Доклад "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "
методическая разработка по технологии на тему
Методические материалы проведения для уроков технологии по обучению младших школьников моделированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.odt | 70.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выполнила: Кравчук Анастасия Вячеславовна
Старый Оскол, 2015г
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................стр 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Сущность понятия графической грамоты, возможности ее развития у младших школьников.
1.2. Моделирование открыток из различных материалов.
1.3. Способы моделирования открыток используемые в начальной школе.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОТКРЫТОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Общие требования к подготовке и проведению уроков технологии по моделированию открыток в начальной школе.
2.2. Создание и оформление методических материалов, создание образцов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ:
Актуальность курсовой работы в том, что в начальных классах учащиеся выполняют различные виды работ: аппликации из бумаги, ткани, природных материалов, лепят поделки из пластилина, изготовляют изделия из тонкой проволки, древесины, фольги. Значительное место занимают техническое моделирование и конструирование, которые призваны расширить знания учащихся об окружающей действительности. В процессе работы младшие школьники создают различные по сложности, но доступные для выполнения конструкции из легкообрабатываемых материалов, пользуясь различными инструментами и приспособлениями. У детей отрабатываются навыки и умения, расширяется политехнический кругозор. Получая от учителя теоретические сведения, учащиеся узнают много новых слов, за счет технической терминологии происходит расширение словарного запаса. Важно обратить внимание на методическую сторону использования детских изделий, их практическую направленность. Они могут служить наглядными пособиями, выставочными экспонатами, подарками. Развитие художественно-графических умений у учащихся - наиважнейший аспект обучения. На определенных возрастных ступенях индивидуальное развитие создает благоприятные предпосылки для формирования определенных способностей. Исключительная пластичность психологических процессов ребенка, его впечатлительность обуславливают и его способы воздействия на окружающий мир, качественные особенности протекания психических процессов. Эти моменты развития исключительно важны для целенаправленного формирования общих умственных способностей, для создания прочного фундамента дальнейшего развития.
В настоящее время трудовое обучение в начальной школе изменяется по своему содержанию в зависимости от системы обучения, типа учебного заведения и его назначения. Большинство программ носят инновационный характер, то есть, относятся к разряду вариативных, например программы "Технология в трудовом обучении", "Художественный труд", "Технический труд", "Конструирование и моделирование". Содержание перечисленных разработок в обязательном порядке основано на базовых (традиционных) навыках и умениях, которыми должны овладевать учащиеся в начальной школе. Это - множество различных технологических операций: сгибание, резание, склеивание, лепка, аппликация, навыки соединения деталей различными способами и многое другое. Таким образом художественно-графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространственное мышление, воображение, чувство прекрасного, творческие способности, наблюдательность, внимание.
Противоречие: между необходимостью развития графической грамоты младших школьников через моделирование на уроках технологии и недостаточно разработанного методического обеспечения материалов для их проведения.
Отсюда следует проблема разработки методических материалов организации и проведения уроков технологии по обучению младших школьников
Цель работы: разработать методические материалы проведения для уроков технологии по обучению младших школьников моделированию.
Объектом курсовой работы является процесс обучения младших школьников моделированию на уроках технологии.
Предмет исследования: методы и приемы обучения младших школьников моделированию на уроках технологии как средство развития графической грамоты.
Задачи:
1. Обосновать необходимость обучения младших школьников моделированию на уроках технологии на основе изучения психолого-педагогической литературы.
2. Выявить особенности использования как средство развития графической грамоты младших школьников.
3. Разработать систему творческих заданий для развития графической грамоты младших школьников.
4. Изготовить варианты работ и оформить материалы для использования моделирования на уроках технологии и как средство развития графической грамоты младших школьников.
Теоретической основой исследования стали работы ученых педагогов: К.Д. Ушинского, А.Д. Ботвинниковым, В.Н. Виноградовым, отечественных искусствоведов Т.С. Комарова, В.С. Вишнепольским, отмечавшую важную роль использования моделирования на уроках технологии как средства развития графической грамоты младших школьников.
В работе мы использовали следующие теоретические методы исследования: метод наглядности, словесный, практический, мотивационный.
Практическая значимость работы: заключается в том, что ее можно использовать при подготовке студентов к практической деятельности и как методическое пособие для учителей начальных классов. Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка используемых источников.................... Первая глава - теоретическая "Теоретические основы использования моделирования для развития графической грамоты младших школьников" В ней рассмотрена сущность понятия графической грамоты, способствующая развитию ее у младших школьников. Во второй главе мы рассмотрели общие требования к подготовке и проведению занятий по моделированию открыток в начальной школе, а так же оформление методической разработки и изготовление образцов. В заключении даются рекомендации по использованию моделирования на уроках технологии как средства развития графической грамоты младших школьников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Сущность понятия графической грамоты, возможности ее развития у младших школьников.
В настоящее время очень распространена и востребована профессия дизайнера, которая предполагает высокий художественный вкус и графическую культуру. Поэтому развитие художественно-графических умений у учащихся - наиважнейший аспект обучения. Художественно-графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространственное мышление, воображение, чувство прекрасного, творческие способности, наблюдательность, внимание.
Графическая грамота в школе (от греч. γραφιχος- нарисованный, изображённый) - одно из средств развития конструктивно-технического мышления учащихся, связанного с чтением и изображением на плоскости пространственных форм материального мира.
Основой графической грамоты является развитие пространственных представлений и пространственного воображения учащихся, а также обучение их различным методам реалистических, упрощённых и условных изображений, применяемых в различных областях науки, техники и в производстве. Это даёт возможность переходить в обучении от объектов и процессов разного рода к их графическим изображениям и от графических изображений - к объектам и процессам. Воспитательно-образовательное значение графической грамоты состоит в развитии умения выражать различные характеристики и отношения объектов теми графическими изображениями, которые наиболее полно определяют необходимое содержание, например форму и цвет предметов (рисунок), их форму и размеры (технический рисунок), пространственное расположение предметов на местности и их относительные размеры (карты и планы), конструкцию предметов и данные, необходимые для их изготовления (чертежи деталей), конструкцию и взаимодействие узлов и деталей изделия (сборочный чертёж), соотношение величин (диаграммы), взаимосвязь элементов и их функциональную зависимость (схемы и графики).
Основы графической грамоты в школе создаются двумя учебными предметами - рисованием и черчением. Занимаясь рисованием и черчением, учащиеся развивают умение анализировать форму предметов, их пропорции, что уточняет представления о предметах, способствует более полному их восприятию, формирует графически-пространственные представления. Графические познания учащихся расширяются при изучении географии (выполнение и чтение планов, карт, картограмм), математики (построение геометрических чертежей, графиков функций, графические способы решения задач), физики, химии, истории и других предметов (рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, графики). Графическая грамота подготавливает учащихся к будущей практической деятельности, способствует приобретению технических знаний.
Художественно-графические умения учащиеся приобретают на уроках изобразительного искусства, черчения, геометрии, географии. Большой объем художественно-графических умений формируется на уроках технологии при изучении таких разделов как "Интерьер", "Элементы машиноведения", "Рукоделие", "Проектирование и изготовление рабочей одежды".
Чертежно-графической грамотой принято называть умение читать и выполнять техническую документацию, выраженную в наглядно-графической форме, и использовать ее в практической работе при конструировании и изготовлении изделий.
Особенности работы с технической документацией в начальных классах:
- чертеж
- эскиз
- технический рисунок
- схема
- учебно-инструкционная карта
Определенные условные обозначения соответствующие государственным стандартам по Единой системе конструкторской документации:
- линия видимого сгиба
- линия сгиба
- осевая, центровая линия
- выносная и размерная линия
- места нанесения клея
Техническая документация в учебном процессе используется в решении определенных задач. Учитель должен понимать, что формирование чертежно-графической грамоты у школьников является главным, а что второстепенным.
С понятием "чертеж", "линия чертежа" ученики уже сталкиваются в 1 классе при выполнении работ в техники оригами. Они уже знают названия и назначения некоторых линий, умеют их распознать. Во втором классе школьникам предстоит выполнить свои первые графические работы. Важно, чтобы они усвоили, что каждая линия имеет свою толщину и начертание. Разметка простейших графических изображений на уроках технологии в 1-4 классах производится с помощью карандашей, линейки, угольника, чертежного циркуля.
Одной из важных задач графической подготовки младших школьников на уроках технологии является их обучение чтению чертежей. Читать чертеж - значит научиться давать точную словесную характеристику предмета, изображенного на чертеже. Конечно же, развитие умения чтения чертежей - это процесс сложный и многоступенчатый. В начальной школе он только начинается, продолжаясь на уроках черчения и технологии среднего и старшего школьных звеньев. В начальных классах школьники ещё не получают достаточных знаний, необходимых для точного изготовления и контроля изделия, изображенного на чертеже, да и сами чертежи очень просты. Поэтому в начальной школе происходит только подготовка к чтению чертежа.
Необходимым условием обучения чтению чертежей является использование образцов изделий и деталий, наглядных изображений предметов, динамических пособий. Их сравнение с чертежами позволит сопоставить изображения предмета или его частей с реально существующими. Это не только облегчит формирование представлений о пространственных характеристиках изображаемого предмета, но и будет способствовать лучшему усвоению всей информации, заложенной в чертеже.
Основная задача - сформировать последовательность мыслительных действий при чтении чертежа.
Чтение чертежей осуществляется вначале фронтально, с опорой на плакаты, слайды или видеофильмы.
Понятия, которые дети должны знать в 1 классе:
Технико-технологические: изделия, материал, инструмент, деталь изделия, шаблон, заготовка, разметка деталей, клеевое соединение деталей, отделка, стежок, строчка.
Понятия, изучаемые во 2 классе:
Технико-технологические: конструкция, чертеж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа, длина, ширина, лекало, выкройка.
Понятия, изучаемые во 3 классе:
Технико-технологические: эскиз, развертки, развертка, линии чертежа.
Понятия, изучаемые во 4 классе:
Технологический процесс и операции.
Таким образом, особую роль на уроках технологии выполняют современные средства обучения. Они позволяют задействовать все механизмы восприятия информации и сформировать долговременную, устойчивую память, пространственное воображение и логическое мышление.
1.2. Моделирование открыток из различных материалов.
Развитие графической грамоты у младших школьников будет проходить более эффективно в процессе обучения их моделированию открыток из различных материалов.
В начальных классах учащиеся выполняют различные виды работ: аппликации из бумаги, ткани, природных материалов, лепят поделки из пластилина, изготавливают изделия из тонкой проволки, фольги, древесины. Значительное место занимают техническое моделирование и конструирование, которые призваны расширить знания учащихся об окружающей действительности.
В процессе работы младшие школьники создают различные по сложности, но доступные для выполнения конструкции из легкообратываемых материалов, пользуясь различными инструментами и приспособлениями. У детей отрабатываются навыки и умения, расширяется политехнический кругозор. Получая от учителя теоретические сведения, учащиеся узнают много новых слов, за счет технической терминалогии происходит расширение словарного запаса.
Важно обратить внимание на методическую сторону использования детских изделий, их практическую направленность. Они могут служить наглядными пособиями, выставочными экспонатоми, подарками.
Значительное место занимает техническое моделирование и конструирование на уроках технологии и внеклассных занятиях в школе, где учащиеся получают первоначальное сведения о моделях.
Модель - слово многозначное, используется в различных отраслях знаний, производстве, технике. Под моделью в широком смысле подразумевают устройство , которое воспроизводит действительный объект (в большинстве случаев в умеренном виде) в научных, практических или спортивных целях.
В проектировании моделью называют изделие, являющееся трехмерным упрощенным изображением предмета в установленном масштабе. Модель является составной частью макета.
Учебная модель служит наглядным средством в работе с учащимися и является пособием, которое воспроизводит объект или его части в трехмерном измерении. Учебная модель - это копия действительного объекта, которая дает достаточно полное представление об его устройстве. Разумеется, это не исчерпывающее определение. Модели могут полностью воспроизводить объекты или передавать лишь общее сходство с ними.
Учащиеся начальных классов выполняют в основном стилизованные модели. Кроме того, они делают не только объемные, но и плоские модели, способом аппликации или монтажа на плоскости из отдельных деталей. Сюда относят силуэтные модели.
Модели могут быть подвижными и неподвижными.
Макет является разновидностью модели. Это слово имеет несколько смысловых оттенков, например макет книги, театральной декорации. в широком смысле макет - это также объемное изображение действительного объекта. Но есть характерная особенность: макетом обычно называют модели построек, ансамбля, города. Макет, который в точности, во всех деталях передает оригинал, называется моделью.
Моделирование - построение моделей, процесс познания действительных объектов, метод изучения технических сооружений, мыслительный и практический вид деятельности, непосредственно создание моделей. Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод широко применяется в школьной практике и является ведущим в работе.
Развитие творческих способностей заключается именно в том, чтобы раскрыть суть моделирования, его принципы и закономерности. Для этого вначале нужно объяснить ход создания моделей. Вначале надо наметить объект моделирования. Далее определяется вид модели: контурная, стилизованная, модель-копия, объемная или плоская. После этого определяют нужный масштаб, намечают основные части, детали, выполняют эскиз, на основе которого создают рабочий чертеж. Затем полученные размеры переносят на обрабатываемый материал. Заключительный этап моделирования - отделка изделия и испытание его в действии. Таким образом, процесс моделирования можно разбить на несколько этапов в зависимости от уровня подготовки учащихся. Если дети имеют опыт работы, моделирование может иметь такие этапы:
1. определение объекта моделирования;
2. подготовка рабочих чертежей;
3. составление плана работы, подбор материала;
4. исполнение намеченного плана.
На первых порах обучения дети работают по готовым эскизам и чертежам с использованием преимущественно репродуктивных, воспроизводящих методов. Частично применяются методы, способствующие умственному развитию учащихся, т.е. проблемные, исследовательские и др.
Моделирование и конструирование - это неотъемлемые части всей системы трудового обучения и воспитания, и здесь важно соблюдать все принципы дидактики. Учитель сообщает учащимся достоверные факты с учётом возрастных особенностей детей. Младшим школьникам сообщают лишь основные сведения, дается краткая техническая справка, объясняется лишь общее устройства объекта. Таким образом реализуются принципы научности и доступности.
Чтобы учащиеся хорошо усвоили учебный материал, занятия следует проводить систематически, отрывочные знания без взаимности, как правило, быстро забываются. Последующий материал обязательно должен опираться на ранее полученные знания. В процессе работы необходима строгая последовательность: начинать моделирование и конструирование следует с простейших изделий, постепенно усложняя модели и конструкции до уровня творческого исполнения. Нарушение принципов систематичности и последовательности вызывает затруднение в работе.
В моделировании важно соблюдать принцип наглядности, так как создание моделей предполагает, хотя и в упрощенной форме, копирование существующих в действительности технических объектов. Средства наглядности готовят обычно заранее. С этой целью можно использовать рисунки( напечатанные и выполненные от руки), готовые образцы, детские игрушки.
В настоящее время возникла необходимость беспрерывного пополнения знаний. Информационный поток велик, и вполне понятно, что усвоить весь материал практически невозможно, поэтому важно, чтобы учащиеся поняли главное, основное, умели логически мыслить, самостоятельно ставить и решать задачи. Принцип прочности усвоения знаний заключается в том, чтобы учащиеся усвоили суть изложенного материала, могли воспроизвести его в памяти и применить на практике.
Таким образом моделирование играет очень важную роль на уроках технологии. Оно позволяет задействовать все механизмы восприятия информации и сформировать долговременную, устойчивую память, пространственное воображение и логическое мышление.
1.3. Способы моделирования открыток используемые в начальной школе.
Рассмотрим подробнее способы моделирования открыток используемые в начальной школе по определенным направления.
Очень часто на уроках Изобразительного искусства и художественного труда в преддверии праздников учащиеся делают поздравительные открытки своими руками. Думаю, что каждому приятно получить такое эксклюзивное поздравление, в которое вложено не только ручной труд, но и частичка души.
В этом учебном году на занятиях кружка я познакомила ребят с историей появления и особенностями оформления открыток. Как показывает опыт проведения подобных занятий, первоначально учащиеся не могут определиться в количестве используемых для оформления открытки материалов и пытаются в одну работу “запихнуть” практически все, что видят перед собой. При проведении этих работ учащиеся закрепляют знания по цветоведению, учатся сочетать в работе разные материалы, вырабатывают умения организовать свое рабочее место, прививается аккуратное отношение к выполнению работы.
Из истории поздравительной открытки
Единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой стране она различна. Первое упоминание о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда в “Парижском почтовом альманахе” было размещено сообщение о пересылаемых по почте поздравлениях на самые различные случаи в виде гравированных карточек, пересылаемых “открытыми для всякого”. Автором этого изобретения считается гравер Демезон.
Что такое открытка? Определение “филокартии” данное в Большой Советской энциклопедии, трактует открытки только как почтовые карточки, или открытые письма, предназначенные для посылки по почте в открытом виде. За столь длительную историю внешний вид открыток, форма и размеры и, конечно же, предназначение значительно менялись. В Японии первые открытки были двойными. В Америке первые открытки, выпущенные в 1893 году, продавались в качестве сувениров.
Самой ранней открыткой, дошедшей до нас, является “валентинка” 15 века, которая хранится в Британском музее Лондона. Ее автором считается герцог Орлеанский.
Широкое распространение открытки получили в конце 19 века в Англии. Это были карточки, которые, как правило, изготавливались вручную. Для их оформления использовались самые различные и порой неожиданные материалы. Не все они пересылались по почте, открытки сложной и богатой отделки передавались из рук в руки.
Первой печатной рождественской открыткой считается поздравительная карточка 1840 года. На открытке было изображено большое семейство из 11 детей и их родителей дополненное надписью “Веселого Рождества и счастливого Нового года!” Из тиража 1000 экземпляров до наших дней сохранилось 12.
Первые почтовые открытки были выпущены осенью1869 года в Австрии. Они представляли собой листочек плотной бумаги прямоугольной формы 123х88 мм с напечатанной в правом углу почтовой маркой достоинством в два крейцера. Рисунка на почтовой открытке не было.
Художественная почтовая открытка появилась в июле 1870 года на ней был изображен артиллерист с пушкой.
В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года и они не были иллюстрированными. В 1898 году община св. Евгении выпустила первые российские открытки. До этого времени открытки в Россию ввозились из-за границы. По другим источникам первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой имеется надпись: “Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года”.
В истории русской открытки особое место занимает 1899 год. В этом году отмечалось 100-летие со дня рождения А.С. Пушкина. К этой дате было выпущено много открыток-иллюстраций к произведениям поэта, а также его портретов. Специально для этой серии был разработан рисунок почтовой марки с портретом А.С. Пушкина и почтовый штемпель с юбилейными датами (гравер В.Матэ)
История “открыточного” рисунка чрезвычайно богата, но к великому сожалению практически никто и никогда не обращает внимания на имя автора. Одним из художников, посвятивших все свое творчество оформлению открыток была Лидия Марковна Манилова (Якобсон). Лидия Марковна (09.02.1926) первую свою открытку выпустила в 1965 году. Ее открытки выходили миллионными тиражами. Персонажи ее открыток – щенята, котята, утята и т.п.; светятся добротой, доверчивостью, непосредственностью.
Несмотря на бурный рост электронных средств коммуникации, открытка не утратила своего значения и сейчас. Однако заметно снизилась роль почтовой открытки, т.к. практически вся корреспонденция отправляется сейчас в конвертах. Зато поздравительная открытка радует нас все новыми видами конструкций, вариантами отделки, постепенно превращаясь в самостоятельный подарок-сувенир. Если мы сравним оборотную сторону открыток, выпущенных сегодня и лет 20 назад, то увидим изменения: в современных открытках “отсутствует конкретный автор”, возможно это связано с применением компьютерной оргтехники. Лицевая сторона современных открыток несомненно более яркая. Полиграфия не стоит на месте! Заглянем в саму открытку: и там присутствует изображение да и текст уже заготовлен, к тому же часто с юмором. Однако рукотворные открытки и текст, написанный лично до сих пор пользуются большим спросом , ценятся и хранятся дольше.
На Западе существует наука делтиология, которая изучает историю и символику открыток. Ученые, исследуя открытку, пытаются постичь феномены общественного сознания прошедших эпох. Однако это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки – того, что позволяет этому маленькому кусочку картона служить проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности.
У младших школьников мы обучаем моделированию тематических открыток, а направление тематической открытки разнообразны:
- поздравления с днем учителя;
- новогодние открытки;
- праздник 8 марта;
- 23 февраля;
- поздравления с днем рождения.
День учителя — праздник всех, кто связал свою жизнь с образованием. Он уже имеет историю, поскольку впервые был учрежден 29 сентября в 1965 году. Потом его отмечали в первое воскресенье октября. В настоящее время он имеет установленную дату — 5 октября.
Учитель – профессия, имеющая тысячелетнюю историю, одна из самых уважаемых и ценимых в обществе. Ведь учитель — человек, который с самого раннего детства находится рядом, помогает узнать новое, раскрыть способности, найти свой путь. Педагог первым замечает и первые успехи, и первую любовь. Они работают с годовалыми малышами детского сада, подростками, студентами, и даже с теми, кто, уже имея стаж, хочет повысить квалификацию.
День учителя – праздник, когда стихи и песни звучат для всех воспитателей, педагогов, наставников, тренеров и других людей, чья профессия — образование и развитие других. В этот день можно позвонить первой учительнице, подарить цветы, конфеты классному руководителю. Школьники и студенты особенно радуются этому празднику, ведь еще одной его традицией является такой веселый день самоуправления!
История появления праздника
Один из календарных праздников. До XV века на Руси новый год начинался не с января, как в настоящее время, а с марта (как в республиканском Древнем Риме) в день весеннего равноденствия 20 либо 21 марта (в зависимости от года)[5] по юлианскому календарю.
С XV века новый год начинался 1 сентября.
Сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году.
С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января (по юлианскому календарю).
Законом от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» 1 января стало нерабочим днём. Начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. С 1930 по 1947 год 1 января в СССР было обычным рабочим днём. 23 декабря 1947 года указом Президиума ВС СССР 1 января стало праздничным и выходным днём. По закону от 25 сентября 1992 года в РФ также и 2 января стало выходным.
С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы, и эти дни объявлены нерабочими (до того нерабочими днями были только 1 и 2 января), а с учётом выходных дней и Рождества — официального праздничного дня — отдых при пятидневной рабочей неделе длится, как минимум, восемь дней (на практике, начиная с 2005 нового года — до 10 дней, включая нерабочие дни до 1 января и переносы выходных дней).
С 2013 года, согласно поправкам к статье 112 ТК РФ от 23.04.2012, к новогодним каникулам добавились 6 и 8 января.[6]
Основной версией начала празднования 8 марта датируется 1857 годом. Тогда был протест работниц фабрик, возмущенных продолжительностью рабочего дня в 16 часов (а мужчины работали 10 часов, например). Однако это событие некоторые считают вымышленным. А вот в 1910 году Клара Цеткин на женской конференции в Копенгагене выдвинула предложение учредить Международный женский день. Изначально предполагалось, что в этот день будут выходить женщины на митинги и привлекать мнение общественности к своим проблемам. в последствии праздник отмечали, но с датами была полная неразбериха. А в России 8 Марта первый раз отметили в 1913 году в Петербурге. И только с 1966 года Международный женский день стал национальным праздником и нерабочим днем. Кстати говоря, Международный женский день отмечают не только в России и странах СНГ, а и в Уганде, Северной Корее, Непале, Монголии, Македонии, Лаосе, Конго, Китае, Камбодже, Гвинее-Бисау, Буркина-Фасо, Анголе.
День защитника Отечества — праздник, отмечаемый 23 февраля в России, Белоруссии, на Украине, в Киргизии и Приднестровье. Был установлен в СССР в 1922 году как «День Красной Армии и Флота». С 1949 до 1993 гг. носил название «День Советской Армии и Военно-Морского флота». После распада СССР праздник также продолжают отмечать в ряде стран СНГ.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОТКРЫТОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Общие требования к подготовке и проведению уроков технологии по моделированию открыток в начальной школе.
Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
Структура работы:
I. Организационный момент
- установление психологического контакта;
- приветствие;
- проверка готовности к уроку.
II. Сообщение нового материала и вводный инструктаж.
III Физминутка ( разминка для глаз, рук)
С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности на уроках окружающего мира мы рекомендуем проводить физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания.
Внешними проявлениями утомления являются частые отвлечения, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия успешного обучения.
IV. Таблица безопасности - это очень значимый момент на уроке, дети должны знать как правильно обращаться с различными предметами.
V. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж.
Дети выполняют работу, учитель производит целевой обход, проводит индивидуальную работу с учащимися.
VI. Закрепление нового материала.
VII. Заключительный инструктаж.
1. Организация выставки выполненных работ.
2. Анализ работ.
3. Выставление оценок.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание
6. Уборка кабинета.
При подготовке к уроку учитель должен продумывать все до мелочей: что и как он будет делать на уроке, во время работы учащихся.
В начале каждого занятия обязательно сообщаются сведения, необходимые для дальнейшей практической деятельности. Рассказ, беседа, объяснение занимают не более 15-20% учебного времени. Сообщаются проверенные, достоверные факты, строго должны соблюдаться принципы научности.
Выбор изделия для практической работы зависит от уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей. Необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному». Программа по труду в начальных классах построена таким образом, что предусмотрена преемственность, необходимая для изучения более сложного материала.
Задание для детей должны быть посильными: трудновыполнимая задача вызывает у них неуверенность в себе, а в конечном итоге - нежелание трудиться, отвращение к работе. Слишком легкие задания приучают работать без напряжения, усилий, а в результате они не приучаются к преодолению трудностей.
Успешно будет проходить урок лишь в том случае, если дети будет заинтересованы, увлечены работой.
Главное в работе с детьми - отсутствие однообразия, поэтому на занятиях должны выполняться различные виды поделок.
При обучении детей приемам бисероплетения, большая роль должна отводиться овладению художественно-творческими навыками и приемами, развитию художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе. Нужно, чтобы дети учились вносить в работу элементы фантазии, разнообразия. Все эти требования и определяют подход и методику обучения на уроках труда.
Понимание обучения только как руководства процессами последовательности выполнения заданий будет неверным, так как это приведет лишь к подражанию действий руководителя.
Очень важно для успешного формирования художественно-творческих умений и навыков сочетание различных методов обучения: словесных, наглядных, практических. При объяснении новой темы, наряду со сведениями из истории, особенностях и области применения некоторых видов декоративно-прикладного искусства, учитель рассказывает и о назначении выполняемых изделий.
Во время беседы активируется внимание ребят, оно оживляет занятия. В беседе учитель выясняет степень подготовленности детей к работе, а также степень знаний и усвоения материала.
Также уже во вводной беседы необходимо познакомить детей с разнообразными вариантами изделия, предоставить детям возможность потрогать руками каждое из них, выразить чувство восхищения его красотой и желание научиться мастерству. Беседа возбуждает у учащихся интерес к занятию. В заключительной беседе закрепляют знания, полученные на занятии.
Общее впечатление от беседы помогут усилить наглядные методы обучения - демонстрация различных схем, таблиц, образцов изделий декоративно-прикладного искусства, видеоматериалов. Они помогают знакомить учащихся с материалами и трудовыми процессами с народными промыслами.
Художественно-творческие умения и навыки нельзя сформировать, не используя практические методы обучения. Среди практических методов обучения наибольшее применение получили упражнения.
Упражнение - это целенаправленное повторение действий с применением правильных приемов работы, исправление допущенных ошибок и стремлением достичь лучшего результата. Суть упражнений - в повторении действий. При этом трудовое действие становится упражнением тогда, когда его используют для решения конкретной педагогической задачи: научить ребенка определенному приему или сформировать какое-либо умение или навык.
Так, успех в формировании художественно-творческих умений и навыков зависит не только от числа повторений, но и от подбора упражнений с постепенным переходом от легких к более сложным. Повторяемость упражнений служит основой для перехода умений в прочные навыки.
Виды упражнений зависят от характера выполняемой работы. Например, детям младшего возраста учитель предлагает поупражняться в нанизывании бусинок на нить, в закреплении на конце нити крупной бусины.
Значительное место на занятиях занимают инструктажи, они играют важную роль в учебном процессе. Например, при организации практической работы учащихся по изготовлению какого-либо изделия нужно объяснить и показать им, каким должно быть изделие, объяснить порядок выполнения и показать приемы работы, объяснить и показать приемы контроля за работой и ее результатами.
В ходе самой работы учащихся нужно помогать им советами, дополнительно показывать приемы работы. По окончании практической работы учащихся нужно подвести ее итоги, указать на допущенные ошибки в работе.
По форме инструктажи могут быть устными, письменными, графическими и письменно-графическими.
Устный инструктаж - это описание учителем порядка и приемов работы.
Формой письменного инструктажа может быть письменная инструкция к работе.
Графического - плакаты, отражающие серии рисунков, показывающих приемы работы и их последовательность.
Формой письменно-графического инструктажа служат технологические карты.
По своему характеру инструктажи делятся на вводные, текущие и заключительные или итоговые.
Вводный инструктаж - направлен на организацию практической работы учащихся. Цель вводного инструктажа - раскрыть учащимся содержание трудовой деятельности в данной предстоящей практической работе. Он включает в себя объяснение предстоящей работы, показ и объяснение приемов контроля за ходом и результатами работы.
Текущий инструктаж проводится во время выполнения учащимися практической работы, которая занимает основное время урока. Его задача - непосредственное направление и корректирование деятельности учащихся по выполнению задания. Текущий инструктаж осуществляется на основе наблюдений и контроля учителя за действиями учеников. По ходу его учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам, указывает на ошибки, помогает найти их причины, подсказывает порядок выполнения работы, напоминает о требовании техники безопасности, подсказывает какие-то идеи. Даже если дети работают каждый над своим изделием и осуществляют индивидуальные замыслы, во время практической работы имеет смысл поддерживать их творческое общение, обмен идеями.
Заключительный инструктаж проводится по окончании практической работы учащихся. Его цель - подвести итог работы, сделать ее анализ, вскрыть причины допущенных ошибок, объяснить способы их устранения.
Подведение итогов работы, ее оценка - очень важный этап урока. На этом этапе осуществляется привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка достижений, повторение и обобщение пройденного на уроке, формирование умения рассматривать и оценивать произведения друг друга, развитие интереса и внимательного отношения к творчеству других, формирование доброжелательных отношений в коллективе.
Как и другие структурные элементы урока, подведение итогов требует самого творческого подхода. Чаще других приемов можно использовать организацию выставки работ учащихся с их коллективным просмотром и обсуждением.
Таким образом обучить творчеству нельзя. Оно не подчиняется никаким правилам и указаниям, требует особого состояния, которое непосредственно зависит от индивидуальности ребенка. Но это вовсе не значит, что учитель не может создавать на занятиях такие условия и ситуации, которые содействуют образованию и развитию творческой активности детей. Для создания на уроках таких ситуаций, когда каждый ученик стремится максимально выразительно реализовать свой замысел, используются различные педагогические средства: методические, организационные, игровые. Чтобы в процессе творчества ребенок еще и учился, такие ситуации должны включать или задачи, поставленные учителем и направленные на освоение новых способов художественной и трудовой деятельности, или задачи, поставленные самим учеником в своем замысле. Не менее важен и эмоциональный настрой ребенка, и общий психологический климат в классе.
2.2. Создание и оформление методической материалов, создание образцов.
Для того, чтобы уроки технологии по развитию графической грамоты младших школьников проходили пладотворно мы приступили к созданию методических материалов по обучению младших школьников моделированию открыток из различных материалов в разных техниках.
Американский – этот стиль принято считать «классикой жанра» благодаря повсеместному распространению и простоте исполнения. При изготовлении такой открытки используется много украшений, которые зачастую даже перетягивают все внимание на себя. Именно для изготовления открыток в американском варианте выпускается большое количество материалов, которые уже подобраны по стилю и цветовой гамме. Кроме того, есть много готовых схем, с помощью которых сделать такую открытку – очень просто.
Винтаж – этот стиль предполагает оформление открытки в старинном стиле, в котором присутствует эффект интриги и даже игры со временем. В процессе изготовления такой открытки пригодится все, что вы сможете найти в семейных архивах и шкатулках – поломанные часы и статуэтки, потертые рамочки и т.п. Вполне применимы и материалы современного вида, при условии, что они не слишком авангардны. Кроме того, для оформления открытки можно использовать небольшие цветочки сдержанных тонов и подобранные в тему миниатюрные украшения.
Фристайл – буквально можно перевести как «свободный стиль». Неожиданные решения и свобода самовыражения автора – главное при изготовлении таких открыток.
Микс – стиль, название которого свидетельствует о том, что в работе используется несколько различных стилей.
Квиллинг – закручивание тонких полосок бумаги в завитушки разной формы и составление из этих завитушек целостной коспозиции.
Айрис-фолдинг – накладывание полосок бумаги по определенному рисунку, в результате чего получается оригинальное изображение, словно закрученное по спирали.
Для младших школьников можно использовать следующие материалы: цветная бумага, картон, клей, ножницы, бросовый материал.
Нами были оформленны методические материалы для проведения уроков технологии, которые включили в себя: технологические карты, эскизы, разверстки, схемы, описание работы.
Заключение:
В процессе нашего исследования по вопросу " Использование моделирования на уроках технологии как средства развития графической грамоты младших школьников" мы пришли к следующим выводам:
1. Анализ методической литературы свидетельствует о недостаточном внимании педагогов к моделированию открыток на уроках технологии, как к средству развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Но моделирование, как художественное творчество, это создание чего-то нового, в ходе которого идет постоянный процесс развития творческого мышления.
Для этого важна способность оторваться от последовательного, логического рассмотрения фактов и соединить элементы мысли в новые целостные образы. В процессе создания моделированных работ дети овладевают ритмом, у них развиваются эстетическое восприятие и воображение, развивается пространственное мышление, учатся считать, эстетические представления и т.д. Важно, что художественно- творческая деятельность направлена на выражение своего отношения к уроку технологии.
2. Изучение специфики детского творчества показало, что одним из основных направлений педагогической работы с детьми дошкольного возраста является формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования. На уроках технологии необходимо формировать эмоциональное и образное мышление, так как эмоции составляют насыщенность детского творчества что, в конечном счете, способствует становлению эвристической структуры личности.
3. Задачи и содержание обучения моделирования конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка. Приобщение к моделированию начинается с первой младшей группы и с развитием дошкольника совершенствуются его навыки и умения в создании работ.
4. Систематическое обучение детей разнообразны способам моделирования из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание моделирования ( декоративный узор, предмет, сюжет), материал ( один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
Теоретическая значимость нашей работы в том, что в ней раскрываются особенности влияния занятий в технике моделирования, на развитие творческих способностей детей; представлены сущность, формы и методы данной работы в ДОУ.
Практическая значимость, в разработке методических рекомендаций с учетом творческих способностей детей дошкольного возраста по подготовке и проведении занятий по моделированию.
Однако наше исследование не претендует на полноту и всестороннее освещение данного вопроса и может являться базовой для проведения дальнейшего исследования.
Мы считаем, что цель нашего исследования достигнута.
Список используемой литературы
1. 1.Амонашвили Ш.А., Шаталов В.Ф., Лысенкова С.Н. (сост. Бердеханова) В.П. «Педагогика наших дней», - Краснодарское книжное издательство, 1989
2. 2.Андреева А.А. (под редакцией) «Рукоделие. Популярная энциклопедия» - М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 1982
3. 3.Атутова П.Ф. (под редакцией) «Дидактика технологического образования»- М., 1997
4. 4.Бабанский Ю.К. «Педагогика» - М., Просвещение, 1983
5. 5.Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя» - Харьков «Фолио», 1997
6. 6.Белов В.И. «Очерки о народной эстетики» - М., 1989
7. 7.Богатеева З.А. «Занятия аппликацией в детском саду» - М., Просвещение, 1988
8. 8.Богоявлинская Д.Б. «Интеллектуальная активность как проблема творчества» - Ростов-на-Дону, 1983
9. 9.Брушменский А.В. «Психология мышления и проблемное обучение» М., 1983
10. 10.Вакуленко Е.Г. «Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. Часть IV. Народное декоративно-прикладное искусство»- Краснодар, Департамент образования науки Краснодарского края, 1997
11. 11.Валери П. «Об искусстве» - М., 1976
12. 12.Василенко В.М. «Русское прикладное искусство»- М., 1977
13. 13.Вейль Г. «Симметрия»- М., 1968
14. 14.Виноградова Е. «Большая книга бисера» - М., Олмс-Пресс», 1999
15. 15.Волков И.П. «Учим творчеству: Педагогический поиск» - М., 1988
16. 16.Выгонов В.В. «Практикум по трудовому обучению»- М., 1999
17. 17.Выгодский Л.С. «Психология искусства» - М., 1968
18. 18.Геронимус Т.М. «Урок труда. Я все умею сам: Учебно-методический комплект по трудовому обучению для учащихся 1-4 классов»- М., 1998
19. 19.Еременко Т.И. «Десять маленьких друзей»- М., 1984
20. 21.Еременко Т.И. «Уроки искусства» - М., 1978
21. 22.Заречная Л.П. «Методика обучения учащихся 1-11 классов основам дизайна и декоративно-прикладного искусства в процессе внеклассной и внешкольной работы» - Славянск-н/К, 2000 г.
22. 23.Заречная Л.П. Особенности подготовки учителя обслуживающего труда в педагогическом институте: - Дисс.канд.пед.наук. Ростов-на-Дону. 1990 - С. 362.
23. 24.Заречная Л.П. Проблемы подготовки учителя обслуживающего труда в перспективе развития педагогического образования. - Славянск-на-Кубани. 1998. С. 181.
24. 25.Заречная Л.П. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда. Славянск-на-Кубани. 1998. С. 366-500.
25. 26.Зубарева Н.М. «Дети и изобразительное искусство» - М., Просвещение, 1969
26. 27.Конышева Н.М. «Наш рукотворный мир» - М., 1997
27. 28.Конышева Н.М. «Секреты мастеров : Учебник по художественному труду для начальной школы» - М., 1997
28. 29.Кочетов А.И. «Культура педагогического исследования» - Минск, 1996
29. 30.Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Как развивать художественное восприятие у школьников» - М., 1988
30. 1.Кузнецов В.П. «Методика трудового обучения с практикумом» - М., 1998
31. 2.Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность» - М., 1975
32. 3.Майорова И.Г. «Уроки трудового обучения» - М., Просвещение, 1973
33. 4.Машюткин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» - М., 1972
34. 5.Неменский Б.М. «Мудрость красоты» - М., 1990
35. 6.Никитин Б.П. «Развивающие игры» - М., 1995
36. 7.Онищук В.А. «Урок в современной школе» - М., Просвещение, 1981
37. 8.Охотина Л.Т. «Психологические основы урока» - М., Просвещение, 1977
38. 9.Пидкасистый П.И. «Педагогика»- М., 1996
39. 10.Пидкасистый П.И. Портнов М.Л. «Искусство преподавания», - Педагогическое общество России, М., 1999
40. 11.Пименов Ю.И. «Необыкновенность обыкновенного» - М., 1964
41. 12.Поддьяков Н.Н. (под редакцией) «Содержание и методы умственного воспитания дошкольников» - М., 1984
42. 13.Попова О.С. «Русское народное искусство» - М., 1963
43. 14.Популярная художественная энциклопедия - М., 1986
44. 15.Работнова И.П. «Активизация творческого воображения у младших школьников» - М., 1963
45. 16.Разина Т.М. «О профессионализме народного искусства» М., «Советский художник», 1985
46. 17.Разина Т.М. «Русское народное творчество» - М., 1970
47. 18.Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство» М., Просвещение, 1984
48. 19.Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии»- М., 1976
49. 20.Рыбаков Б.А. «Русское прикладное искусство X-XIII вв.»- М., Л., 1971
50. 21.Сакулина Н.П. (под редакцией) «Методика обучения рисованию и лепке в детском саду»- М., Просвещение, 1966
51. 22.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., Просвещение, 1973
52. 23.Салтыков А.Б. «Самое близкое искусство» - М., 1969
53. 24.Симоненко В.Д. (под редакцией) «Методика обучения младших школьников выполнению творческих проектов»- Брянск, 1998
54. 25.Симоненко В.Д. «Творческие проекты старшеклассников»- Брянск, 1998
55. 26.Синцов Н.С. (под редакцией) «Анализ и самоанализ урока"- М., 1980
56. 27.Сканекин М.Н. , Космянский Э.Г. «Трудовое обучение и профориентация школьников» - М., 1984
57. 28.Смолкин А.М. «Методы активного обучения» - М., Высшая школа, 1991
58. 29.Соколова Т.М. «Орнамент - поверх эпохи» - Л. 1973
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников
. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьниковПонятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературеОсобенност...
Статья "Групповые технологии как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников"
Статья содержит практические примеры использования групповых технологий на уроках литературного чтения по теме: "Творчество И.А.Крылова"...
Мастер-класс Метод проектов на уроках технологии как средство развития креативности у младших школьников.
Пример творческого мастер класса для уроков изобразительного искусства и технологии.3-4 класс....
Описание опыта работы по теме:"Диалоговые технологии как средство развития творческих способностей младших школьников"
Данный материал содержит сведения об использовании диалоговых технологий на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников для развития их творческих способностей. Работа сопровождается красоч...
Метод проектов с использованием компьютерных технологий как средство развития исследовательских умений младших школьников.
Большие возможности в формировании умений работать с информацией, планировать деятельность, анализировать и корректировать свою работу представляет метод проектов. Автор считает, что использование ком...
«Информационные коммуникативные технологии, как средство развития познавательных способностей младших школьников»
Из опыта работы по применению информационных коммуникативных технологий, как средство развития познавательных способностей младших школьников на различных ...
Статья "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников"
Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способно...