Урок математики в 4 классе. Тема урока: Время. Единицы времени.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Гвоздовская Ольга Владимировна

Урок предназначен для учителей занимающихся по УМК " Школа России". Данный урок соответствует ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика 4 класс

Тема урока: Время. Единицы времени.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Уточнить и систематизировать знания детей об известных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год;
  2. Развивать вычислительные навыки, математическую речь, умения делать выводы, рассуждать и объяснять.
  3.  Способствовать развитию навыков перевода из одних единиц времени в другие.
  4. Создать условия для формирования:

-коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать  диалог, способность слушать;

-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.

  1. Воспитывать толерантное  отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения. 
  2. Формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока; создать эмоционально-положительный комфорт на уроке; прививать интерес к математике. 

Методы работы: 

объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,

словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).

        Ожидаемые результаты:

- повышение активности учащихся  на уроках;

        - улучшение результатов обучения;

        - использование учащимися приобретённых знаний и  умений в

          практической деятельности и повседневной жизни.

                       Ход урока:

1.Орг. момент. 

Слайд 2

Математика пришла,
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!

– Как вы понимаете ломать голову?

(думать над трудной задачей)

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова:

«Незнающие  пусть научатся,

а знающие  пусть вспомнят ещё раз». 

2. Устный счет.

    Слайд 3-7

3. Актуализация знаний. 

Предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно.
Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку:

Уничтожает все кругом:
Цветы, зверей, высокий дом, -
Сжует железо, сталь сжует
И скалы в порошок сотрет..."
(Дж. Толкиен "Хоббит")

Отгадка: время

3. Постановка учебной задачи.

- Итак, назовите тему нашего урока.

-Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о единицах времени.

Слайд 8

- Проблема времени давно волновала человека. Еще в незапамятные времена людям пришлось научиться не только считать, измерять расстояния, определять массу, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять. Наблюдая за природой, за восходами солнца, приливами и отливами, прилетом и отлетом птиц, биением сердца, человек придумал меры времени.

- А как вы думаете, не имея современных часов, как человек ориентировался во времени?

5. Работа над темой урока. 

        Слайд 9

                       

Работа по учебнику с.47

-  Сколько месяцев в году?

– Назовите месяцы по порядку. 

( далее по вопросам учебника 2 ,3,4,5)

- Какой месяц самый короткий?

- Давайте посчитаем сколько суток в году.

– Посмотрите в календарь и скажите, сколько месяцев содержат 30 дней?(4)

- Сколько это суток?

- Запишите.(30*4=120)

-Сколько месяцев содержат 31 день? (7)

- Сколько всего суток?

- Запишите.(31*7=217)

- Дни какого месяца мы не сложили? (фев 28 дней)

 - Сколько суток в году?

(120+217=337+28=365)

Запомните это.

- Год, когда в феврале 29 суток, называют високосным.

   Они повторяются через 4 года.

 - Прочитайте задачу С.47 № 217 ( устно)

    – Давайте теперь отправимся в вашу любимую пору – летние каникулы и решим  задачу № 218.

 - Прочитайте задачу.

- Запишем краткое условие.

 - Какие слова возьмём для краткой записи?
http://znanie.podelise.ru/tw_files2/urls_897/3/d-2498/2498_html_6b06e09c.png
- Сколько дней в июне, июле ?

-  Сколько дней в 1 неделе?

- Запишите решение самостоятельно. (1 учен на скрытой доске)

- Первые три человека, кто справится с работой, поднимите руки. Я проверю и поставлю отметки.

Теперь проверим, как все остальные ребята решили задачу.

- Сколько действий в этой задаче? Почему?

- Что мы найдем первым действием?

-  Вторым действием?

-  Ответили ли мы на вопрос задачи?
1) 30 + 31 = 61 (д.) – у бабушки
2) 12 · 2 = 24 (д.) – на турбазе
3) 61 + 24 + 7 = 92 (д.)
О т в е т: 92 дня длились каникулы.

6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 

                                    Слайд 10

 -Ребята, давайте проведем исследование, как взаимосвязаны между собой данные  единицы времени.

- У вас есть сейчас возможность показать насколько вы внимательны и дружны.

 Работа в парах

- Восстановите правильную последовательность:

  • 1век              60 с
  • 1год              60мин
  • 7 суток
  • 1 сут              24ч
  • 1ч                  30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)
  • 1 мин            100 лет
  • 1 неделя        365 или 366 суток
  • 1 месяц         12мес

(Данные листочки предложены детям и используется Слайд 11,

 для проверки Слайд  12 )

Проверка.

-Ребята, а что вы знаете об этих единицах времени?

(Дети рассказывают о единицах времени)

Век - промежуток времени, равный 100 календарным годам. XXI век длится с 1 января 2001 года по31 декабря 2100г.

Год - промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный (365, 366дней).

Месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.

Неделя - промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введён на Древнем Востоке. (Семь дней недели отождествляли с известными в то время планетами.)

Сутки - единица времени, равная 24ч.

Час - единица времени, равная 60 мин.

Минута - единица времени, равная 60 с, от латинского «маленький, мелкий».

Секунда - единица времени, от латинского «второе деление».

Работа по учебнику с. 47

 №220

(на доске)

№221

( по рядам - самостоят.)

7.Закрепление изученного.

Перевод именованных чисел.

 

Слайд 12

- Расшифруйте пословицы и поговорки, заменяя на более крупные единицы времени.

– Как  вы понимаете данные пословицы?

- Какие из них будут полезны всем школьникам?

8. Подведение итогов урока.

Слайд 13-14

- Что вы должны запомнить на уроке?

-  Сколько суток в году? ( 365 или 366 )

9. Рефлексия.

 - Как вы себя  чувствовали сегодня на уроке?

 - Покажите  смайликом.

-  Перефразируя наш сегодняшний эпиграф урока, я думаю, можно сказать:

Тот кто знал - вспомнил ещё раз.

А кто не знал – чему-то научился!

Выставление оценок. 

10. Задание на дом.

Слайд 15

С.47 № 221


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики.4 класс Тема урока :"Нахождение нескольких долей целого".

Тема урока: Нахождение нескольких долей целого.Цель учителя: формирование знаний о нахождении нескольких долей целого.Задачи:-создавать условия для знакомства с алгоритмом нахождения нескольких ...

Конспект урока математики и презентация к уроку во 2 классе. Тема: :" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."

Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" авторы  учебника Рудницкая В.Н. и др. Тема урока:" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа." К уроку прилагается ...

Разработка урока математики 1 класс. Тема урока"Целое, части".

Цель урока - формирование у учащихся представления о понятиях "целое", "часть", установление между ними соотношения (целое состоит из частей: если убрать часть из целого, то останется другая часть)....

урок математики 1 класс Тема урока: Длина. Дециметр

Предлагаю Вашему вниманию урок математики в 1 классе с использованием ЭОР. Тема урока "Длина. Дециметр". Авторы учебника Демидова Т.Е., Козлова С.А.,...

Презентация к уроку математики (2 класс) Тема урока - "Деление".

Урок по математике во 2 классе. "Деление".Урок проходит в форме виртуального путешествия в космос. В ходе работы на уроке учащиеся открывают для себя новые знания, как по математике - знакомятся с нов...

Урок математики 4 класс Тема урока: «Деление многозначного числа на однозначное»

Предложен урок математики в 4 классе по теме "Деление многозначных числа на однозначное"....