Специфические ошибки на письме
статья по логопедии на тему
Материал, представленный здесь, можно использовать для проведения консультации для учителей с целью ознакомления со специфическими ошибками письма школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
специфические ошибки письма | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфические ошибки письма
(Консультация для учителей начальных классов)
Для того, чтобы разбираться в специфике работы логопеда, а также чтобы отграничить ошибки, не требующие логопедической помощи, разберемся, что же такое дисграфия, и какие именно (специфические) ошибки на письме у учащихся называются дисграфическими.
Определение дисграфии
"Дис" - расстройство, "графо" - пишу, буквально - расстройство письма. Проявляется в специфических ошибках (не связанных с применением орфографических правил), которые носят стойкий характер (т.е. повторяющиеся, устойчивые). Эти ошибки сами по себе не исчезают, а требуют специальной помощи.
Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью на письме, небрежным отношением к работе и др.
На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Все специфические ошибки принято заносить в следующую таблицу (см. Приложение) для удобства их систематизации. Рассмотрим подробнее.
1.Отграничение речевых единиц.
Данные ошибки объясняются несовпадением норм устной и письменной речи: в устной речи слова произносятся слитно, на одном выдохе, а в письменной речи - обособленно. Если ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы, то это ведет к раздельному или слитному написанию слов.
Раздельное написание частей слова чаще всего, если:
1) приставка или начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение (и дут, я сный, с мотри);
2) при стечении согласных (б рат, поп росил, п челы).
Слитно обычно пишутся служебные слова - предлоги, союзы (ветки елии сосны, кдому, надерево). Но бывает и два самостоятельных слова (быличудные дни, кругомтихо).
2.Ошибки звукового анализа.
Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов.
Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, напр. "снки"(санки), "кичат"(кричат). Пропуск нескольких букв в слове - следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова, напр. "дорве"(здоровье), "бт"(брат).
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове, напр. "корвом" (ковром), "плюшегово" (плюшевого), "он" (но), "зиам" (зима), "довр" (двор).
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (декабарь, Александар). Иногда обнаруживаются ошибки, которые нельзя назвать вставками букв в словах, начинающихся с прописной (заглавной) буквы: первая буква воспроизводится дважды, но второй раз уже в виде строчной (Аавгуст, Оосень). Эти ошибки - результат механического закрепления графо - моторных навыков. Давайте не будем провоцировать детей на ошибки, отрабатывая такое написание букв на уроках!
Случаи грубого нарушения звукового анализа находят выражение в контаминациях (слепление) слов ("блзм" - была зима, "лептбау" - лепят бабу).
3.Обозначение мягкости согласных.
Нередко дети не различают твердое и мягкое звучание согласных. Ошибки типа: "патка" (пятка), "клуква" (клюква), "клон" (клен). Но не путать с ошибками типа: "кльон", "мьата". Они свидетельствуют о том, что ребенок мягкость слышит, но не научился правильно её обозначать.
4.Смешения букв.
В устной речи мы говорим о заменах и смешениях звуков, в письменной - о смешении букв, но не о замене, что означало бы полное исключение из письма одной из смешиваемых букв, чего не происходит.
Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это происходит при нестойкости соотнесения фонемы с графемой (не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы) и (или) нечетком различении звуков, имеющих акустико - артикуляционное сходство.
а) По акустико - артикуляционному сходству смешиваются обычно:
1) звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции (исключаются случаи оглушения и озвончения звуков)
Т-Д тавно, долстый, ситит
С-З вазилек, позуда, саснуть
П-Б бодарил, балатка, пельё, польшие
Ш-Ж вержина, ужибла, шдёт, шук
К-Г клавный, досга, собага
Ф-В картовель, фьюга, ковта, ворточка
2) лабиализованные гласные
О-У рочей, голобь, дедошка
Ё-Ю клёква, утюнок, лёбит
3) заднеязычные
Г-К-Х черемуха, гороговый, за голмом
4) сонорные
Р-Л хородный, смерый, лабота
Й-Л тут бывалет и солька (тут бывает и сойка)
5) свистящие-шипящие
С-Ш пушиштый, шушим, гнёздыско
З-Ж жажги, скажал, зелезо
С-Щ сенок, сётка, нещёт
6) аффрикаты
Ч-Щ роча, пича, щасто, стущал
Ч-Ц граци, птичи, синича
Ч-Т учичель (утитель), черчит
Ц-Т цвецёт, цюльпан, пцицы, заняция
Ц-С куриса, улиса, рельцы
б) Смешения букв по оптическому (кинетическому) сходству не связаны с особенностями произношения или неразличением звуков:
О-А (под ударением) бонт, журовль, клоссная, ураки, страйка
Б-Д людит, убача, дольшой, ядлоки
И-У прурода, криглый, дедишка, кист
П-Т стасли, стисывать, пемнеет, тётлая
Х-Ж можнатые, вехливый, дорохки
Г-Р (заглавные) Гечка, Габота, Ролод
и др.
В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ребенок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки с замыслом: либо неправильно передал количество однородных элементов (л-м, п-т, и-ш), либо ошибочно выбрал последующий элемент (и-у, б-д).
Подобные ошибки не следует воспринимать как безобидные "описки", ведь они могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения, хотя шрифт рукописный и печатный различен (размываются" неокрепшие ещё связи между звуком и буквой).
5. Персеверации (застревание) и антиципации (упреждение, предвосхищение): согласный, а реже - гласный, заменяет вытесненную букву в слове.
Персеверации:
а) в пределах слова: магазим, за зашиной
б) в пределах словосочетания: у деда Модоза
в) в пределах предложения: Девочка кормила петуха и курм.
Антиципации:
а) в пределах слова: на девевьях, дод крышей
б) в пределах словосочетания, предложения: Жукчат ручейки. У насть (нас) дома есть.
Возможна персеверация, антиципация слога (слова): стутупали (ступали), мелго (много) мелкой рыбы.
6. Аграмматизмы.
Словообразования (морфемный аграмматизм) - отражение на письме трудностей анализа и синтеза частей слов: написание вопреки правилам грамматики (лёд - лёдик , рука - рукища, растущий в поле - поленой, вьюгный день...) Дети не осознают обобщенного значения фонем, ошибочно их используют.
Основная масса ошибок - в нарушении связи слов - согласования (род, число) и управления (падежи) (5 оленев, под кровати, на деревьев). Наиболее отчетливо проявляются аграмматизмы при самостоятельном письме, но бывают и в диктовках, при списывании, читают тоже аграмматично.
Значительные трудности связаны с употреблением предлогов (могут заменять , пропускать, удваивать и т.п.).
В заключение хотелось бы отметить, что специфические ошибки - стойкие, повторяющиеся.
Логопед - не дублер учителя и не репетитор. Он должен создать базу для понимания и правильного применения грамматических правил (профилактика, предупреждение ошибок) и закрепить учебный материал, связанный с коррекционным процессом, который даст учитель.
(По Садовниковой И.Н.)
Выступление составлено
учителем - логопедом
Мироновой Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
специфические ошибки письма младших школьников
В данной статье указывается на специфические ошибки младних школьников. Данная памятка адресована не только педагогам, но и родителям. Которые в свою очередь, заметив ошибки данной группы, должны обра...
"Специфические ошибки при письме"
"Специфические ошибки при письме"...
"Специфические ошибки на письме, связанные с недоразвитием зрительного анализатора»
Цель данной консультации заключается в том, чтобы сформировать представления у учителей начальных классов о способах коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников....
Родительское собрание "Специфические ошибки письма!
Советы родителям по преодолению дисграфии...
Формы дисграфии и специфические ошибки письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
В настоящее время количество детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющими дисграфию, увеличивается. В статье описаны формы дисграфии и специфические ошибки письма у обучающихся начальных классов с тяже...
Консультация для учителей начальных классов "Специфические ошибки детей при письме и чтении"
Консультация для педагогов....
Специфические ошибки письма, обусловленные несформированностью фонематических процессов.
В консультации раскрываются специфические ошибки письма, обусловленные несформированностью фонематических процессов....