ИКТ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
статья по математике на тему

Содержание статьи раскрывает роль ИКТ в установлении связи между начальной и основной школой при изучении математики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ИКТ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Жукова Наталья Александровна, учитель начальных классов и английского языка  (natzyk2009@mail.ru)

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»

Аннотация:

Содержание статьи раскрывает роль ИКТ в установлении связи между начальной и основной школой при изучении математики.

Глубокие социальные перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов к развитию образования, изменения методологии и парадигмы педагогической науки. Сегодня образование становится не только потенциалом успеха в повседневной деятельности, но и функцией, и средством управления. Теперь активную роль в учебном процессе играет ученик, его не учат, он учится. Требованием времени является и тот факт, что современное образование призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию. Это, значит, «учить детей так, чтобы даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли поставить их в тупик». Подготовка компетентного во всех образовательных областях выпускника зависит от многочисленных факторов, в том числе от качества математического образования.

Математика является одной из фундаментальных учебных дисциплин для многих профилей обучения. Она нужна будущим архитекторам, химикам, чертежникам и людям других профессий. Диагностика математической грамотности осуществляется с помощью задач, которые должны быть не только личностно-ориентированными, но и практико-ориентированными, профессионально-ориентированными.  Урок должен быть максимально приближен к жизни, к тому, с чем ученики встречаются каждый день. На мой взгляд, применение ИКТ на уроках активизируют мыслительную деятельность детей, делают восприятие образным, создают благоприятный эмоциональный фон. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без применения моделей и моделирования невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах человеческой деятельности, а правильное и четкое выполнение определенной последовательности действий требует от специалистов многих профессий владения навыками алгоритмического мышления.  Применение методов математического моделирования, использование ИКТ усиливает практическую направленность многих математических задач. В результате деятельность по изучению предмета становится более интересной, качественной и эффективной. Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.

В своей деятельности использую следующие модели ИКТ:

  • Выступление с опорой на мультимедиапрезентацию;
  • Компьютерное тестирование;
  • Использование электронных сборников-тренажёров;
  • Работа с электронными энциклопедиями

Использование разработанных средств ИКТ позволяет повысить качество процесса обучения математике. Такой подход к построению содержания в начальной школе согласуется с целями математического образования в основной школе и предусматривает гуманизацию и усиление практической направленности обучения, что, в свою очередь, способствует обеспечению преемственности.

 Проблема преемственности в развитии математического образования школьников актуальна и в данный момент.  Сегодня преемственность рассматривается «не только как усложнение содержания и увеличения объема передачи эффективных способов деятельности». В связи с реформированием и модернизацией современного образования в  последние годы появилось большое количество учебных комплектов. Но имеющиеся комплекты учебников по математике в начальной школе и в 5-6 классах средней школы все-таки недостаточно хорошо соответствуют друг другу и в содержательном и в процессуально-оперативном плане.

 Поскольку проект стандарта предполагает изучение математических знаний на всех трех ступенях обучения, математические знания в начальной школе должны “вплетаться” в существующие системы основной школы. УМК «Школа 2100»  является непрерывным курсом для дошкольников, начальной и средней школы, реализующим поэтапную преемственность между всеми ступенями обучения, на уровне методологии, содержания и методики.

В учебниках для 5–6 классов получает дальнейшее развитие та методическая концепция обучения, которая реализована в УМК по математике для 1–4 классов. Суть ее заключается в целенаправленном развитии мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания. Единая методическая концепция для курса «Математика» в 1–7 классах обусловлена необходимостью создания дидактических условий для преемственности обучения математике в начальной и основной школе не только в плане предметного содержания, но и в плане организации учебной деятельности школьников, направленной на его усвоение. Изучение математики с использованием ИКТ, в курсе начальной школы,  имеет большие потенциальные возможности для развития пространственного воображения, логического мышления, практических действий, связанных с моделированием геометрических и реальных объектов.

Задачей деятельности учителя становится использовать информационно-коммуникационные технологии не только для формирования знаний, умений и навыков учащихся, но и для формирования образовательных компетенций ученика – качеств, развиваемых в ходе реализации комплекса элементов образовательной деятельности. Для этого необходимо выделить такие средства, по отношению к которым ученик самоопределяется, добывает знания, знакомится с соответствующими культурно-историческими достижениями человечества, а также выявлять и развивать у ученика личностный смысл по отношению к объектам и знаниям о них.

 Литература

1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. /Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.

2. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – М.: Просвещение 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе «ДОУ - школа 1 ступени»

В статье обобщён опыт работы МАОУ Маслянская СОШ по организации преемственности "ДОУ- начальная школа"....

Психодиагностическая работа по обеспечению преемственности в школе

Психодиагностическая работа по обеспечению преемственности в школе...

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ

Цель преемственности  – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на п...

ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В АСПЕКТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Определяя пути становления новой школы, необходимо руководствоваться методическими документами. В частности, речь идет о постановлениях комиссии Минобразования и Концепции, в которой проработано содер...

Игровые технологии как средство обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования

Игровые технологии как средство обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования...