Конспект урока математики 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Постнова Татьяна Николаевна

Решение задач на движение в противоположных направлениях

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki_4_klass.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4-м классе

Тема урока

Решение задач на движение в противоположных направлениях

Цель урока

  Формирование умения решать задачи на движение в противоположных направлениях.

Планируемый результат обучения

Знать:

- зависимости между величинами «скорость, время, расстояние»;

- понятие «общая скорость»;

- правила построения чертежа.

Уметь:

- работать в  паре и группе  (планировать работу, распределять   её между членами группы, совместно оценивать  результат работы, слушать собеседника и вести диалог);

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- работать по предложенному учителем плану;

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; 

- составлять обратные задачи на равномерное движение в противоположных направлениях;

- выполнять вычисления на умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями.

Основные понятия

Скорость, время движения, расстояние, общая скорость, движение в противоположных направлениях.

Межпредметные связи

Окружающий мир, технология.

Ресурсы

Учебник математики для 4 класса авторов М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. (Образовательная система «Школа России»), демонстрационная таблица, карточки для работы в паре.

Средства обучения: 

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, план-конспект, раздаточный материал для конструирования чертежей к задачам.

I. Целеполагание и мотивация.

Проверьте, все ли готово к уроку, все ли в порядке.

Улыбнитесь друг другу, ребята. Пожелайте удачи себе и друг другу.

Откройте тетради и запишите число… (5 марта. Классная работа.)

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения. 

А пока, чтоб работать быстро и ловко,

Нам нужна ума тренировка!

Сейчас вам предстоит работа в парах. Перед вами карточки с заданиями.

  1. а) Выполните вычисления.

 Карточка № 1           360*700      5300*50    ////     452000: 400     60800:200

 Карточка № 2           3600*70      530*500    ////     565000:500       91200:300

           б) Расположите числа в порядке возрастания в первую строку таблицы.

265000

252000

1130

304

            в) Впишите букву, которая соответствует данному числу, во вторую строку.

         

- Какое слово у вас получилось?

(К1 – движ, К2 – ение) - Слайд №1

- Что такое движение? (Перемещение в пространстве) Слайд №2

- Запомните. Это ключевое слово нашего урока. А математическая разминка – это движение мысли.    

    2.   - Какие величины используются  в задачах на движение? Слайд №3

км, см/сек., м/мин., сут., км/ч., см, кг, мин., ц, сек..   Слайд №4

Назовите единицы измерения:

1) Скорости.         – Как найти скорость?
2) Расстояния.      – Как найти расстояние?
3) Времени.          – Как найти время движения?
    – Какие единицы измерения лишние? Почему?

3) Определить какому животному принадлежит скорость. Слайд №5

-У каждого из вас на столе лежат карточки. Покажите скорость животного.

Эти данные я взяла из книги “Тайны живой природы”.

3) Блиц-турнир  Слайд №6

Послушайте задачи с этими величинами:

1) Скорость сокола-сапсана 250 км/ч, что в 50 раз больше скорости человека и в 3 раза меньше скорости реактивного самолета. Чему равна скорость человека и самолета?

2) Скорость таракана 30 см/с. Сколько времени ему потребуется, чтобы преодолеть расстояние в 150 м и вернуться обратно?

3) Из поселка одновременно выехали два автомобиля. Скорость одного – 60 км/ч, другого – 70 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобили через 2 часа?

III. Выявление места и причины затруднения.

- Мы решали много задач на движение.

- Еще раз внимательно прочитайте задачу. Что вы заметили? (не указано направление движения)

- Можно ли решить эту задачу, не зная направление движения объектов?!

- Что нужно сделать для того, чтобы решить эту задачу?

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какие слова мы должны дополнить в задачу, чтобы ей соответствовал этот чертеж?  Слайд №7

- Сегодня мы научимся решать задачи на движение в противоположных направлениях.

- Прочитайте получившуюся задачу.

- Как движутся автомобили?

- Какие величины известны? (Скорость и время)

- Какие нет? (Расстояние между пунктами)

- Можем ли мы найти расстояние? Почему?!

- А можем найти общую скорость?

Итак, что узнаем в первом действии? Каким действием? Во втором? Каким действием? Записать задачу с пояснением на доске.

V.  Релаксационная пауза.

Машины во многом облегчили нашу жизнь, помощь их бесспорна. Но я хочу привести и печальные факты. По данным за 2012  год в  нашей стране  было совершено 199 868

случаев  дорожно-транспортных происшествий.  Из них  27 953  человек погибли. Поэтому всем: и автомобилистам, и пешеходам надо быть очень внимательными на дорогах,  обязательно соблюдать ПДД.

- Вот мы сейчас с вами и повторим эти правила в нашей физкультминутке.

   Да – хлопать в ладоши, нет - топать

1. Пешеход должен идти по дороге навстречу движущемуся транспорту.

2. На велосипеде по дороге можно ездить с 7 лет.

3. Зелёный сигнал светофора означает: движение разрешено.

4. Переходя через улицу, сначала посмотри направо.

5. Красный сигнал светофора означает: движение запрещено.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-  Обратимся к учебнику на с. 26 к № 135.

1)  - Прочитайте задачу под цифрой 1. Рассмотрите чертеж.

- Как движутся пешеходы?

- Какие величины известны? (Скорость и время)

- Какие нет? (Расстояние между пунктами)

- Можем ли мы найти расстояние? Почему?!

- А можем найти общую скорость?

Итак, что узнаем в первом действии? Каким действием? Во втором? Каким действием? Записать задачу с пояснением на доске.

2. - Прочитайте задачу под цифрой 2. Рассмотрите чертеж.

- Что вы можете сказать об этой задаче? Почему вы так решили?

- Какие величины известны? (Скорость и расстояние)

- Какие нет? (Время движения)

- Можем ли мы найти время? Почему?!

- А можем найти общую скорость?

Итак, что узнаем в первом действии? Каким действием? Во втором? Каким действием?  Записать задачу с пояснением на доске.

3. - Прочитайте задачу под цифрой 3. Рассмотрите чертеж.

- Что вы можете сказать об этой задаче?

- Какие величины известны? (Скорость одного пешехода, время движения и расстояние)

- Какие нет? (Скорость второго пешехода)

- Можем ли мы ее найти ? Почему?

- А можем найти общую скорость?

Итак, что узнаем в первом действии? Каким действием? Во втором? Каким действием? Записать задачу с пояснением на доске.

4. – Что общего в решении этих задач? (В первом действии находили общую скорость)

- Каким действием?

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А сейчас поработайте в парах. У каждой пары лежит конверт, в нём  объекты движения, установка к работе, некоторые данные.
- Кто желает познакомить со своей задачей? 

- Покажите ваш чертеж.
- Какие известны величины? 
- Что неизвестно? 
- Объясните, как решали? 

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- На этом наш урок подходит к концу.

- Давайте оценим нашу работу на уроке с помощью светофоров:

- Поднимите зелёный цвет те, кто хорошо всё понял и может  решить самостоятельно.

- Поднимите красный цвет те, кто неуверен и нужно ещё поработать.

-  Какие умения мы сегодня совершенствовали на уроке?

- Где нам может пригодиться умение решать задачи на движение?

Закончи предложение:

  • Больше всего мне запомнилось (лся) …
  • Я не знал(а) что….
  • Я точно запомнил(а), что….
  • Мне понравилось …

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку. 
Учится с тобою детвора
Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!

IX. Домашнее задание

Составить задачу на движение в противоположных направлениях и сделать к ней чертеж.

ЗАДАЧИ-ШУТКИ 
1.Какое колесо у машины не вращается при её спуске с горы? 
2. Пассажир такси ехал в село. По дороге ему навстречу проехали 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько машин ехало в село? 
3. Автобус едет от города до аула 2 часа, а обратно 120 минут. Как объяснить такую разницу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

План-конспект урока математики в 4 классе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Внеклассное занятие « Весёлая математика»

Данное внеклассное занятие проведено в игровой форме. Поможет  закрепить навыки счёта, устных вычислений...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...

Конспект урока математики в 4 классе "Зачем нужна математика"

Урок математики в 4 классе, основанный на практико-ориентированном подходе к обучению....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....