Среднее арифметическое
план-конспект урока по математике ( класс) на тему

Пушкарева Ирина Алексеевна

Конспект урока-проекта по теме "Среднее арифметисечкое"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc521 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока-проекта по математике

Тема урока: «Среднее арифметическое»

Тема проекта: «Среднее арифметическое в нашей жизни» (презентация проекта)

Класс: 5 Г

Используемая технология: проектная деятельность

Проблемный вопрос: где встречается понятие «среднее арифметическое»  в повседневной жизни?

Цель проекта: создать условия для исследовательской деятельности обучающихся по расширению знаний об использовании математических знаний в жизни.

Задачи:

 - Узнать, в каких профессиях используется понятие «среднее арифметическое».

 - Выяснить с помощью исследований, в каких сферах жизни применяется «среднее арифметическое».

Возраст учащихся: 11-12 лет

Время работы над проектом: 5 дней

Типология проекта: поисково-исследовательский

Форма организации детей: групповая

Ведущая деятельность: исследовательская

Продукты проектной деятельности учащихся

  1. Исследовательские работы на темы:
  1. «Средняя температура воздуха весной в г. Волгодонске»;
  2.  «Портрет среднего ученика класса»;
  3.  «Рейтинг учебных предметов в 5Г классе»;
  4.  «Средняя стоимости продуктовой корзины в Октябрьском микрорайоне г. Волгодонска в расчете на 1 человека»
  1. Доклад на тему «Применение среднего арифметического в различных профессиях»

Предполагаемые приращения:

1. Овладение опытом проектной деятельности

2. Приобретение коммуникативных навыков

3. Использование метода наблюдений в повседневной жизни

4. Умение работать с информацией

План работы над проектом

1. Выделение и постановка проблемы

2. Целеполагание

3. Планирование

4. Сбор материала

5. Презентация продуктов проектной деятельности

Урок № 123    05.04.2015

Тема урока: «Среднее арифметическое» (презентация проекта «Среднее арифметическое в нашей жизни»)

Тип урока – комбинированный.

Цели урока: познакомить с использованием математических знаний в жизни; познакомить с приемами защиты проектов.

Задачи урока:

  • образовательные:
  • знакомить с использованием понятие «среднее арифметическое»  в окружающей жизни;
  • применять навыки выполнения арифметических действий над десятичными дробями;
  • формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи проектной деятельности;
  • учить пользоваться дополнительной литературой, материалами интернета;
  • формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • учить давать оценку полученным результатам.
  • развивающие:
  • развивать навыки систематизации полученных данных;
  • создавать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи;
  • развивать интерес и внимание, творческий потенциал, фантазию.
  • воспитательные:
  • воспитывать уверенность в себе, умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • мультимедиа; презентация «Среднее арифметическое в нашей жизни».

Урок обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

3. Выполнять правила безопасного поведения в школе.

4. Адекватно воспринимать оценку учителя и других обучающихся.

Метапредметные результаты

- Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

2. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, диаграмм, таблиц.

- Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее время.

2. Осуществлять контроль над достижением поставленных задач.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.

4. В сотрудничестве с учителем и другими обучающимися определять последовательность изучения материала.

- Коммуникативные УУД:

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, правил работы в группе.

Предметные результаты

Обучающийся будет знать:

- правило нахождения среднего арифметического нескольких чисел.

Обучающийся будет уметь:

- решать задачи на нахождение среднего арифметического нескольких чисел.

- объяснять представленные результаты исследовательской деятельности.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем и другими обучающимися получит возможность научиться:

- систематизировать полученные данные;

- применять полученные знания на практике.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
  3. Введение в тему урока.
  4. Сообщение темы и цели урока.
  5. Презентация продуктов исследовательской деятельности
  6. Динамическая пауза
  7. Подведение итогов урока.
  8. Рефлексия

Ход урока

  1. Организационный момент.

Я хочу, чтобы эти слова стали эпиграфом нашего урока:

«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле» А.Н. Крылов

- Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы постараемся определить в каких сферах жизнедеятельности  мы применяем полученные математические знания.

  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

К доске приглашаются три ученика.

Вопросы:

Кто самый высокий?

Кто самый низкий?

Кто средний по росту?

Какие «особенные слова» вы заметили в условиях всех задач?

     Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. Как вы понимаете эти выражения?

     В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и несколько уроков назад  мы познакомились с одним из этих  понятий.

- Давайте вспомним правило нахождения среднего арифметического.

  1. Введение в тему урока.

- В своей жизни человек постоянно обращается к числам, математическим данным, проводит над ними различные арифметические действия, систематизирует их, с их помощью составляет отчеты своей работы и т.д. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с одним из способом представления статистической информации – понятием «Среднее арифметическое»

  1. Сообщение темы и цели урока.

Определите тему и задачи нашего урока.

  1. Презентация продуктов исследовательской деятельности

Итак, ребята, мы с вами  решили попробовать свои силы в проектной деятельности.  Конечно, в ходе работы над проектом мы встречались с трудностями, но общими усилиями мы смогли преодолеть эти трудности, и мы с вами проделали большую, на мой взгляд, работу.  Многого  из того,  что мы проделали,  в готовой форме нет в учебниках, литературе.  

Сегодня   наша задача – выяснить, нужна ли нам такая форма  работы, интересна ли она вам, помогает ли она  изучать математику,  расширяет ли ваш математический кругозор.

К этому уроку мы готовились, работая в группах.  На данном уроке мы представляем результат, даем презентацию проекта «Среднее арифметическое в нашей жизни»  по теме   «Среднее арифметическое».

В процессе работы нами были сформированы следующие темы:

  1. «Средняя температура воздуха весной в г. Волгодонске»;
  2.  «Портрет среднего ученика класса»;
  3.  «Рейтинг учебных предметов в 5Г классе»;
  4.  «Средняя стоимости продуктовой корзины в Октябрьском микрорайоне г. Волгодонска в расчете на 1 человека»
  5. Доклад на тему «Применение среднего арифметического в различных профессиях»

- для оценивания работ у вас на партах лежат оценочные листы.

Критерии оценки

Самооценка

Оценка одноклассников

Оценка педагога

1. Достигнутый результат   (из 5 баллов)

2. Оформление проекта       (из 5 баллов)

Защита

проекта

3. Представление (из 5 б.)

4. Ответы на вопросы  ( из 5 б.)  

Процесс

проектирования

5. Способ приобретения знаний

(из 5 баллов)  

6. Творчество (из 5 баллов)

7. Практическая деятельность(из 5баллов)

8. Умение работать в команде (из 5 баллов)

     Итого            

Среднеарифметическая величина

35 из 40              «5»

30 из 40              «4»

                        от 20 до 30              «3»

менее 20                «2»

.

ОЦЕНКА

6. Динамическая пауза. 

- Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов,  которые нас окружают. (слайд 13)

Итак, среднее арифметическое:

  • Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)
  • Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)
  • Пианино и баяна. (Аккордеон.)
  • Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)
  • Носка и чулка. (Гольф.)

- А сейчас давайте выполним несколько упражнений.

 Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Встаньте, поднимите руки вверх,  в стороны, вниз. Повторите 3 раза.

  1. Подведение итогов урока.

- Что показалось вам самым интересным?

- Какое задание вызвало затруднение?

  1. Рефлексия

-Заинтересовала ли вас работа, которую делали?

-Как вы думаете, для чего нужно такое задание как проект?

Рано или поздно всякая правильная математическая

идея находит применение в том или ином деле.

                                                               А.Н. Крылов

Я надеюсь, что мы смогли определить как вычисление среднего арифметического, вам пригодится в том или ином деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднее арифметическое

Цели данной презентации:узнать, что обозначают слова «среднее арифметическое»;научиться находить среднее арифметическое;развивать навыки счёта, решая примеры и задачи;тренировать память и мышление. ...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Среднее арифметическое"

Конспект урока соответствует современным требованиям ФГОС....

среднее арифметическое и определение его значения

среднее арифметическое и определение его значения...

Урок математики по теме "Среднее арифметическое" 4 класс

Презентация содержит урок по математике в 4 классе по теме " Среднее арифметическое"...

Урок математики, 4 класс "Среднее арифметическое"

Тип урока: "открытие" нового знания.Основные цели: формировать способность построения нового понятия и нового алгоритма, на примере понятия среднего арифметического; тренировать алгоритм нахожде...

Среднее арифметическое.

УМК: «Школа 2100» Класс: 4 Тема: Среднее арифметическое. Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний) Ресурсы: Книгопечатная продукция: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких. Математика. 4 класс,ч...

Урок математики "Среднее арифметическое"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 4-ом классе на тему «Среднее арифметическое». УМК "Школа 2100"...