рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Каменева Оксана Анатольевна

Рабочая программа сосответствуе современным требованиям по структуре, отражает особенности работы с учащимися 3 классов по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_3_klass.doc558.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана рабочая программа

Рабочая программа по курсу «Математика» 3 класс разработана на основе авторской программы «Математика: программа: 1- 4 классы / В. Н. Рудницкая. - М.: Вентана-Граф, 2012г.",  в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 г.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  "МАТЕМАТИКА"

Цели и задачи данной программы, особенности программы

Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

- предоставление основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений у младших школьников: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины; применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение обучающимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.

Ценностные ориентиры содержания

В основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:

анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности  и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с раннее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников  за счет включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.

          Основу данного курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие 4 понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.

          В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ  и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из вышесказанных линий содержания обучения.

          Общее содержание обучения математике представлено в программе  следующими разделами: «Число и счет», «Арифметические действия и их свойства», «Величины», «Работа с текстовыми задачами», «Геометрические понятия», «Логико-математическая подготовка», «Работа с информацией».

3.  ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА" В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Учебный предмет "Математика" входит в предметную область "Математика и информатика".

Общий объём времени, отводимого на изучение математики в 1- 4 классах, составляет 540 часов.

        Авторская программа рассчитана на  136 часов (4 часа в неделю). В соответствии с Учебным планом  годовой календарный  график  работы включает 34 учебных недели по  4 часа в неделю уроков математики.  Рабочая программа так же рассчитана на  126 часов и 10 часов резерва. Резервные часы используются для проведения контрольных и проверочных работ; тестовых работ; итоговых административных контрольных работ:

- контрольных работ - 13

- комплексных контрольных работ - 1

- практических работ - 8

По программе - 136ч.   По календарному плану: 32ч.+32ч.+40ч.+28ч.=132ч.

Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование

        Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

     Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

- Авторская программа «Математика»: 1-4 классы/ В. Н. Рудницкая. - М.: Вентана-Граф, 2012.

- В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Математика 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений: в 2 ч. - М.: Вентана - Граф,  2013.  

- В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Математика: 3 класс:  рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф,  2013.  

- В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева: Дружим с математикой: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф,  2013.  

Формы организации учебного процесса

        Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий) и т.п. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.

        Основными формами текущего контроля  являются:  устный опрос; диагностические работы; тестовые задания; самостоятельные работы.

В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа и комплексная работа на межпредметной основе.

4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"

 

Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует ее постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает ее роль в развитии личности младшего школьника.

Содержание курса математики направлено прежде всего на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями  (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Данный курс создает благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые точки зрения общего образования, арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися  математическим языком, знаково-символическими средствами, умения устанавливать отношения  между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.

Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей.

Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета "Математика"

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
  • готовность и способность к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к обучению;
  • способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
  • заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
  • готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета

( явления, события, факта);

  • способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
  • способность к самоорганизованности;
  • высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
  • владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем);
  • познавательный интерес к математической науке.

Метапредметными результатами обучения являются:

  • владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
  • понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
  • планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
  • выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
  • создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
  • понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
  • адекватное оценивание результатов своей деятельности;
  • активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог;
  • умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  • умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространённые в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
  • умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Формирование универсальных учебных действий

Арифметические действия и их свойства

Универсальные учебные действия:

•  моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;

. воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырёх арифметических действий;

•  прогнозировать результаты вычислений;

. контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;

•  оценивать правильность предъявленных вычислений;

« сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;

•  анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нём арифметических действий.

Величины  

Универсальные учебные действия:

•  сравнивать значения однородных величин;

•  упорядочивать данные значения величины;

•  устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Работа с текстовыми задачами

Универсальные учебные действия:

•  моделировать  содержащиеся  в  тексте  задачи  зависимости;

•  планировать ход решения задачи;

•  анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;

•  прогнозировать результат решения;

•  контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять   ошибки  логического  характера   (в   ходе   решения) и ошибки вычислительного характера;

•  выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;

•  наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условий.

Геометрические понятия

Универсальные учебные действия:

•  ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);

•  различать геометрические фигуры;

•  характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;

•  конструировать указанную фигуру из частей;

•  классифицировать треугольники;

•  распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.

Логико-математическая подготовка

Универсальные учебные действия:

•  определять истинность несложных утверждений;

•  приводить примеры,  подтверждающие или опровергающие данное утверждение;

•  конструировать алгоритм решения логической задачи;

•  делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;

•  конструировать составные высказывания  из двух  простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;

•  анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нём составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;

•  актуализировать свои знания для проведения  простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения,  законы  арифметических действий, свойства геометрических фигур).

Работа с информацией

Универсальные учебные действия:

• собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;

. сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;

. переводить информацию из текстовой формы в табличную. 

Требования к уровню подготовки учащихся   (планируемые результаты обучения)

1. К концу обучения в третьем классе ученик научится:

называть:

- любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке;

 - компоненты действия деления с остатком;

 - геометрическую фигуру (ломаная);

сравнивать:

- числа в пределах 1000;

- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

различать:

- знаки > и <;

- числовые равенства и неравенства;

читать:

- записи вида: 120<365, 900>850;

воспроизводить:

- соотношения между единицами массы, длины, времени;

 - устные и письменные алгоритмы арифметических  действий в пределах 1000;

приводить примеры:

- числовых равенств и неравенств;

распознавать:

-  геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);

моделировать:

- ситуацию,  представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы,  рисунка;

Способ деления с остатком с помощью фишек;

упорядочивать:

— натуральные числа в пределах 1000;

 - значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

анализировать:

 - структуру числового выражения;

 - текст арифметической (в том числе логической) задачи;

классифицировать:

- числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);

конструировать:

-  план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;

контролировать:

— свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 100), находить и исправлять ошибки;;

решать учебные и практические задачи:

- читать и записывать цифрами любое трехзначное число;

 - читать и составлять несложные числовые выражения;

- выполнять несложные устные вычисления в пределах  1000;

- вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное  и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;

 - выполнять деление с остатком;

 - определять время по часам;

 - изображать ломаные линии разных видов;

Вычислять значения числовых выражений, содержащих2-3 действия (со скобками и без скобок);

 - решать текстовые арифметические задачи в три действия.

К концу обучения в третьем классе ученик может научиться:

формулировать:

 -  сочетательное свойство умножения;

 - распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);

читать:

- обозначения прямой, ломаной;

приводить примеры:

- высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;

- верных и неверных высказываний;

различать:

- числовое и буквенное выражения;

 - прямую и луч, прямую и отрезок;

- замкнутую и незамкнутую ломаную линии;

характеризовать:

- ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);

- взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;

конструировать:

 - буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;

воспроизводить:

- способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;

решать учебные и практические задачи:

- вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;

- изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;

- проводить прямую через одну и через две точки;

- строить на бумаге в клетку точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"

Число и счет (6 ч)

  Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 1000. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Представление трехзначного  числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =, <.

  Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.

      Универсальные учебные действия:

  • пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;
  • сравнивать числа;
  • упорядочивать данное множество чисел.

Арифметические действия с числами и их свойства (86ч)

Деление с остатком.

Устные  алгоритмы деления на однозначное и на двузначное число.

Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора).

Доля числа (десятая, сотая, тысячная). Нахождение долей числа. Нахождение числа по его доле.

Сочетательное свойство сложения и умножения.

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы на число.

Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями.

     Универсальные учебные действия:

  • моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;
  • воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий;
  • прогнозировать результаты вычислений;
  • контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
  • оценивать правильность предъявленных вычислений;
  • сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
  • анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.

Величины  (10ч)

Длина, масса, время и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин.

Длина ломаной и ее вычисление.

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать значения однородных величин;
  • упорядочивать данные значения величины;
  • устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Работа с текстовыми задачами (9 ч)

Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом.

Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи.

Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи.

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в».

Примеры арифметических задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении).

Универсальные учебные действия:

  • моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;
  • планировать ход решения задачи;
  • анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;
  • прогнозировать результат решения;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;
  • выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
  • наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий.

Геометрические понятия (12 ч)

Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, круг. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки.

Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);
  • различать геометрические фигуры;
  • характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;
  • конструировать указанную фигуру из частей;
  • распознавать пространственные фигуры (параллелепипед, пирамида, цилиндр,  шар) на чертежах и на моделях.

Логико-математическая подготовка (6 ч)

Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как математические примеры истинных и ложных высказываний.

Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение примеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.

Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов)

Универсальные учебные действия:

  • определять истинность несложных утверждений;
  • приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
  • конструировать алгоритм решения логической задачи;
  • делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;
  • актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).

Работа с информацией (7 ч)

Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.

Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц.

Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия:

  • собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;
  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках;
  • переводить информацию из текстовой формы в табличную.

Основные содержательные линии.

В примерной программе по математике, так же как в федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования представлены две содержательные линии: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учетом специфики математики как учебного предмета.

В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные числа», «Арифметические действия с числами», «Величины».

Во второй – «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур»

7.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

3 класс  (4 ч в неделю, всего 136 ч)

Число и счёт

Целые неотрицательные числа

Счёт сотнями в пределах 1000.

Десятичный состав трёхзначного числа.

Названия и последовательность натуральных чисел от 100 до 1000.

Запись трёхзначных чисел цифрами.

Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.

Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков > (больше)

и < (меньше)

Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.    

Сравнивать трёхзначные числа, используя способ поразрядного сравнения.

Различать знаки > и <.

Читать записи вида 256 < 512, 625 > 108.

Упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличении или уменьшения)

Арифметические действия в пределах 1000

Сложение и вычитание

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.

Проверка правильности вычислений разными способами

Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания в случаях, сводимых к дейст­виям в пределах 100.

Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы.  

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку

Умножение и деление

Устные алгоритмы умножения и деления.

Умножение и деление на 10 и на 100.

Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число.

Алгоритмы умножения двузначных и трёхзначных чисел на однозначное и на двузначное число.

Нахождение однозначного частного (в том числе в случаях вида 832 : 416).

Деление с остатком.

Деление на однозначное и на двузначное число

Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.  

Вычислять произведение чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также применяя перестановку множителей, микрокалькулятор.

Осуществлять взаимопроверку.  

Подбирать частное способом проб.

Различать два вида деления (с остатком и без остатка).  

Моделировать способ деления с остатком небольших чисел с помощью фишек.

Называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток).    

Вычислять частное чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы деления на однозначное и на двузначное число.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также микрокалькулятора; осуществлять взаимопроверку

Свойства умножения и деления

Сочетательное свойство умножения.

Распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания)

Формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений.

Формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений

Числовые и буквенные выражения

Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок, содержащих действия только одной ступени, разных ступеней.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

Вычисление значений числовых выражений.  

Выражение с буквой.

Вычисление значений буквенных выражений при заданных числовых значениях этих букв.

Примеры арифметических задач, содержащих буквенные данные. Запись решения в виде буквенных выражений

Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий.

Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила.

Различать числовое и буквенное выражения.

Вычислять значения буквенных выражений.

Выбирать буквенное выражение для решения задачи из предложенных вариантов.

Конструировать буквенное выражение, являющееся решением задачи

Величины

Масса и вместимость

Масса и её единицы: килограмм, грамм.

Обозначения: кг, г.

Соотношение: 1 кг = 1 000 г.

Вместимость и её единица — литр.

Обозначение: л.

Сведения из истории математики: старинные русские единицы массы и вместимости: пуд, фунт, ведро, бочка

Вычисления с данными значениями массы и вместимости

Называть единицы массы.

Выполнять практические работы: взвешивать предметы небольшой массы на чашечных весах, отмеривать с помощью литровой банки требуемое количество воды, сравнивать вместимость сосудов с помощью указанной мерки.  

Вычислять массу предметов и вместимость при решении учебных задач и упражнений

Цена, количество, стоимость

Российские купюры: 500 р., 1000 р. Вычисления с использованием денежных единиц

Вычислять цену, количество или стоимость товара, выполняя арифметические действия в пределах 1 000

Время и его измерение

Единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год, век.

Обозначения: ч, мин, с.

Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 мес. Сведения из истории математики: возникновение названий месяцев года.

Вычисления с данными единицами времени

Называть единицы времени.

Выполнять практическую работу: определять время по часам с точностью до часа, минуты, секунды.  

Вычислять время в ходе решения практических и учебных задач

Геометрические величины

Единицы длины: километр, миллиметр.

Обозначения: км, мм.

Соотношения: 1 км = 1 000 м, 1 см = 10 мм, 1 дм = 100 мм.

Сведения из истории математики: старинные единицы длины (морская миля, верста).

Длина ломаной и её вычисление

Называть единицы длины: километр, миллиметр.

Выполнять практическую работу: измерять размеры предметов с использованием разных единиц длины; выбирать единицу длины при выполнении различных измерений.  

Вычислять длину ломаной

Работа с текстовыми задачами

Текстовая арифметическая задача

и её решение

Составные задачи, решаемые тремя действиями в различных комбинациях, в том числе содержащие разнообразные зависимости между величинами.

Примеры арифметических задач, имеющих несколько решений или не имеющих решения

Анализировать текст задачи с последующим планированием алгоритма её решения.

Устанавливать зависимости между величинами (ценой, количеством, стоимостью товара; числом предметов, нормой расхода материалов на один предмет, общим расходом материалов; объёмом работы, временем, производительностью труда).

Выбирать арифметические действия и объяснять их выбор; определять число и порядок действий.

Воспроизводить способ решения задачи в разных формах (вопросно-ответная, комментирование выполняемых действий, связный устный рассказ о решении).  

Исследовать задачу: устанавливать факт наличия нескольких решений задачи; на основе анализа данных задачи делать вывод об отсутствии её решения

Геометрические понятия

Геометрические фигуры

Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной, их пересчитывание.

Обозначение ломаной буквами.

Замкнутая, незамкнутая, самопересекающаяся ломаная.

Построение ломаной с заданным числом вершин (звеньев) с помощью линейки.

Понятие о прямой линии. Бесконечность прямой.

Обозначение прямой.

Проведение прямой через одну и через две точки с помощью линейки.

Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых, окружностей в различных комбинациях.

Деление окружности на 6 равных частей с помощью циркуля.

Осевая симметрия: построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.  

Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей с использованием осевой симметрии

Характеризовать ломаную (вид ломаной, число её вершин, звеньев).  

Читать обозначение ломаной.  

Различать виды ломаных линий.  

Конструировать ломаную линию по заданным условиям.  

Различать: прямую и луч, прямую и отрезок.

Строить прямую с помощью линейки и обозначать её буквами латинского алфавита.  

Воспроизводить способ деления окружности на 6 равных частей с помощью циркуля.  

Воспроизводить способ построения точек, отрезков, лучей, прямых, ломаных, многоугольников, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку.

Воспроизводить способ деления окружности на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии

Логико-математическая подготовка

Логические понятия

Понятие о высказывании.

Верные и неверные высказывания.

Числовые равенства и неравенства как математические примеры верных и неверных высказываний.

Свойства числовых равенств и неравенств.    

Несложные задачи логического характера, содержащие верные и неверные высказывания

Отличать высказывание от других предложений, не являющихся высказываниями.  

Приводить примеры верных и неверных высказываний; предложений, не являющихся высказываниями.  

Отличать числовое равенство от числового неравенства.

Приводить примеры верных и неверных числовых равенств и неравенств.  

Конструировать ход рассуждений при решении логических задач

Работа с информацией

Представление и сбор информации

Учебные задачи, связанные со сбором и представлением информации. Получение необходимой информации из разных источников (учебника, справочника и др.).

Считывание информации, представленной на схемах и в таблицах, а также на рисунках, иллюстрирующих отношения между числами (величинами).  

Использование разнообразных схем (в том числе графов) для решения учебных задач

Собирать, анализировать и фиксировать информацию, получаемую при счёте и измерении, а также из справочной литературы.

Выбирать необходимую для решения задач информацию из различных источников (рисунки, схемы, таблицы)

№п/п

Наименование

тематического блока

Количество часов

Плановые сроки прохождения

(четверть)

Формы контроля

Контр. работы

Математ. диктанты

Комплексная итоговая контрольная работа

1

Число и счет

6

в течение года

2

Арифметические действия с числами и их свойства

84

в течение года

1

2

1

(в конце года)

3

Величины

18

в течение года

1

1

4

Работа с текстовыми задачами

9

в течение года

5

Геометрические понятия

12

в течение года

1

6

Логико-математическая подготовка

6

в течение года

7

Работа с информацией

7

в течение года

8

Резерв

10

в течение года

7

Календарно – тематическое планирование учебного предмета  "Математика" 3 класс 2013-2014 уч.год

 (по программе 136 часов)

                                       

№ п/п

Раздел программы

 

Тема урока

Предметное  содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Дата проведения

по плану

по

факту

I  четверть  32 часа, фактически 32 часа (из них 1ч. резервных)

1

Число и счёт

Числа от 100 до 1000.  

(3часа)

Числа от 100 до 1000

Счет сотнями до тысячи. Названия трехзначных чисел и их запись цифрами

Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.    Сравнивать трёхзначные числа, используя способ поразрядного сравнения.

Различать знаки > и <.

Читать записи вида 256 < 512, 625 > 108.

Упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличении или уменьшения)

02.09

2

Счёт сотнями до 1000

03.09

3

Запись трёхзначных чисел цифрами

04.09

4

Число и счёт

Сравнение чисел.

Знаки    <  и >    

( 3часа)

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Поразрядное сравнение трехзначных чисел. Использование знаков < и  > для записи результатов сравнения чисел.

06.09

5

Поразрядное сравнение трёхзначных чисел

09.09

6

Знаки   <  и >    для записи результатов сравнения чисел

10.09

7

Величины

Километр. Миллиметр.  

(4часа)

Единицы длины.

Практическая работа №1: «Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра»

Введение новых единиц длины                  (расстояния) и соотношений между ними. Формирование умений измерять длину в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах.

Называть единицы длины: километр, миллиметр.

Выполнять практическую работу: измерять размеры предметов с использованием разных единиц длины; выбирать единицу длины при выполнении различных измерений.  

 Планировать решение учебной задачи; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей), классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

11.09

8

Километр.  Миллиметр.  Измерение отрезков в см и мм.

Практическая работа №2:

« Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины»

13.09

9

Соотношение между единицами длины.

 Проверочная работа по теме:

« Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел».

16.09

10

Сравнение значений длины

17.09

11

Геометрические понятия

Ломаная.  

Входная контрольная работа

Ознакомление с новой геометрической фигурой – ломаной и ее элементами           (вершины и звенья) на основе использования представлений детей об отрезке. Построение ломаной и вычисление ее длины.

Характеризовать ломаную (вид ломаной, число её вершин, звеньев).  Читать обозначение ломаной.   Различать виды ломаных линий.   Конструировать ломаную линию по заданным условиям.  

Вычислять длину ломаной

18.09

12

Коррекция знаний по результатам контрольной работы.                               

Понятие о ломаной линии.

20.09

13

Вершины и звенья ломаной. Обозначение ломаной.

23.09

14

Величины

Длина ломаной  

(3часа)

Построение ломаных линий.

24.09

15

Длина ломаной.

25.09

16

Вычисление   длины ломаной. Решение задач.

27.09

17

Величины

Масса. Килограмм. Грамм.

(4часа)

Знакомство с единицами массы: кг и г. Использование единиц массы

Введение новых единиц массы. Соотношения между единицами массы – килограммом и граммом.

Называть единицы массы.

Выполнять практические работы: взвешивать предметы небольшой массы на чашечных весах.

30.09

18

Контрольный устный счёт №1

Соотношение между единицами массы: килограмм и  грамм. 

01.10

19

Практическая работа № 3: «Определение массы предметов с помощью весов».

02.10

20

Решение задач, связанных с вычислением массы предметов.

04.10

21

Величины

Вместимость. Литр.   (3часа)

Знакомство с вместимостью и её единицей - литром.  

Введение новых единиц  вместимости. С Практические работы: измерение массы и вместимости с помощью весов и мерных сосудов.

Выполнять практические работы: отмеривать с помощью литровой банки требуемое количество воды, сравнивать вместимость сосудов с помощью указанной мерки.   Вычислять массу предметов и вместимость при решении учебных задач и упражнений.

07.10

22

Соотношение между  единицами массы  и вместимости

08.10

23

Решение задач с использованием единиц вместимости. Практическая работа № 4: «Измерение вместимости с помощью мерных сосудов»

09.10

24

Арифметические действия в пределах 1000

Сложение.  

 (6часов)

  Поразрядное  сложение чисел в пределах 1000

Поразрядное сложение и вычитание в пределах 1000 (письменные и устные приемы вычислений).

Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы.  

11.10

25

Устные  приемы сложения чисел в пределах 1000.

14.10

26

Письменные приёмы  сложения чисел в пределах 1000.

Перенос умений складывать и вычитать двузначные числа на область трехзначных чисел.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку

15.10

27

Закрепление поразрядного  сложения в пределах 1000.

16.10

28

Решение задач на сложение

18.10

29

Нахождение значение выражений, содержащие двух – трёхзначные числа.

21.10

30

Арифметические действия в пределах 1000

Вычитание.  

(6 часов +

2 часа резерв)

Поразрядное  вычитание  чисел в пределах 1000

22.10

Резерв 1

 31

Итоговая контрольная работа за 1 четверть

23.10

32

Коррекция знаний по результатам контрольной работы.

Устные приемы вычитания чисел в пределах 1000.

25.10

                                               

II  четверть  32 часа, фактически 32 часа (из них 3 резервных)

33

Письменные приёмы вычитания чисел в пределах 1000

Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы.  Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи3 часа сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку

05.11

34

Решение задач на вычитание.

06.11

35

Упражнение решения задач, содержащих действия  сложение и вычитание.

08.11

36

Закрепление сложения и вычитания в пределах 1000.

11.11

Резерв 2

37

Контрольная работа по теме: «Поразрядное сложение и вычитание трехзначных чисел».

Контроль знаний

Уметь пользоваться полученными знаниями.

12.11

38

Арифметические действия в пределах 1000

Сочетательное свойство сложения   (3 часа)

Коррекция знаний по теме контрольной работы. Сочетательное свойство сложения.

Введение названия: сочетательное свойство сложения (умножения) и его формулировка.

Использование этого свойства: а) при выполнении устных и письменных вычислений;

 б) для обоснования возможности записывать выражения, содержащие только действие сложения  (умножения), без скобок.

Формулировать сочетательное свойство сложения  и использовать его при выполнении вычислений.

13.11

39

Решение задач с  применением сочетательного свойства сложения

15.11

40

Закрепление использования сочетательного свойства сложения.

18.11

41

Арифметические действия в пределах 1000

Сумма трёх и более слагаемых

(3часа)

Упрощение выражений.

Вычисление значений выражений разными способами и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений.

Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий. Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила. Применять таблицы, схемы, модели для получения информации. Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

19.11

42

Вычисление выражений разными  способами

20.11

43

Использование свойств  сложения при вычислении выражений.

22.11

44

Арифметические действия в пределах 1000

Сочетательное свойство умножения    (3часа)

Ознакомление  с сочетательным  свойством  умножения

Формулировать  сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений.

25.11

45

Сочетательное свойство умножения

26.11

46

Решение задач с применением сочетательного  свойства умножения

27.11

47

Арифметические действия в пределах 1000

Произведение трех  и более множителей    (3часа)

Произведение трех  и более множителей

Формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений

29.11

48

Переместительное и сочетательное свойство умножения

02.12

49

Вычисление значений  выражений разными способами.

03.12

50

Геометрические понятия

Симметрия на бумаге в клетку

(3 часа)

Контрольный устный счёт №2

 Ось  симметрии. Симметричные фигуры

Построение точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным, с использованием клетчатого формата. Подготовка к построению симметричных фигур на нелинованной бумаге с помощью чертежных инструментов.

Использование зеркала для наглядного представления о расположении симметричных фигур на одном и том же расстоянии относительно оси симметрии.

Воспроизводить способ построения точек, отрезков, лучей, прямых, ломаных, многоугольников, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку.

04.12

51

 Практическая работа №5: «Построение фигур симметричных данным на листе бумаги в клетку» 

06.12

52

Проверочная работа по теме: «Симметрия на бумаге в клетку».  

Построение симметричных фигур

09.12

53

Арифметические действия в пределах 1000

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.  

(3 часа +

1 час резерв)

Правила порядка выполнения арифметических действий в числовых выражениях.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок, содержащих действия только одной ступени, разных ступеней.

Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий. Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила.

10.12

54

Применение изученных правил при выполнении вычислений.

11.12

55

Решение задач при помощи выражений.

Опора на понятия «сильное» (умножение, деление) и «слабое» (сложение, вычитание)  действия.

Анализировать текст задачи с последующим планированием алгоритма её решения.

13.12

Резерв 3 

56

Проверочная работа по теме: «Порядок выполнения действий в выражениях без скобок».

Контроль знаний

Уметь пользоваться полученными знаниями.

16.12

57

Арифметические действия в пределах 1000

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками

  (4часа)

Коррекция знаний по теме проверочной работы.

Знакомство с правилом порядка выполнения действий в выражениях со скобками

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Разбиение выражения на части знаками «+»  и «-» ( «:» и «∙»), не заключенными в скобки, для лучшего понимания структуры выражения.

Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий.Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила. Контролировать и осуществлять пошаговый  контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия

17.12

58

Правила  выполнения действий в выражениях со скобками

18.12

59

 Закрепление правил порядка выполнения действий в выражениях со  скобками.  

Проверочная работа по теме:

 «Порядок действий в сложных числовых выражениях».

20.12

60

Понятие о высказывании.

Примеры предложений, не являющихся высказываниями.

23.12

Резерв 4

61

Логико-математическая подготовка

Высказывание

 (3часа +

1 ч. резерв)

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие 

Отличать высказывание от других предложений, не являющихся высказываниями.   Приводить примеры верных и неверных высказываний; предложений, не являющихся высказываниями.  

24.12

62

Коррекция знаний по теме контрольной работы.

Решение задач, используя выражения со скобками.

25.12

63

Верные и неверные высказывания.

27.12

64

Упражнение в определении верных и неверных высказываний.

30.12

III  четверть 40 часов, фактически 39 часов (из них 2 ч. резервных)

65

Логико-математическая подготовка

 

Числовые равенства и неравенства  

(3часа)

Числовые равенства и неравенства как математические примеры высказываний.

Понятие о верных и неверных высказываниях. Равенства и неравенства как примеры математических высказываний.

Отличать числовое равенство от числового неравенства. Приводить примеры верных и неверных числовых равенств и неравенств.   Конструировать ход рассуждений при решении логических задач.

Прогнозировать результат, контролировать и осуществлять пошаговый  контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

13.01

66

Свойства  числовых равенств

Ознакомление со свойствами равенства: равенство не нарушается, если к каждой  его части прибавить (из каждой его части вычесть) одно и то же число. Рассмотрение задач с использованием весов для иллюстрации этих свойств.

14.01

67

Закрепление свойств числовых равенств. Решение задач.

15.01

68

Геометрические понятия

Деление окружности на равные части    

(3часа)

Деление окружности на равные части.

 Практическая работа №6: «Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии»

Практические способы деления окружности с помощью угольника и линейки на 2 и 4 равные части и с помощью циркуля на 6 и на 3 равные части. Формирование умений вписывать многоугольник в окружность; определять, является ли данный многоугольник вписанным в окружность (лежат ли все его вершины на окружности).

-удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-анализировать собственную работу

- выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах

17.01

69

Практические приемы  деления окружности на  2 и 4  равные части с помощью линейки и угольника.

20.01

70

Практические приемы  деления окружности на  3 и 6  равные части с помощью циркуля

21.01

71

Арифметические действия в пределах 1000

Умножение суммы на число.

 (3часа)

Умножение суммы на число. Ознакомление с распределительным свойством умножения относительно сложения

Ознакомление с распределительным свойством умножения относительно сложения (без введения названия свойства). Использование распределительного свойства при выполнении вычислений.

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;

-удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-анализировать собственную работу

22.01

72

Использование распределительного свойства при выполнении вычислений

Использование распределительного свойства при выполнении вычислений. Представление числа в виде суммы двух слагаемых (в том числе разрядных слагаемых) для облегчения вычислений

выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

24.01

73

Устные приёмы умножения в случаях вида: 12*8

27.01

74

Арифметические действия в пределах 1000

Умножение и деление на 10, 100  (3часа)

Прием  умножения на 10 и 100

Введение правил умножения на 10 и на 100 как ре                                                                                                                                                                                 зультат наблюдения за компонентами действия умножения ( произведение можно получить, приписывая к числу, умножаемому на 10 или на 100, один или два нуля).

28.01

75

Отработка    вычислительного  навыка умножения на 10 и 100

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

29.01

76

Закрепление по теме                     «Умножение на 10 и на 100»

31.12

77

Арифметические действия в пределах 1000

Умножение в случаях вида: 50х9 и 200х4  

(4часа)

Ознакомление со способом умножения вида 50х9

- выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

- применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Ознакомление со способом умножения числа на данное число десятков или сотен. Отбрасывание одного или двух нулей при умножении и последующее приписывание этих нулей к результату умножения.

03.02

78

Ознакомление со способом умножения вида 200х4

04.02

79

Упражнения в умножении для случаев вида 50х9, 200х4

05.02

80

Закрепление случаев умножения вида 50х9, 200х4

07.02

81

Геометрические понятия

Прямая

 (3 часа)

Понятие о прямой. Взаимное расположение на плоскости двух прямых.

Формирование понятия о прямой как о бесконечной фигуре; принадлежность точки прямой. Пересечение прямой с лучом, с отрезком, пересечение двух прямых.

        

- выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

- применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

10.02

82

Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений

Проверочная работа по теме: «Прямая. Деление окружности на равные части».

11.02

83

Коррекция знаний по теме проверочной работы.

Решение задач с буквенными данными.

12.02

84

Арифметические действия в пределах 1000

Умножение на однозначное число.

(7часов +

1ч резерв)

Умножение на однозначное число

Письменный прием умножения двузначного и трехзначного числа на однозначное.

Перенос умений, полученных учащимися при умножении двузначного числа на однозначное, на трехзначное числа.

- выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

14.02

85

Письменный приём умножения  двузначного на  однозначное число

17.02

86

Умножение  двузначного числа  на  однозначное число

18.02

87

Закрепление умножения двузначных чисел на однозначное

19.02

88

Контрольный устный счёт№3.

Умножение  трёхзначного числа на однозначное число

21.02

89

Умножение вида 403х2. Упражнения в умножении на  однозначное число

24.02

90

Закрепление умножения трехзначных чисел на однозначное.

25.02

Резерв 5

91

Контрольная работа по теме: "Умножение  двузначных и трёхзначных  чисел  на однозначное число "

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок

26.02

92

Величины

Измерение времени.

(4часа)

Коррекция знаний по теме контрольной работы.

Измерение времени

Введение и обозначение единиц времени и соотношений между ними. Решение задач с единицами времени. Использование модели циферблата часов с подвижными стрелками. Использование календаря. Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.

Называть единицы времени.

Выполнять практическую работу: определять время по часам с точностью до часа, минуты, секунды.  

28.02

93

Обозначение единиц времени и соотношение между ними

03.03

94

Практическая работа №7 «Определение времени с помощью часов.  Календарь».

04.03

95

Решение задач с единицами времени.

05.03

Ознакомление с правилом деления чисел на 10 и на 100.

Рассмотрение случаев деления чисел в пределах 1000, когда частное является однозначным частным.

Нахождение однозначного частного с использованием приема подбора.

96

Арифметические действия в пределах 1000

Деление на 10, 100  (2часа)

Ознакомление с устными  приёмами  деления чисел на 10 и 100

07.03

97

Письменные приёмы деления чисел на 10 и 100.

11.03

98

Арифметические действия в пределах 1000

Нахождение однозначного частного

 (3 часа)

Деление чисел в пределах 1000 в случаях, кода частное является однозначным числом.

- осуществлять пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

- Различать два вида деления (с остатком и без остатка).  

Моделировать способ деления с остатком небольших чисел с помощью фишек.

Называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток).  

- выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах.

11.03

99

Нахождения однозначного частного для случаев вида 360:40

12.03

100

 Письменный приём нахождения однозначного  частного с подбора

Подготовка к введению письменного приема деления трехзначного числа на однозначное.

Рассматриваются понятия: частное и остаток. Контроль знаний. Свойства остатка (остаток меньше делителя). Свойства деления с остатком: делимое равно сумме произведения частного и делителя и остатка.

14.03

Резерв 6

101

Арифметические действия в пределах 1000

Деление с остатком.

 (4часа +

 1 ч. резерв)

 Деление чисел с остатком и его компоненты.

Практическая работа №8: «Выполнение деления с остатком с помощью фишек». Свойства деления с остатком 

17.03

102

Итоговая контрольная работа за 3 четверть. 

18.03

103

Коррекция знаний по теме контрольной работы. Решение арифметических задач, требующих выполнения деления с остатком.

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;

19.03

104

Закрепление деления чисел с остатком

21.03

IVчетверть 32 часа, фактически 28 ч. (из них 4 ч.резервных)

105

Закрепление письменных приёмов деления с остатком с использованием метода подбора.

02.04

106

Арифметические действия в пределах 1000

Деление на однозначное число

(7 часов +

1 ч. резерв)

Алгоритм  деления  на однозначное число

Использование деления с остатком для обоснования алгоритма деления на однозначное число.

04.04

107

Прием  деления вида  72: 6,  90: 5, 350: 5

Формирование умения делить двузначные и трехзначные числа на однозначное.

Умножение двузначного числа на данное число десятков с использованием правила умножения на однозначное число и на 10. Устные и письменные приемы умножения на двузначное число.

 Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий.

-оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)

07.04

108

Упражнение в делении двухзначного числа на однозначное число.

08.04

109

Случаи  деления вида 486: 3, 436:4, 804: 2.

09.04

110

Упражнение в делении трёхзначного числа на однозначное число.

11.04

111,

112

Закрепление алгоритма деления на однозначное число.

Решение арифметических  задач

14.04

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

15.04

Резерв 7

113

Контрольная работа по теме: "Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число"

114

Арифметические действия в пределах 1000

Умножение в случаях вида 23*40

(4 часа)

Коррекция знаний по итогам контрольной работы.

Алгоритм    умножения  вида 23 х40.

16.04

115

Упражнение  в умножении  вида 17 х50.

18.04

116

Решение задач на разностное и кратное сравнение

21.04

117

Контрольный устный счёт№4. Отработка вычислительного навыка. Решение  комбинаторных задач

22.04

118

Арифметические действия в пределах 1000

Умножение на двузначное число

(7 часов)

Умножение  вида

31 х32,12х74, 24х25 

-оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок

23.04

119

Письменные приёмы умножения на двузначное число.

25.04

120

Отработка вычислительного навыка умножения на двузначное число

Комплексная контрольная работа

28.04

121

Решение составных задач.

29.04

122, 123

Упражнение в умножения на двузначное число

30.04

124

Закрепление умножения на двузначное число.

05.05

125

 

Арифметические действия в пределах 1000

Деление на двузначное число

(9часов +

3ч. резерв)

Алгоритм деления на двузначное число

Умножение двузначного числа на данное число десятков с использованием правила умножения на однозначное число и на 10. Устные и письменные приемы умножения на двузначное число.  

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

06.05

126

Прием деления вида  946:22,   425 : 25, 550 : 11

07.05

127

Случаи деления вида  600:25, 408:51, 615:15

12.05

Резерв 8

128

Итоговая контрольная работа за 4 четверть.

Контроль знаний

13.05

129

Коррекция знаний по теме контрольной работы. Упражнение  в применении алгоритма деления на двузначное число

Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий.

14.05

130 131

Отработка навыка деления на двузначное число.Проверочная работа по теме: «Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на двузначное число»

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;

16.05

132

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на двузначное число.

- выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок

19.05

133, 134

Закрепление умножения и деления на двузначное число.

20.05

Резерв 9

135

Итоговая контрольная работа за год.

Контроль знаний

21.05

Резерв 10

136

Коррекция знаний по теме контрольной  работы. Повторение.

Решение задач изученных видов.

23.05

Изменения, внесённые в календарно – тематическое планирование

1 четверть

 использован 1 резервный урок (из 10) на проведение контрольной работы:

  1. Итоговая контрольная работа за 1 четверть -  23.10

2 четверть

использовано 3 резервных урока (из 10) на проведение контрольных работ:

1. Контрольная работа по теме: «Поразрядное сложение и вычитание трехзначных чисел»  - 12.11

2. Проверочная работа по теме:  «Порядок выполнения действий в выражениях без скобок»   - 16.12

        3. Итоговая  контрольная работа за I полугодие  - 24.12

3 четверть

 использовано 2 резервных урока (из 10) на проведение контрольных работ:

  1. Контрольная работа по теме: "Умножение  двузначных и трёхзначных  чисел  на однозначное число" - 26.02
  2. Итоговая контрольная работа за 3 четверть - 18.03

4 четверть

использовано 4 резервных  урока (из 10) на проведение контрольной работы:

  1. Контрольная работа по теме: "Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число" - 15.04
  2. Итоговая контрольная работа за 4 четверть -  13.05
  3. Итоговая административная контрольная работа за год - 21.05
  4. Повторение. Решение задач изученных видов - 23.05

Уплотнение программы 4ч, в связи с нехваткой календарных дней  за счёт резервных уроков и объединения тем:

1. Уплотнение программы: ур.ок 97 "Письменные приёмы деления чисел на 10 и 100" и урок 98 " Деление чисел в пределах 1000 в случаях, кода частное является однозначным числом." 11.03

2. Уплотнение программы: урок 111 "Закрепление алгоритма деления на однозначное число"  и урок 112 "Решение арифметических  задач"   14.04

3. Уплотнение программы: урок 122 и урок 123 "Упражнение в умножения на двузначное число"   30.04

4. Уплотнение программы: урок 130" Отработка вычислительного навыка деления на двузначное число"  и урок 131

"Проверочная работа по теме: «Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на двузначное число»" 16.05

5. Уплотнение программы: урок 133 и урок 134 " Закрепление умножения и деления на двузначное число"   20.05

8.  ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы ( не менее одного экземпляра на двух учеников);

П – комплект, необходимый для работы в группах ( один экземпляр на 5-6 человек)

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (печатные средства обучения)

1.

1. Основная литература

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

- В.Н. Рудницкая, математика: программа: 1-4 классы/ В. Н. Рудницкая. - М.: Вентана-Граф, 2012.

- В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Математика 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений: в 2 ч. - М.: Вентана - Граф,  2013.  

- В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Математика 3 класс:  рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф,  2013.  

2. Дополнительная литература

- В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева: Дружим с математикой: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф,  2013.

- В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Математика 3 класс: методика обучения. - М.: Вентана - Граф,  2013.

- В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, Математика в начальной школе: устные вычисления: методическое пособие.- М.: Вентана - Граф,  2012.

- В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы.- М.: Вентана - Граф,  2012.

К

К

К

2.

Приборы и инструменты классные:

- линейка классная 1 м деревянная;  

- транспортир классный пластмассовый;  

- угольник классный пластмассовый (45 и 45 градусов);  

- циркуль классный пластмассовый;

Д

Д

Д

Д

3.

Демонстрационные пособия:

- измерительные приборы: настенные часы, песочные часы, термометр

- модель циферблата часов;

Д

П

4.

Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование:

- объекты, предназначенные для счёта: от 1 до 10, от 1 до 20, от 1 до 100;

- пособия, предназначенные для изучения состава чисел;

- учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.

-  карточки с заданиями по математике 3 класс.

К

Д

П

К

5.

Комплект таблиц.Таблицы отпечатаны на плотном полиграфическом картоне 250-280 гр./м2, форматом 68x98 см. Печать односторонняя. Мелование одностороннее. Красочность 4(полноцвет). В комплект альбома входит брошюра с методическими рекомендациями для учителя (1 экз.). Содержание комплекта:

6.

Технические средства обучения

- магнитная классная доска

- ноутбук

- проектор, экран

- принтер

Д

Д

Д

7.

Оборудование класса 

- Ученические столы 2-х местные с комплектом стульев

- Стол учительский с тумбой

- Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

К

Д

Д

8.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

- Математика: тематическое планирование: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2012

- Математика и конструирование: электронное издание.- М.: ООО ДОС Калуга, 2007.

- Математика: мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе (компакт-диск) - издательство "Учитель", 2011

- Таблицы (в электронном виде)

- Презентации (по темам программы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК"Школа России"( с учетом ФГОС)

Программа к учебнику  "Русскому язык"  2 класс В.П.Канакина В.Г.Горецкий (ФГОС)...

Рабочая программа по математике УМК "Начальная школа ХХI века" 2 класс по ФГОС

Рабочая программа и календарно тематический план для 2 го класса...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа 2100" в соответствии с ФГОС

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа 2100"  в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа для 2 класса (УМК "Школа России" ФГОС)

Данный материал содержитрабочие программы  по всем предметам для 2 класса по УМК "Школа России" по ФГОС....

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

рабочая программа по математике 4 кл Школа России ФГОС

рабоча япрограмма по математике 4 кл Школа России ФГОС...