рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Рабочая программа сосответствуе современным требованиям по структуре, отражает особенности работы с учащимися 3 классов по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_3_klass.doc | 558.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана рабочая программа
Рабочая программа по курсу «Математика» 3 класс разработана на основе авторской программы «Математика: программа: 1- 4 классы / В. Н. Рудницкая. - М.: Вентана-Граф, 2012г.", в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 г.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"
Цели и задачи данной программы, особенности программы
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
- предоставление основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений у младших школьников: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины; применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение обучающимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Ценностные ориентиры содержания
В основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:
анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с раннее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.
Основу данного курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие 4 понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.
В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из вышесказанных линий содержания обучения.
Общее содержание обучения математике представлено в программе следующими разделами: «Число и счет», «Арифметические действия и их свойства», «Величины», «Работа с текстовыми задачами», «Геометрические понятия», «Логико-математическая подготовка», «Работа с информацией».
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА" В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет "Математика" входит в предметную область "Математика и информатика".
Общий объём времени, отводимого на изучение математики в 1- 4 классах, составляет 540 часов.
Авторская программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). В соответствии с Учебным планом годовой календарный график работы включает 34 учебных недели по 4 часа в неделю уроков математики. Рабочая программа так же рассчитана на 126 часов и 10 часов резерва. Резервные часы используются для проведения контрольных и проверочных работ; тестовых работ; итоговых административных контрольных работ:
- контрольных работ - 13
- комплексных контрольных работ - 1
- практических работ - 8
По программе - 136ч. По календарному плану: 32ч.+32ч.+40ч.+28ч.=132ч.
Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
- Авторская программа «Математика»: 1-4 классы/ В. Н. Рудницкая. - М.: Вентана-Граф, 2012.
- В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Математика 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Вентана - Граф, 2013.
- В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Математика: 3 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2013.
- В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева: Дружим с математикой: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2013.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий) и т.п. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются: устный опрос; диагностические работы; тестовые задания; самостоятельные работы.
В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа и комплексная работа на межпредметной основе.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"
Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует ее постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает ее роль в развитии личности младшего школьника.
Содержание курса математики направлено прежде всего на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Данный курс создает благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые точки зрения общего образования, арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися математическим языком, знаково-символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.
Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей.
Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета "Математика"
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета
( явления, события, факта);
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем);
- познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучения являются:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространённые в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Формирование универсальных учебных действий
Арифметические действия и их свойства
Универсальные учебные действия:
• моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;
. воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырёх арифметических действий;
• прогнозировать результаты вычислений;
. контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
• оценивать правильность предъявленных вычислений;
« сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
• анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нём арифметических действий.
Величины
Универсальные учебные действия:
• сравнивать значения однородных величин;
• упорядочивать данные значения величины;
• устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.
Работа с текстовыми задачами
Универсальные учебные действия:
• моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;
• планировать ход решения задачи;
• анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
• прогнозировать результат решения;
• контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;
• выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
• наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условий.
Геометрические понятия
Универсальные учебные действия:
• ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);
• различать геометрические фигуры;
• характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;
• конструировать указанную фигуру из частей;
• классифицировать треугольники;
• распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.
Логико-математическая подготовка
Универсальные учебные действия:
• определять истинность несложных утверждений;
• приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
• конструировать алгоритм решения логической задачи;
• делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;
• конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;
• анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нём составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;
• актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).
Работа с информацией
Универсальные учебные действия:
• собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;
. сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;
. переводить информацию из текстовой формы в табличную.
Требования к уровню подготовки учащихся (планируемые результаты обучения)
1. К концу обучения в третьем классе ученик научится:
называть:
- любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке;
- компоненты действия деления с остатком;
- геометрическую фигуру (ломаная);
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать:
- знаки > и <;
- числовые равенства и неравенства;
читать:
- записи вида: 120<365, 900>850;
воспроизводить:
- соотношения между единицами массы, длины, времени;
- устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;
приводить примеры:
- числовых равенств и неравенств;
распознавать:
- геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);
моделировать:
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;
Способ деления с остатком с помощью фишек;
упорядочивать:
— натуральные числа в пределах 1000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
анализировать:
- структуру числового выражения;
- текст арифметической (в том числе логической) задачи;
классифицировать:
- числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);
конструировать:
- план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;
контролировать:
— свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 100), находить и исправлять ошибки;;
решать учебные и практические задачи:
- читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
- читать и составлять несложные числовые выражения;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
- вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
- выполнять деление с остатком;
- определять время по часам;
- изображать ломаные линии разных видов;
Вычислять значения числовых выражений, содержащих2-3 действия (со скобками и без скобок);
- решать текстовые арифметические задачи в три действия.
К концу обучения в третьем классе ученик может научиться:
формулировать:
- сочетательное свойство умножения;
- распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);
читать:
- обозначения прямой, ломаной;
приводить примеры:
- высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
- верных и неверных высказываний;
различать:
- числовое и буквенное выражения;
- прямую и луч, прямую и отрезок;
- замкнутую и незамкнутую ломаную линии;
характеризовать:
- ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
- взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
конструировать:
- буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
воспроизводить:
- способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
решать учебные и практические задачи:
- вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
- проводить прямую через одну и через две точки;
- строить на бумаге в клетку точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"
Число и счет (6 ч)
Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 1000. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =, <.
Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.
Универсальные учебные действия:
- пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;
- сравнивать числа;
- упорядочивать данное множество чисел.
Арифметические действия с числами и их свойства (86ч)
Деление с остатком.
Устные алгоритмы деления на однозначное и на двузначное число.
Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора).
Доля числа (десятая, сотая, тысячная). Нахождение долей числа. Нахождение числа по его доле.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы на число.
Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями.
Универсальные учебные действия:
- моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;
- воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий;
- прогнозировать результаты вычислений;
- контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
- оценивать правильность предъявленных вычислений;
- сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
- анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.
Величины (10ч)
Длина, масса, время и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин.
Длина ломаной и ее вычисление.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать значения однородных величин;
- упорядочивать данные значения величины;
- устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.
Работа с текстовыми задачами (9 ч)
Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом.
Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи.
Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи.
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в».
Примеры арифметических задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении).
Универсальные учебные действия:
- моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;
- планировать ход решения задачи;
- анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;
- прогнозировать результат решения;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий.
Геометрические понятия (12 ч)
Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, круг. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки.
Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);
- различать геометрические фигуры;
- характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;
- конструировать указанную фигуру из частей;
- распознавать пространственные фигуры (параллелепипед, пирамида, цилиндр, шар) на чертежах и на моделях.
Логико-математическая подготовка (6 ч)
Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как математические примеры истинных и ложных высказываний.
Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение примеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.
Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов)
Универсальные учебные действия:
- определять истинность несложных утверждений;
- приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
- конструировать алгоритм решения логической задачи;
- делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;
- актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).
Работа с информацией (7 ч)
Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.
Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц.
Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.
Универсальные учебные действия:
- собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках;
- переводить информацию из текстовой формы в табличную.
Основные содержательные линии.
В примерной программе по математике, так же как в федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования представлены две содержательные линии: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учетом специфики математики как учебного предмета.
В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные числа», «Арифметические действия с числами», «Величины».
Во второй – «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур»
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности обучающихся |
3 класс (4 ч в неделю, всего 136 ч) | ||
Число и счёт | Целые неотрицательные числа Счёт сотнями в пределах 1000. Десятичный состав трёхзначного числа. Названия и последовательность натуральных чисел от 100 до 1000. Запись трёхзначных чисел цифрами. Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика. Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков > (больше) и < (меньше) | Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Сравнивать трёхзначные числа, используя способ поразрядного сравнения. Различать знаки > и <. Читать записи вида 256 < 512, 625 > 108. Упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличении или уменьшения) |
Арифметические действия в пределах 1000 | Сложение и вычитание Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Проверка правильности вычислений разными способами | Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку |
Умножение и деление Устные алгоритмы умножения и деления. Умножение и деление на 10 и на 100. Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число. Алгоритмы умножения двузначных и трёхзначных чисел на однозначное и на двузначное число. Нахождение однозначного частного (в том числе в случаях вида 832 : 416). Деление с остатком. Деление на однозначное и на двузначное число | Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять произведение чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также применяя перестановку множителей, микрокалькулятор. Осуществлять взаимопроверку. Подбирать частное способом проб. Различать два вида деления (с остатком и без остатка). Моделировать способ деления с остатком небольших чисел с помощью фишек. Называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток). Вычислять частное чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы деления на однозначное и на двузначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также микрокалькулятора; осуществлять взаимопроверку | |
Свойства умножения и деления Сочетательное свойство умножения. Распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания) | Формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений. Формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений | |
Числовые и буквенные выражения Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок, содержащих действия только одной ступени, разных ступеней. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Вычисление значений числовых выражений. Выражение с буквой. Вычисление значений буквенных выражений при заданных числовых значениях этих букв. Примеры арифметических задач, содержащих буквенные данные. Запись решения в виде буквенных выражений | Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий. Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила. Различать числовое и буквенное выражения. Вычислять значения буквенных выражений. Выбирать буквенное выражение для решения задачи из предложенных вариантов. Конструировать буквенное выражение, являющееся решением задачи | |
Величины | Масса и вместимость Масса и её единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношение: 1 кг = 1 000 г. Вместимость и её единица — литр. Обозначение: л. Сведения из истории математики: старинные русские единицы массы и вместимости: пуд, фунт, ведро, бочка Вычисления с данными значениями массы и вместимости | Называть единицы массы. Выполнять практические работы: взвешивать предметы небольшой массы на чашечных весах, отмеривать с помощью литровой банки требуемое количество воды, сравнивать вместимость сосудов с помощью указанной мерки. Вычислять массу предметов и вместимость при решении учебных задач и упражнений |
Цена, количество, стоимость Российские купюры: 500 р., 1000 р. Вычисления с использованием денежных единиц | Вычислять цену, количество или стоимость товара, выполняя арифметические действия в пределах 1 000 | |
Время и его измерение Единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 мес. Сведения из истории математики: возникновение названий месяцев года. Вычисления с данными единицами времени | Называть единицы времени. Выполнять практическую работу: определять время по часам с точностью до часа, минуты, секунды. Вычислять время в ходе решения практических и учебных задач | |
Геометрические величины Единицы длины: километр, миллиметр. Обозначения: км, мм. Соотношения: 1 км = 1 000 м, 1 см = 10 мм, 1 дм = 100 мм. Сведения из истории математики: старинные единицы длины (морская миля, верста). Длина ломаной и её вычисление | Называть единицы длины: километр, миллиметр. Выполнять практическую работу: измерять размеры предметов с использованием разных единиц длины; выбирать единицу длины при выполнении различных измерений. Вычислять длину ломаной | |
Работа с текстовыми задачами | Текстовая арифметическая задача и её решение Составные задачи, решаемые тремя действиями в различных комбинациях, в том числе содержащие разнообразные зависимости между величинами. Примеры арифметических задач, имеющих несколько решений или не имеющих решения | Анализировать текст задачи с последующим планированием алгоритма её решения. Устанавливать зависимости между величинами (ценой, количеством, стоимостью товара; числом предметов, нормой расхода материалов на один предмет, общим расходом материалов; объёмом работы, временем, производительностью труда). Выбирать арифметические действия и объяснять их выбор; определять число и порядок действий. Воспроизводить способ решения задачи в разных формах (вопросно-ответная, комментирование выполняемых действий, связный устный рассказ о решении). Исследовать задачу: устанавливать факт наличия нескольких решений задачи; на основе анализа данных задачи делать вывод об отсутствии её решения |
Геометрические понятия | Геометрические фигуры Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной, их пересчитывание. Обозначение ломаной буквами. Замкнутая, незамкнутая, самопересекающаяся ломаная. Построение ломаной с заданным числом вершин (звеньев) с помощью линейки. Понятие о прямой линии. Бесконечность прямой. Обозначение прямой. Проведение прямой через одну и через две точки с помощью линейки. Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых, окружностей в различных комбинациях. Деление окружности на 6 равных частей с помощью циркуля. Осевая симметрия: построение симметричных фигур на клетчатой бумаге. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей с использованием осевой симметрии | Характеризовать ломаную (вид ломаной, число её вершин, звеньев). Читать обозначение ломаной. Различать виды ломаных линий. Конструировать ломаную линию по заданным условиям. Различать: прямую и луч, прямую и отрезок. Строить прямую с помощью линейки и обозначать её буквами латинского алфавита. Воспроизводить способ деления окружности на 6 равных частей с помощью циркуля. Воспроизводить способ построения точек, отрезков, лучей, прямых, ломаных, многоугольников, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку. Воспроизводить способ деления окружности на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии |
Логико-математическая подготовка | Логические понятия Понятие о высказывании. Верные и неверные высказывания. Числовые равенства и неравенства как математические примеры верных и неверных высказываний. Свойства числовых равенств и неравенств. Несложные задачи логического характера, содержащие верные и неверные высказывания | Отличать высказывание от других предложений, не являющихся высказываниями. Приводить примеры верных и неверных высказываний; предложений, не являющихся высказываниями. Отличать числовое равенство от числового неравенства. Приводить примеры верных и неверных числовых равенств и неравенств. Конструировать ход рассуждений при решении логических задач |
Работа с информацией | Представление и сбор информации Учебные задачи, связанные со сбором и представлением информации. Получение необходимой информации из разных источников (учебника, справочника и др.). Считывание информации, представленной на схемах и в таблицах, а также на рисунках, иллюстрирующих отношения между числами (величинами). Использование разнообразных схем (в том числе графов) для решения учебных задач | Собирать, анализировать и фиксировать информацию, получаемую при счёте и измерении, а также из справочной литературы. Выбирать необходимую для решения задач информацию из различных источников (рисунки, схемы, таблицы) |
№п/п | Наименование тематического блока | Количество часов | Плановые сроки прохождения (четверть) | Формы контроля | ||
Контр. работы | Математ. диктанты | Комплексная итоговая контрольная работа | ||||
1 | Число и счет | 6 | в течение года | |||
2 | Арифметические действия с числами и их свойства | 84 | в течение года | 1 | 2 | 1 (в конце года) |
3 | Величины | 18 | в течение года | 1 | 1 | |
4 | Работа с текстовыми задачами | 9 | в течение года | |||
5 | Геометрические понятия | 12 | в течение года | 1 | ||
6 | Логико-математическая подготовка | 6 | в течение года | |||
7 | Работа с информацией | 7 | в течение года | |||
8 | Резерв | 10 | в течение года | 7 |
Календарно – тематическое планирование учебного предмета "Математика" 3 класс 2013-2014 уч.год
(по программе 136 часов)
№ п/п | Раздел программы |
Тема урока | Предметное содержание | Характеристика деятельности обучающихся | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||||
I четверть 32 часа, фактически 32 часа (из них 1ч. резервных) | ||||||
1 | Число и счёт Числа от 100 до 1000. (3часа) | Числа от 100 до 1000 | Счет сотнями до тысячи. Названия трехзначных чисел и их запись цифрами | Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Сравнивать трёхзначные числа, используя способ поразрядного сравнения. Различать знаки > и <. Читать записи вида 256 < 512, 625 > 108. Упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличении или уменьшения) | 02.09 | |
2 | Счёт сотнями до 1000 | 03.09 | ||||
3 | Запись трёхзначных чисел цифрами | 04.09 | ||||
4 | Число и счёт Сравнение чисел. Знаки < и > ( 3часа) | Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. | Поразрядное сравнение трехзначных чисел. Использование знаков < и > для записи результатов сравнения чисел. | 06.09 | ||
5 | Поразрядное сравнение трёхзначных чисел | 09.09 | ||||
6 | Знаки < и > для записи результатов сравнения чисел | 10.09 | ||||
7 | Величины Километр. Миллиметр. (4часа) | Единицы длины. Практическая работа №1: «Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра» | Введение новых единиц длины (расстояния) и соотношений между ними. Формирование умений измерять длину в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. | Называть единицы длины: километр, миллиметр. Выполнять практическую работу: измерять размеры предметов с использованием разных единиц длины; выбирать единицу длины при выполнении различных измерений. Планировать решение учебной задачи; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей), классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). | 11.09 | |
8 | Километр. Миллиметр. Измерение отрезков в см и мм. Практическая работа №2: « Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины» | 13.09 | ||||
9 | Соотношение между единицами длины. Проверочная работа по теме: « Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел». | 16.09 | ||||
10 | Сравнение значений длины | 17.09 | ||||
11 | Геометрические понятия Ломаная. | Входная контрольная работа | Ознакомление с новой геометрической фигурой – ломаной и ее элементами (вершины и звенья) на основе использования представлений детей об отрезке. Построение ломаной и вычисление ее длины. | Характеризовать ломаную (вид ломаной, число её вершин, звеньев). Читать обозначение ломаной. Различать виды ломаных линий. Конструировать ломаную линию по заданным условиям. Вычислять длину ломаной | 18.09 | |
12 | Коррекция знаний по результатам контрольной работы. Понятие о ломаной линии. | 20.09 | ||||
13 | Вершины и звенья ломаной. Обозначение ломаной. | 23.09 | ||||
14 | Величины Длина ломаной (3часа) | Построение ломаных линий. | 24.09 | |||
15 | Длина ломаной. | 25.09 | ||||
16 | Вычисление длины ломаной. Решение задач. | 27.09 | ||||
17 | Величины Масса. Килограмм. Грамм. (4часа) | Знакомство с единицами массы: кг и г. Использование единиц массы | Введение новых единиц массы. Соотношения между единицами массы – килограммом и граммом. | Называть единицы массы. Выполнять практические работы: взвешивать предметы небольшой массы на чашечных весах. | 30.09 | |
18 | Контрольный устный счёт №1 Соотношение между единицами массы: килограмм и грамм. | 01.10 | ||||
19 | Практическая работа № 3: «Определение массы предметов с помощью весов». | 02.10 | ||||
20 | Решение задач, связанных с вычислением массы предметов. | 04.10 | ||||
21 | Величины Вместимость. Литр. (3часа) | Знакомство с вместимостью и её единицей - литром. | Введение новых единиц вместимости. С Практические работы: измерение массы и вместимости с помощью весов и мерных сосудов. | Выполнять практические работы: отмеривать с помощью литровой банки требуемое количество воды, сравнивать вместимость сосудов с помощью указанной мерки. Вычислять массу предметов и вместимость при решении учебных задач и упражнений. | 07.10 | |
22 | Соотношение между единицами массы и вместимости | 08.10 | ||||
23 | Решение задач с использованием единиц вместимости. Практическая работа № 4: «Измерение вместимости с помощью мерных сосудов» | 09.10 | ||||
24 | Арифметические действия в пределах 1000 Сложение. (6часов) | Поразрядное сложение чисел в пределах 1000 | Поразрядное сложение и вычитание в пределах 1000 (письменные и устные приемы вычислений). | Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы. | 11.10 | |
25 | Устные приемы сложения чисел в пределах 1000. | 14.10 | ||||
26 | Письменные приёмы сложения чисел в пределах 1000. | Перенос умений складывать и вычитать двузначные числа на область трехзначных чисел. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку | 15.10 | ||
27 | Закрепление поразрядного сложения в пределах 1000. | 16.10 | ||||
28 | Решение задач на сложение | 18.10 | ||||
29 | Нахождение значение выражений, содержащие двух – трёхзначные числа. | 21.10 | ||||
30 | Арифметические действия в пределах 1000 Вычитание. (6 часов + 2 часа резерв) | Поразрядное вычитание чисел в пределах 1000 | 22.10 | |||
Резерв 1 31 | Итоговая контрольная работа за 1 четверть | 23.10 | ||||
32 | Коррекция знаний по результатам контрольной работы. Устные приемы вычитания чисел в пределах 1000. | 25.10 | ||||
II четверть 32 часа, фактически 32 часа (из них 3 резервных) | ||||||
33 | Письменные приёмы вычитания чисел в пределах 1000 | Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи3 часа сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку | 05.11 | |||
34 | Решение задач на вычитание. | 06.11 | ||||
35 | Упражнение решения задач, содержащих действия сложение и вычитание. | 08.11 | ||||
36 | Закрепление сложения и вычитания в пределах 1000. | 11.11 | ||||
Резерв 2 37 | Контрольная работа по теме: «Поразрядное сложение и вычитание трехзначных чисел». | Контроль знаний | Уметь пользоваться полученными знаниями. | 12.11 | ||
38 | Арифметические действия в пределах 1000 Сочетательное свойство сложения (3 часа) | Коррекция знаний по теме контрольной работы. Сочетательное свойство сложения. | Введение названия: сочетательное свойство сложения (умножения) и его формулировка. Использование этого свойства: а) при выполнении устных и письменных вычислений; б) для обоснования возможности записывать выражения, содержащие только действие сложения (умножения), без скобок. | Формулировать сочетательное свойство сложения и использовать его при выполнении вычислений. | 13.11 | |
39 | Решение задач с применением сочетательного свойства сложения | 15.11 | ||||
40 | Закрепление использования сочетательного свойства сложения. | 18.11 | ||||
41 | Арифметические действия в пределах 1000 Сумма трёх и более слагаемых (3часа) | Упрощение выражений. | Вычисление значений выражений разными способами и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений. | Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий. Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила. Применять таблицы, схемы, модели для получения информации. Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы | 19.11 | |
42 | Вычисление выражений разными способами | 20.11 | ||||
43 | Использование свойств сложения при вычислении выражений. | 22.11 | ||||
44 | Арифметические действия в пределах 1000 Сочетательное свойство умножения (3часа) | Ознакомление с сочетательным свойством умножения | Формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений. | 25.11 | ||
45 | Сочетательное свойство умножения | 26.11 | ||||
46 | Решение задач с применением сочетательного свойства умножения | 27.11 | ||||
47 | Арифметические действия в пределах 1000 Произведение трех и более множителей (3часа) | Произведение трех и более множителей | Формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений | 29.11 | ||
48 | Переместительное и сочетательное свойство умножения | 02.12 | ||||
49 | Вычисление значений выражений разными способами. | 03.12 | ||||
50 | Геометрические понятия Симметрия на бумаге в клетку (3 часа) | Контрольный устный счёт №2 Ось симметрии. Симметричные фигуры | Построение точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным, с использованием клетчатого формата. Подготовка к построению симметричных фигур на нелинованной бумаге с помощью чертежных инструментов. Использование зеркала для наглядного представления о расположении симметричных фигур на одном и том же расстоянии относительно оси симметрии. | Воспроизводить способ построения точек, отрезков, лучей, прямых, ломаных, многоугольников, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку. | 04.12 | |
51 | Практическая работа №5: «Построение фигур симметричных данным на листе бумаги в клетку» | 06.12 | ||||
52 | Проверочная работа по теме: «Симметрия на бумаге в клетку». Построение симметричных фигур | 09.12 | ||||
53 | Арифметические действия в пределах 1000 Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. (3 часа + 1 час резерв) | Правила порядка выполнения арифметических действий в числовых выражениях. | Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок, содержащих действия только одной ступени, разных ступеней. | Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий. Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила. | 10.12 | |
54 | Применение изученных правил при выполнении вычислений. | 11.12 | ||||
55 | Решение задач при помощи выражений. | Опора на понятия «сильное» (умножение, деление) и «слабое» (сложение, вычитание) действия. | Анализировать текст задачи с последующим планированием алгоритма её решения. | 13.12 | ||
Резерв 3 56 | Проверочная работа по теме: «Порядок выполнения действий в выражениях без скобок». | Контроль знаний | Уметь пользоваться полученными знаниями. | 16.12 | ||
57 | Арифметические действия в пределах 1000 Порядок выполнения действий в выражениях со скобками (4часа) | Коррекция знаний по теме проверочной работы. Знакомство с правилом порядка выполнения действий в выражениях со скобками | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Разбиение выражения на части знаками «+» и «-» ( «:» и «∙»), не заключенными в скобки, для лучшего понимания структуры выражения. | Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий.Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия | 17.12 | |
58 | Правила выполнения действий в выражениях со скобками | 18.12 | ||||
59 | Закрепление правил порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Проверочная работа по теме: «Порядок действий в сложных числовых выражениях». | 20.12 | ||||
60 | Понятие о высказывании. Примеры предложений, не являющихся высказываниями. | 23.12 | ||||
Резерв 4 61 | Логико-математическая подготовка Высказывание (3часа + 1 ч. резерв) | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | Отличать высказывание от других предложений, не являющихся высказываниями. Приводить примеры верных и неверных высказываний; предложений, не являющихся высказываниями. | 24.12 | ||
62 | Коррекция знаний по теме контрольной работы. Решение задач, используя выражения со скобками. | 25.12 | ||||
63 | Верные и неверные высказывания. | 27.12 | ||||
64 | Упражнение в определении верных и неверных высказываний. | 30.12 | ||||
III четверть 40 часов, фактически 39 часов (из них 2 ч. резервных) | ||||||
65 | Логико-математическая подготовка
Числовые равенства и неравенства (3часа) | Числовые равенства и неравенства как математические примеры высказываний. | Понятие о верных и неверных высказываниях. Равенства и неравенства как примеры математических высказываний. | Отличать числовое равенство от числового неравенства. Приводить примеры верных и неверных числовых равенств и неравенств. Конструировать ход рассуждений при решении логических задач. Прогнозировать результат, контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. | 13.01 | |
66 | Свойства числовых равенств | Ознакомление со свойствами равенства: равенство не нарушается, если к каждой его части прибавить (из каждой его части вычесть) одно и то же число. Рассмотрение задач с использованием весов для иллюстрации этих свойств. | 14.01 | |||
67 | Закрепление свойств числовых равенств. Решение задач. | 15.01 | ||||
68 | Геометрические понятия Деление окружности на равные части (3часа) | Деление окружности на равные части. Практическая работа №6: «Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии» | Практические способы деления окружности с помощью угольника и линейки на 2 и 4 равные части и с помощью циркуля на 6 и на 3 равные части. Формирование умений вписывать многоугольник в окружность; определять, является ли данный многоугольник вписанным в окружность (лежат ли все его вершины на окружности). | -удерживать цель деятельности до получения ее результата; -анализировать собственную работу - выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах | 17.01 | |
69 | Практические приемы деления окружности на 2 и 4 равные части с помощью линейки и угольника. | 20.01 | ||||
70 | Практические приемы деления окружности на 3 и 6 равные части с помощью циркуля | 21.01 | ||||
71 | Арифметические действия в пределах 1000 Умножение суммы на число. (3часа) | Умножение суммы на число. Ознакомление с распределительным свойством умножения относительно сложения | Ознакомление с распределительным свойством умножения относительно сложения (без введения названия свойства). Использование распределительного свойства при выполнении вычислений. | корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; -удерживать цель деятельности до получения ее результата; -анализировать собственную работу | 22.01 | |
72 | Использование распределительного свойства при выполнении вычислений | Использование распределительного свойства при выполнении вычислений. Представление числа в виде суммы двух слагаемых (в том числе разрядных слагаемых) для облегчения вычислений | выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); | 24.01 | ||
73 | Устные приёмы умножения в случаях вида: 12*8 | 27.01 | ||||
74 | Арифметические действия в пределах 1000 Умножение и деление на 10, 100 (3часа) | Прием умножения на 10 и 100 | Введение правил умножения на 10 и на 100 как ре зультат наблюдения за компонентами действия умножения ( произведение можно получить, приписывая к числу, умножаемому на 10 или на 100, один или два нуля). | 28.01 | ||
75 | Отработка вычислительного навыка умножения на 10 и 100 | - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; - выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | 29.01 | |||
76 | Закрепление по теме «Умножение на 10 и на 100» | 31.12 | ||||
77 | Арифметические действия в пределах 1000 Умножение в случаях вида: 50х9 и 200х4 (4часа) | Ознакомление со способом умножения вида 50х9 | - выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); - применять таблицы, схемы, модели для получения информации; Ознакомление со способом умножения числа на данное число десятков или сотен. Отбрасывание одного или двух нулей при умножении и последующее приписывание этих нулей к результату умножения. | 03.02 | ||
78 | Ознакомление со способом умножения вида 200х4 | 04.02 | ||||
79 | Упражнения в умножении для случаев вида 50х9, 200х4 | 05.02 | ||||
80 | Закрепление случаев умножения вида 50х9, 200х4 | 07.02 | ||||
81 | Геометрические понятия Прямая (3 часа) | Понятие о прямой. Взаимное расположение на плоскости двух прямых. | Формирование понятия о прямой как о бесконечной фигуре; принадлежность точки прямой. Пересечение прямой с лучом, с отрезком, пересечение двух прямых.
| - выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); - применять таблицы, схемы, модели для получения информации; | 10.02 | |
82 | Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений Проверочная работа по теме: «Прямая. Деление окружности на равные части». | 11.02 | ||||
83 | Коррекция знаний по теме проверочной работы. Решение задач с буквенными данными. | 12.02 | ||||
84 | Арифметические действия в пределах 1000 Умножение на однозначное число. (7часов + 1ч резерв) | Умножение на однозначное число | Письменный прием умножения двузначного и трехзначного числа на однозначное. Перенос умений, полученных учащимися при умножении двузначного числа на однозначное, на трехзначное числа. | - выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; | 14.02 | |
85 | Письменный приём умножения двузначного на однозначное число | 17.02 | ||||
86 | Умножение двузначного числа на однозначное число | 18.02 | ||||
87 | Закрепление умножения двузначных чисел на однозначное | 19.02 | ||||
88 | Контрольный устный счёт№3. Умножение трёхзначного числа на однозначное число | 21.02 | ||||
89 | Умножение вида 403х2. Упражнения в умножении на однозначное число | 24.02 | ||||
90 | Закрепление умножения трехзначных чисел на однозначное. | 25.02 | ||||
Резерв 5 91 | Контрольная работа по теме: "Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число " | корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок | 26.02 | |||
92 | Величины Измерение времени. (4часа) | Коррекция знаний по теме контрольной работы. Измерение времени | Введение и обозначение единиц времени и соотношений между ними. Решение задач с единицами времени. Использование модели циферблата часов с подвижными стрелками. Использование календаря. Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года. | Называть единицы времени. Выполнять практическую работу: определять время по часам с точностью до часа, минуты, секунды. | 28.02 | |
93 | Обозначение единиц времени и соотношение между ними | 03.03 | ||||
94 | Практическая работа №7 «Определение времени с помощью часов. Календарь». | 04.03 | ||||
95 | Решение задач с единицами времени. | 05.03 | ||||
Ознакомление с правилом деления чисел на 10 и на 100. Рассмотрение случаев деления чисел в пределах 1000, когда частное является однозначным частным. Нахождение однозначного частного с использованием приема подбора. | ||||||
96 | Арифметические действия в пределах 1000 Деление на 10, 100 (2часа) | Ознакомление с устными приёмами деления чисел на 10 и 100 | 07.03 | |||
97 | Письменные приёмы деления чисел на 10 и 100. | 11.03 | ||||
98 | Арифметические действия в пределах 1000 Нахождение однозначного частного (3 часа) | Деление чисел в пределах 1000 в случаях, кода частное является однозначным числом. | - осуществлять пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); - Различать два вида деления (с остатком и без остатка). Моделировать способ деления с остатком небольших чисел с помощью фишек. Называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток). - выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах. | 11.03 | ||
99 | Нахождения однозначного частного для случаев вида 360:40 | 12.03 | ||||
100 | Письменный приём нахождения однозначного частного с подбора | Подготовка к введению письменного приема деления трехзначного числа на однозначное. Рассматриваются понятия: частное и остаток. Контроль знаний. Свойства остатка (остаток меньше делителя). Свойства деления с остатком: делимое равно сумме произведения частного и делителя и остатка. | 14.03 | |||
Резерв 6 101 | Арифметические действия в пределах 1000 Деление с остатком. (4часа + 1 ч. резерв) | Деление чисел с остатком и его компоненты. Практическая работа №8: «Выполнение деления с остатком с помощью фишек». Свойства деления с остатком | 17.03 | |||
102 | Итоговая контрольная работа за 3 четверть. | 18.03 | ||||
103 | Коррекция знаний по теме контрольной работы. Решение арифметических задач, требующих выполнения деления с остатком. | корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; | 19.03 | |||
104 | Закрепление деления чисел с остатком | 21.03 | ||||
IVчетверть 32 часа, фактически 28 ч. (из них 4 ч.резервных) | ||||||
105 | Закрепление письменных приёмов деления с остатком с использованием метода подбора. | 02.04 | ||||
106 | Арифметические действия в пределах 1000 Деление на однозначное число (7 часов + 1 ч. резерв) | Алгоритм деления на однозначное число | Использование деления с остатком для обоснования алгоритма деления на однозначное число. | 04.04 | ||
107 | Прием деления вида 72: 6, 90: 5, 350: 5 | Формирование умения делить двузначные и трехзначные числа на однозначное. Умножение двузначного числа на данное число десятков с использованием правила умножения на однозначное число и на 10. Устные и письменные приемы умножения на двузначное число. Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий. | -оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?») | 07.04 | ||
108 | Упражнение в делении двухзначного числа на однозначное число. | 08.04 | ||||
109 | Случаи деления вида 486: 3, 436:4, 804: 2. | 09.04 | ||||
110 | Упражнение в делении трёхзначного числа на однозначное число. | 11.04 | ||||
111, 112 | Закрепление алгоритма деления на однозначное число. Решение арифметических задач | 14.04 | ||||
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; - выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | 15.04 | |||||
Резерв 7 113 | Контрольная работа по теме: "Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число" | |||||
114 | Арифметические действия в пределах 1000 Умножение в случаях вида 23*40 (4 часа) | Коррекция знаний по итогам контрольной работы. Алгоритм умножения вида 23 х40. | 16.04 | |||
115 | Упражнение в умножении вида 17 х50. | 18.04 | ||||
116 | Решение задач на разностное и кратное сравнение | 21.04 | ||||
117 | Контрольный устный счёт№4. Отработка вычислительного навыка. Решение комбинаторных задач | 22.04 | ||||
118 | Арифметические действия в пределах 1000 Умножение на двузначное число (7 часов) | Умножение вида 31 х32,12х74, 24х25 | -оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?») корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок | 23.04 | ||
119 | Письменные приёмы умножения на двузначное число. | 25.04 | ||||
120 | Отработка вычислительного навыка умножения на двузначное число Комплексная контрольная работа | 28.04 | ||||
121 | Решение составных задач. | 29.04 | ||||
122, 123 | Упражнение в умножения на двузначное число | 30.04 | ||||
124 | Закрепление умножения на двузначное число. | 05.05 | ||||
125
| Арифметические действия в пределах 1000 Деление на двузначное число (9часов + 3ч. резерв) | Алгоритм деления на двузначное число | Умножение двузначного числа на данное число десятков с использованием правила умножения на однозначное число и на 10. Устные и письменные приемы умножения на двузначное число. | - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; | 06.05 | |
126 | Прием деления вида 946:22, 425 : 25, 550 : 11 | 07.05 | ||||
127 | Случаи деления вида 600:25, 408:51, 615:15 | 12.05 | ||||
Резерв 8 128 | Итоговая контрольная работа за 4 четверть. | Контроль знаний | 13.05 | |||
129 | Коррекция знаний по теме контрольной работы. Упражнение в применении алгоритма деления на двузначное число | Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий. | 14.05 | |||
130 131 | Отработка навыка деления на двузначное число.Проверочная работа по теме: «Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на двузначное число» | корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; | 16.05 | |||
132 | Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на двузначное число. | - выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок | 19.05 | |||
133, 134 | Закрепление умножения и деления на двузначное число. | 20.05 | ||||
Резерв 9 135 | Итоговая контрольная работа за год. | Контроль знаний | 21.05 | |||
Резерв 10 136 | Коррекция знаний по теме контрольной работы. Повторение. Решение задач изученных видов. | 23.05 |
Изменения, внесённые в календарно – тематическое планирование
1 четверть
использован 1 резервный урок (из 10) на проведение контрольной работы:
- Итоговая контрольная работа за 1 четверть - 23.10
2 четверть
использовано 3 резервных урока (из 10) на проведение контрольных работ:
1. Контрольная работа по теме: «Поразрядное сложение и вычитание трехзначных чисел» - 12.11
2. Проверочная работа по теме: «Порядок выполнения действий в выражениях без скобок» - 16.12
3. Итоговая контрольная работа за I полугодие - 24.12
3 четверть
использовано 2 резервных урока (из 10) на проведение контрольных работ:
- Контрольная работа по теме: "Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число" - 26.02
- Итоговая контрольная работа за 3 четверть - 18.03
4 четверть
использовано 4 резервных урока (из 10) на проведение контрольной работы:
- Контрольная работа по теме: "Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число" - 15.04
- Итоговая контрольная работа за 4 четверть - 13.05
- Итоговая административная контрольная работа за год - 21.05
- Повторение. Решение задач изученных видов - 23.05
Уплотнение программы 4ч, в связи с нехваткой календарных дней за счёт резервных уроков и объединения тем:
1. Уплотнение программы: ур.ок 97 "Письменные приёмы деления чисел на 10 и 100" и урок 98 " Деление чисел в пределах 1000 в случаях, кода частное является однозначным числом." 11.03
2. Уплотнение программы: урок 111 "Закрепление алгоритма деления на однозначное число" и урок 112 "Решение арифметических задач" 14.04
3. Уплотнение программы: урок 122 и урок 123 "Упражнение в умножения на двузначное число" 30.04
4. Уплотнение программы: урок 130" Отработка вычислительного навыка деления на двузначное число" и урок 131
"Проверочная работа по теме: «Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на двузначное число»" 16.05
5. Уплотнение программы: урок 133 и урок 134 " Закрепление умножения и деления на двузначное число" 20.05
8. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы ( не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах ( один экземпляр на 5-6 человек)
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | Примечание | |
Библиотечный фонд (печатные средства обучения) | |||
1. | 1. Основная литература Работа по данному курсу обеспечивается УМК: - В.Н. Рудницкая, математика: программа: 1-4 классы/ В. Н. Рудницкая. - М.: Вентана-Граф, 2012. - В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Математика 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Вентана - Граф, 2013. - В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Математика 3 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2013. 2. Дополнительная литература - В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева: Дружим с математикой: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2013. - В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Математика 3 класс: методика обучения. - М.: Вентана - Граф, 2013. - В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, Математика в начальной школе: устные вычисления: методическое пособие.- М.: Вентана - Граф, 2012. - В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы.- М.: Вентана - Граф, 2012. | К К К | |
2. | Приборы и инструменты классные: - линейка классная 1 м деревянная; - транспортир классный пластмассовый; - угольник классный пластмассовый (45 и 45 градусов); - циркуль классный пластмассовый; | Д Д Д Д | |
3. | Демонстрационные пособия: - измерительные приборы: настенные часы, песочные часы, термометр - модель циферблата часов; | Д П | |
4. | Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование: - объекты, предназначенные для счёта: от 1 до 10, от 1 до 20, от 1 до 100; - пособия, предназначенные для изучения состава чисел; - учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др. - карточки с заданиями по математике 3 класс. | К Д П К | |
5. | Комплект таблиц.Таблицы отпечатаны на плотном полиграфическом картоне 250-280 гр./м2, форматом 68x98 см. Печать односторонняя. Мелование одностороннее. Красочность 4(полноцвет). В комплект альбома входит брошюра с методическими рекомендациями для учителя (1 экз.). Содержание комплекта: | ||
6. | Технические средства обучения - магнитная классная доска - ноутбук - проектор, экран - принтер | Д Д Д | |
7. | Оборудование класса - Ученические столы 2-х местные с комплектом стульев - Стол учительский с тумбой - Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | К Д Д | |
8. | Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения - Математика: тематическое планирование: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2012 - Математика и конструирование: электронное издание.- М.: ООО ДОС Калуга, 2007. - Математика: мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе (компакт-диск) - издательство "Учитель", 2011 - Таблицы (в электронном виде) - Презентации (по темам программы) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Школа России"( с учетом ФГОС)
Программа к учебнику М.И.Моро 2 класс...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК"Школа России"( с учетом ФГОС)
Программа к учебнику "Русскому язык" 2 класс В.П.Канакина В.Г.Горецкий (ФГОС)...
Рабочая программа по математике УМК "Начальная школа ХХI века" 2 класс по ФГОС
Рабочая программа и календарно тематический план для 2 го класса...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа 2100" в соответствии с ФГОС
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа 2100" в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа для 2 класса (УМК "Школа России" ФГОС)
Данный материал содержитрабочие программы по всем предметам для 2 класса по УМК "Школа России" по ФГОС....
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
рабочая программа по математике 4 кл Школа России ФГОС
рабоча япрограмма по математике 4 кл Школа России ФГОС...