Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Мотивирование к учебной деятельности. (2 мин.) | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Долгожданный дан звонок, Начинается урок Математики сейчас, Где открытие ждет вас. Вы немного повернитесь И друг другу улыбнитесь. Пожелайте удачи! - Запишите дату. Нарисуйте «Солнышко удачи».
Тему урока назовете после математической разминки. | Приветствуют друг друга и учителя.
Записывают в тетради дату, рисуют «Солнышко удачи». В течение всего урока рисуют лучики удачи (за каждое успешно выполненное задание).
| Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (7 мин.)
| Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого | 1. Работа в парах. Математическая разминка. - Зачеркните наименьшее число, которое делится без остатка на 2. (8) - Зачеркните наибольшее число, которое делится без остатка на 2 (16). - Зачеркните числа, которые делятся без остатка на 7 (49) - Зачеркните числа, которые делятся без остатка на 3(3,9,15,27). -Зачеркните числа, которые делятся без остатка на 5. (5,10,15,25,). - Какое число осталось? (11) -Что скажете? (Число нечетное, двузначное, делится на 1 и на 11.) - Можно ли это число разделить на 3? (Можно с остатком) 11:3=3(ост.2) - Прочитайте выражение по-разному. - Назовите тему урока. - Но вы уже умеете делить с остатком. Проверьте себя.
2. Индивидуальная работа (карточка №1). - Найдите нужный ответ. Запишите равенства. 5:2 2(ост.1) 10:4 2(ост.2) 11:2 4(ост.3) | Работают в парах. На столах у учащихся карточки. Повторяют однозначные и двузначные числа, четные и нечетные, табличные случаи умножения и деления.
Работают в тетрадях. Один ученик работает у доски. Повторяют алгоритм деления с остатком. Читают запись по-разному. Определяют тему урока сами учащиеся (записывается на доске).
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Выявление места и причины затруднения (3 мин.)
| Осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий.
| 1. Проблемная ситуация (слайд 2). - Что заметили? (в последнем ответе остаток больше делителя) - Возможно ли такое? (Нет) - Почему? (3 делится на 2). - Выполните деление правильно. - А каким может быть остаток?
- Все ли знаете о делении с остатком? - Чему еще хотели бы научиться? (Делить правильно)
- Какие задачи будем решать на уроке? (Научимся правильно выполнять деление с остатком и проверять). |
Проблема.
Определяют задачи урока.
| Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (8 мин.)
| Постановка цели коррекционной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
| 1. Исследование (работа в группах по 4 человека) по карточкам. - Предлагаю провести исследование. Цель исследования: выяснить, каким может быть остаток при делении с остатком. 1) Выполните деление с остатком. Заполните листы для исследований. 1 группа – на 2 2 группа – на 3 3 группа – на 4 4 группа – на 5 5 группа – на 6 6 группа – на 7 7 группа – на 8 2) Запишите остаток. 3) Сравните остаток с делителем. 4) Сделайте вывод.
2. Подведение итогов работы групп (слайд 3.) 1 группа – 0,1 2 группа – 0,1,2 3 группа – 0,1,2,3 4 группа – 0,1,2,3,4 5 группа – 0,1,2,3,4,5 6 группа – 0,1,2,3,4,5,6 7 группа – 0,1,2,3,4,5,6,7 8 группа – 0,1,2,3,4,5,6,7,8
3. Наблюдение. - Что заметили? (При делении на 2 остаток может быть только 0 или 1, меньше делителя. При делении на 3 остаток может быть только 0,1,2, меньше делителя и т. д. ) - Как вы думаете, какой остаток будет при делении на 9, на 10?
4. Вывод: При делении остаток всегда должен быть меньше делителя. | Все учащиеся класса разбиваются на группы по 4 человека. Учащиеся сами распределяют обязанности в группе. Работают на листе для исследований самостоятельно, фиксируют наблюдения в таблице, делают вывод.
Вывод делают учащиеся. | Коммуникативные: постановка вопросов; умение конструктивного взаимодействия в группе. Познавательные: анализ, сравнение данных; определение общих признаков, соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью, самостоятельное выделение – формулирование алгоритма. Регулятивные: планирование, прогнозирование.
|
5. Реализация построенного проекта. (2 мин.)
| Коррекция ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие знания. | 1. Работа по учебнику. Чтение правила в учебнике (с.27) - Сравните вывод с правилом в учебнике. - Что помогло сделать правильный вывод? (Исследование)
2.Составление алгоритма деления с остатком (коллективная пошаговая работа). - Как правильно делить с остатком? - Находим частное.
- Находим остаток.
- Проверяем: остаток всегда меньше делителя.
| Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике.
Коллективно составляют алгоритм деления с остатком (каждый шаг записывается на доске).
| Познавательные: моделирование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)
| Организация усвоения учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Первичное закрепление. | 1. Самостоятельная работа в парах (карточка №2). -Найдите ошибки, не выполняя вычислений. 9:4=1(ост.5) 22:4=4(ост.6) 12:5=1(ост.7) 15:5=2(ост.5)
2. Коллективная работа по алгоритму. - Запишите деление правильно (1 человек у доски – с проговариванием, остальные записывают в тетрадях). - Как проверить деление с остатком? (Сравнить остаток и делитель)
| Работают в парах. Зрительно находят ошибки, сравнивая делитель и остаток.
Записывают решение правильно, проговаривая по алгоритму. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6.Физкультминутка. (1 мин.)
|
| 1. Игра. 2. Гимнастика для глаз. 3. Гимнастика для пальчиков. | Дети играют, выполняют соответствующие движения.
| Личностные: самоопределение
|
8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (5 мин.)
| Самопроверка ЗУН, вызвавших затруднения, индивидуальная рефлексия достижения цели.
| 1. Индивидуальная работа по карточкам разноуровневого характера (карточка №3 - желтая, зеленая, красная) 7:2 10:3 16:5 13:4 (желтая) 22:4 37:7 27:5 47:9 (зеленая) 31:4 59:8 52:7 45:6 (красная)
2. Проверка по эталону (слайд 4) 3(ост.1) – желтая 5(ост.2) – зеленая 7(ост.3) – красная
- Каким должен быть остаток? | Выбирают карточку. Работают самостоятельно в тетради по алгоритму. Проверяют по эталону на доске. Ответ в каждой карточке одинаковый. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
9. Включение в систему знаний и повторение. (5мин.) | Применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
| 1. Связь изучаемого материала с жизнью. –Зачем мы изучаем деление с остатком? - Где это может пригодиться? (в жизни, на работе, в быту) - Мы каждый день решаем такие задачи.
2. Решение задач. 1) Как можно записать 9 числовых выражений в 3 столбика? в 2 столбика?
1) Сколько коробок потребуется, чтобы уложить все 24 елочные игрушки, если в каждую коробку вмещается 10 игрушек?
2) Сколько карандашей по 8 рублей каждый можно купить на 50 рублей? (Для краткой записи используются предметные картинки.) | Обмениваются мнениями. Доказывают важность изучаемого материала в жизни.
Устно решают задачи.
Записывают решение задачи в тетрадь. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: моделирование; Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
11. Рефлексия деятельности (1 мин.)
| Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода преодоления затруднений.
| 1. Рефлексия. - Какую задачу ставили? - Удалось ли её решить? -Чью работу хотите отметить?
2. Оценки за урок (с комментированием).
3. Самооценка. - Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора» . Урок полезен, всё понятно (зеленый) Лишь кое-что чуть-чуть неясно (желтый) Ещё придётся потрудиться (красный) Вам понравилось учиться?
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
10. Домашнее задание. (1мин.)
| Закрепление полученных на уроке знаний. | 1. Домашнее задание с.27, №4. Повторить порядок действий в выражениях без скобок. 2. Самоопределение. -Нарисуйте свое настроение на «Солнышке удачи». | Записывают домашнее задание в дневник.
Рисуют смайлик. | Регулятивные: контроль, коррекция; Личностные: самоопределение. |