урок математики 1 класс ПНШ тема "Задача и ее составные части"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Денисова Валентина Терентьевна

Предмет: Математика        

 Тема: Задача и её составные части

Класс: 1 класс

Тип урока: закрепление изученного материала

Цель урока:

Формировать умение распознавать структуру задачи, различать условие задачи, вопрос или требование; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Математика        

 Тема: Задача и её составные части

Класс: 1 класс

Тип урока: закрепление изученного материала

Цель урока:

Формировать умение распознавать структуру задачи, различать условие задачи, вопрос или требование; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

УУД, формирующиеся на данном уроке:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

-Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Оборудование: набор цифр у детей, карточки с названиями составных частей задачи, шапочка магистра, тексты задач

Ход урока
1. Орг.момент

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь им!

Кто готов работать, хочет узнать на уроке что-то новое, интересное – покажите сигнальные карточки ( солнышки) – слайд 1

Пожелаем друг другу успехов в учении. Повторяйте за мной.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы - старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится! – слайд 2

2. Организация учебной деятельности

- сегодня наш урок пройдет в исследовательской комнате. Как вы понимаете слово «исследовательская». Правильно мы будем проводить эксперименты, результаты которых помогут создать нам проект. Тему нашего исследования вы определите сами. Возьмите карточки ( работа в парах)  - Если вы зачеркнёте повторяющиеся буквы, то прочтёте ключевое слово.

1 : ккукккскклкккокквккикккек

2: ззвзззоззпзззрззозззсзз

3: ппрпппеппшпппеппнппипппе

4: бббоббтбббвббебббтбб

- какие слова у вас получились. Что их объединяет? – слайд 3

- попробуйте догадаться какой теме будет посвящено наше исследование

Тема исследования: «Задача и её составные части» - слайд 4

3. работа по теме

эксперимент № 1 - распознавание задач и загадок (работа в группах).

- Прочитайте тексты на листе.

- Распределите данные тексты на две группы. Что вы можете сказать об этих записях?

 ( 1группа – загадки; 2 группа – задачи) – слайд 5

  1.  В саду росло 12 яблонь и 3 груши. Сколько всего деревьев росло в саду?

2. Два конца, два кольца, а посерединке – гвоздик. Что это?

3.   На поляне росло 9 грибов. Белка унесла 4 гриба. Сколько грибов осталось на поляне?

4. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой?

- Какие записи можно назвать задачей? (1,3) Докажите. - Как бы вы назвали другие тексты? (загадки)

- Что такое задача? - слайд 6

Задача - математическое высказывание, состоит из двух частей.

- Из каких частей она состоит? Назовите.(Условие и требование)

- Что такое условие? Требование? Ответы учеников

Условие – это часть задачи, из которого мы узнаём данные числа и что они обозначают.

 Требование - это часть задачи, которая  указывает, что требуется найти

Внесите условие и требование в прямоугольники  проекта

Продолжим работу над задачами.

- откроем тетрадь на с.66

-Определим, где условие и требование в 1 задаче.

Подчеркнём  условие- красным цветом, а требование- синим.

- Какое требование в задаче?

Поработаем со схемами

Выделим  дуги – условие красным, требование- синим.

-Данная схема поможет нам записать выражение, которое является решением данной задачи (12+3=15)

Какие ещё составные части вы здесь увидели? Объясните, с чем связано решение (ответ) задачи? Заполните соответствующие прямоугольники проекта.

Подтверждение проведённого эксперимента - распознавание составных частей задачи

Проверяем – слайд 7 .Если ответ на экране  совпадает с вашим ответом, вы хлопаете в ладоши, если не совпадает, то – не хлопаете.

- работа по тетради с 67 №2 – слайд 8

- Поднимите руки, кто сейчас каждый раз себе аплодировал, то есть выполнил все задания  правильно? Молодцы. вы хорошо поработали, нарисуйте солнышки за правильно выполненное задание.

- А ребята, у которых не все ответы совпали, не расстраивайтесь, мы с вами учимся, следующий раз все обязательно получится. только нужно постараться.

Эксперимент 2 –  проверим всегда ли выполняется правило, что задача состоит из двух частей, которые между собой взаимосвязаны

работа с  текстами:

  1. Сколько грибов собрали дети? – слайд 9

Это задача? (Нет)

- Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных)

- Что же должно быть кроме вопроса в задаче … (данные, условие) – слайд 10

  1. У реки растет 4 осины и 3 липы. Сколько всего берёз растёт у реки? – слайд 11

Это задача? (Нет)

- Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не подходит к условию)

-Значит в задаче вопрос, связан с условием.- слайд 12

-Давайте сделаем вывод.

 - Если условие неполное, не хватает чисел – можно решить задачу? 
- Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей?

Подтверждение проведенного эксперимента

- Вернемся к нашим полузадачам и проанализируем их: а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает? 
В 1-й – дополнить УСЛОВИЕ –
слайд 13
В 3-й – задать верный ВОПРОС. –
слайд 14
- Давайте устно решим их.

Следующий этап нашего исследования  «Обобщение материала»

- Итак, какую информацию мы собрали о задаче за урок? Смотрим свои записи в листочках? (фронтальный опрос) 
на листочках и на доске записаны слова столбиком: ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ

Завершающий этап эксперимента – презентация проекта (шапочка магистра)

- Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Это и есть наш проект, который мы должны были составить к концу урока. А теперь нужно одному ученику рассказать все то, что мы добыли всем классом, т.е. выступить с сообщением, как это делают настоящие взрослые ученые. 
(Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос.
Условие задачи можно записать кратко.)

Итог урока. 
- Мы с вами сегодня занимались совершенно новой для вас работой. Ваше впечатление об этой работе – трудно ли было на уроке, не очень или легко? Хотели бы вы еще когда-нибудь провести исследование? А нужно ли проводить такие исследования? (можно узнать много интересного)

- Поблагодарите друг друга за удачную работу в группе.

Рефлексия:

- Что вам сегодня понравилось на уроке? Кому было легко выполнять задания? А кому трудно?

- Посмотрите на наши солнышки.

- Какое сейчас у вас настроение?

- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. спасибо за работу!( слайд 15)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

21.03.2016 1

Слайд 2

Мы умные, мы дружные Мы - внимательные, мы - старательные Мы в первом классе учимся Всё у нас получится!

Слайд 3

Задача

Слайд 4

Тема исследования «Задача и её составные части»

Слайд 5

загадки 2. Два конца, два кольца, а посерединке – гвоздик. Что это? 4. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой? задачи В саду росло 12 яблонь и 3 груши. Сколько всего деревьев росло в саду? 3. На поляне росло 9 грибов. Белка унесла 4 гриба. Сколько грибов осталось на поляне?

Слайд 6

Задача – математическое высказывание, которое состоит из двух частей. Условие – это часть задачи, из которого мы узнаём данные и что они обозначают. Требование - это часть задачи, которая указывает, что требуется найти

Слайд 7

Соедини стрелками В автобусе ехало 5 человек. На остановке зашли ещё 2 человека. Ответ 5 + 2 = 9 (чел.) Условие Ответ: 9 человек Решение Сколько человек стало в автобусе? Требование

Слайд 8

12 – 8 = 4 ( стр ) 8 + 4 = 12 ( стр ) 8 + 4 = 12 (роз) 3 2 1

Слайд 9

Сколько грибов собрали дети ?

Слайд 10

ЗАДАЧА УСЛОВИЕ ТРЕБОВАНИЕ

Слайд 11

У реки растут 4 осины и 3 липы. Сколько всего берёз растёт у реки?

Слайд 12

ЗАДАЧА УСЛОВИЕ ТРЕБОВАНИЕ (Требование должно быть связано с условием).

Слайд 13

Сколько грибов собрали дети ?

Слайд 14

У реки растут 4 осины и 3 липы. Сколько всего берёз растёт у реки?

Слайд 15

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Технологическая карта урока математики по теме ""Задача и её составные части" 1 класс

Материал содержит технологическую карту и сценарий урока математики, составленные в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России" Учебник М. И. Моро и другие "Математика. 1 класс" Педагогическая цель урока:...

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Конспект и презентация к уроку . 4 класс. Дроби. Нахождение целого по его части

Конспект и презентация к уроку 4 класса " Дроби. Нахождение числа по его части."...

Конспект урока 2 класс по русскому языку: "Местоимение,как часть речи"

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему: "Местоимение, как часть речи".Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова называют местоимением, на что они указывают....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...