Урок математики по теме: "Величины. Масса."
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Урок открытия знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_1_klasse.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 «Л» классе

Тема урока: Величины. Масса. Килограмм.

Цель: помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.

Задачи:

Учебные:  познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс; продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.

Развивающие: создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи, обогащать и усложнять словарный состав, развивать барическое чувство – сравнивать массу предметов с помощью собственных рук; учить самооценке.

Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе,  воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру, учить взаимодействию.

Ход урока:

1. Орг. момент

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя!

Очень точная наука,

Очень строгая наука –

Это МАТЕМАТИКА.

- Сегодня, мы продолжаем изучать такой интересный предмет, как математика. Приведём наш ум в порядок,для того чтобы узнать новое.

2. Актуализация знаний.

Начнём наш урок с устного счёта.

  • Чему равна сумма чисел 2 и 0
  • Чему равна разность чисел 9 и 3
  • Увеличить 7 на 2
  • Уменьшить 8 на 5
  • Первое слагаемое 3, второе – 4.Чему равна сумма?
  • Уменьшаемое 6, вычитаемое – 4. Чему равна разность?
  • На сколько 9 больше 4?
  • 8 + 0

2

6

9

3

7

4

5

8

а

и

в

н

л

и

ч

е

  • Проверка
  • Расположи  числа в порядке убывания
  • Какое слово у вас получилось?
  • Что такое ВЕЛИЧИНА? (Величина – это свойство предметов, которое можно измерить и результат записать числом)

9

8

7

6

5

4

3

2

в

е

л

и

ч

и

н

а

  • На доске : длина, см, объем, л.
  • Распределите слова на группы (длина, объём  и  см, л)
  • Объясните признак разбиения (величины и единицы измерения величин)

3. Введение понятия МАССА

  • Рассмотрите внимательно эти два конверта и сравните их. Что можно сказать? (Цвет, форма и  размер - одинаковые).

  • Попросить одного из учеников взять конверты в руки. Выясняется, что один тяжелее, а другой легче.

  • Ребята, оказывается, есть свойство предметов, которое мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить это свойство, надо взять предметы в руки. Когда мы говорим легче или тяжелее, то мы имеем в виду свойство предметов, которое называется масса. 
  • Можно  ли массу назвать величиной? (да)
  • Почему? (Её можно измерить, результат записать числом)
  • Какой измерительный прибор нам нужен, чтобы измерить массу?
  • Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.

     В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели  

     взвешивать.

  • Какие весы вы знаете? Для взвешивания каких предметов они используются? Где в жизни мы можем  увидеть весы?

(Рисунки взять из учебника с 6)

  • Сравним массу арбуза и тыквы.
  • Они одинаковые
  • Как вы это определили? (Чашки весов находятся в равновесии)
  • Сравним массу яблок и груш
  • Масса  яблок  тяжелее, чем  масса груш.
  • Как определили? ( Чаша весов с яблоками ниже, чем чаша весов с грушами)
  • Сравним массу пакета и мешка
  • Масса пакета легче, чем масса мешка
  • Как определили? (Чаша весов с пакетом выше, чем чаша с мешком)

4. Введение понятия  КИЛОГРАММ

  • Что мы сейчас делали? ( Мы сравнивали предметы по массе)
  • А могли ли мы таким образом узнать сколько весит пакет или мешок?(Нет)
  • Почему?
  • Давайте  найдём массу лисёнка (учебник с 8)
  • Л = 3 зайчика, Л = 5 белочек. Нет ли здесь ошибки?

           (Нет, так как мы измеряли разными мерками).

  • Какой вывод можно сделать?  (Нужна одинаковая  мерка!)
  • Сравнивать можно только величины, измеренные одинаковыми мерками.
  • Какими мерками мы пользовались при измерении массы лисёнка? (Зайчики и белочки)
  • Почему нам не удалось узнать массу лисёнка? (были разные мерки)
  • Может быть, вы знаете, какими мерками мы пользуемся сейчас?
  • А как же так получается, что когда мы приходим в магазин, продавец нас понимает и взвешивает продуктов столько, сколько мы пожелаем? Какой меркой для измерения массы он пользуется?
  • Более 200 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм.

  • Знаете ли вы, какие мерки для измерения массы использовали в старину?
  •  Раньше мерами сыпучих тел были бочка и кадь.
    Существовало и много местных мер:
    короб, рогожа и другие. Позже появились фунт, пуд и другие единицы. Соотношения между ними были  запутанными, так как значения одной и той же единицы для взвешивания разных предметов в разных губерниях были разными.
    Все в старину было по-другому.  
  •  Также раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку.  

  • В Математике принято записывать 1 кг
  • Учитель показывает гирю в 1 кг. И даёт некоторым ребятам её подержать.

5. ФИЗМИНУТКА

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — опять на место сесть.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

  • Вернёмся к понятию «величина». Масса  - это величина?(Да)
  • Докажите. ( Массу предметов можно измерить и результат записать числом)
  • Найдите массу  щенка, котёнка (тетрадь ТПО с 3)
  • Единицы измерения массы, как и единицы других величин можно складывать и вычитать. Давайте в этом и поупражняемся.№4 с6 ТПО
  • №5 с 6 ТПО  (Составить задачи к схемам, с использованием новой единицы измерения)

  • 7. ИТОГ
  • С какой новой величиной мы сегодня познакомились? (Масса)
  • Докажите, что масса – это величина?(Массу можно измерить и результат  записать числом)
  • Чем можно измерить массу предмета? (весы)
  • Что такое кг?( единица измерения массы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме :"Величины. Масса. Килограмм." 1 класс (Школа "2100")

Это урок изучения новой величины "массы". Цель данного урока:помочь учащимся усвоить представления  о новой величине "массе" и единице измеиения массы - килограмме; освоение данных понятий с цель...

Презентация к уроку математики по теме: "Величины" (УМК "Школа 2100") 4 класс

Презентация содержит слайды по теме: "Величины",направлена на развитие УУД....

Схемы - опоры на уроке математики по теме: "Величины"

Схемы - опоры составлены по темам : "Единицы времени", "Единицы массы", " Единицы длины"...

Презентация к уроку математики по теме "Величины" 1 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Презентация к уроку математики по теме "Величины" 1 класс. Образовательная система "Школа 2100"...

Конспект урока математики по теме"Величины" 4 класс

Конспект урока-сказки математики для 4 класса Школа России ФГОС по теме "Величины" с использованием коррекционно-развивающих технологий.Цели урока: Закрепить знания соотношений единиц длины, масс...

Урок математики по теме "Величины"

Урок построен в виде игры с целью закрепления знаний и умений по величинам: длина, время, масса....

Технологическая карта урока математики на тему "Величины. Масса" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: Рефлексия Цель урока: формирование у учащихся способности к рефлексии контрольно-коррекционного типа и реализации коррекционной нормы.Задачи урока Дидактические:Знать понятия...