Занятие по математике и конструированию "Проектируем парк для Винни-Пуха и его друзей" для учащихся 2 класса
презентация к уроку по математике (2 класс) по теме
Курс «Математика и конструирование» способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности, рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для дальнейшего развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления учеников. Такому развитию способствует изучение геометрического материала, связанного с алгебраическим и арифметическим материалом. Изучение геометрического материала обеспечивает числовую грамотность обучающихся, дает им начальные геометрические представления, развивает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, пространственное воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений.
Занятие «Проектируем парк Винни-Пуха» необычно и интересно для школьников. Оно насыщено деятельностью, направленной на формирование универсальных учебных действий. Например:
v в заданиях 1-7 дана пошаговая инструкция рисования плана (выполнение заданий по инструкции – регулятивное УУД), обучающиеся чертят линии в соответствии с описанием, которое зачитывает учитель, попутно отвечают на вопрос, какие углы образовались при пересечении прямых, знакомятся с понятием «диагональ прямоугольника» (отрезок, который соединяет противоположные вершины прямоугольника);
v задание 6 расширяет знания по геометрии, формирует познавательную активность, развивает наблюдательность, логику, то есть познавательные УУД;
v задание 7 направлено на повторение материала, связанного с ориентированием (лево – право);
v задания 8-10 формируют умение работать с информацией, представленной в разном виде (ориентирование в схеме, использование буквенных обозначений, перевод информации из одного вида в другой);
v задание 8 направлено на развитие пространственного воображения, вычислительный тренинг, а при работе в паре формируется речевое коммуникативное УУД.
На протяжении занятия дети привлечены не только к построению прямоугольника на нелинованной бумаге, они чертят и измеряют отрезки, сравнивают их, определяют виды углов с помощью угольника. Обобщение результатов наблюдений приводит к выводам о свойствах геометрических фигур. Параллельно с освоением геометрического материала происходит и отработка вычислительных навыков, закрепление навыков сложения и вычитания с переходом через разряд. Опора на образность, наглядность, эмоциональность и эмпирический опыт ребенка, что в изобилии предоставляет геометрический материал и сюжет известного мультфильма помогает добиться лучшего результата!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 74.5 КБ |
prezentatsiya_park_vinni-puha.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1. ФИО учителя: Горбунова Валентина Ильинична
2. Класс: 2 Дата: ______________ Предмет: математика и конструирование
3. Тема занятия: Построение прямоугольника на нелинованной бумаге. «Проектируем парк для Винни-Пуха и его друзей»
4. Тип урока (занятия): комбинированный.
Цель: обучение построению прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника и переводу полученной информации из одного вида в другой.
Задачи:
- Развивать конструкторские и графические умения при выполнении чертежа в соответствии с инструкцией;
- Познакомить с понятием «диагональ прямоугольника»;
- Расширять и уточнять геометрические представления и знания обучающихся при исследовании простейших свойств прямоугольника: измерять стороны и диагонали, сравнивать, делать выводы;
- Закреплять вычислительные навыки;
- Формировать познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия на материале занятия.
Оборудование: Линейка, треугольник, простой карандаш, ластик, рабочий лист нелинованной бумаги, компьютер, проектор, презентация к уроку
Планируемые результаты | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные |
Умение вычерчивать углы и отрезки заданной длины с помощью треугольника и линейки на нелинованной бумаге, измерять длины отрезков; знание понятия «диагональ прямоугольника» | Положительное отношение и интерес к изучению математики, восприятие математики как части общечеловеческой культуры. | Умение использовать изученные ранее правила, способы действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий, конструировать геометрические фигуры из заданных частей, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. |
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | ФОУД* | Деятельность учителя | Учебная деятельность обучающихся |
1. Организаци-онный | Активизация внимания | Прохлопать, протопать ритмический рисунок по заданию учителя. | – | Создаёт эмоциональный настрой. Даёт образец ритмического рисунка: -Проверим ваше внимание -Вы молодцы, будьте так же внимательны в течение всего занятия | Выполняют ритмические задания |
2. Постановка темы занятия | Нацеливание на общее задание | Слайд 1. Картинка героев мультфильма | - | Озвучивает тему занятия: -Нам предстоит большая интересная работа – мы спроектируем парк для Винни-Пуха и его друзей. Проверьте готовность к уроку (лист, линейка, угольник, карандаш, ластик, ручка) | Поверяют готовность к уроку |
3. Актуализа-ция знаний | Подведение к формулированию цели | Слайд 2 Прямоугольник Слайд 3.Свойства прямоугольника | Ф | Подводит параллель с ранее изученным материалом: -Парк будет иметь форму прямоугольника. Какие свойства прямоугольника уже изучили? | Вспоминают и называют свойства прямоугольника: Прямоугольник- геометрическая фигура Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны. |
4.Формулирова-ние цели | Способство-вать формулированию цели с опорой на имеющийся опыт | Слайд 4 Цель: научиться составлять проект парка прямоугольной формы, производя точные измерения | Ф | Уточняет понимание и формулирование цели: - Ваши знания пригодятся при проектировании парка. Давайте поставим перед собой цель с учётом имеющихся знаний и умений. -Как вы думаете, легко ли будет справиться с проектом? | Формулируют цель предстоящей деятельности Дают прогностическую самооценку |
5. Создание проблемной ситуации | Подведение к выходу из проблемной ситуации | Слайд 5 Изображение чистого нелинованного листа | Ф, П | Выдвигает проблему: - Перед вами лист бумаги. С чего начнём? (прежде детям приходилось чертить только на бумаге в клетку) | Обсуждают выход из создавшейся проблемной ситуации в парах; Высказывают свои предложения в паре о начале работы |
6. Пошаговое построение прямоуголь-ника | Обучение построению прямоуголь-ника в соответствии с инструкцией | Практическая работа: вычерчивание прямых углов и отрезков заданной длины на нелинованной бумаге, измерение длин отрезков. | Ф | Даёт инструкции: 1.В верхнем левом углу листа поставь точку (слайд 6). 2. Проведи луч с началом в этой точке и отложи на нём длину прямоугольника (9 см). Отметь вторую точку. Это верхняя граница парка (слайд 7). 3. Начерти прямой угол с вершиной во второй точке. Положи угольник, как на рисунке, и проведи луч (слайд 8). 4. На начерченном луче отложи длину второй стороны прямоугольника (5 см). Отметь третью точку (вершину) (слайд 9). 5.Начерти прямой угол с вершиной в первой точке. Отложи ширину прямоугольника с противоположной стороны. Поставь четвёртую точку (вершину) (слайд 10). 6.Соедини отрезком третью и четвёртую точки. Проверь, что получился прямоугольник со сторонами 9 см и 5 см (слайд 11). | Выполняют чертёж в соответствии с инструкцией. Задают маршрут движения с помощью обозначений, прослеживают заданный маршрут при работе в парах. |
7. Физминутка Слайд 12 | Медвежата в чаще жили, | Выполняют соответствующие движения | |||
8. Освоение нового материала | Выявление обучающими-ся новых свойств прямоуголь-ника | Знакомство с понятием «диагональ прямоугольника». Отработка вычислительных навыков. Слайды 13, 14 | Ф | Даёт инструкции: 1.С помощью линейки соедини противоположные вершины прямоугольника. Построенные отрезки называются диагоналями прямоугольника. (слайд 13) 2.Поставь в центре парка домик Вини-Пуха – нарисуй точку. Обозначь её буквой В. 3.В левом верхнем углу обозначь точкой К домик Кролика. 4.В правом верхнем углу –домик Пятачка. 5.В левом нижнем углу – домик Иа-Иа. 6.А в правом нижнем углу – домик Совы. 7.Измерь расстояния между домиками. Расставь эти числа на плане. - Что заметили? (слайд 14) | Исследуют простейшие свойства четырёхугольника: измеряют стороны и диагонали, сравнивают, формулируют выводы наблюдений (Диагонали прямоугольника равны. Пересечение диагоналей прямоугольника делит их пополам). |
9. Закрепле-ние изучен-ного 9.1 Отработка вычислитель-ных навыков | Закрепить вычислитель-ные навыки | Задача: После завтрака Винни-Пух навестил Сову и потом зашёл пообедать к Пятачку. После обеда друзья заглянули к Кролику и пришли поужинать к Винни-Пуху. Слайды 15,16 Слайд 17 | Ф П | Готовит к решению задачи: -Друзья расселились в своих домиках. Но дома им не сидится. Они любят ходить в гости. Озвучивает задачу. Задаёт вопросы: -Сколько прошёл Винни-Пух до обеда? -Сколько после обеда? -А сколько всего прошагал Винни-Пух? -Придумай свою задачку и задай её товарищу. | Производят вычисления Задают задачи друг другу, отвечают на вопрос товарища. |
9.2 Закрепле-ние знаний о видах углов | Определение видов углов на глаз и с помощью угольника | Какие углы образуют между собой тропинки между домиками: КВ и ВП; ИВ и ВК; СП и ПК; КИ и ИС? | Г | Организует групповую работу, предлагает 4 группам по 1 заданию | Измеряют углы с помощью угольника, обосновывают своё решение, приходят к единому мнению в группе, озвучивают решение. |
10. Рефлексия | Осознание каждым обучающимся степени овладения умением проектиро-вать | Расскажите о своих впечатлениях. Чему научились? Что узнали нового? Понравилось ли проектировать? Какие знания и умения пригодились на занятии? Слайд 17 | Ф | Побуждает к высказыванию своего мнения Организует оценочные высказывания обучающихся | Высказывают своё мнение. Осуществляют самооценку, взаимопроверку |
11.Подведение итогов | Соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом | Цель на слайде | - | Задаёт вопросы о цели урока. Обеспечивает положительную реакцию детей на деятельность одноклассников | Формулируют конечный результат своей работы на занятии |
12. Домашнее задание | Мотивация к продолжению работы. | Раскрась парк. Придумай новые задачи и реши их. Слайд 17 | - | Даёт комментарии к домашнему заданию | Записывают домашнее задание. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): __________________________________________________________________________________________
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока: _____________________________________________________________________________________________________
Используемая литература:
- Волкова С.И, Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование, 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. –
М.: Просвещение, 2015
- М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова Математика. Учебник в 2 ч. Часть 1. - М.: Астрель, 2015
- Башмаков М.И. Обучение во 2 классе по учебнику «Математика» М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдовой.- М.: Астрель, 2012
- http://www.menobr.ru/materials/370/5411/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Курс «Математика и конструирование» способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности, рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для дальнейшего развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления учеников. Такому развитию способствует изучение геометрического материала, связанного с алгебраическим и арифметическим материалом. Изучение геометрического материала обеспечивает числовую грамотность обучающихся , дает им начальные геометрические представления, развивает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, пространственное воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений. Занятие «Проектируем парк Винни-Пуха » необычно и интересно для школьников. Оно насыщено деятельностью, направленной на формирование универсальных учебных действий . Например: в заданиях 1-7 дана пошаговая инструкция рисования плана (выполнение заданий по инструкции – регулятивное УУД), обучающиеся чертят линии в соответствии с описанием, которое зачитывает учитель, попутно отвечают на вопрос, какие углы образовались при пересечении прямых, знакомятся с понятием «диагональ прямоугольника» (отрезок, который соединяет противоположные вершины прямоугольника ); задание 6 расширяет знания по геометрии, формирует познавательную активность, развивает наблюдательность, логику, то есть познавательные УУД; задание 7 направлено на повторение материала, связанного с ориентированием (лево – право ); задания 8-10 формируют умение работать с информацией, представленной в разном виде (ориентирование в схеме, использование буквенных обозначений, перевод информации из одного вида в другой); задание 8 направлено на развитие пространственного воображения, вычислительный тренинг, а при работе в паре формируется речевое коммуникативное УУД. На протяжении занятия дети привлечены не только к построению прямоугольника на нелинованной бумаге, они чертят и измеряют отрезки, сравнивают их, определяют виды углов с помощью угольника. Обобщение результатов наблюдений приводит к выводам о свойствах геометрических фигур . Параллельно с освоением геометрического материала происходит и отработка вычислительных навыков, закрепление навыков сложения и вычитания с переходом через разряд. Опора на образность, наглядность, эмоциональность и эмпирический опыт ребенка, что в изобилии предоставляет геометрический материал и сюжет известного мультфильма помогает добиться лучшего результата! Актуальность работы
Задачи: Развивать конструкторские и графические умения при выполнении чертежа в соответствии с инструкцией; Познакомить с понятием «диагональ прямоугольника»; Расширять и уточнять геометрические представления и знания обучающихся при исследовании простейших свойств прямоугольника: измерять стороны и диагонали, сравнивать, делать выводы; Формировать познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия на материале занятия. Цель: обучение построению прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника и переводу полученной информации из одного вида в другой
Линейка, треугольник, простой карандаш, ластик, рабочий лист нелинованной бумаги, компьютер, проектор, презентация к уроку Оборудование:
I. Организационный момент. Учитель: Нам предстоит большая интересная работа – мы спроектируем парк для Винни-Пуха и его друзей. Проверьте готовность к уроку (лист, линейка, угольник, карандаш, ластик, ручка) Перед работой проверим ваше внимание: прохлопать, протопать ритмический рисунок по заданию учителя. Вы молодцы, будьте так же внимательны в течение всей работы. Итак, мы приступаем к проекту. Ход занятия:
Учитель: Парк будет иметь форму прямоугольника. Что вы о нём можете сказать? Какие свойства прямоугольника уже изучили? Обучающиеся: Прямоугольник- геометрическая фигура Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны. Учитель: Ваши знания пригодятся при проектировании парка. Перед вами лист бумаги. С чего начнём? (Создаётся проблемная ситуация, так как прежде детям приходилось чертить только на бумаге в клетку. Выслушиваются и обсуждаются предложения детей.) II. Актуализация знаний
III. Задания (инструкции): 1. В верхнем правом углу листа поставь точку.
2. Проведи луч с началом в этой точке и отложи на нём длину прямоугольника – 9 см. Отметь вторую точку. Это верхняя граница парка.
3.Начерти прямой угол с вершиной во второй точке. Положи угольник, как на рисунке, и проведи луч.
4. На начерченном луче отложи длину второй стороны прямоугольника – 5 см. Отметь третью точку (вершину)
5. Начерти прямой угол с вершиной в первой точке. Отложи ширину прямоугольника с противоположной стороны. Поставь четвёртую точку(вершину).
6. Соедини отрезком третью и четвёртую точки. Это нижняя граница парка. Проверь, что получился прямоугольник со сторонами 9 см и 5 см.
Медвежата в чаще жили, Головой они кружили, Вот так, вот так головой они кружили. Медвежата мёд искали, Дружно дерево качали, Вот так, вот так дружно дерево качали. Медвежата в чаще жили, Вперевалочку ходили, Вот так, вот так вперевалочку ходили. А потом они плясали, Дружно лапы поднимали, Вот так, вот так дружно лапы поднимали. (Выполняются соответствующие движения) IV. Физминутка от Винни-Пуха
Построенные отрезки называются диагоналями. 7.С помощью линейки соедини противоположные вершины прямоугольника.
8. Поставь в центре парка домик Винни-Пуха – нарисуй точку. Обозначь её буквой В 9 9В9 9и99 9ииВВ BB В К П И С В левом верхнем углу обозначь точкой К домик Кролика. В правом верхнем углу – домик Пятачка. В левом нижнем углу – домик Иа-Иа . А в правом нижнем углу – домик Совы. Измерь расстояния между домиками. Расставь эти числа на плане. 9 9 5 5 5 5 5 5
Друзья расселились в своих домиках. Но дома им не сидится. Они любят ходить в гости.
9. После завтрака Винни-Пух навестил Сову и потом зашёл пообедать к Пятачку. После обеда друзья заглянули к Кролику и пришли поужинать к Винни-Пуху . Сколько прошёл Винни-Пух до обеда? Сколько после обеда? А сколько всего прошагал Винни-Пух ?
10. Придумай свою задачку и задай её товарищу. (Работа в парах) V. Рефлексия. Расскажите о своих впечатлениях. Чему научились? Что узнали нового? Понравилось ли проектировать? Какие знания и умения пригодились на занятии? VI. Домашнее задание. Придумай новые задачи на нахождение суммы, на разностное сравнение. Запиши и реши их.
Спасибо за старание! Спасибо за старание! Винни-Пух угощает всех участников пятёрками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Веселая математика с Винни-Пухом"
Урок-игра. Школа 2100.Тема урока"Сложение и вычитание чисел "(урок повторения и закрепления)Основные цели:1.Продолжитьучиться делать вычисления, используя устные и письменные приемы.2.Продолжить работ...
Конспект урока в 1 классе "Путешествие Вини Пуха"
Урок гимнастики с использованием карт – схем обычно использую при решении задач совершенствования приобретённых двигательных навыков ...
Конспект урока математики во 2 классе "Проектируем парк Винни-Пуха"
Данный урок проводился во 2 классе по УМК "Планета знаний" в разделе "Наглядная геометрия" с сопровождением презентации в Smart Notebook. На этом уроке дети учатся строить прямоугольник на клетчатой б...
Математический тренажёр "Подарок Вини- Пуху" 1 класс
Задания тренажёра направлены на отработку навыка устного счёта в пределах 10....
Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"
Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...
Урок литературное чтение в 1 классе ТЕМА: Б. ЗАХОДЕР «ПЕСЕНКИ ВИННИ-ПУХА»
Цели деятельности учителяСоздать условия для ознакомления с творчеством Б. Заходера; способствовать развитию речи, мышления, навыков чтенияТип урокаРешение частных задачПланируемыеобразовательныерезул...
Конспект урока по математике (2 класс). Тема: Б. Заходер «Песенки Винни - Пуха». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:• формирование знаний о творчестве Б. Заходера;• развитие умения работать с текстом, выразительно читать стихотворения.Планируемые результаты:Предметные:• знат...