урок математики 1 класс ПНШ тема "Задача и ее составные части"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предмет: Математика
Тема: Задача и её составные части
Класс: 1 класс
Тип урока: закрепление изученного материала
Цель урока:
Формировать умение распознавать структуру задачи, различать условие задачи, вопрос или требование; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: Математика
Тема: Задача и её составные части
Класс: 1 класс
Тип урока: закрепление изученного материала
Цель урока:
Формировать умение распознавать структуру задачи, различать условие задачи, вопрос или требование; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
УУД, формирующиеся на данном уроке:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
-Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Оборудование: набор цифр у детей, карточки с названиями составных частей задачи, шапочка магистра, тексты задач
Ход урока
1. Орг.момент
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!
Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь им!
Кто готов работать, хочет узнать на уроке что-то новое, интересное – покажите сигнальные карточки ( солнышки) – слайд 1
Пожелаем друг другу успехов в учении. Повторяйте за мной.
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы - старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится! – слайд 2
2. Организация учебной деятельности
- сегодня наш урок пройдет в исследовательской комнате. Как вы понимаете слово «исследовательская». Правильно мы будем проводить эксперименты, результаты которых помогут создать нам проект. Тему нашего исследования вы определите сами. Возьмите карточки ( работа в парах) - Если вы зачеркнёте повторяющиеся буквы, то прочтёте ключевое слово.
1 : ккукккскклкккокквккикккек
2: ззвзззоззпзззрззозззсзз
3: ппрпппеппшпппеппнппипппе
4: бббоббтбббвббебббтбб
- какие слова у вас получились. Что их объединяет? – слайд 3
- попробуйте догадаться какой теме будет посвящено наше исследование
Тема исследования: «Задача и её составные части» - слайд 4
3. работа по теме
эксперимент № 1 - распознавание задач и загадок (работа в группах).
- Прочитайте тексты на листе.
- Распределите данные тексты на две группы. Что вы можете сказать об этих записях?
( 1группа – загадки; 2 группа – задачи) – слайд 5
- В саду росло 12 яблонь и 3 груши. Сколько всего деревьев росло в саду?
2. Два конца, два кольца, а посерединке – гвоздик. Что это?
3. На поляне росло 9 грибов. Белка унесла 4 гриба. Сколько грибов осталось на поляне?
4. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой?
- Какие записи можно назвать задачей? (1,3) Докажите. - Как бы вы назвали другие тексты? (загадки)
- Что такое задача? - слайд 6
Задача - математическое высказывание, состоит из двух частей.
- Из каких частей она состоит? Назовите.(Условие и требование)
- Что такое условие? Требование? Ответы учеников
Условие – это часть задачи, из которого мы узнаём данные числа и что они обозначают.
Требование - это часть задачи, которая указывает, что требуется найти
Внесите условие и требование в прямоугольники проекта
Продолжим работу над задачами.
- откроем тетрадь на с.66
-Определим, где условие и требование в 1 задаче.
Подчеркнём условие- красным цветом, а требование- синим.
- Какое требование в задаче?
Поработаем со схемами
Выделим дуги – условие красным, требование- синим.
-Данная схема поможет нам записать выражение, которое является решением данной задачи (12+3=15)
Какие ещё составные части вы здесь увидели? Объясните, с чем связано решение (ответ) задачи? Заполните соответствующие прямоугольники проекта.
Подтверждение проведённого эксперимента - распознавание составных частей задачи
Проверяем – слайд 7 .Если ответ на экране совпадает с вашим ответом, вы хлопаете в ладоши, если не совпадает, то – не хлопаете.
- работа по тетради с 67 №2 – слайд 8
- Поднимите руки, кто сейчас каждый раз себе аплодировал, то есть выполнил все задания правильно? Молодцы. вы хорошо поработали, нарисуйте солнышки за правильно выполненное задание.
- А ребята, у которых не все ответы совпали, не расстраивайтесь, мы с вами учимся, следующий раз все обязательно получится. только нужно постараться.
Эксперимент 2 – проверим всегда ли выполняется правило, что задача состоит из двух частей, которые между собой взаимосвязаны
работа с текстами:
- Сколько грибов собрали дети? – слайд 9
Это задача? (Нет)
- Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных)
- Что же должно быть кроме вопроса в задаче … (данные, условие) – слайд 10
- У реки растет 4 осины и 3 липы. Сколько всего берёз растёт у реки? – слайд 11
Это задача? (Нет)
- Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не подходит к условию)
-Значит в задаче вопрос, связан с условием.- слайд 12
-Давайте сделаем вывод.
- Если условие неполное, не хватает чисел – можно решить задачу?
- Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей?
Подтверждение проведенного эксперимента
- Вернемся к нашим полузадачам и проанализируем их: а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает?
В 1-й – дополнить УСЛОВИЕ – слайд 13
В 3-й – задать верный ВОПРОС. – слайд 14
- Давайте устно решим их.
Следующий этап нашего исследования «Обобщение материала»
- Итак, какую информацию мы собрали о задаче за урок? Смотрим свои записи в листочках? (фронтальный опрос)
на листочках и на доске записаны слова столбиком: ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ
Завершающий этап эксперимента – презентация проекта (шапочка магистра)
- Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Это и есть наш проект, который мы должны были составить к концу урока. А теперь нужно одному ученику рассказать все то, что мы добыли всем классом, т.е. выступить с сообщением, как это делают настоящие взрослые ученые.
(Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. Условие задачи можно записать кратко.)
Итог урока.
- Мы с вами сегодня занимались совершенно новой для вас работой. Ваше впечатление об этой работе – трудно ли было на уроке, не очень или легко? Хотели бы вы еще когда-нибудь провести исследование? А нужно ли проводить такие исследования? (можно узнать много интересного)
- Поблагодарите друг друга за удачную работу в группе.
Рефлексия:
- Что вам сегодня понравилось на уроке? Кому было легко выполнять задания? А кому трудно?
- Посмотрите на наши солнышки.
- Какое сейчас у вас настроение?
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. спасибо за работу!( слайд 15)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы умные, мы дружные Мы - внимательные, мы - старательные Мы в первом классе учимся Всё у нас получится!
Задача
Тема исследования «Задача и её составные части»
загадки 2. Два конца, два кольца, а посерединке – гвоздик. Что это? 4. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой? задачи В саду росло 12 яблонь и 3 груши. Сколько всего деревьев росло в саду? 3. На поляне росло 9 грибов. Белка унесла 4 гриба. Сколько грибов осталось на поляне?
Задача – математическое высказывание, которое состоит из двух частей. Условие – это часть задачи, из которого мы узнаём данные и что они обозначают. Требование - это часть задачи, которая указывает, что требуется найти
Соедини стрелками В автобусе ехало 5 человек. На остановке зашли ещё 2 человека. Ответ 5 + 2 = 9 (чел.) Условие Ответ: 9 человек Решение Сколько человек стало в автобусе? Требование
12 – 8 = 4 ( стр ) 8 + 4 = 12 ( стр ) 8 + 4 = 12 (роз) 3 2 1
Сколько грибов собрали дети ?
ЗАДАЧА УСЛОВИЕ ТРЕБОВАНИЕ
У реки растут 4 осины и 3 липы. Сколько всего берёз растёт у реки?
ЗАДАЧА УСЛОВИЕ ТРЕБОВАНИЕ (Требование должно быть связано с условием).
Сколько грибов собрали дети ?
У реки растут 4 осины и 3 липы. Сколько всего берёз растёт у реки?
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"
Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....
Технологическая карта урока математики по теме ""Задача и её составные части" 1 класс
Материал содержит технологическую карту и сценарий урока математики, составленные в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России" Учебник М. И. Моро и другие "Математика. 1 класс" Педагогическая цель урока:...
Урок математики "Класс Тема урока: «Закрепление пройденного. Повторение изученного». Учащиеся с ОВЗ (8 вид) «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.»
На уроке работают дети в разных группах. Обычный класс и дети с ОВЗ....
Конспект урока математики ; класс
"Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...
Конспект и презентация к уроку . 4 класс. Дроби. Нахождение целого по его части
Конспект и презентация к уроку 4 класса " Дроби. Нахождение числа по его части."...
Конспект урока 2 класс по русскому языку: "Местоимение,как часть речи"
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему: "Местоимение, как часть речи".Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова называют местоимением, на что они указывают....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»
Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...