Специфические ошибки, которые наблюдаются при дислексии
консультация по логопедии на тему
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spitseficheskie_oshibki_harakternye_dlya_disleksii.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфические ошибки,
которые наблюдаются при дислексии
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
- Неправильное прочитывание (замены) букв, соответствующих акустически или артикуляторно близким звукам.
В этом случае ребёнок, видя, например, написанное слово «шуба», прочитывает его как «суба», а слово «цыплёнок» – как «сыплёнок» и т.п. Обычно такие дети делают аналогичные ошибки и при письме, заменяя в записываемых словах те же самые буквы. У многих детей соответствующие звуковые замены наблюдаются и в устной речи.
В этих случаях ошибки вызваны затруднениями в слуховой дифференциации соответствующих звуков (Ш – С, Ц – С и др.) Именно по этой причине ребёнок при чтении, например, слова «шапка» будет сомневаться в том, как нужно правильно прочитать первую букву — Ш или С? Ведь звуки Ш и С при их восприятии на слух кажутся ему одинаковыми. По этой же самой причине он постоянно будет сомневаться и в выборе буквы (III или С) при записи всех слов, включающих эти буквы.
2. Грубое искажение при чтении звуко-слоговой структуры слов, иногда до полной их неузнаваемости.
Ребёнок в процессе чтения пропускает буквы или даже целые слоги, меняет их местами, добавляет лишние буквы и слоги, что резко затрудняет понимание прочитанного. Например, если вместо слова «карандаш» ребёнок прочитал «кардадаш», то не удивительно, что он не может узнать этого «слова». При этой форме нарушений чтения нередко отмечаются и затруднения в синтезе (т.е. слиянии) звуков в слоги. Слово тогда читается не по слогам («го-ло-ва»), а по отдельным буквам («г-о-л-о-в-а»), между которыми к тому же вставляются и какие-то неопределённые призвуки. Это так же затрудняет узнавание ребёнком «прочитанного» слова, и, как следствие, приводит к непониманию читаемого.
Конкретно эти ошибки могут проявляться в следующем:
- пропуски букв в словах («лто» вместо «лето», «катрюля» вместо «каст рюля»);
- вставка лишних букв («тарава» вместо «трава», «коромила» вместо «кормила»);
- перестановка букв («прота» вместо «тропа», «онко» вместо «окно»);
- пропуск слогов в словах («весипед» вместо «велосипед», «мисанер» вместо «милиционер»);
- вставка лишних слогов («гололова» вместо «голова»);
- перестановка слогов («мотолок» вместо «молоток»);
- слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу»);
- разделение одного слова на части («на ступила»).
Причина всех этих затруднений кроется в том, что ребёнок не овладел приёмами анализа и синтеза речевого потока. Если такого ребёнка спросить, сколько слов, например, в предложении «Девочка собирает цветы» или «Цветы стоят на столе», то он или вообще не поймёт вопроса, и будет называть вместо слов слоги (или звуки), или даст ошибочный ответ, но, во всяком случае «на столе» он обязательно сочтёт за одно слово. Примерно то же самое произойдёт и при попытке проанализировать звуко-слоговой состав отдельного слова. Ребёнок затруднится в определении количества слогов в слове и скажет, что, допустим в слове «стол» два или даже три слога («с-тол» или «с-то-л»).
3. Аграмматизмы при чтении.
Выражаются в неправильном согласовании слов между собой, в искажении или полном отсутствии окончаний в словах и пр. На первый взгляд причину этих нарушений даже трудно объяснить. Ведь, казалось бы, ребенок читает только то, что написано, и здесь просто не должно оставаться места для его собственного «творчества». Так почему же тогда вместо ясно написанного словосочетания «много зеркал» он прочитывает «много зеркалов»?
Дело в том, что по мере овладения навыком чтения ребенок все чаще и чаще начинает узнавать слова «в лицо», уже не вчитываясь при этом в каждую составляющую их букву. По этой причине он уже не дочитывает, а как бы «домысливает» окончания слов. И если у ребенка имеются аграмматизмы в устной речи (то есть если он привык говорить «много зеркалов» вместо «много зеркал»), то это неизбежно проявится и при чтении, и при самостоятельном письме (изложения, сочинения и пр.).
4. Неправильное прочитывание (замены) букв по принципу их оптического сходства.
Этот вид нарушений чтения чаще всего встречается у тех детей, у которых к началу обучения грамоте недостаточно сформированы зрительно - пространственные представления. По этой причине дети затрудняются в различении сходных по начертанию букв, как бы не замечая «мелких» различий между ними. Например, читая слово «щавель», ребёнок будет сомневаться в том, как нужно назвать первую букву этого слова: то ли Ш, то ли Ц, то ли, наконец, Щ? Естественно, что ошибочное прочтение этой буквы не позволит понять и значения всего слова (что такое «шавель» или «цавель»?) Аналогичные трудности в различении оптически сходных букв дети испытывают и при письме.
Учитель-логопед КО РА «Школа-интренат
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, им. Г.К.Жукова»
Герасимцева И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфические ошибки письменной речи, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза
Основные направления логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа у младших школьников...
Специфические ошибки
Специфические ошибки чтения и письма (памятка для учителя)...
"Специфические ошибки в письменной речи учащихся младших классов"
Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из актуальных для школьного обучения. Нарушения письма и чтения являются достаточно распространенными среди учащихся массовых школ, ...
специфические ошибки письма младших школьников
В данной статье указывается на специфические ошибки младних школьников. Данная памятка адресована не только педагогам, но и родителям. Которые в свою очередь, заметив ошибки данной группы, должны обра...
Специфические ошибки на письме
Материал, представленный здесь, можно использовать для проведения консультации для учителей с целью ознакомления со специфическими ошибками письма школьников....
"Специфические ошибки при письме"
"Специфические ошибки при письме"...
"Специфические ошибки на письме, связанные с недоразвитием зрительного анализатора»
Цель данной консультации заключается в том, чтобы сформировать представления у учителей начальных классов о способах коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников....