Учебно-методический комплект по математике на тему:«Движение по координатному лучу» (УМК "Перспектива") 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Конспект урока по  математике на тему:«Движение по координатному лучу» (УМК "Перспектива") 4 класс + презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Движение по координатному лучу».

Цель: научится определять положение объекта на координатном луче, сформировать умение нахождения расстояния движущегося объекта по координатному лучу.

Оборудование для учителя: учебник «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон,2 класс, 2 часть; раздаточный материал; презентация к уроку.

Оборудование для учащихся: учебник «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон,2 класс, 2 часть; рабочая тетрадь,

Планируемые результаты:

- личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками ; развивать чувство доброжелательности к окружающему миру.

- предметные: уточнить способ изображения движения объекта по координатному лучу,фиксировать результаты этого движения с помощью таблиц и формул.

-метапредметные:

познавательные:

- учить сравнивать, анализировать, обобщать, делать вывод;

- учить переводить информацию в знаково-символическую систему;

регулятивные:

- определять и формулировать с помощью учителя цель урока;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

- оценивать достигнутые результаты и причины ошибок.

коммуникативные

- уметь слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения.

Этапы урока, методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. Момент

Словесный

Показывают настрой  на начало урока

1

Здравствуйте ребята, сначала сядет первый ряд, потом тихонько сядет второй ряд, а ещё тише сядет третий ряд. Повернитесь друг к другу лицом: улыбнитесь, пожмите друг друга за руку, и скажите соседу: « Все будет хорошо», затем повернитесь ко мне и улыбнитесь. Отлично, мы можем начать наш урок.

Приветствуют учителя. Выполняют действия под контролем учителя.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Актуализация знаний:

Словесный,

Наглядный,

Практический

Выполняют задания.

5-7

-Но чтобы двигаться дальше, нам с вами нужно повторить ранее изученное.

-Откройте свои рабочие тетради, отступите 4 клеточки от предыдущих записей, запишите сегодняшнее число: 6 февраля,  классная работа.

-А сейчас посмотрите на числовой луч, изображенный на доске. Найдите координаты точек, в которых находятся Карлсон и Винни-Пух.(Карлсон-точка с координатой 3, Винни-Пух-точка с координатой  6)Какое расстояние между ними?(3 единичных отрезка)на каком расстоянии находится Карлсон от  домика Винни-Пуха?(7 единичных отрезков)

Молодцы!

Открывают тетради, записывают число, работают с числовым лучом, ведут диалог с учителем.

Л: мотивация к новому

учебному материалу.

П: овладение основами логического и  алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

К: Строят речевые высказывания.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный

Беседа

Наглядный

Практический

7-10

Посмотрите на экран, вы видите числовой луч. (учитель показывает детям числовой луч)

  • Скажите, где будет находиться Кристофер Робин через 2 часа?(Дети затрудняются ответить, т. к. не знают, откуда он идет и сколько единичных отрезков проходит за час)
  • За 1 час он проходит 4 единичных отрезка, помогите мне это изобразить на числовом луче.(дети затрудняются, т. к. неизвестно откуда идет Кристофер)
  • Что необходимо знать, чтобы изобразить движение точки по числовому лучу?
    (
    Чтобы изобразить движение по числовому лучу, необходимо знать:
  • Откуда начало движения.
  • В каком направлении движется предмет или человек.
  • Скорость.)
    -
    А как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? Какова тема нашего сегодняшнего занятия?(Будем учиться изображать на числовом луче движение точки, тема: «Движение по координатному лучу») 
  • Какую цель мы перед собой поставим?(научиться определять положение объекта на координатном луче)

Анализируют, отвечают на вопросы, высказывают предположения.

П:поиск и извлечение

информации

 Р:принятие цели и

постановка задач

урока

К:умение договариваться в

группе, общаться,

приходить к единому

мнению,

распределять работу

в группе.

4.

Первичное закрепление

Практический

Выполнение заданий

Словесный

Беседа

5-7

Хорошо,ребята. А сейчас откройте свои учебники на стр. 69. Давайте с вами прочитаем текст «в рамочке»(один из уч-ся читает)

  • Что нового, важного вы узнали?(Стрелка показывает, откуда началось движение и в каком направлении оно происходит. Длина стрелки соответствует скорости движения, то есть расстоянию, которое объект проходит за единицу времени.)

-Чтобы закрепить наши знания, давайте выполним задание 1 на стр. 69. Прочитайте задание.(Один ученик читает задание)Посмотрите на доску, перед вами план действий, с помощью которого мы выполним это задание.(на доске появляется план: -Определите, откуда вышли Вини-Пух, Пятачок, Иа-Иа?

-Куда и с какой скоростью они идут?

- За сколько времени они пройдут весь путь?

- В какой точке они окажутся через 3 ч после выхода? )

Кто из вас готов поработать с первым рисунком?(один из учащихся выходит к доске)

-Начерти луч, как он изображен в учебнике, и отметь все данные.(ученик изображает луч на доске)

-Откуда вышел Винни-Пух?(из точки с координатой(0), т.е от начала луча)

-Куда и с какой скоростью он идет?(идет вправо к горшочку, 8 ед.в час)

-За сколько времени он пройдет весь путь?(56:8=7 часов)

-В какой точке он окажется через 3 часа после выхода?(в точке 24)

-Молодцы,с первым рисунком мы разобрались.

-Давайте поработаем со вторым рисунком. Кто пойдем к доске?

-Откуда вышел Пятачок?(Пятачок вышел из точки 45)

-Куда и с какой скоростью он идет?(движется к началу луча, где находится его домик, со скоростью 5 ед. за 1 час.)

-За сколько времени он пройдет весь путь?( Весь путь он пройдет за 9 часов. )

-В какой точке он будет через 3 часа?(Через 3 часа Пятачок будет в точке 30.)

Молодцы, а теперь работаем с третьим рисунком.Кто выйдет к доске?(выходит 3-ий ученик)

-Откуда вышел Иа?(Иа-Иа вышел из точки 20)

-Куда и с какой скоростью идет? (движется по числовому лучу вправо со скоростью 10 ед. за 1 час. )

-За сколько времени он пройдет весь путь?(Весь путь он пройдет за 6 часов.)

-В какой точке он будет через три часа?( Через 3 часа Иа-Иа будет в точке 50.)

-Продолжаем работать дальше. Я предлагаю вам поработать по рядам. Откройте учебники на стр. 70 и прочитайте задание 2.Выполните это задание самостоятельно по рядам,1 ряд выполняет задание под буквой а, 2 ряд выполняет задание под буквой б, 3 ряд по буквой в. Приступайте к работе, на это задание я даю вам 5 минут.

-Посмотрите на доску и сравните ваше решение с эталоном. 1 ряд проверьте свое решение.(дети сравнивают с эталоном)

- Есть ошибки?

-В чем ошибка?

-Исправьте ошибки.

2ряд проверьте свое решение.(дети сравнивают с эталоном)

- Есть ошибки?

-В чем ошибка?

-Исправьте ошибки.

3 ряд проверьте свое решение.(дети сравнивают с эталоном)

- Есть ошибки?

-В чем ошибка?

-Исправьте ошибки.

  • Посмотрите на задание 4 на стр. 71.Давайте выполним задание под буквой а) вместе,прочитайте задание про себя. Кто пойдет к доске?(один из уч-ся выходит к доске)
  • Какой формулой описывается движение точки В? (х=4+ 3*t)
  • Из какой точки луча началось движение?( из точки 4)
  • В каком направлении оно происходило?(в направлении вправо)
  • С какой скоростью?(3 единицы в час)

Читают текст в учебнике, анализируют.

Выполняют задание в учебнике, анализируют, отвечают на вопросы учителя.

Работают по рядам, сравнивают решение с эталоном, анализируют.

Выполняют задание под руководством учителя, один из уч-ся выполняет задание на доске.

Ведут диалог с учителем.

К: Донести свою позицию до других; высказать свою точку зрения и попытаться ее обосновать, приводя аргументы.

П:ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация, для решения учебной задачи.

К: строят устные речевые высказывания.

П:

поиск, фиксация,

извлечение

информации.

Физминутка

2-3

Включается видео-физминутка.

Выполняют действия.

Л: установка на ЗОЖ

5.

Самостоятельная работа

Практический

Выполнение заданий

15

-А сейчас выполните задание под буквой б) самостоятельно в парах.(Дети выполняют задание)

  • Посмотрите на эталон, который вы видите на доске, сравните свое решение.(Движение точки С началось из координаты 21 в направлении к началу числового луча со скоростью 7 единиц в минуту. Через 1 минуту объект окажется в координате 14, через 2 минуты – в координате 7, через 3 минуты – в координате 0, то есть в начале числового луча.)
  • Молодцы,ребята!Посмотрите на задание 5 . Прочитайте задание про себя. Выполним его по вариантам:1 вариант выполняет задание под буквами а) и б), 2 вариант выполняет задание под буквами в) и г).
  • Проверьте себя по эталону, который вы видите на доске. Если у вас нет ошибок поставьте себе «5», если есть 1-2 ошибки, поставьте «4»,если у вас больше 3 ошибок, поставьте «3».
  • Продолжаем работать, ребята. Посмотрите на задание 6. Прочитайте задание. Кто выйдет к доске и поработает с первым рисунком?(один из уч-ся выходит к доске)
  • Какое смешанное число мы напишем, глядя на этот рисунок?(4 целых 2 третьих)
  • Запишите это число в виде неправильной дроби(14 третьих)
  • Начертите числовой луч.
  • Какой единичный отрезок мы подберем к этому рисунку?(3 клеточки-1 единичный отрезок)Изобразите его на числовом луче.
  • Кто выйдет к доске и поработает со вторым рисунком?
  • Какое смешанное число мы напишем, глядя на этот рисунок?(6 целых одна вторая)
  • Запишите это число в виде неправильной дроби(13 вторых)
  • Начертите числовой луч.
  • Какой единичный отрезок мы подберем к этому рисунку?(2 клеточки-1 единичный отрезок)
  • Работаем с 3 рисунком. Кто пойдет к доске?
  • Какое смешанное число мы напишем, глядя на этот рисунок?(3 целых 3 четвертых)
  • Запишите это число в виде неправильной дроби(15 четвертых)
  • Начертите числовой луч.
  • Какой единичный отрезок мы подберем к этому рисунку?(4 клеточки-1 единичный отрезок)
  • Работаем с 4 рисунком. Кто пойдет к доске?
  • Какое смешанное число мы напишем, глядя на этот рисунок?(2 целых пять шестых)
  • Запишите это число в виде неправильной дроби(17 шестых)
  • Начертите числовой луч.
  • Какой единичный отрезок мы подберем к этому рисунку?(6 клеточек-1 единичный отрезок)

Посмотрите на задание 7. Прочитайте задание. Выполните его самостоятельно.

  • А теперь поменяйтесь тетрадями и сравните ответы с эталоном. Если у вас нет ошибок, поставьте «5», если у вас 1-2 ошибки, поставьте «4», если у вас больше 3 ошибок, поставьте «3».
  • Переверните учебники, откройте стр. 72, решите уравнения под номером 9. Решите их самостоятельно.
  • Сравним полученные вами ответы с эталоном.
  • Есть ошибки?
  • В чем ошибки?
  • Исправьте их.

Работают с учебником, сравнивают решение с эталоном.

Выполняют задание по вариантам, сравнивают решение с эталоном.

Один из уч-ся работает у доски, другие с места.

Отвечают на вопросы.

Анализируют.

Чертят числовой луч, обозначают единичный отрезок на числовом луче.

Выполняют задание самостоятельно, проводят взаимопроверку, ставят друг другу отметки.

Выполняют задание самостоятельно, проводят проверку, сравнивая с эталоном.

Р: уметь организовать свою деятельность.

К: выполнять согласованно совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

Р:соотнесение своего результата с заданным эталоном, внесение необходимых дополнений.

7.

Итог урока

Словесный

Беседа

1-2

-Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?(научиться определять положение объекта на координатном луче)

-Удалось ли нам ее достичь?(да)

-Что показывает стрелка на числовом луче?(направление объекта)

-Чему соответствует длина стрелки?(скорости объекта)

Анализируют проделанную работу на уроке, оценивают свои силы, высказывают свое мнение.

Р: самооценка

8.

Рефлексия

Практический

1-2

Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Аккуратно на полях в рабочей тетради нарисуйте  небольшую «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока, приклейте смайлик на ступеньку. Если вы поняли материал и выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то приклейте себя на верхнюю ступеньку. Если вы поняли материал и выполнили самостоятельную работу, но у вас есть 1 ошибка, приклейте смайлик  на вторую ступеньку. Если у вас 1 ошибка в самостоятельной работе и у вас остались вопросы, приклейте смайлик на третью ступеньку. Если у вас допущено 2 ошибки в самостоятельной работе и остались вопросы, то наклейте смайлик на нижнюю ступеньку. Оценивайте себя объективно, если не совсем довольны своей работы, то не отчаивайтесь, на следующем занятии я думаю, что вы улучшите свой результат.

Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха».

Р: самооценка

9.

Домашнее задание

1

Стр. 72 №8

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

6 февраля. Классная работа.

Слайд 4

Чтобы изобразить движение по числовому лучу, необходимо знать: - откуда начало движения; - в каком направлении движется предмет или человек; - скорость.

Слайд 5

Тема урока: «Движение по координатному лучу»

Слайд 6

Цель урока: Научиться определять положение объекта на координатном луче.

Слайд 7

0 8 16 24 32 40 48 56 8 ед./ ч

Слайд 8

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 5 ед./ ч

Слайд 9

0 10 20 30 40 50 60 70 80 10 ед./ч

Слайд 10

t ч 0 1 2 3 4 5 6 t S ед. 0 6 12 18 24 30 36 6*t x 0 6 12 18 24 30 36 6*t 1 ряд S=v*t x=v*t

Слайд 11

t ч 0 1 2 3 4 5 t S ед. 0 2 4 6 8 10 2*t х 2 4 6 8 10 12 2*t+2 2 ряд S=v*t x=v*t+2

Слайд 12

t x 0 1 2 3 4 5 t S ед. 0 16 32 48 64 80 16*t х 80 64 48 32 16 0 80-16*t 3 ряд S=v*t x=80-v*t

Слайд 13

№ 4 б) Начало движения — в координате 21; направление движения — к началу числового луча; скорость — 7 ед./мин; через 1 мин.- в координате 14; через 2 мин. - в координате 7; через 3 мин. - в координате 0.

Слайд 14

1 вариант: а) цена деления — 24; расстояние-312 б) цена деления — 13 Расстояние — 117 2 вариант: в) цена деления- 2 Расстояние-36 г) цена деления — 16 расстояние- 160 № 5

Слайд 15

№ 7 в) а) б) г)

Слайд 16

Х=5 б) 200 — 560 : (у+36) = 48*4 Х = 104 а) № 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА.

Данный тест проводился мною для контроля знаний за курс начальной школы по математике....

Учебно-методическое пособие "Всё о домашнем задании". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии №675 "Талант" Крыловой Т.В.

Данное пособие включает материал по выполнению домашних заданий учениками начальных классов. Содержит памятки, рекомендации по организации и выполнению домашних заданий. Рекомендовано для родителей ...

Описание учебно- методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса (английский язык 2, 3 классы)

Описание учебно- методического  и материально – технического  обеспечения образовательного процесса (английский язык 2, 3 классы)...