Технологическая карта урока математики "Деление на 10 и на 100"
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Ворошилова Валентина Владимировна

Технологическая карта урока математики по УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс

Тема: «Деление на 10 и на 100». Деятельностная цель: формирование способности учащихся к восприятию и использованию  новых знаний и умений при делении круглых трехзначных чисел на 10 и 100. Учитель высшей квалификационной категории: В.В.Ворошилова

Технологическая карта может быть использована для конструирования уроков по любым предметам в технологии  деятельностного метода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_3_klass.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Междуреченская средняя школа

Технологическая карта урока математики, 3 класс.

 УМК «Начальная школа 21 века». Учитель высшей квалификационной категории:  Ворошилова Валентина Владимировна

Тема урока «Деление на 10 и на 100»

Цели урока:

- формирование умения делить круглые трехзначные числа на 10 и 100;

- совершенствование вычислительных навыков;

- развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- развитие математической речи учащихся;

- воспитание чувства сотоварищества, дружбы, сплочённости;

Задачи урока:

- через исследование выражений подвести детей к выводу  о делении круглых трехзначных чисел на 10 и 100;

- развивать математическую речь учащихся,  умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- воспитывать чувство коллективизма;

Цели учащихся:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к восприятию и использованию  новых знаний и умений при делении круглых трехзначных чисел на 10 и 100..

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых математических знаний о делении трехзначных  чисел.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма проведения: урок

Опорные понятия, термины:

Выражения, круглые трехзначные числа

Средства обучения:

  1. Учебник, рабочая тетрадь, документ-камера;
  2. Карточки для индивидуальной работы;
  3. Карточка – послание от Пети;

Формы контроля:

Коллективная, индивидуальная

Домашнее задание:

повторить правило деления круглых трехзначных  чисел

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

ФОУД

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мобилизующий этап урока – 2 мин

Цель: обеспечение высокого уровня вовлечённости школьников в активную творческую учебную деятельность; создание хорошего настроения учащихся;

Чтобы хорошо учиться,
Нужно каждый день трудиться.
С ленью нам не по пути,
К знаньям будем мы идти.

- Все готовы к работе. Садитесь, пожалуйста!

Ребята, на уроке нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, исследуя старое;  доказывать и спорить, радоваться вместе нашим победам, и с неудачами справляться тоже вместе.

   Итак, мы начинаем!

Декламация стиха (хоровая) Психологический настрой на хорошую, дружную работу

коллективные

 Внимательно слушает хоровое чтение стиха. Вовлекает  учащихся в активную творческую деятельность, создавая хорошее настроение.

Читают стихотворение наизусть, слушают учителя.

Регулятивные:

- развитие способности к мобилизации сил и энергии для выполнения предстоящей работы;

- развитие психических процессов;

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- воспитание  положительного отношения к процессу познания; Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать;

- формирование бережного отношения друг к другу;

  1. Мотивационный этап. Игровая ситуация.  Письмо Пети - 3 мин

Цель: создание мотивационного мобилизующего начала урока и через игровую ситуацию введение  учеников в мир познания;

 - Ребята, мне вчера пришло письмо. На конверте написано «МБОУ МСОШ,   3  класс».   Читаем?  Андрей, помоги, пожалуйста, прочитать письмо.

Дорогие ребята!    Меня зовут Петя Иванов. Я учусь в 3 классе.

Вчера я выполнил домашнее задание по математике, но не уверен, что решил правильно.

Проверьте, пожалуйста, мою домашнюю работу!

- Ребята, что случилось с Петей?

- Как мы можем ему помочь?

- Готовы ли вы это сделать?

- Давайте приступим к работе!

Наблюдение, проблемная мотивационная игровая ситуация. Работа по плану урока и заданиям учителя. 

коллективная

 Читает письмо Пети Иванова. Помогает учащимся решить возникшую проблему, намечают пути её решения

Слушают письмо, намечают пути решения проблемы

Регулятивные:

 -умение слушать,  воспринимать  и сохранять учебную задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленных вопросов;

Познавательные:

- анализ услышанной информации, умение наметить пути решения проблемы с учётом жизненного опыта учащихся;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

- нравственно – этическая ориентация;

Коммуникативные:

-  слуховое восприятие ответов товарищей, умение строить для окружающих простые и ясные высказывания – предположения;

  1.   Пробное учебное действие (коллективное и  индивидуальное)  и фиксация индивидуальных затруднений  в пробном действии.  Анализ и решение выражений на деление круглых трехзначных чисел на 10 и 100 - 7  мин

Цель: организация  коммуникативного  взаимодействия, направленного  на приобретение недостающих знаний  и умений по решению выражений; создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных  знаний; для  организации пробных действий и фиксации затруднений;

 - Прочитайте выражения, которые прислал Петя:

2 * 10 = 20; 3 *100 = 300;

4 * 10 = 40; 8 * 100 = 800;

 70 : 10 = 7;

700 : 10 = 7; 600 : 100= 60

-Что общего у этих выражений?

- Чем различаются?

- На какие 2 группы их можно разделить? Почему?

- Попробуйте найти значения выражений.

- Кто нашел значения выражений?

-Кто затрудняется? В каких случаях?

 Исследование выражений, классификация выражений.

Решение выражений с проговариванием алгоритма деления.
 

коллективная, индивидуальная

Организует исследование выражений.

Следит за алгоритмом деления, ставит проблемные вопросы.
 

Сравнивают выражения, рассуждают, классифициру

ют, делают выводы.

Выполняют решение, следуя алгоритму.

Регулятивные:

- Умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

-осознанное построение устных высказываний;

-логические универсальные действия: анализ объектов с выделением существенных признаков, синтез, подведение под понятие,  построение логической цепи рассуждений;

-  решение проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

4 Формулирование темы и цели урока. Актуализация опорных знаний –  3 мин

Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока; актуализация опорных знаний;

- Давайте, еще раз обратим внимание на выражения, которые мы не решили:

70 : 10 = 7;

700 : 10 = 7; 600 : 100= 60

-Но что такое? Почему мы их не решили? (Не знаем правило деления на 10 и 100).

- Так какая сегодня тема и цель нашего урока?

- Для чего нам нужно познакомиться с правилом деления? (Мы научимся решать такие выражения и сможем проверить работу Пети.).

- Но прежде, давайте, прочитаем пословицу:  «Один ум хорошо, а два лучше».

- Как вы понимаете?

- Как будем работать, чтобы стать умнее? (…дружно, помогая друг другу)

Вывешивается

карточка с выражениями

Работа с пословицей:

«Один ум хорошо, а два лучше».

коллективная, индивидуальная

 Организует подводящий диалог, уточняет пары выражений, помогает ученикам вывести тему урока, наметить пути её решения, нацеливает на дружную работу. 

Дают толкование пословицы. Проводят рефлексию выполненной работы.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция;

Познавательные:

- постановка и решение проблем;

-   выделение и формулирование темы  урока;

-структурирование знаний;

-осознанное построение устных высказываний;

-смысловое чтение;

-логические универсальные действия: анализ, синтез, подведение под понятие, классификация, построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- положительное отношение к процессу познания; внимание, желание узнать больше;

- знание основных моральных норм работы  у доски  (принятие  помощи от товарищей и взрослых, ответственность за правильное выполнение задания);

Коммуникативные:

- умение адекватно воспринимать оценки товарищей и учителя;

5.Валеологическая пауза     2  минуты

 

Игровое упражнение

«Мозговая гимнастика».

 минутки отдыха, игра 

коллективная

  Организация психофизической тренировки

  Выполняют упражнение для релаксации

Регулятивные:

- саморегуляция;

Познавательные:

- проговаривание в речи;

6.  Вовлечение учащихся  в систему расширенных знаний. Исследовательская работа  – 12  минут

Цель: расширение  учебного  содержания,  необходимого  для обеспечения  содержательной непрерывности: формирование умений распознавать выражения с круглыми числами; через исследование выражений,  наблюдения за их результатами,   подвести учащихся к выводам о делении на 10 и 100; развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать; развитие и воспитание коммуникативных навыков и навыков учебного труда;

 1.Самостоятельная исследовательская  работа в группах.

 - Ребята, возьмите, пожалуйста, карточки с этими выражениями.

- Поработайте в группах. Исследуйте выражения, попробуйте найти их значения:

 70 : 10 = 7;

700 : 10 = 7; 600 : 100= 60

2.Проверка самостоятельной исследовательской работы в группах.

- Назовите значения выражений.

- Сравните их значения.

-Какую задачу ставили перед собой?

(Найти значения выражений и ответить на вопрос: как делить круглые числа на 10).

- Ответили ли мы на главный вопрос урока? (Да, ответили).

3.Работа над алгоритмом деления круглых чисел.

-Прочитаем  алгоритм деления круглых чисел на карточке.

-Сравните алгоритм с нашим выводом. (Мы сделали правильный вывод).

3.Расширение знаний о делении круглых  чисел.

- Ребята, все ли выражения Пети мы проверили?(Нет.)

- Давайте, проверим решение выражения 600 : 100= 60.

- Ребята, вы можете использовать «вычислительную машину» в учебнике (задание№2, на странице 80).

-Рассмотрите записи на рисунке?

-Какое действие выполняет «вычислительная машина»?

-Какие числа она умножает?

- Какие числа она делит?

-Какое значение выражения получили сначала?(затем?)

-Объясни, как можно узнать результат деления числа на 100?

-Нарисуйте «вычислительную машину» для выражения Пети

-Верно ли выполнил вычисления Петя?(Нет.)

- Какой вывод можно сделать?

(Вывод:  при делении на 100 нужно найти такое число, при умножении которого на 100 получим делимое).

Работа в группах, наблюдения, вывод, сличение с эталоном на карточке, рефлексия, контроль; 

Работа в группах

 Организует наблюдения, помогает сделать вывод. 

Анализируют объекты, с выделением существенных и несуществен

ных признаков.

Сравнивают значения выражений, наблюдая за выражениями и их моделями. Делают выводы, что при делении на 10 или 100 нужно найти такое число, при умножении которого на 10 или 100 получим делимое.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

-умение принимать и сохранять учебную задачу;

-умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известнои усвоено, и того, что еще неизвестно;

-умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

- развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-выведение понятия, что сложение всегда выполнимо и что к большему числу удобнее прибавить меньшее;

-постановка
и решение проблем –
 самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи.

-упражнения в навыках счета;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение договариваться с собеседниками;

-умение строить
понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7.Валеологическая пауза     1  минута

 

Игровое упражнение

«Самый внимательный».

 минутки отдыха, игра 

коллективная

  Организация психофизической тренировки

  Выполняют упражнение для релаксации

Регулятивные:

- саморегуляция;

Познавательные:

- проговаривание в речи;

8.Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи –  5 минут

Цель: осуществление проверки  на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме  урока, организация рефлексии  усвоения  данной темы  по результатам выполнения самостоятельной работы

- Петя благодарит вас за помощь, дружную работу и просит быть внимательными при решении таких выражений.

1. Самостоятельная работа в парах. Первичное закрепление.

 - Ребята, найдите, пожалуйста, в учебнике задания №3, №4 на странице 81.

-Какое задание нужно выполнить?

(Выполнить деление на 10 и на 100).

2. Проверка самостоятельной работы в парах.

- Проверьте, пожалуйста, свою работу по ключу на слайдах. Объясните ответ.

3.Индивидуальная самостоятельная работа

- Ребята, найдите, пожалуйста, в рабочей тетради задания №1,2 на странице 36. Найдите значения выражения.

4. Проверка самостоятельной работы.

- Ребята, какой вывод о делении круглых чисел вы использовали?

- Проверьте свою работу по ключу на слайдах.

- Сегодня  вы показали Пете пример дружной работы.

-Простимся с ним до новой встречи на уроке математики.

 самостоятельная работа в парах, работа с электронной доской - проверка выполненного;

индивидуальная, парная

  организует работу по плану урока

 работают самостоятельно, сверяя выполненное со слайдом. Проводят рефлексию

Регулятивные:

 - умение проводить рефлексию знаний;

Познавательные:

-умение применять знания по теме урока;

-умение сравнивать с образцом;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

- управление собственным поведением  (контроль, коррекция, оценка  действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка;

- владение математической речью.

9.Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 3 мин

Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока;  развитие адекватной самооценки учащихся  при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха

- Вспомните, какой была тема урока.

- Какие цели ставили  перед собой?

-Удалось ли нам достичь этих  целей?

- Каким был наш  урок?

- Каким были вы на этом уроке?

-Вы, большие молодцы! Работали дружно, помогая товарищу и Пете Иванову.

 рефлексия, контроль,

Задает вопросы 
о целях урока. Выясняет, удалось ли их достичь.

Поясняет домашнее задание. Выясняет, каким был урок в целом и каждый ученик в отдельности. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки математики

 Высказывают свои впечатления от урока, от взаимоотношений на уроке, Получают позитивный настрой от урока выясняют, уровень усвоения  новых ЗУН

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач;

-адекватная позитивная самооценка;

Коммуникативные:

 – инициативное сотрудничество в обсуждении урока;

- умение слушать и вступать в диалог;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...