Использование моделирования на уроках математики
статья по математике на тему

Бутенко Надежда Леонидовна

Статья расскрывает особенности изучения единиц длины и площади с использованием моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc487 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Изучение величин является важной частью курса математики для младших школьников. Каждая изучаемая величина – это некоторое обобщенное свойство реальных объектов окружающего мира. Упражнения в измерениях развивают пространственные представления, вооружают учащихся важными практическими навыками, которые широко применяются в жизни. Следовательно, изучение величин – это одно из средств связи обучения с жизнью. Если при изучении величин и их единиц в явной форме использовать моделирование, давать ученикам задания на построение моделей величин и их единиц, то можно избежать разного рода затруднений.

Моделирование формирует у детей умение планировать свою деятельность, умение находить главное в окружающей его действительности, умение ставить перед собой цели и находить различные пути их решения. А это основная цель обучения.

Таким образом, моделирование может выступать в различных функциях: как объект, как метод и как средство познания окружающего мира.

Следовательно, прием моделирования необходимо использовать на уроках математики в начальной школе, так как он влияет на формирование умственной деятельности и способствует развитию всех психологических процессов ребенка.  

 Модели и моделирование в обучении младших школьников

Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. В тоже время моделирование – это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. С помощью моделирования можно свести изучение сложного к простому, незнакомого – к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения. Для того чтобы «вооружить» учащихся моделированием как способом познания, нужно, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты, явления с помощью моделирования. [№7]

Несмотря на то, что моделирование используется в учебно-познавательном процессе современной начальной школы (учебники И.И.Аргинской, Э.И.Александровой, Т.Е.Демидовой, Н.Б.Истоминой, Г.Г.Микулиной, Л.Г.Петерсон и др.),  в методических пособиях для начальной школы проблема обучения моделированию не нашла должного отражения. В системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова моделирование выделено в качестве учебного действия, входящего в состав учебной деятельности, которое должно быть сформировано к концу начальной школы. [№ 6,с..29-33] 

Понятие «модель» и «моделирование» трактуется рядом авторов неоднозначно. Рассмотрим определения понятия «модель» и «моделирование».

В Большой Советской энциклопедии «Модель – образ (в том числе условный или мысленный – изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов («оригинала» данной модели), используемый при определенных условиях в качестве их «заместителя» или «представителя». [№ 2, стр. 399.]

Штофф В.А. считает, «модель (от лат. modulus – мера) – это заместитель оригинала, обеспечивающий изучение некоторых его свойств. Она создается с целью получения и (или) хранения информации (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либо материальной системы), отражающей свойства, характеристики и связи оригинала, существенные для решения поставленной задачи» [№10]

По мнению П.В.Трусова, «модель – это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты» [№ 3, с.18]

А. Б. Воронцов считает, что «модель – выступает как ‘инструмент’ совместной деятельности учащихся и учителя. Она отражает всеобщие отношения и связи внутри изучаемого объекта». [№4]

В.В.Давыдов, А.У Варданян считают, что модель создает язык общения, который, опредмечивая содержание объекта исследования, позволяет выявить его сущность.

Проанализировав приведенные определения, делаем вывод: в определениях В.А. Штоффа, П.В.Трусовой и Большой Советской энциклопедии модель – это образ, а у А.Б. Воронцова модель – это «инструмент»; цели в явном и неявном виде выделены у П.В. Трусовой и В.А. Штоффа, а в энциклопедии и у А. Б. Воронцова цель не определена; у В.А. Штоффа, П.В.Трусовой и в Большой Советской энциклопедии модель представлена в форме мысленного образа.

Из этих определений модели следует две ее характеристики: 1) модель – заместитель объекта изучения; 2) модель и изучаемый объект находятся в определенных отношениях соответствия (и в этом смысле модель отображает объект). Однако обе характеристики взаимосвязаны, потому что замещение одного объекта другим может происходить лишь благодаря соответствию их в каком-либо отношении. [№8,с.91]

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует несколько классификаций. Мы рассмотрим отдельно каждую классификацию В.А. Штоффа и Л.М. Фридмана, затем сопоставим их.

Штофф В.А. классифицирует модели по различным основаниям. В практике начального обучения представляет интерес классификация моделей по форме представления.

В.А.Штофф выделяет модели: а) вещественные, воспроизводящие геометрические и физические свойства оригинала (детские игрушки, наглядные учебные пособия, макеты и пр.); б) идеальные, передающие информацию о свойствах и состояниях объекта, процесса, явления, отражающие их взаимосвязь с внешним миром. Идеальные модели могут быть образными и знаковыми (чертежи, схемы, графики и др.) [№10, с.23] 

В.А. Штофф и Л.М. Фридман классификацию модели исходно делят на две группы: материальные и нематериальные. В свою очередь, Л.М. Фридман вещественные модели подразделяет на: образные, знаковые и мысленные. У В.А. Штоффа мысленные модели выделены в отдельную группу (нематериальные), а образно-иконические и знаковые В.А. Штофф относит к вещественным (материальным) моделям.

В.А. Штофф классифицирует модели по форме представления, а Л.М. Фридман – по характеру средств, из которых они построены.

У Л.М. Фридмана материальные модели строятся из каких-либо вещественных материалов или живых существ. Их особенностью является то, что они существуют реально, объективно. В свою очередь материальные делятся на статические (неподвижные) и динамические (действующие, подвижные).

 

Рис. 1.3. Статическая модель                  Рис.1.4. Образная модель

Идеальные модели делятся на три вида: образные (иконические), знаковые (знаково-символические) и мысленные (воображаемые, умственные).

К образным моделям относят разного рода рисунки, карты, схемы, передающие в образной форме структуру или другие особенности моделируемых объектов.

Знаково-символические модели представляют собой запись каких-то особенностей, закономерностей оригинала с помощью знаков какого-либо искусственного языка (например, математического). К ним относятся разного рода математические уравнения, химические формулы.

 

Рис 1.5. Знаково-символические модели

Мысленные модели – это умственные (воображаемые) представления о каких-либо явлениях, процессах, предметах. Такая модель есть представление о свойствах моделируемого объекта. [№9]

По определению П.В.Трусова, В.В.Давыдова и Н.Г.Салминой моделирование – это деятельность, а у В.В.Давыдова, А.У Варданян – это метод познания.

П.В.Трусов относит к процессу моделирования построение и использование модели. [№ 3, с.18]

А В.В.Давыдов, А.У Варданян называют моделирование методом познания интересующих нас качеств объекта через модели. Это действия с моделями, позволяющие исследовать отдельные, интересующие нас качества, свойства объекта или прототипа. [№5]

В.В.Давыдов, Н.Г.Салмина, Л.М.Фридман и др. рассматривают моделирование как знаково-символическую деятельность, заключающуюся в получении новой информации в процессе оперирования знаково-символическими средствами.

Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Подьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью разных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Модель изучаемого математического понятия или отношения играет роль универсального средства изучения свойств математических объектов. При таком подходе к формированию начальных математических представлений учитывается не только специфика математики (науки, изучающей количественные и пространственные характеристики реальных объектов и процессов), но и происходит обучение детей общим способам деятельности с математическими моделями реальной действительности и способам построения этих моделей.

Являясь общим приемом изучения действительности, моделирование позволяет эффективно формировать такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно-логического мышления. (№ 1, с.43-47)

Значит, модели и моделирование это не одно и то же. Выделяют разные модели: мысленные, образные, знаковые и т.д. Моделирование – это и метод познания, и знаково-символическая деятельность.

Использование моделей и моделирования – одно из требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Поэтому знакомство школьников с методами моделирования актуально для современной школы, особенно в условиях постоянно увеличивающегося объема учебной информации, появления новых ее носителей (электронные учебники, компьютерные энциклопедии) и средств доступа к ней. Учащимся необходимо осмыслить сам процесс познания, определить место в этом процессе такого познавательного приема, как моделирование.

Перечень использованных источников:

  1. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб.пособие для студентов высш. пед.учеб.заведений. –М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005,стр.43-47.
  2. Большая Советская энциклопедия, изд. 3-е, т. 16, стр. 399.
  3. Введение в математическое моделирование / Под ред. П.В. Трусова. М., 2005.
  4. Воронцов, А. Б. Практика развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Из опыта работы ЭУК «Школа развития» (подразделения школы №1133 г. Москвы) [Текст] / А. Б. Воронцов – М.: Развитие личности, 1988 – с. 360.
  5. Давыдов В.В.,  Варданян А.У.  Учебная деятельность и моделирование. Ер.: Луйс, 1981-с.141.
  6. Давыдов В.В,  Горбов С.Ф. Особенности курса математики в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Психологическая наука и образование.1996.№4 С.29-33.
  7. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе.- М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.
  8. Овчинникова М.В. Методика изучения темы «Величины» на уроках математики в начальных классах: Методические рекомендации для студентов факультета «Начальное обучение. Дошкольное воспитание». –– Ялта: ЦОП «Надежда», 2000. –с. 11.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm)
  10. Царёва С.Е. Первые уроки по изучению площади//Начальная школа, 1981.-№10.-с.39-42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемы формирования у первоклассников УУД моделирования на уроках математики».

Данная статья содержит опыт формирования  знаково - символического универсального учебного действия  моделирования на уроках математики в первом классе по УМК "Перспектива" автор учебни...

Моделирование на уроках математики во 2 классе.

Статья является методическим материалом, который поможет учителю в разработке урока моделирования способа решения частных задач....

Приемы моделирования на уроках математики при решении задач.

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от ...

Доклад "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "

Методические материалы проведения для уроков технологии по обучению младших школьников моделированию....

Число и цифра 3. Конструирование и моделирование на уроке математики.

Урок математики проводится в 1-м классе. Тема урока:Знакомство с числом и цифрой 3. На отдельных этапах урока учитель применяет приемы моделирования и конструирования....

Презентация (продолжение) к семинару "Моделирование на уроках математики в начальной школе" Часть 2 Моделирование при решении задач.

Данная презентация является продолжением к выступлению на семинаре "Моделирование на уроках математики в начальной школе"  и раскрывает суть применения моделирования при решении текстовых задач....

Использование метода моделирования на уроках математики.

Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития ребенка, глубины усвоения им учебного материала.  Одним из основных приемов в анализе задачи ...