Урок математики на тему "Периметр многоугольника "
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Урок математики на тему "Периметр многоугольника "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_._perimetr_mnogougolnika.docx31.48 КБ
Файл urok_matematiki.pptx309.14 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Володина Людмила Николаевна

Класс: 4

УМК  „Планета знаний”

Предмет:

Математика

Дата проведения:

19  октября 2015 г.

Тема урока: Периметр многоугольника

Форма: урок - путешествие.

Цель урока:

Образовательная:

- показать, как вычислить периметр многоугольника;

- учить выражать ответы в более крупных единицах длины;

- совершенствовать умения составлять выражения для вычисления периметра прямоугольника и квадрата разными способами.

Развивающая:

 развитие восприятия, наблюдательности внимания, пространственных представлений, умения выделять главный признак, классифицировать обобщать, развитие логики, навыков вычисления периметра многоугольника, развитие математической речи, критического и практического мышления.

Воспитательная:

 воспитание интереса к математике, познанию, творчеству, воспитание самостоятельности, организованности, трудолюбия, аккуратности, чувства дружбы и товарищества.

Задачи:

Личностные:

развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

 формировать умение находить периметр многоугольника.

Коммуникативные: умение работать в парах, контролировать действия партнера.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы урока: объяснительный, иллюстративный, проблемный.

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран;

- презентация;

- учебник «Математика. 4 класс»/ М.И. Башмаков, Н.Г. Нефедова. -М.:Астрель,2014г.

раздаточный материал для учащихся, карточки для самостоятельной работы;

задания для выполнения на уроке;

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная             групповая                      индивидуальная

 СЦЕНАРИЙ УРОКА

Ход урока:

I. Организационный момент:

 – С хорошим настроением начинаем наш урок. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра, удачи, успехов.

- Ну а теперь:

- Руки? - На месте!
- Ноги? - На месте!
- Локти? - У края!
- Спинка? – Прямая!

– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руку.
– А для чего люди путешествуют?
(Чтобы узнать что-то новое.)

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

В путешествие пойдем,

В страну сказок попадем.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку радостно встречай!

Слайд 1

– Но прежде чем открыть что– то  новое , что нужно сделать? (Повторить старое.)

-Начинаем нашу работу с устного счета, который и поможет определить, в какую страну мы попадем.

Слайд 2

II. Устный счет:

- Расположите  величины в порядке их возрастания

Находят табличку с полученным ответом, на обратной стороне написана буква. Составляют слово

С    Т    Р    А    Н    А

165см

3м5дм

40 дм8см

7м30 см

975 дм

Ч

У

Д

Е

С

Слайд 3

- Умнички, мы с Вами действительно попали сегодня в удивительную Страну Чудес! А гости нашего урока - девочка Алиса и её друзья.

- Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.

 

Слайд 4

III  Актуализация имеющихся знаний:

- Какая геометрическая фигура лишняя и почему? (1 фигура – лишняя ,незамкнутая ломаная, остальные – замкнутые ломаные, многоугольники)

-У каждого из вас на парте лежит геометрическая фигура. (Квадрат, четырехугольник,  прямоугольник, многоугольник).

-Как она называется? Как вы это определили? (квадрат, четырехугольник,  прямоугольник, многоугольник).

Создание проблемной ситуации

Перед вами не простые фигуры, а основа для открытки. Скоро праздник и Алиса решила сделать открытку для мамы и хочет украсить её лентой. Но у неё  возникла проблема, и она попросила вас  помочь ее решить. Она не знает, хватит ли ей ленты. Сможем ли мы помочь в решении этой проблемы?

- Как мы поступим в такой ситуации? С чего начнем? (Измерим длину стороны)

- Что сделаем потом? (Сложим полученные результаты)

Практическая работа (Измерение длин сторон квадрата)

- Сколько сторон у нашей фигуры? (4)

- А сколько измерений нам нужно выполнить?

- Чему равны  длины  сторон?  (ответы)

- Сможем ли теперь узнать, сколько нужно ленты?

- Что для этого сделаем?  (Сложим результаты измерений)

- Какое действие мы использовали для решения задачи? (Сложение)

- Как называется результат сложения? (Сумма)

- Что мы складывали?  (Длины сторон).

-  Чтобы помочь Алисе, что же мы нашли?  (Сумму длин сторон)

- Давайте проверим, хватит ли ленты.

- А кто знает, как называют по – другому, сумму длин сторон? Назовите.

- Правильно, в  математике эта величина имеет особое название – периметр.

- Так чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?  (Ответы детей)

- Мы узнаем, как найти периметр многоугольника. Это и будет темой нашего урока.

Слайд 5

Ребята, а кто из Вас помнит, что обозначает слово “ Периметр”?

Слайд 6

Это интересно! 

Ребята, я Вам напомню. В Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово «периметр» (на доску вывешивается табличка со словами «пире» и «метрос»).

«Пире» – означает «ходить».
«Метрос» – измерять, т.е. измерять ходьбой.

- А  кто из Вас помнит, как мы обозначаем  периметр? (Обозначаем буквой P).

- А зачем нам нужно знать, что такое периметр?

- Где в нашей жизни нам могут пригодиться эти знания? (Классная доска, платье сшить, парту измерить можно.)

- Молодцы! Давайте отдохнем! 

Гимнастика для глаз

ІV  Актуализация новых знаний.

Слайд 7

- Алиса нашла  сундук с кладом, но он закрыт на замок. Давайте вместе подберем ключ.  Но без секретного кода нам сундук не открыть. Необходимо посчитать периметр фигур.

- Рассмотрите данные фигуры (учащиеся открывают с. 58 учебника №1).

- Как их можно назвать  одним словом? (многоугольники)

- Что необходимо знать для вычисления периметра многоугольника? (длину каждой из сторон)

- Что заметили?  (По условию стороны равные, значит длины сторон одинаковые)

- Итак, осталось выяснить,  как его вычислять. Это вам придется сделать самим в парах.

Самостоятельная работа (в парах).

1 группа вычисляет Р треугольника.
2 группа вычисляет Р четырёхугольника.
3 группа вычисляет Р пятиугольника.

4 группа вычисляет Р шестиугольника.

Периметр - это........

Делается вывод. На доске появляются записи.

Рhttp://festival.1september.ru/articles/503412/Image127.gif - сумма длин 3-х сторон

Рhttp://festival.1september.ru/articles/503412/full.h2.gif- сумма длин 4-х сторон

Рhttp://festival.1september.ru/articles/503412/full.h3.gif- сумма длин 5-ти сторон  и т.д.

- Какой великолепный клад мы нашли! Что мы сейчас делали? (учились вычислять периметр многоугольника)

Слайд 8

- Ребята, а вот и Чеширский кот, он предлагает нам составить выражения для вычисления периметра прямоугольника и квадрата  разными способами. Проверьте друг друга. (№2 с.58  Работа в парах)

- Как же правильно выполнить записи?

Р      = 8 дм + 8 дм + 8 дм + 8 дм = 32 дм - 1 ученик выходит к доске

- А можно ли вычислить более  удобным способом? (8дм*4, так как все стороны квадрата равны) 

Рhttp://festival.1september.ru/articles/503412/full.h2.gif =  7 дм + 9 дм + 7 дм + 9 дм =32 дм

- Как можно  вычислить более  удобным способом?

Рhttp://festival.1september.ru/articles/503412/full.h2.gif =  7 дм*2 + 9 дм *2 =32 дм   или Рhttp://festival.1september.ru/articles/503412/full.h2.gif =  (7 дм + 9 дм) *2 =32 дм  

-Как пришли к такому выводу?   (Противоположные стороны прямоугольника равны)

- Обозначим длины сторон квадрата и прямоугольника буквами. Задание: Подумайте, какие выражения подходят для вычисления периметра квадрата, а какие для вычисления периметра прямоугольника. (Работа в парах. Взаимопроверка.)

- Почему выбрали именно эти формулы? (Представители каждой группы доказывают правильность своего решения.)

-Давайте проверим, внимание на Слайд 9.   

Р  квадрата

a+а+a+а

a*4

Р прямоугольника

a+b+a+b

a*2+b*2

(a+b)*2


- Молодцы, мы хорошо поработали, давайте поапплодируем себе.

Физминутка (упражнения на расслабление мышц опорно – двигательного аппарата)

V   Закрепление нового материала.

 - Итак, продолжите мою мысль: чтобы найти периметр многоугольника, нужно точно знать.......  (сколько сторон у многоугольника, их длину и правило нахождения периметра).

Слайд 10

- Ой, а кто это? Да это же  Труляля и Траляля, а что они тут делают?

- Дело в том, что уважаемые наши гости решили задачу, но кто из них решил правильно, определить не могут. Ребята, давайте поможем им.

1. Решение задачи № 4 (а) с.58 (один ученик у доски)

- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

- Почему? (Неизвестна длина одной из сторон прямоугольника)

- Можем ли её найти? Каким действием? (Можем, сложением). Решение.

- Зная длину и ширину прямоугольника, можем ли мы найти периметр? (Да)

- Что для этого нужно знать? (правило нахождения периметра прямоугольника). Решение. Ответ.

2. Решение №5 с.59

- Ребята, Алиса со своими друзьями очень любит спорт, особенно прыгать и бегать.  Давайте вместе с ними  решим задачу № 5 с.59.
На плане изображён стадион, размеры которого указаны в условии задачи. Вокруг стадиона проложена беговая дорожка.

- Что нужно найти? ( Нужно найти её длину, а ответ выразить в более крупных единицах)

- Как по-другому сформулировать вопрос задачи? (Найти периметр)

- В каких единицах измерения можно вычислить Р? (м, км)

- Поможем Алисе?  

Один решает у доски с комментированием.

 ( 600 м -345 м=255 м – длина, (600 м +255 м)*2= 1710 м =1 км 710 м)

VI   Повторение пройденного материала

Самостоятельная работа с  последующей  проверкой. 

 

- Ребята и снова  Алисе понадобилась наша помощь, дело в том, что рост Алисы 1м20 см. В Стране Чудес её рост постоянно менялся. Алиса выпила напиток, напоминающий вишнёвый пирог, ананас, жареную индейку и сливочную помадку, и стала в 6 раз меньше. Затем Алиса съела пирожок, и её рост увеличился в 24 раза. Нужно узнать, на сколько  больше своего нормального роста стала Алиса?

(Один человек  решает у доски, за шторкой. Есть дети, которые справятся с этим заданием быстрее остальных, им дополнительно решить  задания №6)

VII. Подведение итогов (Слайд 11)

- Молодцы, мы подошли к финалу нашего урока.

- Наше путешествие закончилось.

- Пора оценить свою работу на уроке.

- Что мы делали сегодня на уроке?

-Что нового узнали?

- Что называют периметром многоугольника?
- Как найти периметр треугольника? прямоугольника? квадрата? многоугольника?

- Где применяется знание о периметре в жизни?

VII Домашнее задание.

- Измерить  в своей квартире периметр входной двери в дециметрах.

-  Начертите в тетради фигуры, имеющие одинаковый периметр, но разную форму. 

VIII  Рефлексия. 

Обратная связь: 

- Отметьте мнение о своей работе на уроке:

Зеленый цвет - «На уроке мне всё было понятно.  Я со всеми заданиями справился самостоятельно».

Желтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».

Красный цвет – «Помогите! Мне многое не понятно! Мне требуется помощь!»

Выставление оценок.

- Молодцы!

- Спасибо всем за работу! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики 4 класс

Слайд 2

Устный счёт

Слайд 5

Периметр многоугольника

Слайд 6

Это интересно! В Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово «периметр» (на доску вывешивается табличка со словами «пире» и « метрос »). «Пире» – означает «ходить». « Метрос » – измерять, т.е. измерять ходьбой.

Слайд 9

Р квадрата a + а+ a +а a*4 Р прямоугольника a+b+a+b a*2+b*2 ( a + b )*2

Слайд 11

- Что мы делали сегодня на уроке? -Что нового узнали? - Что называют периметром многоугольника? - Как найти периметр треугольника? прямоугольника? квадрата? многоугольника? - Где применяется знание о периметре в жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики по теме: " Многоугольники" 1 класс

Знакомство первоклассников  с многоугольниками...

Методическая разработка урока математики по теме "Многоугольники". Система Занкова Л.В., 1 класс.

Данный урок построен на основе технологии проблемного обучения. Его стержнем является открытие новых  знаний вместе с детьми....

Конспект + презентация урока математики по теме: "Многоугольники и четырёхугольники" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: формирование способности учащихся к новому способу действия:  нахождению и распознаванию  многоугольников и четырехугольников, сравнению  геометрических фигур...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ. «Конструирование многоугольника из фигур. Деление многоугольника на части» (3 класс) УМК "Школа России"

Тема урока «Конструирование многоугольника из фигур.Деление многоугольника на части»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: формирование умения конструировать многоугольн...