МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
ИМЕНИ А. И. ГОРДИЕНКО
ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА ГОРОДА НЯГАНИ
Технологическая карта
урока математики
4 класс
Автор: Платон Валентина Сергеевна
учитель высшей категории
МБОУ «СОШ № 6», г. Нягани
им. А. И. Гордиенко
г. Нягань
2015 г
Тема урока: Решение геометрических задач на нахождение периметра и площади (прямоугольника и квадрата).
Место и роль урока в изучаемой теме: отработка умений и навыков (за 2 урока до контрольной работы)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Образовательные ресурсы: учебник – тетрадь «Математика. Учись учиться» Л.Г. Петерсон, 4 класс, часть 1,
интерактивная доска, мультимедиа проектор, компьютер, мобильный класс, каскадный тест, дидактические карточки с заданиями.
Цель урока:формирование учебных действий у учащихся в решении геометрических задач.
Задачи урока:
образовательная: 1) отрабатывать навыки применения формул периметра и площади прямоугольника и квадрата при решений задач;
2) формировать навыки по составлению и применению алгоритма для нахождения периметра и площади фигур;
Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
Формы обучения: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: проблемный, частично - поисковый.
Технологии обучения: технология проблемного обучения, игровая технология и технология обучения в сотрудничестве.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: уметь решать задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата; понимать взаимосвязь между величинами: длина, ширина, периметр и площадь; уметь пользоваться алгоритмом нахождения данных величин; составлять и решать обратные задачи.
метапредметные:
личностные УД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапаурока, проявление интереса к изучаемому материалу, оценивание усваиваемого содержания, применять приобретенные навыки в практической деятельности, соотносить собственный ответ с предложенным вариантом.
коммуникативные УД: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать собственное мнение и аргументировать его, задавать уточняющие вопросы, использовать в речи математические термины, оформлять свою речь соответственно целям и условиям делового общения, формулировать простые выводы, сотрудничать в работе с одноклассниками.
регулятивные УД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в диалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
познавательные УД: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, логический анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
создание способов решения проблемы, использование алгоритма порядка учебных действий в решении задач, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Этапы урока | Содержание учебного материала
| Деятельность учителя
| Методы и приемы работы | Формы организации учебной деятельности | Деятельность обучающихся | Формирование универсальных учебных действий: П - познавательные К - коммуникативные Р – регулятивные Л - личностные |
I.Организационный момент 1 мин
| Приветствие учащихся.
| Думать – коллективно! Решать – оперативно! Отвечать – доказательно! Работать – старательно! И открытия нас ждут обязательно!
| Мотивационный настрой
| Фронтальная работа
| Включаются в деловой ритм урока.
| К-умение слушать и понимать речь других Р-организуют своё рабочее место под руководством учителя.
|
II. Мотивация учебной деятельности
5 мин
| - У лукоморья дуб зелёный Златая цепь на дубе том И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. Пойдёт направо песнь заводит Налево сказку говорит… Задание: выполните деление и расположите ответы в порядке возрастания. 27 : 3 = Ы 120 : 3 = А 51 : 3 = К 15 : 3 = Р 48 : 3 = Б
Страница6 (Используемые приёмы интерактивной доски: затенение ячейки – на касание маркером ячейки сначала проверяются ответы, затем слово с именем героя сказки.)
Страница 7
(Используемые приёмы интерактивной доски:щелкнуть маркером по фигурам: трапеции, параллелограмма и ромба - фигуры исчезают.)
Страница 8 (Используемые приёмы интерактивной доски: перемещение формул периметра и площади в таблицу.) Название фигуры | Рисунок | Формула периметра | Формула площади |
Квадрат
|
|
|
|
Прямоугольник |
|
|
|
Страница 9 (На касание маркером справа от зелёной кнопки появляются вопросы.)
| -Кто автор этих строк?
Учитель читает отрывок. -Кто главный герой стихотворения?
- Сегодня поведёт нас учёный кот. - Учёный кот зашифровал героя сказки
Какое слово получилось? -В какую сказку мы попали? - Сколько просьб старика выполнила рыбка? - Какие фигуры в математике связаны с числом 4? -У каких геометрических фигур мы умеем вычислять периметр и площадь? -Что надо знать, чтоб вычислить периметр и площадь?
-Ребята, учёный кот предлагает вам, заполнить вот такую таблицу.
- Что такое периметр? - Как найти периметр прямоугольника, квадрата? -Что такое площадь? - Как найти площадь прямоугольника, квадрата? -Эти знания помогут в закреплении и повторении изученного материала. - Чем старик поймал рыбку?
- Что такое невод?
| Создание ситуации успеха.
Побуждающий
| Работа в парах
Фронтальная работа
| Дети называют автора
-Кот. Ученики работают в парах по карточкам для получения шифра- героя сказки Называют числа, которые должны быть в окошечках -Рыбка - «Сказку о рыбаке и рыбке».
-4 просьбы. Отвечают на поставленные вопросы.
Вспоминают формулы. Ученик переносит формулы в таблицу на доске SMART.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы
-Старик поймал рыбку неводом
-Невод – это сеть для ловли рыбы.
| П-понимать информацию, представленную в виде рисунка,схемы. Осознанно строить речевые высказывания. К-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.Уметь слушать и понимать речь других Р-уметь контролировать и корректировать свою деятельность и работу соседа.
|
III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
6 мин
| (рисунок невода в виде прямоугольника и квадрата)
3 м 9 м 9 м Страница10
(На касание маркером доски SMART справа от рисунка - появляется текст задачи, которую учащиеся составили устно.) а = 9м b = 3м Р =?
Р= (9 +3)х2 = 24м Страница11 (Используемые приёмы интерактивной доски: маркером перетащить ручку «Шторки»на доске SMART демонстрируется тема урока)
ПРОБЛЕМА! Страница12 (На касание маркером доски SMART ниже задания, отображается текст обратной задачи.) Касание маркером на пустую клетку – появляется слово «Затруднение».
Страница 13. (Используемые приёмы интерактивной доски: маркером перетащить ручку «Шторки»- демонстрируется цель урока.)
| - Вот перед вами невод. Кот предлагает составить задачу на нахождения периметра.
-Решите задачу.
Сформулируйте тему нашего урока?
-Кот интересуется, умеем ли мы составлять обратные задачи?
Как составить обратные задачи?
-Составьте обратную задачу.
-Решите задачу.
В чём затруднение?
-Как вы думаете, надо ли вспомнить, как решаются данные задачи? -А сможем?
-Какую поставим цель?
| Проблемный
Постановка проблемного вопроса
| Фронтальная работа | Учащиеся составляют геометрическую задачу
Решают задачу, выполняют записи в тетради. Определяют тему урока.
-Надо известное сделать неизвестным, а неизвестное - известным. Составляют обратную задачу -Мы не знаем, как решить такую задачу.
-Надо
-Сможем. -Вспомнить и закрепить свои знания и умения решать такие геометрические задачи
| П-понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Формулировать тему и цель урока. К-слушать и понимать речь других, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Р-уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение, проявляют инициативу. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Л-осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, проявление интереса к изучаемому материалу, оценивание усваиваемого содержания, применять приобретенные навыки в практической деятельности, соотносить собственный ответ с предложенным вариантом.
|
IV.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
8 мин
|
Страница14 (Используемые приёмы интерактивной доски: на касание маркером доски объектов: 1, 2 и 3 появляется пошаговый алгоритм нахождения способов решения затруднения.) Алгоритм ШАГ1.Вспоминаем формулу периметра прямоугольника. P = (a+b) x 2 Шаг 2. Чтобы найти длину прямоугольника, надо выполнить обратное действие: a = P: 2 – b Шаг 3. Чтобы найти ширину прямоугольника, надо выполнить обратное действие: b = P: 2 – a Страница 20 (На касание маркером доскипоявляется алгоритм.)
Страница 21 (Используемые приёмы интерактивной доски: касание маркером слова «Затруднение», оно исчезает.) Решение: a = 24 : 2 – 3 = 9 м
Обратная задача. а=9 м b=? Р= 24 м в = Р: 2 – а Решение: b = 24 : 2 – 9 = 3м | -Давайте вспомним, что всегда является помощником для решения любого затруднения?
-Какой первый шаг? -Второй? -Третий?
-Есть затруднение? -Сможете решить задачу? -Решите задачу.
-Можем составить ещё одну обратную задачу? -Составьте. -Можем решить задачу? -Решите.
| Наблюдение
Пошаговый алгоритм
| Фронтальная работа |
Учащиеся называют каждый шаг алгоритма
Делают выводы.
- Нет
-Да Вспоминают пошаговый алгоритм и самостоятельно решают задачу в тетради. Самопроверка
-Да
- Да
| П-самостоятельное создание способов решения проблемы, использование алгоритма порядка учебных действий в решении задач, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. К-слушать и понимать речь других, соблюдать простейшие нормы речевого этикета,участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Р-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Л-проявлять уважение к одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока. |
V.Физминутка
2 мин | Страница 22
|
|
|
| Выполняют зарядку под музыку |
|
VI. Этап включения изученного в систему знаний. 8 мин
|
3 м
9 м I и II группа Задача а = 9 м b = 3м S = ? Решение: S = 9м х 3 м = 27 Обратные задачи. Задача. а=? м b=3м S = 27 Решение: S=27: 3 = 9 м Задача. а = 9 м b = ? м S = 27 Решение: b = 27 : 9 = 3 м
IIIгруппа 7 м
Задача. а = 7 м S = ? Решение: S = 7 х 7 = 49 Обратная задача. Решение: а = 49: 7 = 7 м | Задание кота (карточки): составить задачу на нахождение площади прямоугольника и составить обратные задачи.
Организует усвоение учениками нового способа действий.
-Какие знания помогли вам вычислить периметр прямоугольника? | Частично-поисковый
Взаимоконтроль
| Работа в группах | Обсуждают, составляют задачи, решают и записывают на карточке.
Составляют обратные задачи и решают.
Сравнивают полученные решения, обосновывают своё решение, вывешивая образцы на доску
-Знания формул и таблицы умножения. | П-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, осознанно строить речевые высказывания в устной форме, структурировать знания. Р-сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия вдиалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Л-проявлять уважение к одноклассникам в ходе дискуссии.
|
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7 мин
| Страница 23 (На рабочем столе компьютеров мобильного класса открыть папку «Ученикам». Найти тест «Периметр и площадь», щелкнуть левой кнопкой мышки 2 раза по файлу «Тест», нажать на слова «Начать тест».)
| - Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы узнать хорошо ли мы умеем решать задачи на нахождение периметра и площади фигур? -Сейчас вам предстоит выполнить тест и проверить свои знания.
| Самостоятельная работа
| Индивидуальная работа | Учащиеся самостоятельно выполняют электронный каскадный тест на компьютере. После выполнения всех заданий выставляется оценка
| П-понимать информацию, представленную в виде текста, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку своих результатов деятельности. Р-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном |
VIII. Рефлексия учебной деятельности
2 мин
| Страница 24 (Используемые приёмы интерактивной доски: перемещение объекта, взять смайлик и перенести в корзину.)
| Подводит итоги работы в классе. -Ребята, посмотрите на доску. Что нарисовано? -Кто всё понял и умеет решать задачи на нахождение периметра и площади, берёт этот смайлик -Кто испытывает затруднения в решении задач, берёт этот смайлик
-Кто ничего не понял, берёт этот смайлик - Как вы думаете, мы больше не будем решать такие задачи? | Рефлексия
| Индивидуальная работа |
-Дерево настроений.
Выходят к интерактивной доске, выбирают смайлик и кладут его в корзину
Высказывания учащихся
| Л-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
|
IX. Домашнее задание
1 мин
| Учебник с. 38 № 6
Страница 25 | - Решить задачу. - Кто хочет, может составить обратные задачи и решить их. Спасибо за урок |
|
| Записывают домашнее задание |
|