Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". Тема "Хвойные и лиственные деревья"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". На уроке используются разнообразные формы работы: ролевая игра, исследование, самостоятельная работа. На уроке используется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Кисловская В. Г.
Окружающий мир в 1 классе
Тема урока: «Хвойные и лиственные деревья
Цель:
- расширить представления о многообразии деревьев,
- сформировать понятия: хвойное и лиственное растение;
- обратить внимание на разницу осенних изменений в жизни этих групп растений;
- познакомить с представителями групп растений, произрастающими в родном крае;
- показать роль человека в жизни дерева (обратить внимание на положительные и отрицательные воздействия и возможные меры, которые необходимо предпринимать для сохранения красоты и создания благоприятных условий для жизни деревьев);
- продолжить развитие навыков классификации; умения пользоваться условными обозначениями;
- развивать эмоциональное и эстетическое восприятие природы;
- воспитывать бережное отношение к растениям своего двора.
Оборудование: конверт с письмом, презентация, сигналы экологического светофора, пиктограммы, резиновые сапоги, нож, магнитофон, пластмассовое ведро, пакет с крупой, зажигалка, ветки сосны и ели, бумажные листья, ноутбук, проектор, желтый и зеленый карандаши.
Форма урока: урок - презентация, урок - поход.
3
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Слайд 2. Доброе утро.
- Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Все без исключения!
-Может вы устали?
-Мы с собой таких не брали!
-Может ляжем, отдохнем?
-Лучше мы урок начнем!
2.Вступительное слово:
-Ребята, а что это за необычное послание у меня на столе? От кого оно? Сейчас я вам его зачитаю.
«Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной опушке
Раздается звонкий смех.
Разгадать лесные тайны
Приглашаю к себе всех».
А в конце этого приглашения подпись:
«Я люблю гулять по лесу, В лесу хожу я каждый день. Все в лесу мне интересно: Каждый куст и каждый пень. Я веселый старичок, Старичок-Лесовичок!»
- Ну, что, ребята, примем приглашение веселого Старичка-Лесовичка? Слайд 3. Старичок-Лесовичок.
3. Определение темы урока.
Что такое лес? (Дети высказывают свои предположения. Ученик печатает это слово на наборном полотне). В толковом словаре я нашла следующее определение этого слова. (Зачитываю определение слова «лес»).
Какое коротенькое слово, а как много значит. Сможем ли мы со всем этим
познакомиться за один урок? С чего начнем? (С деревьев). Да, сегодня мы обратим
внимание на разнообразие деревьев.
- Мудрый знаток леса советует нам прежде, чем идти, заслушать сводку бюро погоды.
-Опишите сегодняшний день. (Дети описывают погоду дня). Слайд 4. Погода.
Слайд 5. Идем в поход. Экологический светофор.
-Что же мы возьмем с собой в поход? Ребята будут предлагать вам разные
предметы, а вы с помощью сигналов покажите, с чем можно (показываю
зеленый сигнал), а с чем нельзя (показываю красный сигнал) ходить в лес.
Если при этом необходимо проявить осторожность, зажгите желтый свет
(показываю).
Красный свет - природе вред!
Желтый - осторожно!
Свет зеленый - как красиво!
Скажет лес тебе: « Спасибо!»
• Резиновые сапоги. (Выходит и показывает ученик)
-Я собрался походить по кромке озера, насобирать ракушек. (Зажигается желтый свет) Комментарии учителя и детей.
• Нож. (Выходит другой ученик и т.д.)
-Я хотел ножом содрать кору с березы, чтобы разжечь костер. (Красный
свет) (На доску вешаю запрещающий знак)
• Зажигалка.
-Я решил, когда устану, посидеть у костра, (Красный свет) (На доске запрещающий знак)
• Магнитофонная кассета.
-Я собирался послушать новые записи- хиты. (Красный свет) (На доске запрещающий знак)
• Небольшое пластмассовое ведро.
- Я бы хотела полить слабые побеги, кустики. (Зеленый свет)
• Пакет с крошками хлеба, крупой.
-Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю. (Зеленый свет)
Молодцы! Вы разбираетесь, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности, о которых напоминают лесные запрещающие знаки. Они похожи на дорожные, но только со своими обозначениями.
Лесных знаков очень много.
Никогда их не забудь.
Пусть тебе они помогут
Безопасный выбрать путь.
А сможете ли вы их разглядеть? (В классе в разных местах висят пиктограммы. Дети их объясняют.)
Итак, отправляемся в путь,,.
Слайд 6. «Вместе весело шагать». Физкультминутка.
Слайд 7. Картина леса. (Звучат звуки леса).
З. Изучение новой темы:
1. - Ребята, а что вы уже знаете о лесе? Напомните всем, пожалуйста, какие группы растений существуют?
Слайд 8, 9. Группы растений. (Картинки выходят по очереди по щелчку мыши)
Если забыли, позовем на помощь Лесовика и отгадаем его загадки:
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Две сестрицы летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина).
Что не сеяно родится? (Трава)
По какому признаку поделены растения? (По форме ствола)
К какой группе можно отнести эти растения:
Не пустили в огород, оттого она и жжет? (Крапива)
Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы. (Рябина)
Я на розу так похож, разве что не так хорош, но зато мои плоды всем пригодны для еды. (Шиповник)
В белых платьицах подружки из русской выросли земли. На лесной стоят опушке, листья в косы заплели. (Березы)
С этих шариков пушистых полетят парашютисты.(Одуванчик)
Слайд 10. Деревья. (На столах карточки с изображением деревьев)
2.-У вас на столах карточки с изображением деревьев. Подумайте, что необходимо с ними сделать? (Разделить на группы). (Проверяю) Почему так разделили? (Рассматриваются все возможные варианты).
-Покажите группу деревьев, имеющих иголки (хвою) вместо листьев. Как
назовем эту группу деревьев?
Сейчас вы описали признаки хвойных пород деревьев. Они называются «существенными». (Хвойные деревья - ель, сосна - исчезают).
А теперь опишите существенные признаки лиственных пород деревьев. (Наличие листьев и кроны)
Отложите в сторону карточки.
Слайд 11. Хвойные растения.
З.Практическая работа с хвойными растениями.
-Какие хвойные растения вы знаете? Что вы о них знаете? (Листья- хвоинки; нет цветка, вместо цветка шишка; дерево стоит зеленым круглый год.) Хотите знать еще больше? В этом поможет Лесовичок. Он разрешил сорвать по веточке ели и сосны. Как вы думаете, почему он не разрешил сорвать много веточек? (Это вред).
Работа в паре. - Рассмотрите и сравните веточки ели и сосны. (Веточки
заранее приготовлены и лежат на парте).Выделите отличительные признаки ели.
Вывод: Ель - иголки короткие, колючие, сидят по одной, деревья меняют их через 5-6 лет.
-Назовите отличительные признаки сосны.
Вывод: Сосна - иголки длинные, мягкие, сидят парами, живут 2-3 года.
Особенность сосны давно была подмечена людьми и отражена в народных загадках. (Ученица рассказывает).
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту - в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
В сосновых и еловых лесах воздух очень чистый. Он убивает вредные бактерии.
А посмотрите на это дерево. На что похоже? (Возвращаюсь к слайду 10. Деревья)
Не сосна я и не елка.
Только осень на порог - (Выделяю лиственницу)
До единой все иголки
Скину с веток точно в срок.
Найдите в учебнике на стр. 38 деревце, похожее на ель, но без хвои в зимнее время. Рита, прочитай вслух, как оно называется. Кто догадался, почему так?
Слайд 12. Лиственница.
Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю, отсюда и произошло название дерева.
-К какой группе деревьев относится лиственница? (Лиственница опускается к хвойным деревьям).
Слайд 13. Хвойные деревья
- Какие хвойные растения можно встретить в нашем селе? (Сосну, ель разных видов). А вот лиственницу вы у нас не встретите. Ей по душе холодный климат, поэтому ее называют королевой сибирских лесов.
Слайд 14. Лиственные деревья.
-А теперь посмотрите на группу оставшихся деревьев.
-Напомните Лесовичку, как они называются? (Лиственные)
Это одни и те же деревья или разные? Как узнали? (Они разные по высоте, толщине стволов, форме и окраске листьев).
-Что их объединяет? (Осенью сбрасывают листву).
-Как называется этот период у лиственных деревьев?
Упражнение для глаз: Стоя
-Встаньте, посмотрите вверх.
-По каким признакам разделим осенние листья в лесу? (Листья вверху на струне)
Разделите их по цвету.
-Сколько зеленых листьев? Желтых? Коричневых? А почему зеленых листьев меньше?
-Проследим глазками за движением листика. (Движение по траектории).
4. Самостоятельная работа в тетради. Задание 1. Стр.38. Слайд 15.
Взаимопроверка по слайду 15.
Физкультминутка:
Мы по лесу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем. Руки дружно разведем, (развели руки в стороны),
А теперь вперед поставим и немного поиграем.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (присели)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали)
Дружно хлопаем, (хлопаем в ладоши)
Ногами топаем! (топаем ногами)
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал -
Не споткнулся, не упал.
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте)
-Вы убедились, как много деревьев вокруг? А задумывались ли вы, как они себя чувствуют?
5. Творческая работа детей.
-Каждый из вас дома разговаривал с деревцем и подготовил свою страничку для нашей общей книги под названием «Что мне рассказало дерево?» Готовы представить свою работу? (Рассказы детей. Рисунки вкладываю в файл будущей книги «Что мне рассказало дерево»).
-Я уверена, что Старичок-Лесовичок очень доволен тем, что рядом с вами живет счастливое деревце, описанное в стихотворении В. Мусатова (читаю стр.39 учебника)
-А в нашем лесу хорошо живется деревьям? Конечно, хорошо.
Смена слайдов 16.17,18,19. Лес зимой. Лес весной. Лес летом. Лес осенью.
Именно, поэтому зимой они спокойно спят, отдыхают. Весной просыпаются, оживают, расцветают. Летом радуют взор своей зеленью,плодами, прячут нас в тени листвы. А осенью наряжаются в яркий наряд, чтобы исполнить свой плавный прощальный танец и приготовиться к зиме.
-Ребята, мы уже долго путешествуем по лесу. Вам понравилось? Что нового узнали? Кого нужно поблагодарить за эту прогулку? И вам спасибо за работу. У нас все получилось.
Слайд 20. Молодцы!
-Прочитаем хором, что написано? Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.
Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....
Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»
формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели...
Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»
Формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели....
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Тема: "Учёные России"
Данная разработка содержит: конспект урока, разрезной и раздаточный материалы, эталон нового знания, презентация. Урок ОНЗ, написан в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон. Опробирован на уч...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Органы чувств".
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Органы чувств" 3 класс "Школа России"....
Методическая разработка урока по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100" по теме "Как нам жить?"
В творческой разработке представлен проект урока окружающего мира по теме «Как нам жить?» для 4 класса по ОС «Школа 2100». На уроке проводится групповая ...
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме "Жизнь птиц зимой"
Цель данного урока подробно познакомить учащихся с зимующими птицами....