Урок математики 3 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: Круг. Окружность.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Тема урока: Круг. Окружность.
УМК: «Планета Знаний»
Форма проведения урока Урок-путешествие
Оборудование: тетрадь, карандаш, линейка, циркуль, ножницы, модели фигур, цветная бумага, образец аппликаций
ТСО: мультимедийный проектор
Тип урока: интегрированный (математика с элементами технического труда)
Изучение новых знаний, формирование новых умений, практическое применение знаний и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krug._okruzhnost.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Круг. Окружность.
УМК: «Планета Знаний»
Форма проведения урока Урок-путешествие
Оборудование: тетрадь, карандаш, линейка, циркуль, ножницы, модели фигур, цветная бумага, образец аппликаций
ТСО: мультимедийный проектор
Тип урока: интегрированный (математика с элементами технического труда)
Изучение новых знаний, формирование новых умений, практическое применение знаний и умений.
Ход урока
- Орг. момент.1мин.
- Устный счёт 7 мин.
- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие.
Отгадайте загадку на чём?
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Мы сейчас построим эту
Межпланетную …. (ракету)
Нам надо построить ракету, выполняя задания:
Назовите фигуры, из которых состоит ракета и выполните задание:
1 Треугольник (нажать) 5·7= (нажать) 35
2 Прямоугольник (нажать) в полёт космонавты приготовил 18 пакетов молока, кефира в 4 раза меньше. Сколько пакетов кефира приготовил незнайка для полёта? 6
3 Трапеция (нажать) 6·5 = (нажать) 30
4 Круг (нажать) первый раз космонавт в телескоп увидел 8 звёзд, а когда посмотрел второй раз внимательней, то увидел в 3 раза больше. Сколько звёзд увидел космонавт во второй раз? 24
Дату своего путешествия запишем в судовом журнале.( в тетрадях записываем число, классная работа)
Молодцы! Готовы к полёту! Запишите числа в порядке убывания! (вызвать Никиту Вершинина)
Проверяем! 35, 30, 24, 6 Какое число лишнее?( 6- однозначное) Это не просто числа- это зашифрованное название той планеты, на которую мы должны полететь.
Работа в парах. Расшифруйте название
50 | 35 | 32 | 30 | 26 | 24 | 20 | 10 | 6 | 1 |
Ф | к | Е | р | п | у | а | ш | г | д |
На этой планете всё круглое. Какие предметы с планеты Земля могли бы оказаться на этой планете?( пуговица, монета, тарелка, зеркало, !!! апельсин, глобус…и т.д.)
Как можно изобразить круг на бумаге (ответы детей) (обвести, с помощью циркуля) на доске перевернуть ЦИРКУЛЬ
3.Изучение новых знаний, формирование новых умений 13 мин.
Удобнее всего пользоваться специальным прибором: (нажать)
Мой циркач, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.
(Циркуль)
Циркуль (от латинского «циркулюс» -круг). (нажать)
Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент – история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику Дедала, первого «воздухоплавателя» древности . У Дедала в Афинах жил племянник по имени Талос, очень талантливый юноша. Когда Талосу исполнилось всего 12 лет, он придумал гончарный круг, с помощью которого люди стали изготовлять посуду. Скелет рыбы навел его на мысль сделать первую на свете пилу.
Дядя Талоса позавидовал его таланту и, улучив момент, столкнул юношу с городского вала. Но до этого Талос успел одарить людей еще одним изобретением. Он соединил с помощью шарнира два одинаковых по длине стержня — так получился циркуль.
Легенда легендой, а циркуль и линейка, наверное, самые старые чертежные инструменты на земле. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках древних Вавилонии и Ассирии нарисованы такие ровные прямые линии, такие правильные круги, что без циркуля и линейки их просто невозможно провести. А существовали эти государства около 3 тысяч лет назад.
Самый старый, дошедший до нас уже не из легенды, а из реальности, железный циркуль нашли во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2 тысяч лет.
Циркули бывают(нажать) ученические, для работы на доске, чертёжные, циркули по металлу (продемонстрировать), медицинские, для вырезания кругов на стекле и бревне. Сегодня мы учимся работать циркулем в тетради. А когда вы вырастите, кто–то из вас может стать инженером, строителем. И ему необходимо будет правильно пользоваться циркулем.
Сегодня мы научимся пользоваться циркулем, чтобы…
Практическая работа.(самостоятельная) (нажать)
Циркуль – чертёжный инструмент, с ним надо работать осторожно. Состоит он из(головки, ножки, иглы и грифеля). При работе с циркулем нужно соблюдать определённые правила: нельзя подносить иглой к лицу и передавать соседу «иглой вперёд. Острый конец всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.
Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на бумагу, а ножкой грифелем очертите круг. (нажать) Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки. (нажать) Это центр круга, её можно обозначить точка О. (нажать)
Слово «центр» произошло от латинского слова «центриум» - палка с заостренным концом, которой погоняли быков; позднее оно стало означать заостренную ножку циркуля, а потом и точку, которую оставляет ножка циркуля на листе бумаги.
Отметьте на окружности точку А. (нажать)
Соедините точкуА с центром окружности. Отрезок ОА –это радиус окружности.
Радиус окружности – отрезок,соединяющий центр окружности с точкой на окружности.
Отметьте на окружности точкуВ, соедините О и В. Отрезок ОВ- тоже радиусокружности. Какой можно сделать вывод? (ОА= ОВ)
Радиусы одной окружности равны.
Проведите еще несколько радиусов. На что это похоже? (нажать) -Да, верно! Это колесо. Колесо - одно из великих изобретений, которое было сделано в IV тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке.
Для чего же мы вспомнили про колесо? В древности термина радиус не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского радиус означает «спица колеса».
Практическая работа в парах. (нажать)
Ребята, на ваших столах модели кругов. С помощью них мы будем знакомиться с таким понятием как «диаметр». Слово «диаметр» пришло к нам из греческого языка и переводится как «поперечник».
а) Сложите круг пополам. Линия сгиба – это и есть диаметр. Что вы можете сказать? (ребята: диаметр делит круг на две равные части). б) Проведите еще несколько диаметров и измерьте длины. Что скажете о ваших наблюдениях? (ребята: все диаметры одинаковой длины)
Сделаем вывод.
Диаметр это - отрезок, который соединяет две точки окружности, проходит через центр. Диаметр делит круг на две равные части, и все диаметры у окружности равной длины.
Сравните длину радиуса с длиной диаметра. Сделайте вывод.
Диаметр в два раза больше радиуса
4.Физминутка2 мин.
5.Закрепление, систематизация, применение 7 мин. (нажать)
Сколько диаметров можно провести? А какие они по длине? Что интересного заметили?
Какое слово созвучно со словом циркуль? – ЦИРК. (нажать)
Что общего между циркулем и цирком? (нажать)
Мы хорошо поработали и я предлагаю посетить необычный цирк.
А попадём мы туда без билета, выполнив правильно 3 задания (нажать) Заполните пропуски дружно:
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность!
Она идёт по краю круга
И называется – (нажать) окружность!
(нажать)
От окружности до центра
Мы начертим длинный ус,
Знает каждый третьеклассник,
Это точно - (нажать) радиус!
(нажать)
Отрезок, который проходит через центр окружности и соединяет две точки окружности (нажать) Диаметр
В этом цирке все животные круглые.
Слон очень любит жонглировать тарелками, но сегодня у него их нет. Сделаем слону тарелки.
Работа по рядам. (нажать)
Работать будем ножницами. Ножницами нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу колечками. Разметку делать на белой стороне бумаги, бумагу расходовать экономно.
У вас на столе есть цветная бумага. Начертите окружность радиусом …., вырежьте и прикрепите тарелочки для слона на доску
6. Дом. задание. 1 мин.
7. Итог урок, рефлексия 2 мин.
Сегодня мы с вами побывали на круглой планете.Чтобы вернуться назад, нужно ответить на вопросы теста (у каждого ученика тест).
Фронтальная проверка теста.
- Я считаю, что круг, окружность – это одно и тоже.
- да
- нет
- не знаю
- Мне кажется, что шар можно считать объемным изображением круга.
- да
- нет
- не знаю
- Я считаю, что окружность – это замкнутая линия.
- да
- нет
- не знаю
- Я считаю, что расстояние от центра окружности до любой точки окружности называется…
- диаметр
- радиус
- Мне кажется, что расстояние от центра до любой точки на окружности всегда одинаково.
- да
- нет
- не знаю
- Я считаю, что отрезок, проходящий через центр окружности до любой точки окружности называется…
- диаметр
- радиус
- Назовите длину диаметра, если радиус равен 3 см
АМ= …..см
Продолжите предложения (устно):
Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики и презентация к уроку во 2 классе. Тема: :" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."
Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" авторы учебника Рудницкая В.Н. и др. Тема урока:" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа." К уроку прилагается ...
Урок математики "Класс Тема урока: «Закрепление пройденного. Повторение изученного». Учащиеся с ОВЗ (8 вид) «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.»
На уроке работают дети в разных группах. Обычный класс и дети с ОВЗ....
Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».
Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...
«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики, «Какая площадь больше» - урок открытия нового знания» ( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Универсальные учебные действия младшего школьника - важная составляющая системно - деятельностного подхода. На примере данного урока математики показано, как ученик получает знания н...
Интегрированный урок (математика + окружающий мир). Тема урока: Повторение таблицы умножения и деления на 3. Лес – это интересно (закрепление).2 класс Математика Л.Г.Петерсон
Интегрированный урок (математика + окружающий мир). Тема урока: Повторение таблицы умножения и деления на 3. Лес – это интересно (закрепление).2 класс Математика Л.Г.Петерсон...
конспект урока 3 класс"Экология на уроках математики"
Урок по математике "Экология на уроках математики"Цели: • Применение полученных знаний при решении практических задач.&bull...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»
Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...