Мастер – класс "Формирование УУД через реализацию системно – деятельностного подхода на уроках математики"
методическая разработка по математике (4 класс) на тему
Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. Методологической основой ФГОС НОО является системно – деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребёнка в учебном процессе. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем мсмысле быть – субъектом – значит быть хозяином своей жизни, своей деятельности. Он:
- ставит цели,
- решает задачи,
- отвечает за результаты.
Главное средство субъекта – умение учиться, т. е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Формирование УУД
через реализацию системно – деятельностного подхода на уроках математики
Платон Валентина Сергеевна
Учитель высшей категории
МБОУ «СОШ № 6»
Им. А. И. Гордиенко
2014 г
Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. Методологической основой ФГОС НОО является системно – деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребёнка в учебном процессе.
Цолбю системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем мсмысле быть – субъектом – значит быть хозяином своей жизни, своей деятельности. Он:
- ставит цели,
- решает задачи,
- отвечает за результаты.
Главное средство субъекта – умение учиться, т. е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.
Что значит "деятельность"?
- целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий).
- обратная связь (коррекция, обратная ориентация).
- всегда имеет развивающийся план анализа, при этомнадо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка.
Так как основной формой организации обучения является урок, то нам учителям необходимо знать структуру построения урока. Задача, которая сегодня стоит перед нами – это научиться основе построения урока с позиции системно-деятельностного подхода.
Типология урока системно-деятельностного подхода, их четыре:
- Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
- Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
- Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно- методических линий.
- Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Тема урока: Решение задач на нахождение периметра и площади геометрических фигур
Цель урока:формирование учебных действий у учащихся в решении геометрических задач.
Задачи:
1) отрабатывать навыки применения формул периметра и площади прямоугольника и квадрата при решении задач;
2) закреплять умения учащихся решать задачи, используя знания связи между величинами: длина, ширина, периметр, площадь.
3) развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.
4) воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
Место данного урока: отработка умений и навыков (за 2 урока до контрольной работы).
Ход урока
II. Мотивация учебной деятельности
Данный этап обучения предполагаетосознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Кто автор этих строк?
- У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо песнь заводит
Налево сказку говорит….(А.С. Пушкин) (иллюстрация к сказке на доске) Слайд 1
- Сегодня поведёт нас учёный кот.
- Учёный кот зашифровал героя сказки:Слайд 3
Работа в парах
Задание: выполните деление и расположите ответы в порядке возрастания. Какое слово получилось?
27 : 3 = Ы 120 : 3 = А
51 : 3 = К 15 : 3 = Р 48 : 3 = Б
- В какую сказку мы попали? «Сказка о рыбаке и рыбке». (иллюстрация)
- Сколько просьб старика выполнила рыбка? ( 4 просьбы: корыто, дом, стала дворянкой, царицей)
- Какие фигуры в математике связаны с числом 4? ( четырёхугольники, квадраты, прямоугольники, роб, трапеция)Слайд 4
У каких геометрических фигур мы умеем вычислять периметр и площадь?
Что надо знать, чтоб вычислить периметр и площадь??
Ребята, учёный кот предлагает вам, заполнить вот такую таблицу.
Слайд 5
Название фигуры | Рисунок | Формула периметра | Формула площади |
Квадрат | |||
Прямоугольник |
- Что такое периметр?Слайд 6
- Как найти периметр прямоугольника, квадрата?
-Что такое площадь?
- Как найти площадь прямоугольника, квадрата?
Эти знания помогут в закреплении и повторении изученного материала.
III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе учащиеся ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
3) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
- Чем старикпоймал рыбку? Что такое невод? ( рис. невода в виде прямоугольника и квадрата) Слайд 7
- Вот перед вами невод. Кот предлагает составить задачу на нахождения периметра.
3м 7м
9
Длина невода равна 9см, ширина равна 3см. Чему равен периметр невода?
а = 9см в = 3см Р =?
Р=(9см +3см) х 2 = 24см
- Сформулируйте тему нашего урока?
Решение геометрических задач на нахождение периметра и площади.
Кот интересуется, умеем ли мы составлять обратные задачи?
Как составить обратные задачи?
- Надо известное сделать неизвестным, а неизвестное - известным.
- Что было известным? Что было неизвестным?
а = ?см в = 3см Р= 24см
- В чём затруднение?
- Как вы думаете, надо ли вспомнить, как решаются данные задачи?
- Надо
- А сможем?
- Какую поставим цель?
- Вспомнить и закрепить знания и умения решать такие задачи.
IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
Данный этап предпологает проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме вспоминают и повторяют способы действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися (алгоритм взаимосвязи нахождения периметра, площади, длины и ширины), затем решаютзадачи по образцу.
То есть формулируютшаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
- Давайте вспомним, что всегда является помощником для решения любого затруднения?
- Алгоритм
- Какой первый шаг? Второй? Третий?
Алгоритм
ШАГ 1. Вспоминаем формулу периметра прямоугольника.
P = (a+b) x 2
Шаг 2. Чтобы найти длину прямоугольника, надо выполнить обратное действие:a = P: 2 – b
Шаг 3. Чтобы найти ширину прямоугольника, надо выполнить обратное действе:b + P: 2 - a
Решение: a = 24 : 2 – 3 = 9 см
Ответ: длина прямоугольника равна 9 см.
а = 9см в = ? Р= 24 см
в = Р: 2 – а
Решение: в = 24 см : 2 – 9см = 3см
Ответ: ширина прямоугольника равна 3 см.
V.Физминутка Слайд 8
VI. Этап включения изученного в систему знаний.
На данном этапе урока учащиеся самостоятельно составляют и выполняют задания по изученной теме. Проводится работа по выполнению заданий на повторение, с обоснованием способов действий, а также заданий на подготовку к изучению следующих тем.
Работа в группах
Задание кота: составить задачу на нахождение площади прямоугольника.
3м 7м
9
Задача: Длина прямоугольника 9 см, ширина – 3 см. Вычислите площадь.
а = 9см в = 3см S = ?
S = 9см х 3 см = 27 кв. см
-Составьте обратные задачи.
а = ? см в = 3 см S = 27кв. см
а = 9 см в = ? см S = 27кв. см
- Как найти длину прямоугольника по площади и ширине? А ширину?
S = а .в а = S : в в = S : а
а = 27 кв. см : 3 см = 9 см в = 27 кв. см : 9 см = 3 см
Какие знания помогли вам вычислить периметр прямоугольника? (знания формул и таблицы умножения).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа (тест).
Здесь организуется, по возможности, ситуация успеха для каждого ученика. Для этого некоторые учащиеся выполняют тест пошагово сравнивая с эталоном (алгоритмом) и осуществляют их самопроверку.
- Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы узнать хорошо ли мы умеем решать задачи на нахождение периметра и площади фигур?
- Надо самостоятельно решать такие задачи.
Самостоятельная работа
Выполнение электронного каскадного теста на компьютере.
VIII. Рефлексия учебной деятельности
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Ребята, посмотрите на дерево настроения. Кто …..
Спасибо за урок.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностые УД: творческая атмосфера урока способствовала готовности учащихся к саморазвитию, самоопределению.
Регулятивные УД: учащиеся управляли, контролировали и корректировали свою деятельность. Проявляли инициативу, самостоятельность. Ставили цель, планировали свою деятельность.
Познавательные УД:
- самостоятельно выделяли и формулировали познавательные цели;
- осуществляли поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
- структурировали знания;
- происходила рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УД: на уроке осуществлялась речевая деятельность, формировались навыки сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-272237-1374828446.jpg)
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ
В данной работе показан конспект урока алгебры, сотавленный для демонстрации возможности применения системно-деятельностного подхода Л.В. Занкова в среднем звене. Разъясняется необходимость такого под...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-395485-1536602440.jpg)
Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »
Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/10/picture-735253-1691672904.jpg)
Мастер-класс на тему "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе"
Применение системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе...
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики».
Выступление на ШМО нач.кл....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/14/picture-295928-1379156531.jpg)
Реализация системно деятельностного подхода на уроках математике
Данная статья содержит материалы по деятельностному подходу на уроках математике....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-169369-1425839435.jpg)
Развитие вычислительных навыков, через реализацию системно-деятельностного подхода на уроках математики
Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Процесс учения сегодня понимается не просто как усвоение системы знаний, умени...
Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"
Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"...