. Действия над числами

   Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Правило вычитания суммы из суммы. Поразрядные способы сложения и вычитания в пределах 100. Разностное сложение чисел. Запись сложения и вычитания в столбик: ее преимущества по отношению к записи в строчку при поразрядном выполнении действий. Способ сложения и вычитания столбиком. Выполнение действий сложения и вычитания с помощью калькулятора.

Связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания), Уравнение как форма записи действия с неизвестным компонентом. Правила нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого.

Умножение как сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (·). Множители, произведение и его значение. Табличные случаи умножения. Таблица умножения однозначных чисел (кроме 0 и 1).Случаи умножения на 0 и на 1. Переместительное свойство умножения и его применение. Увеличение числа в несколько раз.

Знакомство с делением на уровне предметных действий. Знак деления (:). Деление как последовательное вычитание заданного числа с фиксацией количества выполненных вычитаний в качестве результата действия. Делимое, делитель, частное и его значение. Деление как нахождение заданной доли числа. Уменьшение числа в несколько раз,

  1. Величины и их измерение

    Новая единица длины — метр. Соотношения между метром, дециметром и сантиметром: 1 м = 10 дм = 100 см.

Сравнение предметов по массе без ее измерения. Единица массы — килограмм. Измерение массы в килограммах с помощью чашечных весов с гирями и циферблатных весов. Единица массы — центнер. Соотношение между центнером и килограммом: 1 ц = 100 кг.

Время как продолжительность. Измерение времени с помощью часов. Время как момент. Формирование умения называть момент времени. Продолжительность как разность момента окончания и мо-88

мента начала события. Единицы времени: час, минута, сутки, неделя и соотношение между ними. Изменяющиеся единицы времени: месяц, год и возможные варианты их соотношения с сутками. Способы запоминания этих соотношений. Календарь. Единица времени — век. Соотношение между веком и годом: 1 век = 100 лет.

Деление как измерение величины или численности множества с помощью заданной единицы.

  1. Геометрические фигуры и их свойства

    Бесконечность прямой. Луч как полупрямая. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Углы в многоугольнике. Периметр многоугольника. Квадрат как частный случай прямоугольника. Вычисление периметра квадрата и прямоугольника.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение окружности (круга) с помощью циркуля. Использование циркуля для откладывания отрезка, равного по длине данному.

  1. Арифметические сюжетные задачи

      Арифметическая сюжетная задача как особый вид математического задания. Формирование умения выявлять отличительные признаки арифметической сюжетной задачи и ее обязательных компонентов: условия с наличием данных и требования с наличием искомого. Формулировка арифметической сюжетной задачи в виде текста. Исключение из текста «лишней» информации. Краткая запись задачи.

Графическое моделирование связей между данными и искомым.

Простые задачи как задачи, в которых искомое является результатом действия над двумя данными, Формирование умения правильного выбора действия при решении простой задачи: на основе смысла арифметического действия и с помощью графической модели.

Составные задачи как задачи, в которых для нахождения искомого нужно предварительно вычислить одно или несколько неизвестных по имеющимся данным. Преобразование составной задачи в простую и наоборот за счет изменения требования или условия. Разбиение составной задачи на несколько простых. Запись решения составной задачи по «шагам» (действиям) и в виде одного выражения.

Понятие об обратной задаче. Составление задач, обратных данной. Решение обратной задачи как способ проверки правильности решения данной.  Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на сложение и вычитание с помощью уравнений.

Материально-техническое обеспечение программы

I.  Учебно-методический комплекс

  1. Математика. 2 класс: учебник-тетрадь: в 2 ч. / А.Л. Чекин. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  2. Математика: тетради для самостоятельной работы №1,2/ Е.П. Юдина. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  3. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 2 класс. Рабочая тетрадь / Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  4. Афонина А. В., Ипатова Е.Е.  Математика. 2 класс. Поурочные разработки. - М.:  Вако, 2011г
  5. Чуракова Н.А. Итоговая комплексная работа. 1 класс. Методические указания по организации и проведению (+ CD-ROM). - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  6. Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. Уровневая дифференциация. Рейтинговая оценка. Индивидуальные технологические карты. Диагностические работы. Разработки уроков. Разработки родительских собраний. / С.А. Зенина, А.Н. Медведева [и др.]; - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
  7. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / СП. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).

II.         Электронно-программное обеспечение: компьютер, мультимедийное оборудование, выход в Интернет.

  1.   Мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе. Методическое пособие с
    электронным приложением / Издательство «Учитель», 2012.
  2.  Математика.  Устный счет. Интерактивный тренажер.  Методическое пособие с электронным приложением / Издательство «Учитель», 2012.

                    Развёрнутое  календарно-тематическое планирование по предмету «Математика»              2 класс

        (136  ЧАСОВ   -  4  ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

№ п/п

Тема  урока

Тип   урока

Виды деятельности/

Элементы содержания

Планируемые результаты

Дата

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

Повторение  -  2 часа

1

Путешествие по городу Математике. Таблица сложения однозначных чисел

Урок – путешествие

Повторить таблицу сложения однозначных чисел

Вести счёт в прямом и в обратном порядке;

выполнять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок

Определять  цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2

Повторение геометрического материала

Комбинированный урок

Название и распознавание геометрических фигур

Распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их в тетради.

Сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам предметы

Формирование умения производить  коррекцию  выполненных действий

«Круглые»  двузначные числа и действия над ними  -  11 часов

3

Счёт десятками и «круглые» двузначные числа

Изучение нового

материала

Нумерация чисел. Двузначные «круглые» числа, оканчивающиеся нулём.

Научиться

образовывать, читать и записывать «круглые» двузначные числа.

Различать способ и результат действия.

Формирование желания приобретать новые знания.  

4

Числовые равенства и неравенства

Комбинированный урок

Числовые равенства и неравенства 

Уметь записывать числовые равенства и неравенства

Самостоятельно выбирать основания и критерии  для логических операций

Привитие желания приобретать новые знания.

 

5

Числовые выражения и их значения

Изучение нового

материала

Числовое выражение и его значение

Уметь записывать числовые выражения и находить их значения

Различать способ и результат действия.

Задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности

6

Сложение «круглых» десятков

Изучение нового

материала

Сложение «круглых» десятков

Знать принцип сложения «круглых» десятков. Уметь проводить сложение в разряде десятков

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей 

Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата 

7

Вычитание «круглых» десятков

Изучение нового

материала

Вычитание «круглых» десятков

Знать принцип вычитания «круглых» десятков. Уметь проводить вычитание  в разряде десятков

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей 

 Формирование умения сотрудничать с одноклассниками и учителем.

8

Десятки и единицы

Комбинированный урок

Нумерация и сравнение двузначных чисел

Знать понятие «десяток». Уметь читать, записывать и сравнивать двузначные числа

Задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности

Учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи

9

Входная контрольная работа

Урок обучающего контроля

Решать простые арифметические задачи; выполнять

сложение и вычитание в   пределах 20

Уметь применять правила, пользоваться инструкцией

Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности

10

Краткая запись задачи.

Комбинированный урок

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Знать понятие «арифметическая сюжетная задача».

Уметь составлять краткую запись

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов на плоскости

Контролировать

действия партнёра

11

12

Килограмм. Сколько килограммов.

Изучение нового

материала

Единица измерения массы – килограмм.

Знать единицу измерения массы – килограмм. Уметь сравнивать предметы по величине и численности

Формулировать собственное мнение и позицию 

 Учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

13

Учимся решать задачи

Комбинированный урок

Задача, условие, требование, решение, ответ

Уметь выполнять краткую запись условия задачи;

находить нужное арифметическое действие и решать задачу.

В сотрудничестве с учителем и товарищем ставить новые учебные задачи.

Формирование умения осознавать трудности и преодолевать их

Двузначные и однозначные числа – 18 часов

14

Прямая бесконечна

Изучение нового

материала

Прямая линия, свойства бесконечности

Знать понятие «прямая», свойства бесконечности.

Уметь распознавать изображение прямой на чертеже

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов на плоскости

Мотивация учебной деятельности.

15

Сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами

Изучение нового

материала

Сумма разрядных слагаемых. Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Уметь выполнять сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

ставить новые учебные задачи

Формирование умения оценивать свои достижения

16

Сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами

Комбинированный урок

Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Уметь выполнять сложение  и вычитание «круглых» чисел

Обрабатывать информацию: находить,  обобщать и представлять

данные

Осознание ответственности за себя, за свои действия.

17

Контрольная работа № 1 по теме «Нумерация и сравнение двузначных чисел»

Контрольный урок

Решать арифметические задачи; выполнять

Сравнение двузначных чисел

Уметь применять правила, пользоваться инструкцией

Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности

18

Поразрядное сложение двузначного числа и  однозначного без перехода через разряд.

Изучение нового

материала

Двузначное число

 Разрядные слагаемые

Знать поразрядный способ сложения.

Уметь представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых и выполнять сложение

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов  на плоскости

Формирование умения оценивать свои достижения

19

Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.

Изучение нового

материала

Двузначное число

 Разрядные слагаемые

Знать поразрядный способ вычитания.

Уметь представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых и выполнять  вычитание

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

ставить новые учебные задачи

Формирование умения договариваться с партнёром по совместной работе.

20

Поразрядное сложение и вычитание двузначного числа и  однозначного без перехода через разряд.

Комбинированный урок

Двузначное число

 Разрядные слагаемые

Знать поразрядный способ сложения и вычитания. Уметь выполнять поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел

Обрабатывать информацию: находить,  обобщать и представлять

данные

Осознание ответственности за себя, за свои действия.

21

Прямая и луч

Изучение нового

материала

Луч, прямая. Распознавание и изображение луча на чертеже

Знать понятие луч и прямая. Уметь

распознавать и

отмечать луч на прямой; сравнивать признаки прямой и луча.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу

22

Сложение «круглого» десятка и двузначного числа

Изучение нового

материала

Двузначное число, круглое число 

Уметь выполнять изученный приём сложения.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Формирование умения оказывать взаимопомощь при парной работе

23

Вычитание «круглого»  десятка из двузначного числа.

Изучение нового

материала

«Круглое» число, двузначное число 

Уметь выполнять изученный приём вычитания.

Обрабатывать информацию: находить,  обобщать данные

Формирование учебно-познавательной мотивации

24

Дополнение  двузначного числа до «круглого» десятка

Изучение нового

материала

Дополнение числа до «круглого»

Уметь дополнять двузначное число до «круглого» числа с помощью однозначного слагаемого.

Сопоставлять и сравнивать  предметы по общим и отличительным признакам

Формирование приёмов логического мышления, приёмов самоконтроля.

25

Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд.

Изучение нового

материала

Поразрядный способ сложения. Двузначные числа.

Знать поразрядный способ сложения.

Уметь выполнять приём сложения двузначного числа и однозначного с переходом через разряд.

Различать способ и результат действия

Формирование способности выделять нравственный аспект поведения.

26

Вычитание однозначного числа из «круглого» десятка

Изучение нового

материала

Приём «заимствования» десятка.

Знать прием  «заимствования» десятка. Уметь выполнять приём вычитания однозначного числа из «круглого»

Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

27

Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд

Изучение нового

материала

Алгоритм письменного приема вычитания

Уметь выполнять приём поразрядного вычитания однозначного числа из  двузначного с переходом через разряд.

Различать способ и результат действия

Формирование приёмов логического мышления, приёмов самоконтроля

28

Угол. Распознавание, сравнение углов

Изучение нового материала

Понятия: луч, угол, стороны  угла,

вершина угла.

Знать понятия: луч, угол, стороны  угла,

вершина угла. Уметь распознавать и строить угол.

Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Ориентация на оценку собственной деятельности

29

Угол. Прямой, острый и тупой углы.

Изучение нового

материала

Понятие угол. Виды углов.

Знать виды углов.

Уметь распознавать и сравнивать виды углов;

строить углы в тетради.

Умение формулировать свои трудности, обращаться за помощью

Формирование учебно-познавательного интереса.

30

Углы многоугольника.

Изучение нового материала

Угол многоугольника.

Знать понятие угол многоугольника.

Уметь определять количество углов в многоугольниках

Сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам

 Формирование умения планировать действия и последовательно выполнять их

31

Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел»

Контрольный урок

Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел.

Уметь применять правила, пользоваться инструкцией

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий

Рационально строить самостоятельную творческую деятельность

Двузначные числа и действия над ними - 12 часов

32

Разностное сравнение чисел

Изучение нового

материала

Разностное сравнение, способ разностного сравнения чисел

Знать способ разностного сравнения чисел.

Уметь

 выполнять разностное сравнение чисел

Моделирование ответа с помощью простейших инструментов - стрелок

Умение  не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

33

Задачи на разностное сравнение 

Комбинированный урок

Разностное сравнение, способ разностного сравнения чисел

Знать способ разностного сравнения чисел.

Уметь  выполнять разностное сравнение чисел

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков.

Мотивация учебной деятельности

34

Двузначное число больше однозначного

Комбинированный урок

Разрядные числа Поразрядный способ сравнения чисел 

Знать правило сравнения чисел. Уметь сравнивать числа

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата

35

Сравнение двузначных чисел

Комбинированный урок

Разрядные числа Поразрядный способ сравнения чисел 

Знать правило сравнения чисел. Уметь сравнивать числа

Обрабатывать информацию: находить,  обобщать и представлять

данные

Проявление познавательной инициативы на основе уже имеющихся знаний

36

Прямоугольник и квадрат

Комбинированный урок

Прямоугольник, квадрат.

Свойства прямоугольника и квадрата

Знать свойства прямоугольника и квадрата

Уметь соотносить понятия прямоугольник и квадрат, распознавать и изображать на чертеже прямоугольник и квадрат

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности

37

Поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд

Комбинированный урок

Поразрядное сложение, двузначные числа, сумма

Уметь выполнять приём сложения двузначного числа и однозначного без перехода  через разряд

Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии  для указанных логических операций.

Ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

38

Поразрядное сложение двузначных чисел с переходом  через разряд

Комбинированный урок

Поразрядное сложение, двузначные числа, сумма

Уметь выполнять приём сложения двузначного числа и однозначного с переходом  через разряд

Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности 

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

39

Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание в пределах 100»

Контрольный урок

Сложение и вычитание двузначных чисел

Уметь выполнять вычисления в переделах 100

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий

Рационально строить самостоятельную творческую деятельность

40

Десять десятков или сотня.

Изучение нового

материала

Новая разрядная единица - сотня

Знать разрядную единицу – сотню.

Уметь образовывать число 100 из десятков

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

41

Дециметр и метр

Изучение нового

материала

Единицы измерения длины: дециметр, метр

Знать единицы измерения длины: дециметр, метр. Уметь  измерять длину в дециметрах и метрах.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

42

Килограмм и центнер

Изучение нового

материала

Единицы измерения массы: килограмм, центнер. 

Знать единицы измерения массы: килограмм, центнер. Уметь  измерять массу в килограммах и центнерах.

Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 Формирование мотивационной основы учебной деятельности.  

43

Сантиметр и метр

Комбинированный урок

Единицы измерения длины: сантиметр, метр.

Знать единицы измерения длины: сантиметр, метр. Уметь  измерять длину в сантиметрах и метрах.

Контроль процесса и результатов деятельности.

Мотивация учебной деятельности

Умножение  -  8 часов

44

Сумма одинаковых слагаемых  и произведение.

Знак «х».

Изучение нового

материала

Термин «умножение». Смысл действия умножения

Знать смысл действия умножения. Уметь записывать

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать

Формирование учебно-познавательного интереса.  

45

Произведение и множители 

Изучение нового

материала

Связь между суммой и произведением 

Знать понятия «произведение», «множитель». Уметь распознавать первый и второй множители в произведении

Контроль процесса и результатов деятельности.

 Задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества

46

Значение произведения и умножение

Комбинированный урок

Множитель, значение произведения

Знать понятие произведение.  Уметь вычислять значение произведения на основе сложения одинаковых слагаемых

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на

Проявление познавательной инициативы на основе уже имеющихся знаний

47

Задачи, раскрывающие  смысл  действия умножения

Изучение нового

материала

Произведение множитель

Уметь решать простые задачи действием умножения.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Учебно-познавательный интерес  к  способам решения новой задачи

48

Перестановка множителей

Изучение нового

материала

Переместительное свойство умножения

Знать переместительное свойство умножения. Уметь применять   переместительный закон умножения

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве

 Формирование умения видеть указанную ошибку и исправлять её.

49

Умножение числа 0 и на число 0.

Изучение нового

материала

Случаи умножения числа 0.

Знать случаи умножения числа 0. Уметь применять    правила умножения числа на  0

Умение слушать собеседника; строить понятные для партнера высказывания

Мотивация учебной деятельности на основе предметных действий.

50

Умножение числа 1 и на число 1.

Изучение нового

материала

Случаи умножения числа 1.

Знать случаи умножения числа 1. Уметь применять   переместительный закон умножения   и правила умножения числа на  1

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи

51

Длина ломаной линии

Практическая работа

Звено ломаной линии

Длина ломаной линии

Знать понятия ломаная, длина ломаной. Уметь чертить ломаную линию; вычислять длину ломаной линии

Проводить сравнение на основе выделения существенных признаков.

 Мотивация учебной деятельности

Таблица умножения однозначных чисел – 19 часов

52

Умножение числа 1 на однозначные числа

Изучение нового

материала

Случаи умножения числа однозначного числа на 1.

Знать правила умножения числа 1. Уметь выполнять умножение на однозначное число.

Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно - следственные связи.

Проявление познавательной инициативы на основе практического опыта.

53

Умножение числа 2 на однозначные числа

Изучение нового

материала

Случаи умножения с числом 2. Перестановка множителей.

Уметь выполнять умножение на однозначное число.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок

Мотивация учебной деятельности на основе предметных действий.

54

Периметр многоугольника.

Изучение нового

материала

Понятие «периметр»

Уметь вычислять периметр многоугольника

Самопроверка на основе использования схем, взаимоконтроль

Проявление познавательной инициативы

55

Периметр прямоугольника

Изучение нового

материала

Понятие «периметр», формула периметра

Знать формулу периметра прямоугольника. Уметь вычислять периметр прямоугольника

Умение слушать собеседника; строить понятные для партнера высказывания

Формировать стремление к адекватной самооценке.

56

Умножение числа 3 на однозначные числа

Изучение нового

материала

Случаи умножения с числом 3. Перестановка множителей.

Уметь выполнять умножение на однозначное число.

Контроль процесса и результатов деятельности.

Формирование умения видеть указанную ошибку и исправлять её.

57

Умножение числа 4 на однозначные числа

Изучение нового

материала

Случаи умножения с числом 4. Перестановка множителей.

Уметь выполнять умножение на однозначное число.

Обрабатывать информацию: находить,  обобщать и представлять

данные

Проявление познавательной инициативы на основе имеющихся знаний

58

Контрольная работа № 4 по теме: «Периметр многоугольника. Сумма и произведение»

Контрольный урок

Сумма, произведение,

периметр

Уметь выполнять умножение на однозначное число; решать  задачи.

Контроль процесса и результатов деятельности.

Проявление познавательной инициативы на основе практического опыта.

59

Умножение и сложение: порядок выполнение действий

Комбинированный урок

Действия: умножение, сложение. Порядок действий

Знать порядок выполнения действий. Уметь выполнять порядок действий: умножение и сложение.

Описывать явления и события с использованием чисел

Ориентация на оценку собственной деятельности.

60

Периметр квадрата

Изучение нового материала

Формирование понятия периметр, формула периметра.

Знать формулу периметра квадрата. Уметь вычислять периметр квадрата

Умение слушать собеседника; строить понятные для партнера высказывания

Формировать стремление к адекватной самооценке.

61

Умножение числа 5 на однозначные числа

Комбинированный урок

Случаи умножения с числом 5. Перестановка множителей.

Знать случаи умножения с числом 5.

Уметь выполнять умножение на однозначное число.

Обрабатывать информацию: находить,  обобщать и представлять

данные

Формировать стремление к адекватной самооценке.

62

Умножение числа 6 на однозначные числа

Комбинированный урок

Случаи умножения с числом 6. Перестановка множителей.

Знать случаи умножения с числом 6.

Уметь выполнять умножение на однозначное число.

Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

63

64

Умножение  числа 7 на однозначные числа

Комбинированный урок

Случаи умножения с числом 7. Перестановка множителей.

Знать случаи умножения с числом 7, правило перестановки множителей.

Уметь выполнять умножение на однозначное число.

Самопроверка на основе использования образцов, схем и рисунков; взаимоконтроль

Формирование способности выделять нравственный аспект поведения.

65

Умножение  числа 8 на однозначные числа

Комбинированный урок

Случаи умножения с числом 8. Перестановка множителей.

Знать случаи умножения с числом 8, правило перестановки множителей.

Уметь выполнять умножение на однозначное число.

Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений

Формирование способности выделять нравственный аспект поведения.

66

Умножение числа 9 на однозначные числа

Комбинированный урок

Случаи умножения с числом 9. Перестановка множителей.

Знать случаи умножения с числом 9.

Уметь выполнять умножение на однозначное число.

Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

67

Таблица умножения однозначных чисел.

Самостоятельная работа  

Комбинированный   урок

Табличные случаи умножения

Знать табличные случаи умножения.

Уметь выполнять умножение на однозначное число.

Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

68

Увеличение в несколько раз

Изучение нового материала

Отношение «больше в несколько раз»

Знать отношение «больше в несколько раз». Уметь увеличивать данное число в несколько раз.

Описывать явления и события с использованием чисел

Формирование умения самостоятельно формулировать задания

69

Учимся  решать задачи

Комбинированный   урок

Отношение «больше в несколько раз»

Знать отношение «больше в несколько раз». Уметь увеличивать данное число в несколько раз.

Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять

данные

Формирование умения выполнять учебные действия  в речевой форме

70

Контрольная работа № 5 по теме: «Таблица умножения»

Контрольный урок

Табличные случаи умножения

Уметь организовывать и контролировать собственную деятельности. Уметь

выполнять умножение чисел; решать задачи.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.

Трехзначные числа – 14 часов

71

Счёт десятками и «круглое»  число десятков

Изучение нового материала

Нумерация трёхзначных чисел 

Круглое число

Знать термин «круглое двузначное число». Уметь записывать число 100.

Овладение действием моделирования; поиск и выделение необходимой информации

Адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа

72

Разряд сотен и название «круглых» сотен

Изучение нового материала

Понятия: разряд, «сотня»,

«круглые»  сотни.

Уметь читать и записывать числа, которые являются круглыми сотнями 

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам

Формирование умения выполнять учебные действия  в речевой и умственной форме;  структурировать и фиксировать информацию

73

Сложение «круглых» сотен

Изучение нового материала

Понятия: разряд, «сотня»,

«круглые» сотни.

Уметь складывать «круглые»  сотни

Обрабатывать информацию: находить, обобщать и представлять

данные

Формирование желания приобретать новые знания.

74

Вычитание «круглых» сотен

Изучение нового материала

Понятия: разряд, «сотня»,

«круглые» сотни.

Уметь вычитать «круглые» сотни.

Описывать явления и события с использованием чисел

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

75

Трёхзначное число, как сумма разрядных слагаемых

Изучение нового

материала

Сумма разрядных слагаемых.

Уметь  записывать трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

76

Трёхзначное число – сумма «круглых» сотен и двузначного или однозначного числа

Изучение нового

материала

Нумерация трехзначных чисел

Знать нумерацию трехзначных чисел.

Уметь  записывать трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Проговаривать последовательность действий на уроке,

учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 Формирование умения действовать по инструкции учебника, умение оказывать взаимопомощь

77

Трёхзначное число больше двузначного. Сравнение трёхзначных чисел.

Комбинированный   урок

Разряд единиц, десятков, сотен.

Поразрядный способ сравнения чисел

Знать поразрядный способ  сравнения чисел

Овладение спектром логических действий

Формирование понимания значения математики в жизни человека

78

Решение задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц в косвенной форме

Изучение нового

материала

Больше на…

Меньше на… в косвенной форме

Уметь решать задачи в прямой и косвенной форме

Осуществлять пошаговый контроль и оценку  своих действий

Проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

79

Учимся решать задачи

Комбинированный урок

Разряд единиц, десятков, сотен.

Поразрядный способ сравнения чисел

Знать поразрядный способ  сравнения чисел.

Уметь выполнять вычисления

Обрабатывать информацию: находить,  обобщать и представлять

данные

Умение применять правила и пользоваться инструкциями

80

Одно условие и несколько требований. Решение составных задач

Комбинированный урок

Составная задача

Знать понятие «составная задача»

Уметь решать составные задачи

Обрабатывать информацию: находить,  обобщать и представлять

данные

Формирование учебно-познавательного интереса.

81

Введение дополнительных требований

Изучение нового материала

Составная задача, условие, требование, введение дополнительных требований

Уметь анализировать условие задачи и дополнять его требованиями.

Описывать явления и события с использованием чисел

Формирование умения сопоставлять и делать выводы

82

Запись решения задач по действиям 

Изучение нового

материала

Задача, условие, требование, решение, ответ, запись задачи

Знать план записи решения задачи.

Уметь записывать решение задачи по действиям

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве

Использовать

адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

83

Запись решения задачи в виде одного числового выражения

Изучение нового

материала

Составная задача,  числовое выражение

Уметь записывать решение составной задачи  в виде числового выражения

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Формировать положительное отношение к дисциплине

84

Учимся решать задачи и записывать их решения.

Самостоятельная работа  по теме: «Составные задачи»

Комбинированный урок

Составная задача

Уметь записывать решение составной задачи  в виде числового выражения или по действиям  

Анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Организация и осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками

Сложение и вычитание столбиком  –  15  часов

85

Запись сложения в строчку и столбиком

Комбинированный урок

Письменный приём сложения трёхзначных чисел

Знать новый способ записи сложения – столбиком.

Уметь  выполнять вычисления, используя способы записи в строчку и столбиком

Описывать свойства геометрических фигур.

Сравнивать

геометрические

фигуры

 Формирование умения проявлять инициативу в учебном сотрудничестве

86

87

Способ сложения столбиком

Комбинированный урок

Письменный приём сложения трёхзначных чисел

Знать новый способ записи сложения – столбиком.

Уметь  выполнять вычисления, используя способ записи столбиком

Исследовать предметы окружающего мира, сравнивая их по общим и отличительным признакам

 Формирование умения предварительно анализировать текст задания и планировать работу

88

Окружность и круг

Изучение нового

материала

Окружность и круг

Знать понятия «окружность», «круг» Уметь различать круг и окружность

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

89

Центр и радиус окружности

Изучение нового

материала

Окружность и круг, центр и радиус окружности

Знать понятия: радиус, окружность, круг. Уметь различать круг и окружность

Осуществлять пошаговый контроль и оценку  своих действий

Проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

90

Радиус и диаметр окружности

Изучение нового

материала

Радиус, диаметр

Знать понятия радиус и диаметр. Уметь изображать  на чертеже радиус и диаметр окружности.

Сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам

Формирование познавательного интереса к процессу обучения

91

Вычитание суммы из суммы

Изучение нового

материала

Поразрядный способ вычитания

Уметь выполнять приём вычитания суммы из суммы рациональным способом.

Осуществлять пошаговый контроль и оценку  своих действий

Проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

92

Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд

Комбинированный урок

Письменный приём вычитания трёхзначных чисел

Уметь  выполнять поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд.

Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

93

Поразрядное вычитание чисел с переходом через разряд

Изучение нового материала

Письменный приём вычитания трёхзначных чисел

Уметь  выполнять поразрядное вычитание чисел с переходом  через разряд.

Осуществлять пошаговый контроль и оценку  своих действий

Формирование познавательного интереса к процессу обучения

94

Запись вычитания в строчку и столбиком

Комбинированный урок

Разряд единиц, десятков, сотен

Знать новый способ вычитания – столбиком. Уметь  выполнять вычисления, используя способ записи  столбиком

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

95

Способ вычитания столбиком 

Комбинированный урок

Разряд единиц, десятков, сотен

Знать новый способ вычитания – столбиком. Уметь  выполнять вычисления, используя способ записи  столбиком

Осуществлять  взаимопроверку,

необходимые  действия

Осознавать  свои  трудности  и  стремиться  к  их  преодолению

96

Контрольная работа № 6 по теме: «Сложение и вычитание трехзначных чисел»

Изучение нового материала

Разряд единиц, десятков, сотен.

Поразрядный способ сложения и вычитания  чисел

Овладеть удобным способом сложения двузначного числа с однозначным без перехода через разряд

Обрабатывать информацию: находить,  обобщать и представлять

данные

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

97

 Работа над ошибками. Поупражняемся в вычислениях

Комбинированный урок

Разряд единиц, десятков, сотен.

Поразрядный способ сложения и вычитания  чисел

Знать поразрядный способ  сравнения чисел.

Уметь выполнять вычисления

Обрабатывать информацию: находить,  обобщать и представлять

данные

Умение применять правила и пользоваться инструкциями

98

99

Умножение и вычитание: порядок выполнения действий

Изучение нового материала

Порядок действий

Выражения со скобками и без них

Уметь  выполнять вычисления в выражениях, содержащих и действие вычитание, и умножение

Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Уравнение –  6  часов

100

Известное и неизвестное

Изучение нового материала

Понятие «неизвестное»

Уметь пользоваться математической терминологией

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве

Формирование умения контролировать процесс и результаты работы

101

Числовое равенство и уравнение

Комбинированный урок

Равенство, уравнение, корень уравнения

Знать понятия  «уравнение», «корень».  Уметь распознавать уравнения;  составлять уравнения и числовые равенства.

Описывать явления и события с использованием чисел

Формирование умения контролировать процесс и результаты работы

102

Как найти неизвестное слагаемое

Изучение нового

материала

Уравнение, корень уравнения, слагаемое

Знать правило нахождения неизвестного слагаемого

Обрабатывать информацию: находить,  обобщать и представлять

данные

 Формирование умения проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве

103

Как найти неизвестное вычитаемое

Изучение нового

материала

Уравнение, корень уравнения, вычитаемое

Уметь  применять при решении уравнений правила нахождения неизвестного вычитаемого.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве

Формирование положительного отношения к учению.

104

Как найти неизвестное уменьшаемое

Изучение нового

материала

Уравнение, корень уравнения, уменьшаемое

Уметь  применять при решении уравнений правила нахождения неизвестного уменьшаемого

Описывать явления и события с использованием чисел

Формирование умения выполнять действия по аналогии

105

Учимся решать уравнения. Самостоятельная работа

Изучение нового

материала

Уравнение, корень уравнения

Уметь составлять уравнения и решать их.

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам

Формирование умения осуществлять контроль результатов действий

Деление –  11  часов

106

Распределение предметов поровну

Изучение нового

материала

Распределение предметов поровну

Уметь распределять предметы поровну

Обрабатывать информацию: находить,  обобщать и представлять

данные

 Формирование умения действовать по аналогии и проверять результат по образцу

107

Деление. Знак «:»

Изучение нового

материала

Деление

Знать смысл действия деления. Уметь вычислять деление на основе практических действий.

Описывать явления и события с использованием чисел

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

108

Частное и его значение

Комбинированный урок

Деление, частное чисел, значение частного

Уметь  вычислять значение частного по рисунку или схеме

Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

109

Делимое и делитель

Комбинированный урок

Делимое

Делитель

Знать терминологию, связанную с действием делением. Уметь  читать и записывать частные чисел по схеме

Учитывать  правила  в  планировании  и  контроле  способа  решения  

Формирование умения доказывать свою точку зрения.

110

Деление и вычитание

Комбинированный урок

Делимое

Делитель

Уменьшаемое

Вычитаемое

Уметь  вычислять значение частного с помощью многократного вычитания делителя из делимого.

Описывать явления и события с использованием чисел

Овладение умением проводить анализ материала и устанавливать закономерности

111

Деление и измерение

Практическая работа

Связь деления с процессом измерения величины

Знать взаимосвязь деления и измерения

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве

Формирование умения контролировать процесс и результаты работы

112

Деление пополам и половина

Изучение нового

материала

Понятие «половина»

Знать понятие «половина». Уметь  устанавливать связь между делением геометрической фигуры пополам и делением соответствующей величины пополам.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке  

 Формирование умения интерпретировать информацию, представленную в условных знаках.

113

Деление на несколько равных частей и доля

Изучение нового

материала

Понятия «доля», равные части

Уметь  выполнять деление на несколько

(более чем на 2) равных частей данной величины.

Осуществлять пошаговый контроль и оценку  своих действий

 Формирование умения работать с разными источниками информации

114

Уменьшение в несколько раз 

Изучение нового

материала

Отношение «меньше в…раз»

Знать  отношение «меньше в…раз»

Уметь уменьшать данную величину в несколько раз

Уметь  слушать и вступать в диалог, учитывая позицию собеседника

Формировать учебно-познавательный  интерес  к  изучению  нового  материала

115

Действия первой и второй ступеней

Изучение нового

материала

Порядок выполнения действий

Знать действия первой (умножение, деление) и второй (сложение, вычитание) ступеней. Уметь определять порядок действий

Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

116

Контрольная работа № 7  по теме: «Порядок выполнения арифметических действий»

Контрольный урок

Порядок действий

Знать действия первой и второй ступеней. Уметь определять порядок действий

Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий

Формирование умения ставить перед собой цель и стремиться к её достижению

Время – 22 часа

117

Сколько прошло времени?

Солнечные и песочные часы

Изучение нового

материала

Время. Единицы времени

Знать величину «время», «части суток»

Уметь отвечать на вопрос «Сколько прошло времени?»

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам

 Формирование умения выполнять задания по аналогии; развитие логического мышления;

118

Который час?

Полночь и полдень

Комбинированный урок

Понятия «полдень», «полночь»

Знать понятия  «полдень», «полночь». Уметь пользоваться циферблатными часами

Определять и формулировать цель деятельности на уроке  с помощью учителя.

Опираясь на общие для всех простые правила поведения уметь  делать выбор

119

Циферблат и римские цифры

Изучение нового

материала

Циферблат Римские цифры

Знать римские цифры .

Уметь  определять время по часам время  

 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Формировать мотивационную сферу учебной деятельности.

120

Час и минута. Учимся узнавать время.

Изучение нового

материала

Час

Минута

Знать соотношение между часом и минутой. Уметь переводить часы в минуты.

Обрабатывать информацию: находить,  обобщать и представлять

данные

 Формирование умения поэтапно выполнять учебные действия; умения осознавать учебную задачу

121

Учимся узнавать время.  Откладываем равные отрезки.

Изучение нового

материала

Отрезок, равные отрезки, циркуль

Уметь откладывать равные отрезки  с помощью циркуля

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

 Учебно-познавательный интерес  к новому  способу решения задачи.

122

Числа на числовом луче

Комбинированный урок

Числовой луч.

 порядковое  

 свойство чисел

Знать понятие «числовой луч», порядковое  

 свойство чисел.

Уметь определять место чисел на числовом луче

Договариваться  и  приходить  к  общему  решению  

Осознавать  свои  трудности  и  стремиться  к  их  преодолению

123

Натуральный ряд чисел

 Изучение нового

материала

Натуральное число

Знать понятие «натуральное число». Уметь выполнять действия с натуральными числами

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам

Формирование готовности использовать знания в учении и в повседневной жизни.

124

Единицы измерения времени. Час и сутки. Сутки и неделя

Изучение нового

материала

Понятия: час, сутки, неделя

Знать единицы измерения времени – час, сутки, неделя, соотношения между единицами времени.  Уметь решать задачи с единицами измерения времени.

Договариваться  и  приходить  к  общему  решению  

 Формирование умения выполнять действия поэтапно; владеть общими способами решения конкретных задач

125

Итоговая контрольная работа

Контрольный урок

Выражение, задачи, алгоритм решения

Уметь вычислять значение числовых выражений;   решать задачи

Осуществлять пошаговый контроль и оценку  своих действий 

Формирование желания совершенствовать имеющиеся знания.

126

Единицы измерения времени. Сутки и месяц. Месяц и год.

Изучение нового

материала

Понятия: сутки, месяц, год

Знать единицы измерения времени – сутки, месяц, год, соотношения между единицами времени.  Уметь решать задачи с единицами измерения времени.

Сопоставлять и сравнивать предметы по общим и отличительным признакам

Формирование умения  контролировать процесс и результаты деятельности

127

Календарь Год и век. Учимся пользоваться календарём. Самостоятельная работа по теме: «Единицы времени»

Изучение нового

материала

Календарь.

Год, век

Знать виды календарей, единицы измерения времени – год, век, соотношения между единицами времени.  Уметь пользоваться разными видами календарей.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

 Формирование умения сравнивать, обобщать  и действовать по аналогии

128

Данные и искомые

Работа с данными

Изучение нового

материала

Понятия: «данные», «искомое»

Знать понятия «данные», «искомое»

Уметь выделять данные и искомое  в арифметической задаче.

Определять последовательность  действий  при  составлении  и  решении  текстовых  арифметических  задач

Овладение умением проводить анализ материала и устанавливать закономерности

129

Обратная задача

Изучение нового

материала

Обратная задача

Знать понятие «обратная задача».

Уметь выполнять проверку решения задачи; составлять и решать обратные задачи

Определять последовательность  действий  при  составлении  и  решении  текстовых  арифметических  задач 

Оценивать предлагаемый материал или ситуацию

130

Обратная задача и проверка решения данной задачи

Комбинированный урок

Обратная задача 

Проверка решения

Уметь выполнять проверку решения задачи; составлять и решать обратные задачи

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Формирование умения вносить необходимые коррективы в свои действия

131

132

Запись решения задачи 
в виде уравнения

Изучение нового

материала

Обратная задача 

Уравнение

Уметь записывать решение задачи с помощью уравнения.

Договариваться  и  приходить  к  общему  решению  

Формирование желания совершенствовать знания по предмету.

133

Геометрические построения 
с помощью циркуля
и линейки

Изучение нового

материала

Циркуль, треугольник,

равносторонний треугольник

Уметь выполнить построение равностороннего треугольника с помощью циркуля и линейки

Осуществлять пошаговый контроль и оценку  своих действий

Формирование стремления к адекватной самооценке.

134

Вычисляем значения выражений

Комбинированный урок

Числовое выражение, свойства арифметических действий

Уметь вычислять значение числовых выражений; 

 использовать свойства арифметических действий

 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Формировать мотивационную сферу учебной деятельности.

135

Решаем задачи и делаем проверку

Самостоятельная работа

Комбинированный урок

Обратная задача 

Проверка решения

Уметь выполнять проверку решения задачи; составлять и решать обратные задачи

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Формирование желания совершенствовать знания по предмету.

136

Время – дата и время – продолжительность

Учимся составлять последовательности чисел

Комбинированный урок

Временная последовательность событий.

Знать временную последовательность событий. Уметь решать задачи на определение времени.

Проговаривать последовательность действий на уроке,

учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 Формирование умения действовать по инструкции учебника, умение оказывать взаимопомощь

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...