- Устные упражнения.
А) – Прочитайте высказывание на доске, договорите слово. «У математиков есть свой язык–это …» (Формулы) - Что такое формулы? (Формулы – это верные равенства, устанавливающие взаимосвязь между величинами)
Б) Работа с таблицами на доске. - Проанализируйте зависимость между переменными х и у, назовите формулы.
(У=х*х) - Рассмотрите следующую таблицу, сравните её с первой.
(Значения х равны, а значения у увеличились на 2) (у=х*х+2) В) Математическое лото. - Повторим математические формулы. Играем в математическое лото. (8 учеников до урока получили карточки на цветном картоне. Каждая карточка состоит из двух частей – слева свой ответ, справа – вопрос для другого ученика. Первым начинает задавать вопрос тот ученик, у которого справа на карточке написан только вопрос. Другой ученик, у которого на карточке есть ответ на этот вопрос, встаёт и отвечает. Весь класс слушает и хлопает в ладоши в случае правильного ответа. Ответив, ученик читает вопрос с правой стороны своей карточки. Отвечает следующий ученик, карточка которого начинается с этого ответа. Так по цепочке играют до последнего ответа. Последним играет ученик, у которого на карточке слева есть только ответ, но нет следующего вопроса.)
| Формула деления с остатком. |
s = v*t | Формула объёма прямоугольного параллелепипеда. |
V = a*b*c | Формула объёма куба. |
V = a*a*a | Формула площади прямоугольника. |
S = a*b | Формула площади квадрата. |
S = a*a | Формула площади прямоугольного треугольника. |
- Актуализация знаний.
- Сейчас вы называли формулы площади. А какие вы знаете единицы измерения площади? (Учитель записывает на доске ответы детей)
1 кв.мм 1 кв.см 1 кв.дм 1 кв.м 1 кв.км
- Как вы это понимаете? ( 1 кв.мм – это квадрат со стороной 1 мм; 1 кв.см – это квадрат со стороной 1 см и т.д.)
- Установим взаимосвязь между ними.
(В 1 кв.см – 100 кв.мм; в 1 кв.дм – 100 кв.см; в 1 кв.м – 100 кв.дм; в 1 кв.км – 10000 кв.м)(Учитель во время ответов детей вносит изменения в схему: 1 кв.мм 1 кв.см 1 кв.дм 1 кв.м 1 кв.км \/ \/ \/ \/ 100 100 100 1000000 - Создание проблемной ситуации.
- Рассмотрите запись на доске:
500 кв.м; 400 кв.см; 3 а; 2 кв.дм; 7 га - Сделайте запись в тетрадь, расположив это в порядке возрастания.
(Дети пытаются выполнить задание, но не могут) - Почему вы не справились? В чём трудность?
(Мы не знаем, что такое а, га) - Так какой возникает вопрос?
(1.Что такое а, га?) - А вы можете предположить, чем они являются?
(Наверное, это единицы площади, ведь они стоят в одном ряду с известными нам единицами площади) -Если это единицы площади, то какой второй вопрос возникает? (2.Какую взаимосвязь они имеют с другими единицами площади?) - Итак, какая же тема урока?
(Новые единицы площади)
4. Поиск решения проблемы. А) – Хотите узнать, как они называются? - Запишем ответы рядом с буквами. (На доске в столбик записаны выражения, рядом с каждым выражением есть буква. Коллективно обсуждаем и записываем ответы рядом с буквой)
5 x: 7= 70 Г 490 0+а=0 Р 0 m : 8 = 15 Е 120 9% от 300 К 27 t – 3 целых7/9= 0 А 3 целых 7/9 - Запишем не натуральные числа в порядке убывания. 3 целых 7/ 9 0 А Р - Запишем все числа в порядке убывания:
- 120 27 6 3 целых 7 девятых 0
Г Е К Т А Р - Какие слова получились? (Ар, гектар)
- Что замечаете? (Слова похожи, есть общая часть)
- В переводе с греческого «гекто» - сто. Какая взаимосвязь между аром и гектаром?
1 га = 100 а Б) – В каком же месте в ряду всех единиц площади должны находиться ар и гектар? (Дети до начала урока были разделены на 4 группы. Теперь в группах они начинают выдвигать гипотезы. Учитель наблюдает за процессом. Если дети молчат в какой-либо группе, учитель этой группе даёт подсказку к решающей гипотезе: - Проанализируйте взаимосвязь между единицами площади. Какую обнаруживаете закономерность? (Дети рассматривают записанные ранее цепочкой единицы площади (см. п.2)
(3 раза по 100, а затем закономерность нарушена) _ А почему она нарушается? Обсудите это в группах. Результат исследования запишите на отдельном листе.) В) - Подведём итоги вашего обсуждения. (К доске выходят по 1 ученику от каждой группы и сообщают свои выводы: в 1 кв.км 100 га; в 1 га 100 а; в 1 а 100 кв.м; в этом случае закономерность не нарушается, между каждой единицей площади стоит число 100) - Правы ли вы? Проверьте свои выводы по толковым словарям. (Две группы читают статью про ар, две другие – про гектар: Ар – единица земельной площади, равная 100 кв.метрам; Гектар – единица земельной площади, равная 10000 кв.метров.))
Г) – Внесём новые единицы площади в нашу таблицу. (Между 1 кв.м и 1 кв.км вписываем 1 а и 1 га) - Сверим наш вывод с выводом учебника. Рассмотрите таблицу на с 125 учебника. (Да, всё верно сделали) 5. Первичное закрепление. А) Устно: - Выразите в кв.м 4га; 5га; 62а; 12а.
- Выразите в а 27га; 8га3а; 96000кв.м
- Какие площади измеряют арами и гектарами? (Площадь земельных участков)
Б) Составление задач но чертежам. (Учитель предъявляет детям подготовленные чертежи) Длина-200 м Ширина- на 40 м меньше (Дети составляют задачу: «Длина прямоугольного участка земли 200м, ширина на 40м меньше длины. Какова площадь участка?» Задачу решаем с комментированием с записью решения в тетрадь.) 1)200-40=160(м) 2)160*200=32000(кв.м)=3га2а Ширина – 300м Р = ? (Колхозное поле прямоугольной формы занимает площадь 18га. Ширина поля 300м. Найти периметр.) 1)180000:300=600(м)-длина. 2)(600+300)*2=18000(м) В) Я просила вас узнать дома площадь дачного участка вашей семьи. (Дети отвечают: «6 соток, 8 соток, 9 соток и т.д.) - Сотка – это новая единица измерения площади? (Пауза)
- Сотка – это ар.
- Пользуясь этими терминами, задачу 6 с.127 учебника вы будете решать вместе со своим соседом. (Задача: «Для рабочих завода выделили садовые участки общей площадью 5га40а. Сколько выделили участков, если площадь каждого участка 6 соток?»)
- Самостоятельная работа с самопроверкой на доске.
- Выполните задание начала урока – расположите числа в порядке возрастания.(см. п.3 «Создание проблемной ситуации»)
- Кто справится с заданием, встаньте.
- Сверьте своё решение с образцом на доске.
(Учитель открывает образец выполнения: 2кв.дм, 400кв.см, 3а, 500кв.м, 7га) - Итог урока.
-Какую цель ставили в начале урока? - Мы её достигли?
- Поделитесь своими впечатлениями.
- Зачем нужно знать ары, гектары?
- Домашнее задание.
- На уроке мы вместе решили 3 задачи. А сейчас на листочках сами составьте задачу с новыми единицами измерения площади. Не забудьте о вопросе. (Выполняют)
- Поменяйтесь листочками с соседом. Это ваше домашнее задание. Если увидите ошибку в условии задачи, внесите изменения и затем решите задачу в тетради.
|
Знания и навыки, приобретённые детьми на прошлых уроках, должны систематически углубляться и закрепляться. Для этого в каждый урок включаются задания на повторение изученного материала. На прошедших уроках детьми уже наработан опыт в построении формул. Составление формул имеет большой развивающий потенциал, т.к. требует от детей внимания, терпения, наблюдательности, сообразительности. Здесь же закладывается прочная база для изучения в старших классах понятия функции – одного из центральных понятий школьного курса математики. Таким образом, открывается перспектива для продвижения вперёд талантливых детей, развития их познавательных интересов и исследовательских способностей.
Игра «Математическое лото» проходит в быстром темпе, т.к. материал детям хорошо известен. Такая работа позволяет прекрасно формировать математическую речь. Тем более это важно в конце 4 класса при переходе в среднюю школу.
Основным предназначением устных упражнений на этом этапе является тренировка мыслительных операций, направленная на подготовку учащихся к «открытию» нового знания. Здесь воспроизводятся понятия и отношения между ними, необходимые и достаточные для «открытия» нового знания, тренируются логические операции, качества мышления.
Возникла проблемная ситуация, т.к. у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахнули глаза и недоумённо смотрят на учителя. Перед нами проблемная ситуация с затруднением. Возникло противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сначала учитель дал практическое задание, похожее на изученное ранее. Не замечая скрытого подвоха, ученики начинают его выполнять. Затем дети останавливаются, т.к. выполнить не могут из-за недостатка знаний. Выходом из проблемной ситуации явилось самостоятельное формулирование темы урока. Перед нами урок изучения нового материала с двумя учебными проблемами: 1.Как называются новые единицы площади. 2.Какую взаимосвязь они имеют с другими единицами площади? Дети смогли на основе ранее изученного материала спрогнозировать пункты плана, поэтому далее учитель будет вести детей по этому плану.
Для знакомства с новыми терминами учитель использует приём с развивающим эффектом.
.
Для ответа на второй вопрос плана учитель осуществляет поиск решения через выдвижение и проверку гипотез. Гипотеза – предположение, ложность или истинность которого и должна установить проверка. Решающая гипотеза подкрепляется аргументами и становится новым знанием. Проверку решающей гипотезы дети проводят по словарю. На этапе открытия нового знания чрезвычайно важно чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с обобщающей беседой. Наиболее удачной с точки зрения поставленной цели является групповая форма работы, т.к. она учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решения. На этапе воспроизведения знаний ученики сами, но-своему выражают в словесной форме полученные знания, развивая монологическую речь. Развёрнутое словесное определение заменяют опорным сигналом – единым зрительным образом. Затем знакомятся по учебнику с общепринятой терминологией и схемой.
Этап первичного закрепления играет ведущую роль в процессе усвоения нового знания. Чтобы новое знание не стало для учащегося проходящим, случайным явлением, оно должно перейти в его сознание и сохраниться там. Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух новых знаний. Проговаривать можно вслух всему классу, вполголоса своему соседу и щёпотом самому себе.
.
Цель этапа самоконтроля и самооценки – продемонстрировать, прежде всего самому ученику, что новое знание зафиксировано в его сознании. Учащиеся выполняют то самое задание, с которым они не справились в начале урока. Применив новые знания, учащиеся попали в ситуацию успеха («Я могу!», «У меня получается!»). Эмоциональные переживания, связанные с ситуацией успеха, способствуют положительному самоопределению к дальнейшей учебной деятельности.
Для домашней работы целесообразно предлагать учащимся творческие задания, в которых они сами придумывают задачи на новый материал. |