Урок математики в 1 классе - открытие нового знания
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Алеанна Сергеевна Кузакова

Тема урока: " Табличные способы сложения с переходом через разряд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики «Школа России»

Учитель: Кузакова А.С.

Класс – 1 класс

Дата: 13.04.2016г.

Тема урока: Таблица сложения.   . . + 5

Тип урока: Открытие нового знания.

Используемые технологии : игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технологии активного обучения.

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия, творчество.

Группы формируемых компетенций:

  Личностные:

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  Метапредметные:

  Регулятивные УУД :

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать

последовательность действий на уроке;

  • работать по коллективно составленному плану;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ;
  • высказывать своё предположение ;

Коммуникативные УУД :

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно

договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им ;

Познавательные УУД :

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя ;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке ;

Формы работы, приемы, методы :

 1. подводящий диалог.

2. поисково-исследовательский прием.

3. наглядно-иллюстративный метод.

Основные понятия:  числовое выражение, равенство, 1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы, удобные слагаемые

Цели урока:

- познакомить учащихся с приемом сложения с переходом через десяток;

- развивать умения применять изученные приемы вычислений, решать задачи изученных видов;

- воспитывать интерес к предмету;

Задачи урока :

 Образовательные (предметные):

• Совершенствовать знания состава чисел первого десятка.

• Развивать умение применения счета, отыскивая правильный ответ.

• Совершенствовать навыки счета.

 Развивающие (метапредметные):

 Регулятивные:

• Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации .

• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

 Познавательные:

• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

• Развивать умение работать с разными видами информации.

• Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради.

• Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.

• Работать над использованием знаково-символичных средств.

• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке .

 Коммуникативные:

• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

• Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

 Воспитательные (личностные):

• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения .

• Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.

• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

• Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

• Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

• Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Межпредметные связи : математика, окружающий мир, литература

Ресурсы:

-основные : учебник «Математика» М.И.Моро, С.И.Волкова

-дополнительные : презентация к уроку, карточки с индивидуальными заданиями, алгоритм решения примеров ( на разрезанных полосках), клей – карандаш , «лесенка успеха» ( на листочках), мяч, цифры, счётные палочки у детей, 10 красных и 5 синих кругов у учителя, наборное полотно, 4 варианта решения задачи на листах А4, карточки со ?, ., и !

Технология проведения :

1. Мотивация к учебной деятельности: (3 мин)

Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии:(10)

Цели:

-организовать актуализацию умений складывать однозначные числа с переходом через разряд;

3. Выявление места и причин затруднения :

(выдвижение гипотез  и  их обоснование, моделирование ;

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения :

Цель:

- организовать выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявить место и причину затруднения

5.Реализация построенного проекта :

Цель:

Осуществляется реализация построенного проекта, обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.:

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону :

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный шаг.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке:

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Деятельность учеников :

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Объясняют значение народной мудрости: учиться думать, быстро считать, проявлять смекалку.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности

Учащиеся определяют цель урока, устраняют возникшие затруднения, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.

А ребята клеят у себя на партах, работая в парах

Ребята фронтально  выполняют типовое задание на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Коллективный разбор задачи и рассматривание разных вариантов решения.

Самостоятельно решают задачу по коллективно-составленному плану.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

Деятельность учителя :

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Стих. «Придумано кем-то просто и мудро…»

- Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

- А вы поможете мне в этом?

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует работу в парах

Работа в парах

Вывешиваю каждый пункт на доску

Учитель следит за правильностью произношения и написания

Учитель организует для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Учитель предлагает разные варианты решения задачи, ученики выбирают правильный и доказывают почему..

Организует рефлексию

Организует самооценку учебной деятельности.

Фиксирую: Мы молодцы?      (показываю знак вопроса?, затем точку и восклицательный знак!)

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированного результата.

1.Слайд.                                             

 Народная мудрость гласит: «Математику учить – ум точить»

Как понимаете эти слова?

- Сейчас я проверю, как вы знаете числовой ряд от 1 до 20 ( до 10-называем одно число громко, другое- шёпотом; на партах – цифры: 11,7,15,3,8,19.(ребята с цифрами в руках выбегают к доске)

- Расставьте цифры в порядке убывания..

- Расставьте цифры в порядке возрастания..

- На какие группы можно разделить данные цифры?

- Назовите соседей числа 15, 8

- Предыдущее для числа 11, последующее для числа 19

2. Возьму в руки мяч: - Кто внимательный из вас, я проверю сей же час..

  • Увеличьте 9 на 2
  • Уменьшите 8 на 3
  • 7 + 4 получится …
  • 9 + 3 будет …
  • Сумма чисел 8 и 4…
  • Увеличьте 9 на 4…
  • 5 это 4 и …
  • 5 это 3 и …

2 слайд – « Умение всегда найдёт применение.»

3. На партах карточки : ( у учителя запись на доске)

5 + 5 =

7 + 3 =

6 + 5 =                         10

8 + 2 =

9 + 5 =

- Проверьте, не ошиблась ли я при решении этих примеров?

( шепните мне на ушко…)

- Какие примеры вызвали затруднения?

- Почему?

-Что мы не знаем?

- Если мы это не знаем, то попробуйте определить тему  урока..

«Сложение однозначных чисел с ответом больше 10»

- Поставьте цели урока, а эти слова- помощники вам подскажут:

  • Будем учиться складывать..
  • Будем применять новые знания на практике..

- Какие средства помогут нам достигнуть цели урока? (учебник, знания, учитель)

-Перед вами «лесенка успеха», поставьте себя на лесенку знаний по этой теме..

ФИЗМИНУТКА

3 слайд – « Крепкий орешек – сразу не раскусишь»

-Давайте повторим первую цель?

-Как вы думаете, можно посчитать по линейке или по числовому ряду?

-Давайте посчитаем..

- Как вы думаете, а можно по-другому решить?

( можно прибавить по частям)

-Проведём исследование. Работа в парах(взять 9 красных кружков и 5 синих)

Ребята на столах работают счётными палочками, а у учителя на наборном полотне красные кружки и синие.

-Давайте рассмотрим ваши решения? (учитель записывает на доске).

–У кого ещё такое решение?

9+2+3        9+4 +1

9+1+4

9+3+2

-Почему столько вариантов? (состав числа 5)

-Какой вариант  самый удобный?       (9+1+4)

-Почему?                                            (к 10 легко прибавлять)

-Давайте составим алгоритм.(что делали сначала, что потом…)

2 человека работают со мной у доски, остальные работают за партами, составляя алгоритм из разрезанных и заранее приготовленных учителем полосок бумаги и карандашей – клея.

4 слайд – « Не торопись отвечать, торопись думать»

- Пользуясь алгоритмом, разбираем примеры на доске :

8 + 5 =

8 + ____ + ____

7 + 5 =

7 + ____ + ____

6 + 5 =

6 + ____ + ____

С/р : опираясь на алгоритм, решите примеры в учебнике ( стр. 68 № 1)

- Посмотрите на нашу 1 цель.

- Достигли мы её ?

- Где мы можем использовать наши умения?

                     УСЛОЖНЯЮ ЗАДАНИЕ ..

- А хотите решить более трудный пример?

18 + 5 =

18 + ____ + _____

5 слайд – « Умел дело делать – умей и позабавиться»

                       ФИЗМИНУТКА

6 слайд – «В народе говорят: ученику – удача, учителю – радость»

Разбор задачи на стр. 68 № 3

Учитель читает задачу вслух.

- Это задача? ( докажите..)

- Прочитайте условие задачи, вопрос.

- Прочитайте слова для краткой записи на доске:

Родились - _______ и ________

Подарила - _______

Осталось - ________

- Помогите мне заполнить краткую запись.. ( ребята выходят и записывают цифры)

- Повторите задачу по краткой записи..

- Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи? ( нет)

- Каким действием  мы узнаем, сколько котят родилось у кошки?

- Что значит подарила?

- Котят стало у Оли больше или меньше?

- Каким действием мы узнаем, сколько котят осталось у кошки?

                        

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие вопросы вы хотите задать друг другу? (ученики задают друг другу вопросы)

- А почему нужно уметь проверять свою работу? Где это может пригодиться?

- Почему у нас сегодня работа получилась?

- Дети с соответствующей интонацией произносят:

Мы молодцы?

Мы молодцы.

Мы молодцы!

Пословица подтверждает:

7 слайд - «Где ум – там и толк!»

- Теперь каждый оцените свою работу.

 «Лестница успеха»

- Ребята, если вы на уроке научились пользоваться алгоритмом решения примеров, решать примеры с переходом через разряд, поставьте свой смайлик на верхнюю ступеньку, если вы не совсем уверены в своих умениях, то поставьте свой смайлик  на среднюю ступеньку, а если вы думаете, что не научились, то поставьте смайлик  на нижнюю ступеньку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс УМК "Планета знаний"

Тема урока "Рисуем и измеряем"...

Урок математики 2 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Наглядная геометрия"

Урок построен по технологии развития критического мышления, на уроке идет работа по маркировочной таблице....

урок математики 1 класса УМК "Планета Знаний" по теме:"Ломаные. Виды ломаных"

урок изучения нового материала по математике для 1 класса по теме "Ломаные. Виды ломаных"...

Урок математики 4 класс УМК "Планета знаний" "Умножение круглых чисел" (использование интерактивной доски, презентации)

В уроке используется устный счет в презентации, обяснение нового с помощью ИД (интерактивной доски), а  также, работа в парах, в группах,  индивидуальная, фронтальная, работа по учебнику, на...

Урок математики 3 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: Круг. Окружность.

Тема урока: Круг. Окружность.УМК: «Планета Знаний»Форма проведения урока Урок-путешествиеОборудование: тетрадь, карандаш, линейка, циркуль, ножницы,  модели фигур,  цветная бумага, образец а...

Порядок выполнения действий. Скобки. Математика. 2 класс. Открытие нового знания.

Порядок выполнения действий. Скобки. Математика. 2 класс. Открытие нового знания.Урок-фрагментт...