Урок математики на тему "Периметр многоугольника "
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Урок математики на тему "Периметр многоугольника "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_._perimetr_mnogougolnika.docx | 31.48 КБ |
urok_matematiki.pptx | 309.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Володина Людмила Николаевна Класс: 4 УМК „Планета знаний” |
Предмет: Математика Дата проведения: 19 октября 2015 г. |
Тема урока: Периметр многоугольника
Форма: урок - путешествие.
Цель урока:
Образовательная:
- показать, как вычислить периметр многоугольника;
- учить выражать ответы в более крупных единицах длины;
- совершенствовать умения составлять выражения для вычисления периметра прямоугольника и квадрата разными способами.
Развивающая:
развитие восприятия, наблюдательности внимания, пространственных представлений, умения выделять главный признак, классифицировать обобщать, развитие логики, навыков вычисления периметра многоугольника, развитие математической речи, критического и практического мышления.
Воспитательная:
воспитание интереса к математике, познанию, творчеству, воспитание самостоятельности, организованности, трудолюбия, аккуратности, чувства дружбы и товарищества.
Задачи:
Личностные:
развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
формировать умение находить периметр многоугольника.
Коммуникативные: умение работать в парах, контролировать действия партнера.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы урока: объяснительный, иллюстративный, проблемный.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- презентация;
- учебник «Математика. 4 класс»/ М.И. Башмаков, Н.Г. Нефедова. -М.:Астрель,2014г.
раздаточный материал для учащихся, карточки для самостоятельной работы;
задания для выполнения на уроке;
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная групповая индивидуальная
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Ход урока:
I. Организационный момент:
– С хорошим настроением начинаем наш урок. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра, удачи, успехов.
- Ну а теперь:
- Руки? - На месте!
- Ноги? - На месте!
- Локти? - У края!
- Спинка? – Прямая!
– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руку.
– А для чего люди путешествуют? (Чтобы узнать что-то новое.)
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадем.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку радостно встречай!
Слайд 1
– Но прежде чем открыть что– то новое , что нужно сделать? (Повторить старое.)
-Начинаем нашу работу с устного счета, который и поможет определить, в какую страну мы попадем.
Слайд 2
II. Устный счет:
- Расположите величины в порядке их возрастания
Находят табличку с полученным ответом, на обратной стороне написана буква. Составляют слово
С Т Р А Н А | ||||
165см | 3м5дм | 40 дм8см | 7м30 см | 975 дм |
Ч | У | Д | Е | С |
Слайд 3
- Умнички, мы с Вами действительно попали сегодня в удивительную Страну Чудес! А гости нашего урока - девочка Алиса и её друзья.
- Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.
Слайд 4
III Актуализация имеющихся знаний:
- Какая геометрическая фигура лишняя и почему? (1 фигура – лишняя ,незамкнутая ломаная, остальные – замкнутые ломаные, многоугольники)
-У каждого из вас на парте лежит геометрическая фигура. (Квадрат, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник).
-Как она называется? Как вы это определили? (квадрат, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник).
Создание проблемной ситуации
Перед вами не простые фигуры, а основа для открытки. Скоро праздник и Алиса решила сделать открытку для мамы и хочет украсить её лентой. Но у неё возникла проблема, и она попросила вас помочь ее решить. Она не знает, хватит ли ей ленты. Сможем ли мы помочь в решении этой проблемы?
- Как мы поступим в такой ситуации? С чего начнем? (Измерим длину стороны)
- Что сделаем потом? (Сложим полученные результаты)
Практическая работа (Измерение длин сторон квадрата)
- Сколько сторон у нашей фигуры? (4)
- А сколько измерений нам нужно выполнить?
- Чему равны длины сторон? (ответы)
- Сможем ли теперь узнать, сколько нужно ленты?
- Что для этого сделаем? (Сложим результаты измерений)
- Какое действие мы использовали для решения задачи? (Сложение)
- Как называется результат сложения? (Сумма)
- Что мы складывали? (Длины сторон).
- Чтобы помочь Алисе, что же мы нашли? (Сумму длин сторон)
- Давайте проверим, хватит ли ленты.
- А кто знает, как называют по – другому, сумму длин сторон? Назовите.
- Правильно, в математике эта величина имеет особое название – периметр.
- Так чем же мы сегодня на уроке будем заниматься? (Ответы детей)
- Мы узнаем, как найти периметр многоугольника. Это и будет темой нашего урока.
Слайд 5
Ребята, а кто из Вас помнит, что обозначает слово “ Периметр”?
Слайд 6
Это интересно!
Ребята, я Вам напомню. В Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово «периметр» (на доску вывешивается табличка со словами «пире» и «метрос»).
«Пире» – означает «ходить».
«Метрос» – измерять, т.е. измерять ходьбой.
- А кто из Вас помнит, как мы обозначаем периметр? (Обозначаем буквой P).
- А зачем нам нужно знать, что такое периметр?
- Где в нашей жизни нам могут пригодиться эти знания? (Классная доска, платье сшить, парту измерить можно.)
- Молодцы! Давайте отдохнем!
Гимнастика для глаз
ІV Актуализация новых знаний.
Слайд 7
- Алиса нашла сундук с кладом, но он закрыт на замок. Давайте вместе подберем ключ. Но без секретного кода нам сундук не открыть. Необходимо посчитать периметр фигур.
- Рассмотрите данные фигуры (учащиеся открывают с. 58 учебника №1).
- Как их можно назвать одним словом? (многоугольники)
- Что необходимо знать для вычисления периметра многоугольника? (длину каждой из сторон)
- Что заметили? (По условию стороны равные, значит длины сторон одинаковые)
- Итак, осталось выяснить, как его вычислять. Это вам придется сделать самим в парах.
Самостоятельная работа (в парах).
1 группа вычисляет Р треугольника.
2 группа вычисляет Р четырёхугольника.
3 группа вычисляет Р пятиугольника.
4 группа вычисляет Р шестиугольника.
Периметр - это........
Делается вывод. На доске появляются записи.
Р - сумма длин 3-х сторон
Р- сумма длин 4-х сторон
Р- сумма длин 5-ти сторон и т.д.
- Какой великолепный клад мы нашли! Что мы сейчас делали? (учились вычислять периметр многоугольника)
Слайд 8
- Ребята, а вот и Чеширский кот, он предлагает нам составить выражения для вычисления периметра прямоугольника и квадрата разными способами. Проверьте друг друга. (№2 с.58 Работа в парах)
- Как же правильно выполнить записи?
Р = 8 дм + 8 дм + 8 дм + 8 дм = 32 дм - 1 ученик выходит к доске
- А можно ли вычислить более удобным способом? (8дм*4, так как все стороны квадрата равны)
Р = 7 дм + 9 дм + 7 дм + 9 дм =32 дм
- Как можно вычислить более удобным способом?
Р = 7 дм*2 + 9 дм *2 =32 дм или Р = (7 дм + 9 дм) *2 =32 дм
-Как пришли к такому выводу? (Противоположные стороны прямоугольника равны)
- Обозначим длины сторон квадрата и прямоугольника буквами. Задание: Подумайте, какие выражения подходят для вычисления периметра квадрата, а какие для вычисления периметра прямоугольника. (Работа в парах. Взаимопроверка.)
- Почему выбрали именно эти формулы? (Представители каждой группы доказывают правильность своего решения.)
-Давайте проверим, внимание на Слайд 9.
Р квадрата
a+а+a+а
a*4
Р прямоугольника
a+b+a+b
a*2+b*2
(a+b)*2
- Молодцы, мы хорошо поработали, давайте поапплодируем себе.
Физминутка (упражнения на расслабление мышц опорно – двигательного аппарата)
V Закрепление нового материала.
- Итак, продолжите мою мысль: чтобы найти периметр многоугольника, нужно точно знать....... (сколько сторон у многоугольника, их длину и правило нахождения периметра).
Слайд 10
- Ой, а кто это? Да это же Труляля и Траляля, а что они тут делают?
- Дело в том, что уважаемые наши гости решили задачу, но кто из них решил правильно, определить не могут. Ребята, давайте поможем им.
1. Решение задачи № 4 (а) с.58 (один ученик у доски)
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? (Неизвестна длина одной из сторон прямоугольника)
- Можем ли её найти? Каким действием? (Можем, сложением). Решение.
- Зная длину и ширину прямоугольника, можем ли мы найти периметр? (Да)
- Что для этого нужно знать? (правило нахождения периметра прямоугольника). Решение. Ответ.
2. Решение №5 с.59
- Ребята, Алиса со своими друзьями очень любит спорт, особенно прыгать и бегать. Давайте вместе с ними решим задачу № 5 с.59.
На плане изображён стадион, размеры которого указаны в условии задачи. Вокруг стадиона проложена беговая дорожка.
- Что нужно найти? ( Нужно найти её длину, а ответ выразить в более крупных единицах)
- Как по-другому сформулировать вопрос задачи? (Найти периметр)
- В каких единицах измерения можно вычислить Р? (м, км)
- Поможем Алисе?
Один решает у доски с комментированием.
( 600 м -345 м=255 м – длина, (600 м +255 м)*2= 1710 м =1 км 710 м)
VI Повторение пройденного материала
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
- Ребята и снова Алисе понадобилась наша помощь, дело в том, что рост Алисы 1м20 см. В Стране Чудес её рост постоянно менялся. Алиса выпила напиток, напоминающий вишнёвый пирог, ананас, жареную индейку и сливочную помадку, и стала в 6 раз меньше. Затем Алиса съела пирожок, и её рост увеличился в 24 раза. Нужно узнать, на сколько больше своего нормального роста стала Алиса?
(Один человек решает у доски, за шторкой. Есть дети, которые справятся с этим заданием быстрее остальных, им дополнительно решить задания №6)
VII. Подведение итогов (Слайд 11)
- Молодцы, мы подошли к финалу нашего урока.
- Наше путешествие закончилось.
- Пора оценить свою работу на уроке.
- Что мы делали сегодня на уроке?
-Что нового узнали?
- Что называют периметром многоугольника?
- Как найти периметр треугольника? прямоугольника? квадрата? многоугольника?
- Где применяется знание о периметре в жизни?
VII Домашнее задание.
- Измерить в своей квартире периметр входной двери в дециметрах.
- Начертите в тетради фигуры, имеющие одинаковый периметр, но разную форму.
VIII Рефлексия.
Обратная связь:
- Отметьте мнение о своей работе на уроке:
Зеленый цвет - «На уроке мне всё было понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».
Желтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».
Красный цвет – «Помогите! Мне многое не понятно! Мне требуется помощь!»
Выставление оценок.
- Молодцы!
- Спасибо всем за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устный счёт
Периметр многоугольника
Это интересно! В Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово «периметр» (на доску вывешивается табличка со словами «пире» и « метрос »). «Пире» – означает «ходить». « Метрос » – измерять, т.е. измерять ходьбой.
Р квадрата a + а+ a +а a*4 Р прямоугольника a+b+a+b a*2+b*2 ( a + b )*2
- Что мы делали сегодня на уроке? -Что нового узнали? - Что называют периметром многоугольника? - Как найти периметр треугольника? прямоугольника? квадрата? многоугольника? - Где применяется знание о периметре в жизни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики по теме: " Многоугольники" 1 класс
Знакомство первоклассников с многоугольниками...
Методическая разработка урока математики по теме "Многоугольники". Система Занкова Л.В., 1 класс.
Данный урок построен на основе технологии проблемного обучения. Его стержнем является открытие новых знаний вместе с детьми....
«Открытый» урок математики на тему: «Многоугольники» во 2 классе
урок с технологиями...
Методическая разработка урока математики "Знакомство с многоугольниками", 1 класс
Методическая разработка...
Презентация к уроку математики по теме:"Многоугольники"
Презентация, 1 класс, по математике...
Конспект + презентация урока математики по теме: "Многоугольники и четырёхугольники" 1 класс, ПНШ.
Цель деятельности учителя: формирование способности учащихся к новому способу действия: нахождению и распознаванию многоугольников и четырехугольников, сравнению геометрических фигур...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ. «Конструирование многоугольника из фигур. Деление многоугольника на части» (3 класс) УМК "Школа России"
Тема урока «Конструирование многоугольника из фигур.Деление многоугольника на части»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: формирование умения конструировать многоугольн...