Открытый урок по математике
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Открытый урок по математике в 3 классе на тему "Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki.docx | 32.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики
Класс 3
Тема урока: «Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз»
Цели:
1) научить увеличивать и уменьшать натуральные числа в 10, 100 раз; закреплять умение читать, записывать трёхзначные числа.
2) развивать умение решать задачи на кратное и разностное сравнение; развивать познавательную активность, логическое мышление, математическую речь.
3) воспитывать усидчивость, терпение, взаимоуважение, аккуратность.
Тип урока: изучение новой темы
Вид урока: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки для индивидуального опроса, карточки с цифрами и буквами к слову: знания, бутылка с запиской, сундучок с шоколадными монетками.
Методы и приёмы: наглядно-иллюстративные, объяснение, устное
вычисление.
1. Оргмомент.
Учитель:
- Жил мудрец, который знал всё. Один человек решил доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажите, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умертвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
- Ваши знания, ребята, тоже в ваших руках. Давайте мы это и докажем сегодня своей работой на уроке.
- Я приглашаю вас в морское путешествие на Остров сокровищ искать клад.
2. Устный счёт.
Слайд 1.
Учитель:
- Давайте рассмотрим карту путешествия. Сначала мы поплывём до Острова обезьян, затем остановимся на Мысе познания, посетим Остров задач, постараемся обойти Пиратскую бухту и только после этого попадём на Остров сокровищ. Во время нашего плавания мы будем вести бортовые дневники (рабочие тетради).
- Перед отплытием нужно отгадать название нашего корабля.
Слайд 2.
(Работа на интерактивной доске.)
(56 + 28) : 14 = М
70 + 80 + 30 + 20 = Й
6 ∙ 8 : 4 : 12 = Ы
(57 + 43) : 25 = Л
300 + 32 : 4 ∙ 5 = С
80 : 5 ∙ 3 = Е
340 | 6 | 48 | 4 | 1 | 200 |
С | м | е | л | ы | й |
Слайд 3.
Учитель:
- Итак, на корабле «Смелый» мы отправляемся в морское путешествие. Запишите в бортовые дневники дату отплытия.
(Дети записывают в тетрадях дату.)
Учитель:
- На горизонте показался Остров обезьян. Нас встречает обезьянка Кики и предлагает выполнить задания. А (имена учеников) в это время отправляются изучать остров:
Слайд 4.
Что растёт на острове? (Работа на интерактивной доске.)
- Вычислите выражение и выберите соответствующий рисунок.
48 : 3 = 2 12
80 : 16 = 5
17 ∙ 4 = 98 68
99 : 33 = 13 3
78 : 6 = 16
2 ученика работают по карточкам.
Огород имеет форму прямоугольника, одна сторона которого 12 метров, а другая в 2 раза меньше. Найди площадь и периметр прямоугольника.
(P = (12 + 12 : 2) ∙ 2 = 36(см); S = 12 ∙ (12 : 2) = 72(см2))
Задания обезьянки Кики (фронтальный опрос).
1) Составьте все возможные трёхзначные числа, используя цифры 2, 7, 5 и не повторяя одну и ту же цифру в записи одного числа.
(275, 257, 725, 752, 527, 572)
2) – Назовите число, которое при счёте идёт перед числом 890. (889)
- Сколько получится, если к 7 сотням прибавить 3 единицы. (703)
- Между какими числами находится число 320? (319 и 321)
- Назовите число, которое следует за числом 579. (580)
- К трёхзначному числу прибавили 1 и получили четырёхзначное число.
Назовите трёхзначное и четырёхзначное числа. (999, 1000)
3) Одна обезьянка съела за день 15 бананов, а другая – 20. Сколько бананов съедят обе обезьянки за два дня? (70 бананов)
Слайд 5.
Учитель:
- Молодцы, ребята! Продолжаем наше путешествие. Впереди нас ждёт Мыс познания. Что же мы узнаем сегодня нового на уроке, о чём пойдёт речь?
3. Постановка проблемы.
Слайд 6.
(Ученик читает стихотворение и показывает на интерактивной доске.)
Ученик:
- Сегодня будем говорить о том,
Что плохо нам шутить с нулём.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четвёрок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто, -
С двумя нолями вместе.
Из единицы выйдет сто,
Из двойки - целых двести.
(Ответы детей.)
Учитель:
- Сегодня с помощью наблюдений мы сделаем вывод, как увеличить и уменьшить число в 10 и 100 раз и полученные знания применим на практике при решении примеров и задач.
4. Актуализация знаний.
- Вспомните, что нужно сделать, чтобы увеличить число в несколько раз?
Ученик:
- Нужно умножить.
Учитель:
- А что нужно сделать, чтобы уменьшить число в несколько раз?
Ученик:
- Нужно разделить.
5. «Открытие» детьми нового знания.
Учитель:
- Умножим 3 на 10. Применим переместительное свойство умножения:
3 ∙ 10 = 10 ∙ 3 = 10 + 10 + 10 = 30
- Умножим 2 на 100:
2 ∙ 100 = 100 ∙ 2 = 100 + 100 =200
- Сравним первый множитель со значением произведения:
3 30
Ученик:
- Появился 0.
Учитель:
- Во сколько раз мы увеличили число 3?
Ученик:
- В 10 раз.
Учитель:
- Сравним следующий множитель со значением произведения.
2 200
Ученик:
- Появилось два 0.
Учитель:
- Во сколько раз увеличили число 2?
Ученик:
- В 100 раз.
Учитель:
- Сделайте вывод, что нужно сделать, чтобы увеличить число в 10 и в 100 раз?
3 ∙ 10 = 30
2 ∙ 100 = 200
Дети:
- Чтобы увеличить число в 10 раз, надо справа от числа приписать один 0.
- Чтобы увеличить число в 100 раз, надо справа от числа приписать два 0.
Учитель:
- Запишите число 500. Число 5 означает единицы какого разряда?
Ученик:
- Третьего, 5 сотен.
Учитель:
- Зачеркните один 0. Какое получилось число?
Ученик:
- 50.
Учитель:
- Сейчас 5 - единица какого разряда?
Ученик:
- Второго, 5 десятков.
Учитель:
- Мы зачеркнули, отбросили 0. Какое арифметическое действие выполнили?
Ученик:
- Деление.
Учитель:
- На сколько разделили число 500?
Ученик:
- На 10.
Учитель:
- Что получили?
Ученик:
- 50.
Учитель:
- Запишем числовым выражением:
500: 10 = 50
- Зачеркните в числе 500 ещё ноль. Сейчас 5 - единица какого разряда?
Ученик:
- Первого, 5 единиц.
Учитель:
- Сколько нулей мы зачеркнули, отбросили?
Ученик:
- Два.
Учитель:
- На сколько разделили число 500?
Ученик:
- На 100.
Учитель:
- Что получили?
Ученик:
- 5.
Учитель:
- Запишем числовым выражением:
500:100=5
- Сделайте вывод, что нужно сделать, чтобы уменьшить число в 10 и в 100 раз?
Дети:
- Чтобы уменьшить число в 10 раз, надо справа от числа отбросить один 0.
- Чтобы уменьшить число в 100 раз, надо справа от числа отбросить два 0.
6. Первичное закрепление нового знания.
Учитель:
- Молодцы! А теперь выполняем с комментированием №1 на с. 41.
8 ∙ 10 = 80 700 : 100 = 7 840 : 10 = 84
12 ∙ 10 = 120 400 : 100 = 4 900 : 10 = 90
35 ∙ 10 = 350 100 : 100 =1 360 : 10 = 36
Слайд 7.
Учитель:
- Молодцы! Пока наш корабль держит курс к Острову задач, мы с вами немножко отдохнём.
Физкультминутка.
7. Закрепление пройденного.
Слайд 8.
Учитель:
- На Острове задач нам оставлена бутылка с запиской.
(Ученик читает записку.)
Ученик:
- «Чтобы продолжить путешествие, вам необходимо выполнить задание 3 на странице 41».
№3 – у доски
Мальчиков - 9к. по 8чел. во ? р. б.
Девочек - 24
8 ∙ 9 : 24 = 3 (р.)
Учитель:
- Что ещё нужно сделать в №3?
Ученик:
- Изменить вопрос, чтобы последним действием задачи было вычитание.
Учитель:
- Это задание вы выполните дома. А мы берём курс на Остров сокровищ.
Слайд 9.
- Но что это?! Впереди Пиратская бухта! Но нам ведь совсем туда не нужно. Наверное, капитан допустил ошибки в расчётах. Мы попали в плен к пиратам. Их главарь капитан Флинт не отпустит нас, пока мы невыполним его задания.
Слайд 10.
№4 – с комментированием:
1 м = 10 дм 1 дм = 10 см
1 м > 10 см 1 дм > 10 мм
1 дм2> 10 см2 1 см2 = 100 мм2
№5 – самостоятельно по вариантам.
1 в. 2 в. 3 в.
х : 3 = 17 49 – х = 28 64 : х = 4
х = 17 ∙ 3 х = 49 – 28 х = 64 : 4
х = 51 х = 21 х = 16
51 : 3 = 17 49 – 21 = 28 64 : 16 = 4
17 = 17 28 = 28 4 = 4
Слайд 11.
Учитель:
- Задания выполнили. Пираты нас отпускают, и мы плывём на Остров сокровищ.
Слайд 15.
- Зачем мы плыли сюда, преодолевая препятствия?
Ученик:
- Чтобы найти сокровища.
Учитель:
- Сейчас мы узнаем, что же это за сокровища.
8. Вторичное закрепление нового знания.
(Работа в парах.)
Учитель:
- Перед вами карточки, на которых написаны цифры. Я вам буду называть примеры, вы их будете вычислять и класть перед собой карточки с ответами в ряд.
6 ∙ 10 = 60 300 : 100 = 3 18 ∙ 10 =180 240 : 10 = 24
З Н А Н
5 ∙ 100 = 500 800 : 100 = 8
И Я
Учитель:
- Переверните каждую карточку, и если вы правильно решили примеры, у вас должно получиться слово – сокровище, которое вы искали. Что же это за слово?
Ученик:
- Знания.
9. Итог урока. Рефлексия.
Слайд 13.
Учитель:
- Почему знания для нас сокровище, богатство?
(Ответы детей.)
Учитель:
- Какие знания вы получили во время нашего путешествия? Что вам понравилось? Над чем ещё нужно поработать?
(Ответы детей.)
Учитель:
- Запишите домашнее задание: с. 41, №3, № 6.
Слайд 14.
Учитель:
- Но это ещё не всё! Ребята, капитан Флинт остался очень доволен вами и
прислал вам настоящий сундучок с сокровищами.
(Учитель раздаёт детям из сундучка шоколадные монетки.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"
Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...
Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"
(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и ху...
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классеУМК «Начальная школа 21 века» ...
открытый урок по математике "Путешествие на мыс математики"
Урок проведен для закрепления таблицы умножения и деления на 2...
Открытый урок по математике по теме " Таблица умножения и деления с числом 9." ФГОС в 3 "б" классе 29.11.2017 года . Уровень муниципальный . Показан опыт работы на уроке математики учащегося с ОВЗ.
Урок изучения нового материала проведён по теме "Таблица умножения и деления с числом 9" ФГОС на муниципальном уровне по программе "Школа России"....