Урок по математике на тему "Кто или что движется быстрее?"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Урок для 4-го класса по УМК "Перспективная начальная школа". Данный урок включает в себя тему, планируемые результаты, этапы урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Кто или что движется быстрее?»
Методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся: объяснение нового материала с опорой на самостоятельную работу учащихся по заданиям учебника.
Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1, таблицы « Самые быстрые животные мира» и « Самые медленные животные мира».
Задачи урока:
Личностные: формировать индивидуальные учебно-познавательные мотивы, самостоятельность в разных видах деятельности;
развивать навыки сотрудничества, способность к самооценке, этические чувства, доброжелательность.
Метапредметные:
РегулятивныеУУД: находить рациональный способ решения учебной задачи, в сотрудничестве с учителем, классом;
планировать решение задачи, выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи, действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи, контролировать, обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Познавательные: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, совершенствовать уровень математической речи, структурировать знания, произвольно и осознанно владеть общим умением решать конкретные учебные задачи.
Коммуникативные: развивать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и уважительно вести диалог с одноклассниками, аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнеров в совместной деятельности, презентовать различные способы рассуждения
Предметные: иметь представление о скорости передвижения различных тел.
-уметь определять, кто или что движется быстрее; располагать средства передвижения по порядку от самого быстрого к самому медленному;
-уметь сравнивать «бытовое» толкование терминов «медленнее» или «быстрее» с помощью таких величин, как расстояние и время;
-решать арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь)
-выполнять краткую запись
-совершенствовать вычислительные навыки;
Ход урок :
I. Проверка готовности к уроку.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок математики. К нам на урок пришли гости. Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поздороваемся. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, поприветствуйте друг друга, пожелайте удачи.
- С какими источниками мы работаем на уроке математики?
- Как узнать какая тема нашего урока? (Обратиться к содержанию)
-Откройте сейчас наш самый главный источник знаний, учебник математики. Обратитесь к содержанию, как найдёте тему урока, над которой будем работать? (На прошлом уроке работали на стр. 78) -Прочитайте тему урока в содержании.
- Сегодня урок изучения новых знаний? Почему так решили?
-Какую предыдущую тему мы изучали? (Час, минута и секунда)
-Как вы думаете знания, полученные при изучении этой темы нам приго-дятся для открытия новых знаний? (Мы сегодня будем говорить о движении, а час, минута и секунда единицы измерения времени движения)
-На какой странице вы открыли учебник? (79)
II. Актуализация знаний. Постановка цели.
-Прочитайте ещё раз тему урока («Кто или что движется быстрее?»).
-Что вам уже знакомо? -Поставим цели урока. Что нужно для этого сделать? (Рассмотреть страницы учебника)
-Рассмотрите страницы учебника, обратите внимание на условные обозначе-ния? -Какие значки встретились? (Выскажи предположение) -Что это значит? ( Высказать догадку) -Какие виды работы предстоят?
-Как вы думаете, что мы должны выяснить сегодня на уроке? (Почему кто-то или что-то движется быстрее)
-Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок. (Научусь.., смогу.., узнаю.., в ходе размышлений...)
-Приведите примеры, в которых можно сравнить движение объектов с помощью такого выражения, как: «Он движется быстрее (медленнее)…» (Ожидаемый ответ: гепард бежит быстрее, чем лев; пешеход идет медленнее, чем едет велосипедист; самолет летит быстрее, чем вертолет, и др.)
-Почему?
-Это на уроке мы с вами и должны выяснить. У каждого из вас на парте лежит лист индивидуальных достижений, по которому вы будете себя оценивать (+, -.)
III. Работа по теме урока.
-С чего начнём? ( С 1 задания № 263)
1.Задание № 263
- Прочитайте задание и ответьте на его первый вопрос.
(Ожидаемый ответ: спортсмен, пробежавший дистанцию быстрее остальных, становится победителем соревнований, значит, быстрее всех дистанцию пробежал спортсмен под номером 15)
-Почему так решили?
-Каким образом судьи соревнований решают вопрос о том, кто какое место должен занять? ( Ожидаемый ответ, к которому мы приходим в результате коллективной работы: для того чтобы определить, какое место должен занять каждый из спортсменов, пробежавших одинаковую дистанцию, судья должен зафиксировать время, затраченное спортсменом на бег.)
-На парте лежит лист–помощник, который будет помогать вам грамотно формулировать выводы по теме урока. Выберите вывод, подходящий к нашей задаче.
Вывод: Чем меньше затраченное время, тем быстрее бежал спортсмен, значит тем лучше результат, при условии, что дистанция одинаковая.
-Оцените себя.
2.Задание № 264 (У-1, с. 79)
- Прочитайте условие задачи. -Прочитайте требование к задаче. -Что можете сказать про время? (Время одинаковое- 1 ч) -Что можете сказать про расстояние? ( 4 км и 5км) -Составь краткую запись задачи в виде диаграммы.
-Проверим. Сверьте диаграммы, которые вы составили, с диаграммой на слайде.
-Когда туристы шли быстрее?
(Ожидаемый ответ: за первый час туристы прошли большее расстояние
(5 км > 4 км), значит, они двигались быстрее, чем во второй час.)
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: Быстрее движется тот объект, который за одно и тоже время преодолевает большее расстояние.
-Оцените себя.
-Ребята, как вы думаете , что движется быстрее поезд или автомобиль?
-Давайте выясним это, решив задачу.
3.Задание № 265 (У-1, с. 79)
- Прочитайте задачу.
-Что можете сказать про время движения? (Время одинаковое 1 мин) -Что можете сказать про расстояние? (2км и 1500м выражено в разных единицах длины)
-Составь краткую запись задачи в виде диаграммы.
-Проверим. Сверьте диаграммы, которые вы составили, с диаграммой на слайде.
- Что движется медленнее — поезд или автомобиль?
(Ожидаемый ответ: за одну минуту поезд проехал расстояние меньшее, чем автомобиль )
-Почему?
(1500 м < 2000 м или 1 км 500 м < 2 км), значит, поезд движется медленнее
Вывод: Медленнее движется тот объект, который за одно и тоже время преодолевает меньшее расстояние .
-Оцените себя.
- Как вы думаете, какое расстояние за один час может пройти человек?
(Взрослый человек- 5 км, ребёнок 9-10 лет-3км)
4.Задание № 266 (У-1, с. 79)
-Прочитайте задачу.
-Какое расстояние за один час преодолел Миша?
-Прочитайте требование к задаче.
-Сможем сразу ответить на требование задачи? (Нет)
-Почему?(Время выражено в разных единицах)
-Как узнать какое расстояние Миша пройдет за 1 ч 30 мин.
• Рассуждаем и записываем на доске решение задачи: надо найти расстояние, которое Миша пройдет за 1 ч 30 мин.
• За 1 час Миша может преодолеть расстояние 3 км, значит, за полчаса он может преодолеть половину этого пути.
1) 3 км : 2 = 3000 м : 2 = 1500 м = 1 км 500 м — пройдет Миша за полчаса
2) 3 км + 1 км 500 м = 4 км 500 м — пройдет Миша за 1 ч 30 мин
-Можем ответить на требование задачи? (Нет)
-Что надо сделать? (сравнить 5км > 4км 500м)
Ответ: за 1 ч 30 мин Миша не сможет пройти 5 км
-Оцените себя.
IV.Физминутка (ракета)
самое быстрое средство передвижения — гиперзвуковая крылатая ракета. Ее скорость в 5 раз превышает скорость звука, а скорость звука — 343 м/с.
5.Задание № 267 (У-1, с. 79)
- Самостоятельно прочитать задание. Обратите внимание на значок.
-Устно расположить данные средства передвижения от самого быстрого до самого медленного: ракета, самолет, вертолет, автомобиль, велосипед, лодка без мотора (по течению реки). Проговорите свои предположения соседу.
-Почему так решили? Какой вывод подойдет?
Вывод: Быстрее движется тот объект, который за одно и тоже время преодолевает большее расстояние.
-Оцените себя.
6.Задание № 268 (У-1, с. 80)
-Обратите внимание на значок.
-Самостоятельно прочитайте задание и приведите примеры самых быстрых животных, каких вы знаете.
Сообщаем, что самым быстрым животным считается гепард, и демонстрируем таблицу «Самые быстрые животные мира»
Беседа по таблице:
-Какое животное самое быстрое?
-Какое животное самое медленное?
-У каких животных одинаковая скорость?
-Сформулируй задачу на разностное сравнение, используй данные из таблицы.
-На сколько больше ?
-На сколько меньше ?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: Быстрее движется тот объект, который за одно и тоже время преодолевает большее расстояние.
-Оцените себя.
7.Задание № 269 (У-1, с. 80)
-Обратите внимание на условные обозначения.
-Прочитайте задание и назовите самых медленных животных.
-Рассмотреть таблицу «Самые медленные животные мира».
-Сформулируй задачу на кратное сравнение, используй данные из таблицы.
-Во сколько больше ?
-Во сколько меньше ?
-Какой вывод можем сделать? Почему?
Вывод: Медленнее движется тот объект, который за одно и тоже время преодолевает меньшее расстояние .
-Оцените себя.
8.Задание № 270 (У-1, с. 80)
-Обратите внимание на последнее задание на стр. 80. Что заметили? (№ 270 выделен голубым цветом)
-Что это значит? (Трудное задание)
-Читаем задачу, записываем на доске краткую запись
за 60 мин — 80 км
за 120 мин — ? км
за 30 мин — ? км
за 15 мин — ? км
- Решим ее коллективно:
-Что можем сказать про время?
-Что можем сказать про расстояние?
Рассуждаем так: 120 мин в 2 раза больше, чем 60 мин, то есть в 2 раза больше, чем 1 ч. Значит, пройденное расстояние за это время будет в 2 раза больше, чем за 1 ч:
- 80 км · 2 = 160 км — расстояние, которое преодолеет автомобиль за 120 мин
• 30 мин в 2 раза меньше, чем 1 ч, значит, пройденное расстояние за 30 мин будет в 2 раза меньше, чем расстояние, пройденное за 1 ч:
- 80 км : 2 = 40 км — расстояние, которое преодолеет автомобиль за 30 мин
• 15 мин в 4 раза меньше, чем 1 ч, значит, пройденное расстояние за 15 мин будет в 4 раза меньше, чем расстояние, пройденное за 1 ч:
- 80 км : 4 = 20 км — расстояние, которое преодолеет автомобиль за 15 мин
Ответ: 160 км, 40 км, 20 км.
- Обратите внимание на время, что с ним происходит? ( Уменьшается) -Что происходит с расстоянием? ( Уменьшается)
-Во сколько раз?
Вывод:
-Оцените себя.
-На каком транспортном средстве можно за 1 час преодолеть расстояние в 1000 км? (На самолете.)
• Сообщаем, что средняя скорость пассажирского самолета — 980 км/ч
9.Задание № 118а (Т-1, с. 61)
-Самостоятельно прочитать задачу.
-Повторить ее условие своими словами.
-Запишем краткую запись:
200 км — 1 ч
30 км — 15 мин
На каком участке машина ехала быстрее?
• Выясняем, что 1 ч (60 мин) в 4 раза больше, чем 15 мин. Значит, расстояние, пройденное машиной на втором участке за 1 ч, будет в 4 раза больше, чем расстояние, пройденное этой машиной за 15 мин.
1) 30 км · 4 = 120 км — расстояние, пройденное машиной за 1 ч;
2) 200 км > 120 км — значит, на первом участке машина ехала быстрее, чем на втором.
Ответ: на первом участке машина ехала быстрее, чем на втором.
V. Итог урока.
-Вернитесь к названию темы. Почему она так называется?
- Какие выводы мы сделали сегодня?
-Когда можно утверждать, что объект быстрее движется?
-Когда можно утверждать, что объект медленнее движется?
VI. Рефлексия.
-Оцените свою работу. Проанализируйте свои листы индивидуальных достижений. Что получилось, что нет.
-Продолжите предложение.
Могу похвалить себя за то, что…
Сегодня я узнал…
У меня получилось…
Было трудно…
Меня удивило…
Было интересно…
Теперь я умею…
С каким настроением заканчиваете урок?
VII.Задание на дом:
Задание № 118 б (Т-1, с. 61)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике "Урок-наблюдение. «Математика в мире природы». Закрепление. Деление на двузначное число. Решение задач"
Дети закрепляют умение делить на двузначное число, решать задачи, повторяют нумерацию многозначных чисел, выполняя занимательные задания. Урок позволяет решать экологические задачи, используя краеведч...
Мультимедийная презентация урока по математике во 2 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России»)(урок проведён в технологии деятельностного метода) тема: Письменный приём сложения двузначных чисел
Цель урока: Формирование умения письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи:1. Составить алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд.2. Развивать ...
Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"
(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и ху...
Конспект урока по математике на тему: "Кто или что движется быстрее" 4 класс
Кто или что движется быстрее...