Урок математики "Среднее арифметическое"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 4-ом классе на тему «Среднее арифметическое». УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorofeeva_gbou_sosh_511.docx | 45.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорофеева Галина Анатольевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 511,
г. Санкт-Петербург
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 4-ом классе на тему «Среднее арифметическое»
Тип урока: | Открытие новых знаний |
Авторы: | Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких (УМК «Школа 2100») |
Цели урока: | Образовательные: - ввести понятие среднего арифметического; вывести алгоритм для его нахождения; - формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического; - отрабатывать навыки действий с многозначными числами; Развивающие: - содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи; - развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; - способствовать формированию правильной математической речи через проблемный диалог; - создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности. Воспитательные: - содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; - показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания. |
Планируемые образовательные результаты: | Личностные: - развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность; - развивать учебную мотивацию. Регулятивные: - освоение приема нахождения среднего арифметического; - умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - определять и формулировать цель деятельности; - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; - умение адекватно оценивать свою деятельность. Познавательные: - осмысление способа нахождения среднего арифметического; - любознательность и познавательная инициатива; - умение в постановке проблемы и учебной цели; - готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; - умения обобщать знания и делать выводы. Коммуникативные: - умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; - умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умение аргументировать свои высказывания; - умение четко выражать свои мысли; - умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться. |
Оборудование: | экран; мультимедийный проектор. |
Образовательные ресурсы: | презентация «Среднее арифметическое». |
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Организация урока. Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность. | Проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на работу. Обеспечивает мотивацию обучающихся к учебной деятельности. -Сегодня мы отправляемся в новое путешествие за знаниями. Перед вами карта путешествия. (слайд 1) На каждом этапе пути вы должны оценить свои знания, а результат занести в оценочные листы, которые лежат на партах. На парте у вас лежат маршрутные листы. После выполнения задания или ответа, вы будете оценивать себя и ставить условные значки в ваши листы: ответ правильный – зелёный флажок, есть 1 ошибка – желтый флажок. В конце путешествия мы подведем итоги. Начинаем! В добрый путь! | Проявление интереса к материалу изучения. Включение в учебную деятельность. Дети знакомятся с картой путешествия и маршрутными листами. | Личностные: доброжелательность, трудолюбие; учебная мотивация; самоопределение; Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем . |
II. Актуализация опорных знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Предлагает задания по изученному материалу, содержание которых соотносится с новой темой. - 1 этап путешествия: устный счет. Выполнив действия и расположив ответы примеров в порядке возрастания, вы узнаете, как называется наука о числах: А 6900- 900= И 120 X5 = Р 720: 90= Е 32X10 = И 3600: 90= А 5098X0+1= Т 483+7= М 6+8X7= К 210 X 3= Ф 6X2 +8X6= Кто выполнил задание – внесите отметку в маршрутный лист. Арифметика - наука о числах. Название «арифметика» происходит от греческого слова «аритмос», что означает «число». - В арифметике изучаются простейшие свойства чисел и правила вычислений. С одним из таких правил вычислений мы познакомимся сегодня. - Найдите значения выражений. (240 + 360 + 390) : 3 = (300+270+240) : 3 = (196+404=180) : 3= -Что общего у этих выражений? Оцениваем. -А кто из вас знает, как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых? -Хотите об этом узнать? Тогда двигаемся дальше! | Демонстрируют знания, умения в ходе выполнения заданий. Самостоятельно решают примеры АРИФМЕТИКА Учащиеся рисуют в своем маршрутном листе флажок нужного цвета три слагаемых, делим на 3 | Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении; |
III. Постановка учебной задачи. Цель: выявление места и причины затруднения, формулирование темы и цели урока. | Создаёт проблемную ситуацию. Организует поисковую работу. Побуждает к высказыванию своего мнения. -Подумайте, как можно выполнить это задание? (с.44.№1) -Что необычного для вас в этой задаче? -Что значит «средний»? -Как бы вы предложили выполнить это задание? -В чём затруднение? Какой возникает вопрос? ( Что значит «среднее число», как его вычислить) -Какую цель поставим на уроке? Кто попробует определить учебную задачу? (зафиксировать) | Вступают в диалог с учителем. Выполняют задания. Выявляют, осознают и проговаривают проблему. Формулируют учебную проблему (ставят цель). Узнать что такое «среднее» число. Научиться его вычислять. Определить где и для чего применяется «среднее» число. | Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи; Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; определять и формулировать цель деятельности; Познавательные: обобщать знания и делать выводы; Коммуникативные: четко выражать свои мысли; |
IV. «Открытие» новых знаний. Цель: построение проекта выхода из затруднения. Физкультминутка. | Организует обсуждение выдвинутых гипотез. Предлагает систему вопросов, которые подводят к составлению алгоритма действий и формулировке правила. Помогает в формулировке алгоритма и правила. - Давайте проверим наши предположения по поводу того, что такое средний расход и как найти эту величину.(с.44, !-текст) (нарисуйте флажок зеленого цвета, кто думал так же) -Какие действия выполнили с числами? -Почему сумму разделили на 6? Ведь в задаче этого числа нет. - Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы знакомимся с одним из этих понятий “среднее арифметическое” и как оно вычисляется. “Среднее арифметическое” – тема нашего урока. -Кто теперь может сказать, что это за величина? -Поработаем в парах. Закончи предложения на карточке. - Средним арифметическим называется … - Чтобы найти среднее арифметическое число, надо… - Дайте свой ответ. Сравните его с выводом учебника. (с.44) Не забываем про свой маршрутный лист. Зарядка для глаз ( слайд презентации) | Предлагают свои версии, формулируют выводы наблюдений. Отвечают на вопросы. Формулируют алгоритм, правило. Сверяют с эталоном (учебником). Находят в тексте понятие, информацию. сумма чисел, поделённая на число слагаемых Выполняют упражнения | Личностные: самоопределение; Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; Познавательные: чтение задачи по заданной диаграмме; поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез; осмысление способа нахождения среднего арифметического; обобщать знания и делать выводы; Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться; |
V. Первичное закрепление. Цель: реализация построенного проекта, первичное закрепление нового способа действий с проговариванием. | Организует работу по закреплению нового знания. Осуществляет выборочный контроль. Организует самопроверку по эталону. -Продолжаем работу в парах. С.44 № 2 – прочтите и обсудите способ решения. -Поделитесь планом решения.(1 уч-ся у доски). Самопроверка. Оцените свои знания. (дополнительная задача для уч-ся) | Выполняют работу в парах. Называют правило, на которое опирались. Осуществляют самопроверку, самооценку. | Личностные: доброжелательность, трудолюбие, аккуратность; Регулятивные: работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; Познавательные: подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; объективно оценивать других. |
VI.Самостоятельная работа. Цель: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели. | Организует самостоятельную работу учащихся, создаёт ситуацию выбора, вариативность. Осуществляет выборочный контроль. Организует самопроверку по эталону. -Есть желание применить свои знания самостоятельно? Необходимый уровень: задача № 1 на карточке (приложение 1) Программный уровень: с.44, № 3. Максимальный уровень: задача № 2 на карточке. (приложение 1) Самопроверка по карточке-эталону. (слайд презентации) Самооценка. | Использует самостоятельно приобретённые знания в практической деятельности. Организует работу по алгоритму. Выполняет самооценку. | Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи; Регулятивные: запоминать и удерживать правило; планировать, контролировать и выполнять действия по алгоритму с использованием норм саморегуляции. Познавательные: подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя. |
VII.Домашнее задание. Цель: информация, инструктаж по выполнению домашнего задания. | Даёт вариативное домашнее задание. Доводит до обучающихся требования к выполнению домашнего задания. -Мы с вами сегодня добывали новые знания. А как в жизни они могут нам пригодиться? -Узнать, где в жизни необходимо умение находить среднее арифметическое, по желанию составить задачи и решить их. Или с.45 №7 | Обсуждение. Восприятие сведений. | Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи; Регулятивные: запоминать и удерживать инструкцию. |
VIII. Рефлексия. Итог урока. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. | Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности. Самоуважения. Посмотрите на карту путешествия. Все этапы пройдены. -Какую учебную задачу мы ставили сегодня на уроке? Удалось ли нам её достигнуть? -А теперь давайте подведем итог. Как ответить на вопрос: «Что мы узнали?». (Проговорить определение, которое по щелчку появляется на слайде.) -Вы, наверное, уже заметили, что в этом же определении содержится ответ на вопрос «Как?» Проговорить с учениками алгоритм нахождения среднего арифметического. (Появляется на слайде по щелчку.) -А где же применяется данное понятие?» -Посмотрите на ваши маршрутные листы. Оцените себя по критериям: - больше зелёных флажков – за урок оценка «5» - больше желтых флажков – за урок оценка «4» - Встаньте, кто получил оценку «5», оценку «4» - Всем остальным советую дома повторить материал. И завтра на уроке вы обязательно получите оценку. - Молодцы! Благодарю за урок! | Анализируют деятельность: обобщают, делают выводы. Самоанализ, самооценка деятельности. Мы узнали, что такое среднее арифметическое» Ученики дают ответы. Ответы появляются на слайде по щелчку. Учащиеся видят критерии на слайде. | Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения учебного материала. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; |
Приложение 1.
Необходимый уровень.
Температура воздуха (в градусах)
Первый день наблюдения | 17 |
Второй день наблюдения | 15 |
Третий день наблюдения | 12 |
Четвёртый день наблюдения | 18 |
Пятый день наблюдения | 23 |
Какова средняя температура была в эти дни?
Максимальный уровень.
Купили поросят. Масса двух из них – по 27 кг, трех – по 32 кг и одного – 18 кг. Найдите среднюю массу купленных поросят.
Задание на сообразительность: (дополнительно)
Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают.
Итак, среднее арифметическое:
- Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)
- Трамвая и поезда. (Электричка.)
- Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)
- Туфельки и сапога. (Ботинок.)
- Пианино и баяна. (Аккордеон.)
- Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)
- Портфеля и рюкзака. (Ранец.)
- Носка и чулка. (Гольф.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики"Арифметические Действия над числами" урок 19 программа Школа 2100
Цели урока:– закрепить табличные случаи умножения и соответствующие им случаи деления, отработать вычислительные навыки устного сложения и вычитания в пределах 100;– развивать приёмы умственных ...
Презентация к уроку математики"Арифметические действия над числами" урок 32 программа Школа 2100
Цели урока:1. Продолжить совершенствование вычислительных навыков.2. Развивать умения решать текстовые задачи.3. Развивать интеллектуальные общеучебные умения.4. Развивать умения самостоятельно оценив...
Урок математики "Арифметические действия над числами"
Пояснительная записка Урок математики в 4 классе (программа «Школа 2100 ») по теме «Арифметические действия с многозначными числами» рассчитан на проведение с использованием сре...
Урок математики "Арифметические действия над числами"
урок математики 4 класс...
Презентация к уроку математики "Арифметические действия над числами. Решение простых задач на умножение и деление."
Урок математики в 3 классе, ОС "2100". На уроке используются различные этапы работы над задачей, обучение решению способом составления уравнения....
Конспект урока математики "Арифметические действия над числами. Решение простых задач на умножение и деление."
3 класс, ОС "2100": этапы работы над задачей. решение способом составления уравнения....
Презентация к уроку математики "Арифметический диктант"
Арифметический диктант по математики для учащихся 3 класса...