Рабочая программа по математике 1 класс УМК Школа России
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Луценко Антонина Анатольевна

Рабочая программа по математике 1 класс УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx108.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                 

Пояснительная записка по курсу

« Математика»  для 1класса на 132 часа

             Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  примерной программы по математике и на основе авторской   программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой «Математика». (М. Просвещение  2011г) Учебник «Математика» для 1 класса начальной школы, авторы М. И. Моро и др. Москва, “ Просвещение”, 2012 год.

             Главная концептуальная идея УМК: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Её основа — это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, с их исключительной ценностью и значимостью.

             В этой связи, для авторского коллектива УМК «Школа России» — учёных, чьи имена известны всем, кто работает в системе начального образования (В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, Л.Ф. Климанова, Л.А Виноградская, В.П. Канакина и др.), в сотрудничестве с издательством «Просвещение», приоритетом в процессе разработки УМК и его системного развития всегда было и остаётся — соответствие запросам времени в сочетании с неразрывной связью образовательного опыта предшествующих периодов.

             Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа Рос сии», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. 

Современное образование, в соответствии с концептуальными основами УМК «Школа России», подразумевает не простое обозначение его временной принадлежности, а качественную характеристику личностных, метапредметных и предметных результатов образования, отвечающих реалиям, потребностям и надеждам сегодняшнего дня, вызовам современного мира и имеющую надёжный потенциал для дня завтрашнего.

При этом имеется в виду не только время, но и место действия. И это ещё одна качественная характеристика УМК, отвечающая потребностям современного этапа развития России, предвосхищающая и в определённой степени готовящая её будущее.

УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС, учитывают требования к структуре и содержанию рабочих программ и способствуют решению следующих образовательных задач:

I. Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

II. Реализация методологической и методической основы ФГОС — организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода.

III. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.

    Изучение математики  в начальной  школе  направлено на достижение следующих целей:

- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие  задачи:

- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;

- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Специфика программы

Курс математики в начальной школе обеспечивает достаточную для продолжения образования подготовку и расширяет представления обучающихся о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, развивает эрудицию, воспитывает математическую культуру.

В процессе изучения курса математики у младших школьников формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Обучающиеся учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. В процессе наблюдений и опытов они знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

В результате освоения предметного содержания курса математики формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных признаков математического объекта, поиску общего и различного, анализу информации, сравнению (сопоставлению) характерных признаков математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).

В процессе изучения курса математики младшие школьники знакомятся с математическим языком. Они учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного задания, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.

Математическое содержание позволяет развивать организационные умения: умения планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесены  изменения

Согласно базисному учебному плану на изучение математики  отводится  132 часа, из них  - 26 часов на внутрипредметный  образовательный модуль «Наглядная геометрия в начальных классах» 

Сроки реализации программы

          I четверть -36ч,

          II четверть -28ч,

          III четверть- 36ч,

          IV четверть -  32ч.

Формы и средства контроля.

Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.

В рамках представленной программы, ученику предлагается овладеть содержанием учебного материала на трёх уровнях, выполняя задание не столько репродуктивного характера, сколько конструктивного и творческого, включая тем самым каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения.

Система мер здоровьесберегающего характера  связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях и др. На уроках математики – это  минутки релаксации , физкультурные минутки, зарядка для глаз, и др

Планируемые результаты изучения курса "Математика"

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы
:

-начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;

-начальные представления о математических способах познания мира;

-начальные представления о целостности окружающего мира;

-понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;

-проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;

-осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;

** понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

* начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);

* приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

* Работа на обозначенный результат будет продолжена в основной и старшей школе, а так же при изучении других курсов системы учебников «Школа России»
** Указанный результат может быть представлен в контексте и других планируемых результатов
Учащийся получит возможность для формирования:

основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе,  к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);

учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;

способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:

-понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

-понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;

-принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

-выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

-осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

-осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Учащийся получит возможность научиться:

-понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи;

-составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;

-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные
Учащийся научится:

-понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;

-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

-проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;

-определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;

-выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;

-находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);

-выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

-находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.

Учащийся получит возможность научиться:

-понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

-устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;

-применять полученные знания в измененных условиях;

-объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);

-выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;

-систематизировать собранную в результате расширенного поиска Информацию и представлять ее в предложенной форме.

Коммуникативные 
Учащийся научится:

-задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;

-воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;

-уважительно вести диалог с товарищами;

-принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;

** понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Учащийся получит возможность научиться:

-применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;

-включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;

-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

-аргументировано выражать свое мнение;

-совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;

-оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;

-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:

-считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;

-читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», « <», « =», термины «равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;

-объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;

-выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;

-распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;

-выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;

читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.

Учащийся получит возможность научиться:

-вести счет десятками;

-обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Учащийся научится:

-понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;

-выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;

-выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);

-объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.

Учащийся получит возможность научиться:

-выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;

-называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;

-проверять и исправлять выполненные действия.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:

-решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;

-составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;

-отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;

-устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;

-составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;

Учащийся получит возможность научиться:

-составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;

-находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;

-отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;

-решать задачи в 2 действия;

-проверять и исправлять неверное решение задачи.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:

-понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;

-описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;

-находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);

-распознавать, называть,  изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);

-находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).

Учащийся получит возможность научиться:

-выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:

-измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;

-чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;

-выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.

Учащийся получит возможность научиться:

соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13 см).

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:

-читать небольшие готовые таблицы;

-строить несложные цепочки логических рассуждений;

-определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.

Учащийся получит возможность научиться:

-определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;

-проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.

Система оценки достижений.

 Согласно нормам СанПиН учащимся 1 класса оценка (отметка) не выставляется.

Не следует использовать в качестве оценки любую знаковую символику.

В 1-ом классе домашние задания не задаются. Учитель планирует  свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке.

Содержание программы

Сравнение предметов и групп предметов.

Пространственные и временные представления (8 часов)

Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и формы (круглый, квадратный, треугольный и др.).

Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа, перед, за, межу, рядом.

Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на…

Числа от 1 до 10 и число 0

Нумерация (28 часов)

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.

Число 0. Его получение и обозначение.

Сравнение чисел.

Равенство, неравенство. Знаки «больше», «меньше». «равно»

Состав чисел 2, 3, 4,5. Монеты в 1р., 2р., 5р., 1к., 5к., 10к.

Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника.

Длина отрезка. Сантиметр.

Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).

Сложение и вычитание(29 часов) Конкретный смысл и название действий сложения и вычитания. Знаки +, -, =.

Название компонентов и результатов сложений и вычитания. Нахождение значений числовых выражений в 1-2 действия без скобок.

Переместительное свойство сложения.

Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.

Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.

Сложение и вычитание с числом 0.

Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.

Числа от 1 до 20 (7 часов)

Нумерация

Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.

Сложение и вычитание вида 10+7, 17 – 7, 17 – 10

Сравнение чисел с помощью вычитания.

Единица времени час. Определение времени по часам с точностью до часа.

Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними.

Единица массы: килограмм.

Единица емкости: литр.

Табличное сложение и вычитание(25 часов)

 Итоговое повторение (3 часа).

 Резервные уроки(4 часа).

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.

Таблица сложение и соответствующие случаи вычитания.

Решение задач в 1-2 действия на сложении и вычитание

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

                                                                  Книгопечатная продукция

Моро М.И. и др. Математика:

Программа: 1-4 классы.

В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения математике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебники

1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика:  Учебник: 1 класс: 2 части

В учебниках представлена система учебных задач, направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи учащихся.

 Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно

ставить учебные цели, искать и  использовать необходимые средства  и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности.

Рабочие тетради

1. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь:  1 класс: 2 части

Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления полученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях располагаются в полном соответствии с содержанием учебников.

Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления полученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях располагаются в полном соответствии с содержанием учебников.

Проверочные работы

1. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс.

Пособия содержат тексты самостоятельных проверочных работ и предметные тесты двух видов (тесты с выбором правильного ответа и тесты-высказывания с пропусками чисел, математических знаков или терминов). Проверочные работы составлены по отдельным, наиболее важным вопросам изучаемой темы. Тесты обеспечивают итоговую самопроверку знаний по всем изученным темам.

Методические пособия для учителя

1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методическое пособие: 1 класс.

В пособиях раскрывается содержание изучаемых математических понятий, их взаимосвязи, связи математики с окружающей действительностью, рассматривается использование математических методов для решения учебных и практических задач, дается психологическое и дидактическое обоснование методических вопросов и подходов к формированию умения учиться. Теоретические выкладки сопровождаются ссылками на соответствующие фрагменты учебников. Пособия содержат разработки некоторых уроков по отдельным темам.  Пособия для учителей содержат наиболее эффективные устные упражнения к каждому уроку учебника. Выполнение включенных в пособия упражнений повышает мотивацию, побуждает учащихся решать поставленные учебно-познавательные задачи, переходить от известного к неизвестному, расширять и углублять знания, осваивать новые способы действий.

Дидактические материалы

1. Волкова С.И. Математика:

Устные упражнения: 1 класс.

В пособии представлены задачи комбинаторного характера, которые по свом сюжетам приближены к конкретным жизненным ситуациям. Содержание пособия направлено на формирование умений ориентироваться в окружающей действительности и из предложенных вариантов решения задач выбирать наиболее оптимальный.

                                           Печатные пособия

Издательство «Спектр» Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 1 класс.

Комплект охватывают большую часть основных вопросов второго года обучения. Материал таблиц позволяет наглядно показать смысл различных количественных и пространственных отношений предметов, приёмы вычислений, зависимости между величинами, структуру текстовых задач различной сложности, способы их анализа и др. В комплект также включены таблицы справочного характера.

                                                                    Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

Электронные учебные пособия:

Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс

(Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.

Диски для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс имеет компьютерное оборудование) или для работы в домашних условиях. Материал по основным вопросам начального курса математики представлен на дисках в трёх аспектах: рассмотрение нового учебного материала, использование новых знаний в изменённых условиях, самоконтроль.

Технические средства

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Магнитная доска.

3. Ноутбук

4. Фотоаппарат и фотокамера.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Наборы счётных палочек.

2. Набор предметных картинок.

3. Набор геометрических тел: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр.

4. Демонстрационная оцифрованная линейка.

5. Демонстрационный чертёжный треугольник.

6. Демонстрационный циркуль.

         Внутрипредметный образовательный модуль «Наглядная геометрия в начальных классах»  представляет собой дополнительный к учебнику математики материал, который может быть использован в сочетании с любым существующим учебником.

Цель программы:

  • формирование  у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах.

Задачи программы:

  • формировать некоторые практические умения, связанные с построением геометрических фигур и измерениями;
  • развивать мелкую  моторику у учащихся;
  • развивать конструктивное и пространственное мышление.

Для проведения занятий  по наглядной геометрии учитель может использовать 1 час в неделю.

Программа и содержание модуля «Наглядная геометрия» находятся в полном согласовании с системой изучения геометрического материала в средней школе.

Методической особенностью курса является разработка системы учебных заданий для каждого урока и для всего курса в целом. Задания непосредственно адресованы ученику, обусловливая характер его учебных действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных заданий в данном курсе имеют целый ряд отличительных особенностей по сравнению с системой заданий, реализованных в привычных  учителю пособиях по математике.

Последовательность заданий выстраивается таким образом: в начале предлагается организационно-подготовительное задание, цель которого – подготовить ребенка к той деятельности, которую он будет выполнять в следующих – основных – заданиях (это может быть активизация внимания и восприятия, развитие зрительно-моторной координации, разработка мелких мышц руки и т.п.).Затем предлагается задание, обязательно носящее частично поисковый характер или содержащее элементы творчества. Процесс выполнения такого задания связан с необходимостью проведения зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного анализа, активизацией интуиции ребенка, опирающейся на его опыт и продуцирующей догадку или на ранее усвоенные знания, умения и навыки, позволяющие включить в активную познавательную деятельность всех учеников класса. Цель такого задания – организация осознания детьми той учебной задачи, на решение которой должна быть направлена их последующая деятельность. Форма подачи задания – проблемно-поисковая, реализованная посредством вещественной или графической модели, воспринимаемой ребенком визуально, что позволяет максимально привлечь внимание и обеспечить принятие учебной задачи всеми учениками класса.

Далее следует этап закрепления, на котором также предлагаются задания, в определенной мере отличные от привычных «тренировочных» заданий. Во-первых, они, как правило, уже оформлены так чтобы позволить максимально опираться на зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, что немаловажно для ребенка этого возраста; во-вторых, они отличаются вариативностью способов выполнения, необходимостью активно привлекать ранее усвоенные знания, умения, навыки, а также требуют использования приемов умственных действий. Иными словами, даже тренировочные задания в приведенном курсе имеют продуктивный характер.

Таким образом, любое задание в предлагаемой системе является одновременно и обучающим, и развивающим. Ту же функцию выполняет и система дополнительных практических (конструктивных) и логических (логико-конструктивных) заданий. Они могут выполняться как фронтально, так и отдельными детьми – самостоятельно, по их выбору. Но при этом учитель не занимает позицию объясняющего или контролирующего субъекта – он сам активно включается в процесс выполнения заданий.      

Предложенные  упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:

в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;

  • на классификацию фигур;
  • на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
  • на построение геометрических фигур;
  • на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;
  • на формирование умения читать геометрические чертежи;
  • вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.).

Использование простейшей (но максимально вариабельной) предметной наглядности на уроках наглядной геометрии позволяет реализовать этот курс в любых условиях. В качестве раздаточного материала используются счетные палочки и стандартный «Дидактический набор», содержащий двусторонние фигурки трех основных форм: круг, треугольник, равный половине квадрата, и квадрат, затем простейшая геометрическая мозаика (размер фигур – 16 х 16 см). Из этих основных форм дети конструируют как фигуры, так и различные композиции по образцу, по заданию, по замыслу, развивая конструктивное и пространственное мышление. Для работы в тетрадях дети используют специальную рамку-трафарет с геометрическими прорезями. Такие рамки заводского изготовления имеются в продаже. Используемая рамка позволяет организовать не только работу по распознаванию геометрических форм, но и разработку моторики, а также является основой для формирования конструктивной моделирующей деятельности через прием конструктивного рисования и конструктивной аппликации  

1-й класс

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (10 часов)

Уточнение представлений о форме геометрических фигур: простые задания на распознавание (знакомство с рамкой, игра «Закрой окошки», выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание).

Выполнение геометрического орнамента с помощью рамки-трафарета.

Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания «от угла». Геометрические орнаменты в квадрате.

Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой, наборами «Сложи фигуру»).

НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (12 часов)

Точка. Прямая. Кривая. Получение прямой сгибанием листа неправильной формы.

Сходство и различие прямой и кривой.

Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну и две точки на плоскости.

Линии на плоскости. Ломаная. Моделирование линий из шнура и палочек и их отношения на плоскости. Сходство и различие прямой и кривой, кривой и ломаной. Их распознавание.

Отрезок как часть прямой. Распознавание отрезков в плоских и объемных фигурах. Сравнение длин отрезков с помощью наложения и с помощью циркуля.

Конструирование геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) из плоских частей и заданного количества элементов (квадрат из 2, 4, 8 треугольников; прямоугольник из 4, 6, 8 треугольников; треугольник из 4, 9 треугольников и т. д.) и выполнение эскизов собранных композиций (от руки на клетчатой бумаге). Конструирование узоров из геометрической мозаики и их эскизы.

РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ (4 часа)

Ознакомление с деталями конструктора и инструментами (ключ, отвертка).

Конструирование букв с ориентацией на их графическую модель.

Знакомство с разными видами соединения полос: встык с накладкой и внахлест. Примеры сборки простейших моделей: лесенка.

Понятие о техническом задании и техническом рисунке.

Понятие о функциональной и технологической целесообразности модели (для чего делаем; какую работу будет выполнять данная модель и в связи с этим какими свойствами и качествами она должна обладать; целесообразное использование имеющихся деталей; дизайн конструкции; ее прочность и устойчивость).

Изготовление моделей многоугольников. Изготовление конструкции на основе многоугольника: часы (шестиугольник) и дорожный знак (треугольник).

Решение простых конструктивных задач. Соединение «под углом». Изготовление мебели: стол, стул, кресло, кровать (диван).

Знакомство с понятием «план». План комнаты: расстановка мебели.

Тематический план программы «Наглядная геометрия»

Наименование тем

Количество часов

Геометрические фигуры

1

Вводное занятие. Проверочная работа.

1

2

Сравнение фигур по различным признакам.

1

3

Классификация фигур по размеру и форме.

1

4

Классификация фигур по форме.

1

5

Треугольник.

1

6

Геометрические фигуры.

1

7

Сравнение фигур. Круг.

1

8

Сравнение фигур. Квадрат.

1

9

Геометрические фигуры.

1

10

Форма геометрических фигур.

1

Начальные геометрические понятия

11

Симметричный рисунок

1

12

Точка, прямая.

1

13

Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых.

1

14

Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок.

1

15

Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры.

1

16

Квадрат. Диагональ квадрата.

1

17

Геометрические фигуры (повторение)

1

18

Конструирование букв.

1

19

Конструирование лесенки.

1

20

Симметричные фигуры.

1

21

Внутри и снаружи.

1

22

Замкнутая и незамкнутая.

1

Работа с конструктором 

23

Конструирование букв.

1

24

Конструирование лесенки.

1

25

Конструирование на основе многоугольника.

1

26

План. Конструирование мебели.

1

*если в школе нет конструктора, то учитель заменяет работу  с конструктором на конструирование из палочек и работой с различными мозаиками;

**если в школе есть конструктор, то 2-3 занятия проводятся из темы «Работа с конструктором», затем 2-3 занятия обобщения и повторения материала, изученного в течение года.

В конце первого года обучения дети должны:

1) иметь представления о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;

2) знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор), отличие прямой от отрезка, отрезка от ломаной;

3) различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырехугольник, круг;

4) различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;

5) уметь построить модель квадрата загибанием «от угла»; уметь начертить окружность с помощью циркуля;

6) уметь найти центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием). Уметь пользоваться рамкой для выполнения рисунков и орнаментов из геометрических фигур и для получения деталей аппликации;

7) уметь пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели круга;

8) уметь чертить и измерять отрезок с помощью линейки.

Литература:

  1. Белошистая А.В. Наглядная геометрия в 1 классе.- М.: Классикс Стиль, 2007.
  2. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Программа курса математики для четырехлетней школы. – М.: Баласс, 2003.
  3. Программа модуля «Наглядная геометрия»

      Авторы:Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких

                                                                           Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Тема урока

Часы

Тип
урока и формы работы

Элементы содержания

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Фомы контроля

Сроки

Примечания

               1 четверть (36 часов)

1

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8ч)

Учебник математики. Роль математики жизни людей и общества

1

Изучение нового материала.

Знакомство с учебным предметом, учебником, тетрадью

Научатся делать выводы о  значении математических знаний в жизни.

Текущий

2

Счет предметов.

1

Изучение нового

Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т. д.)

Уметь называть числа в порядке их следования при счете; анализировать действия по выполнению счета и управлять ими.

Текущий

3

Пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа).

1

Комбинированный

Установление пространственных отношений с помощью сравнения: выше – ниже, слева – справа

Уметь моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за

Фронтальный опрос

4

Временные представления (раньше, позже, сначала, потом).

1

Комбинированный

Практическая работа по выявлению умения ориентироваться во временных отношениях и оперировать понятиями  «раньше», «позже», «сначала», «потом».

Уметь упорядочивать события, располагая их в порядке следования.

Текущий

5

Отношения «столько же», «больше» «меньше».

1

Комбинированный

Установление отношений помощью сравнения:

Уметь сравнивать предметы, использовать знания в практической деятельности

Индивидуальный опрос

6

Сравнение групп предметов. Отношения

«на сколько больше»,

«на сколько меньше».

1

Комбинированный

Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счете; делать вывод, в каких группах предметов  больше (меньше) и на сколько.

Уметь сравнивать предметы, использовать знания в практической деятельности

Текущий опрос

7

Модуль

Вводное занятие. Проверочная работа.

1

Комбинированный

Выполнение  рисунка  

с помощью рамки.

Уметь воспринимать геометрические фигуры, слушать и слышать инструкцию учителя, самостоятельно распознавать геометрическую фигуру .

Фронтальный опрос

8

Повторение и обобщение изученного  по теме «Подготовка к изучению чисел».

1

Проверка знаний

Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве.

Упорядочивать события.

Уметь сравнивать предметы по различным признакам, воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 в порядке увеличения и уменьшения

Проверочная работа

9

Нумерация. Числа от 1 до 10.Число 0. (28 часов)

Много. Один. Цифра 1. Письмо цифры 1

1

Комбинированный

Счёт предметов (реальных предметов и их изображений, звуков и др.)

Введения понятия: много, название и запись числа 1

Уметь воспроизводить последовательность первых десяти чисел в прямом и в обратном порядке, начиная с любого числа

Текущий

10

Числа 1, 2.3

Письмо цифр 2,3

1

Комбинированный

Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу. Получение числа вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте. Знакомство с натуральным числом 2 и  запись его цифрой. Знакомство с натуральным числом 3 и  запись его цифрой

Уметь воспроизводить последовательность первых 10 чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Уметь соотносить цифру и число предметов.

Текущий

11

Модуль

Сравнение фигур по различным признакам.

1

Комбинированный

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам

Уметь определять форму предмета и противопоставлять их предметам другой формы

Текущий

12

Знаки: +, –, =.

1

Комбинированный

Совершенствование знаний о числовом ряде,

знакомство со знаками +, -, =.

введение понятий прибавить, вычесть, получится

Уметь записывать в виде примера (с использованием знаков +, -, =) случаи образования чисел

Текущий

13

Число и цифры 4. Письмо цифры 4

1

Комбинированный

Расширение числового ряда: знакомство с натуральным числом 4 и  запись его цифрой

Уметь использовать знаки +, -, =,

уметь читать и составлять числовые записи

Текущий

14

Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Число и цифра  5. Письмо цифры 5

1

Комбинированный

Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок)

Рассмотрение числа 5 как количественной характеристики группы объектов,

обучение письму цифры 5

Уметь сравнивать объекты по длине.Уметь сравнивать любые два числа (в пределах изученного). Записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки

Текущий

15

Модуль

Классификация фигур по размеру и форме.

1

Комбинированный

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам

Уметь определять форму предмета и противопоставлять их предметам другой формы

Текущий

16

Числа от 1 до 5. Состав числа 5 .

1

Комбинированный

Обобщение знаний о числовом ряде:

 1 2 3 4 5,

отработка навыка письма соответствующих цифр,

обучение представлению числа в виде двух частей

Знать состав числа 5 из двух слагаемых. Сравнивать любые два числа, от 1 до 5

Самостоятельная работа (10 мин)

17

Страничка для любознательных.

1

Комбинированный

Определение закономерностей построения рядов, содержащих числа, геометрические фигуры, и использование найденных закономерностей для выполнения заданий

Простейшая вычислительная машина, которая выдает число следующее при счете сразу после заданного числа

Выполнять задания творческого и поискового характера

Групповая работа

18

Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Луч. Ломаная линия.

1

Изучение нового.

Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, кривой, отрезка. Знакомство с ломаной линией, её элементами: звено ломаной, вершины;

составление математического рассказа по схеме, математическая запись

Знать понятия «линия», «точка», «прямая», «отрезок», «ломаная»

Уметь находить на чертеже геометрические фигуры

Текущий

19

Модуль

Классификация фигур по форме.

1

Комбинированный

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам

Уметь определять форму предмета и противопоставлять их предметам другой формы

Текущий

20

Закрепление изученного.

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, кривой, отрезка

Знать понятия «линия», «точка», «прямая», «отрезок».

Уметь находить на чертеже геометрические фигуры

Текущий

21

Знаки: < (больше), > (меньше), = (равно)

1

Комбинированный

Отношения «больше», «меньше», «равно» для чисел, их запись с помощью знаков:

> (больше), < (меньше), = (равно)

Уметь сравнивать числа первого десятка

Текущий

22

«Равенство», «неравенство»

1

Комбинированный

Введение понятий: равенство и неравенство,

соответствующих знаков

Уметь записывать результат сравнения чисел

Текущий

23

Модуль

Многоугольник

Треугольник.

1

Комбинированный

Введение нового геометрического объекта – многоугольник, треугольник.

Уметь распознавать такие фигуры, как треугольник и прямоугольник. Правильно использовать соответствующие термины

Текущий

24

Числа 6, 7. Письмо цифры 6

1

Комбинированный

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 7. Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют)

Знать , что каждое из чисел от 6 до 10 может быть получено не только прибавлением (вычитанием) 1, но и другим способом

Текущий

25

Числа и цифры 6 и 7. Письмо цифры 7

1

Комбинированный

Последовательность натуральных чисел от 1 до 7

Знать состав изученных чисел

Текущий

26

Числа 8, 9. Письмо цифр 8,9

1

Комбинированный

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 9

Знать состав чисел 8 и 9

Текущий

27

Модуль

Геометрические

 фигуры.

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники

Уметь распознавать такие фигуры, как круг, треугольник и прямоугольник, и правильно использовать соответствующие термины

Фронтальный

28

Число 10. Запись числа 10

1

Комбинированный

Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10

Знать правило образования числа 10, случаи состава числа 10

Текущий

29

Повторение и закрепление изученного по теме «Числа от 1 до10»

1

Комбинированный

Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10

Знать правило образования числа 10, случаи состава числа 10

Проверочная работа.

30

 Проект «Математика вокруг нас»

1

Проектирование

Последовательность натуральных чисел от 1 до 10

Числа в загадках, пословицах и поговорках

Отбирать загадки, пословицы и поговорки, содержащие числа.

Групповая работа

31

Сантиметр – единица измерения длины.

1

Комбинированный

Единицы измерения длины: сантиметр.

Знать единицу длины, правило образования чисел первого десятка: прибавлением 1

Текущий

32

Увеличить на…

Уменьшать на …

1

Комбинированный

Получение числа вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте

Уметь записывать в виде примера (с использованием знаков +, –, =) случаи образования чисел, читать такие примеры, решать их

Текущий

33

Число 0. Цифра 0

1

Комбинированный

Сложение и вычитание с числом 0

Знать место числа 0 в числовом ряду

Текущий

34

Сложение с  нулём. Вычитание нуля Странички для любознательных.

1

Комбинированный

Счет предметов

Определение закономерностей построения таблиц; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если …, то …»

Уметь решать примеры с числом 0,

выполнять задания творческого и поискового характера

Текущий

35

Модуль

Сравнение фигур. Круг.

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол,  многоугольники, круг.

Уметь распознавать такие фигуры, как круг

Текущий

36

Резервный урок

1

                                                                             

                                    2  четверть(28 часов)

37

Числа от 1 до 10.

Сложение и вычитание  (28 часов)

Приёмы вычислений: □ +1, □ –1

1

Комбинированный

Знаки «+», «-«, «=»

Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу

Уметь пользоваться математической терминологией

Уметь представлять число в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2,3

Текущий

38

Приёмы вычислений: □ –1-1, □ +1+1    

Приёмы вычислений: □  +2, □   -2.

1

Комбинированный

Арифметические действия с числами

Уметь пользоваться математической терминологией: «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус»

Текущий

39

Модуль

Сравнение фигур. Квадрат.

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, многоугольники, круг, квадрат.

Уметь распознавать такие фигуры, как круг, квадрат

Текущий

40

Слагаемые. Сумма.

   1

Комбинированный

Название чисел при сложении.

Уметь читать равенства, используя математическую терминологию.

Текущий

41

Задача.

1

Изучение нового материала

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и её вопрос

Текущий

42

Задача. Составление задачи по рисунку. Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц.  

    1

Комбинированный

 Составление задач по рисунку. Таблица сложения однозначных чисел

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь выполнять анализ задачи, выделять условие и вопрос.

Текущий

43

Модуль

Геометрические фигуры.

    1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, многоугольники, круг, квадрат.

Уметь распознавать такие фигуры, как круг, квадрат

Текущий

44

Присчитывание и отсчитывание по 2

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь применять навык прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Текущий

45

Задачи на увеличение

(уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов)

   1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом. Счет предметов. Таблица сложения однозначных чисел. Отношение «больше на », «меньше на»

Уметь пользоваться математической терминологией.

Текущий

46

Страничка для любознательных

Повторение и закрепление изученного материала по теме.

1

Комбинированный

Классификация объектов по заданному условию

Решение текстовых задач арифметическим способом. Счет предметов. Таблица сложения однозначных чисел. Отношение «больше на», «меньше на»

Уметь классифицировать объекты по заданному условию, пользоваться математической терминологией

Текущий

47

Модуль

Форма геометрических фигур.

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, многоугольники, круг, квадрат.

Уметь распознавать такие фигуры, как круг, квадрат

Текущий

48

Страничка для любознательных

1

Повторение пройденного

Таблица сложения однозначных чисел Решение текстовых задач арифметическим способом. Счет предметов. Таблица сложения однозначных чисел. Отношение «больше на», «меньше на»

Уметь применять навык прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Текущий

49

Приёмы вычислений: □ +3, □- 3

    1

Изучение нового

Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами

Уметь прибавлять и вычитать число 3 по частям

Текущий

50

Закрепление по теме «Прибавить и вычесть число 3».

    1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Решение задач арифметическим способом

Знать состав числа чисел от 3 до 10.

Уметь выполнять вычисления вида    ± 3

Текущий

51

Модуль

Сравнение длин отрезков.

Симметричный рисунок

    1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур, сравнивание  длины отрезков

Знать понятия «симметричные фигуры» с точки зрения осевой симметрии

Текущий

52

Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц

   1

Комбинированный

Сложение и вычитание. Таблица сложения однозначных чисел

Уметь прибавлять и вычитать число 3

Текущий

53

Присчитывание и отсчитывание по 3

   1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Решение задач арифметическим способом

Уметь применять навыки прибавления и вычитания 3 к любому числу в пределах 10

Текущий

54

Решение текстовых задач

  1

Комбинированный

Решение задач арифметическим способом. Арифметические действия с числами

Знать математические термины: «задача», «условия», «решение», «вопрос», «ответ»

Текущий

55

Модуль

Точка, прямая.

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая

Уметь пользоваться линейкой, чертить прямые линии.

Текущий

56

Страничка для любознательных.

   1

Комбинированный

Решение логических задач

Уметь решать логические задачи

Текущий

57

Что узнали, чему научились.

   1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

Знать таблицу сложения и вычитания числа 3.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом   

Текущий

58

Что узнали, чему научились. Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть  число 3»

   1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом. Арифметические действия с числами.

Знать таблицу сложения и вычитания числа 3

Текущий

59

Модуль

Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых.

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки, угол, многоугольники.

Знать прямые и кривые линии, понятие «пересекающиеся линии»

Уметь пользоваться линейкой, чертить прямые и кривые линии.

60

Закрепление изученного.

     1

Комбинированный

Арифметические действия с числами. Таблица сложения однозначных чисел

Уметь пользоваться математической терминологией

Текущий

61

Проверочная работа теме «Прибавить и вычесть    число 3»

    1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

Знать таблицу сложения и вычитания числа 3

Проверочная работа (20мин)

62

Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач

    1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом. Арифметические действия с числами.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, применять навыки прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10еским способом,

Самостоятельная работа (10 мин)

63

Модуль

Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок.

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезки.

Знать прямые и кривые линии, понятие «пересекающиеся линии»

Уметь пользоваться линейкой, чертить прямые и кривые линии.

Уметь пользоваться линейкой

64

Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7,8,9.

1

Комбинированный

Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2 и 3

Текущий

3 четверть

65

Числа от 1 до 10.

Сложение и вычитание (продолжение) (29ч)

Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

 1

Комбинированный

Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь применять навыки прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Текущий

66

Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

 1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом. «Увеличить на». «Уменьшить на»

Уметь представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2 и 3

Текущий

67

Приёмы вычислений: □ + 4,  □ - 4

 1

Комбинированный

Арифметические действия с числом 4.

Знать состав числа 4 и способы его прибавления и вычитания.

Текущий

68

Модуль

Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры.

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур

Уметь пользоваться линейкой

Текущий

69

Задачи на разностное сравнение чисел

 1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим

Текущий

70

Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц. Решение задач.

  1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом. Таблица сложения однозначных чисел

Знать таблицу сложения однозначных чисел

Текущий

71

Модуль

Квадрат. Диагональ квадрата.

 1

Комбинированный

Знакомство с диагональю квадрата; конструирование из частей квадрата; развитие конструктивных умений.

Уметь пользоваться линейкой.

Знать понятие «диагональ».

Текущий

72

Перестановка слагаемых

  1

Комбинированный

Переместительное свойство сложения. Группировка слагаемых

Уметь пользоваться переместительным свойством сложения

Индивидуальный опрос

73

Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,6,7,8,9

   1

Комбинированный

Сложение и вычитание чисел, использование переместительного свойства сложения.. Отношения «больше на…», «меньше на…»

Уметь пользоваться переместительным свойством сложения

Текущий

74

Перестановка слагаемых. Прибавление числа 5, 6, 7, 8, 9. Составление таблицы сложения

  1

Комбинированный

Приёмы вычислений: прибавление числа по частям

Знать таблицу сложения однозначных чисел

Текущий

75

Модуль

Геометрические фигуры (повторение)

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур

Уметь пользоваться линейкой.

Текущий

76-77

Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5,6,7,8,9

   2

Комбинированный

Последовательность натуральных чисел от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел, использование переместительного свойства сложения.

Уметь пользоваться переместительным свойством сложения

Текущий

78

Страничка для любознательных

Что узнали. Чему научились

   1

Комбинированный

Построение геометрических фигур по заданным условиям

Таблица сложения однозначных чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов

Уметь решать задания с высказываниями, содержащие логические связки «все», «если…, то…»

Знать таблицу сложения и вычитания чисел.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом    

Текущий

79

Модуль

Конструирование букв.

1

Комбинированный

Знакомство  детей с деталями конструктора и инструментами; способ собирания буквы, ориентируясь на их графическую модель.

Уметь собирать буквы, ориентируясь на их графическую модель.

80

Связь между суммой и слагаемыми

1

Комбинированный

Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения

Уметь правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и ее вопрос

Текущий

81

Связь между суммой и слагаемыми

1

Комбинированный

Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения

Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел

Текущий

82

Решение задач и выражений. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

1

Комбинированный

Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами. Называние компонентов и результата действия вычитания

Знать таблицу сложения однозначных чисел

Уметь решать задачи арифметическим способом, пользоваться математической терминологией: «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»

Текущий

83

Модуль

Конструирование лесенки.

1

Комбинированный

Знакомство  детей с простейшими способами соединения деталей (встык с накладкой и внахлест); развивать конструктивное мышление.

Знать простейшие способы соединения деталей

84

Приёмы вычислений: 6 -□, 7 -□ Состав чисел 6, 7

1

Комбинированный

Приёмы вычислений: 6 -□, 7 -□ Состав чисел 6, 7

Знать состав чисел 6, 7

Текущий

85

Приёмы вычислений: 6 -□, 7 -□ Решение задач.

1

Комбинированный

Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения вычитание числа по частям

Уметь пользоваться изученной математической терминологией

Текущий

86

Вычитание вида:

8 - □, 9 – Вычитание из чисел 8, 9. Решение задач на нахождение остатка □.

1

Комбинированный

Приёмы вычислений: вычитание по частям Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь применять навык прибавления и вычитания 1,2,3 к любому числу в пределах 10

Текущий

87

Модуль

Симметричные фигуры.

1

Комбинированный

Понятие "симметричная фигура" (осесимметричная); распознавание  этих  фигур и практическая  проверка их на симметричность.

Знать понятия «симметричные фигуры» с точки зрения осевой симметрии

Текущий

88

Вычитание вида: 10 – □

1

Комбинированный

Приёмы вычислений: вычитание числа по частям

Уметь представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2 и 3

Текущий

89

Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания

1

Комбинированный

Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения

Уметь пользоваться математической терминологией: «

Текущий

90

Килограмм – единица массы.

1

Изучение нового

Единица измерения массы: килограмм. Установление зависимости между величинами

Знать единицы массы. Иметь представление о задаче, о структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ)

Текущий

91

Литр-единица вместимости

Что узнали. Чему научились

1

Изучение нового

Единица измерения вместимости: литр. Установление зависимости между величинами

Знать единицы объема. Правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и ее вопрос

Текущий

92

Модуль

Внутри и снаружи.

1

Комбинированный

Представления детей о внутренней и внешней частях плоской фигуры;                знакомство  с термином "граница фигуры".

Знать понятие «граница фигуры"

93

Проверочная работа по теме «Числа первого десятка. Сложение и вычитание»

1

Контроль и учет знаний

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…»

Знать таблицу сложения однозначных чисел. Контролировать и оценивать свою работу

Проверочная работаработа

94

Числа от 1 до 20. Нумерация (7часов)

Названия и последовательность чисел от 11 до 20. Образование  второго десятка

1

Изучение нового

Названия, последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления

Знать порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования при счёте

Текущий

95

Модуль

Замкнутая и незамкнутая.

1

Комбинированный

Представление о замкнутости геометрической фигуры, уточнение представления о границе фигуры.

Знать понятие «граница фигуры", «замкнутая фигура»

Текущий

96

Чтение и запись чисел второго десятка.

1

Комбинированный

Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления

Уметь записывать числа и читать эти числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи

Текущий

97

Дециметр

1

Комбинированный

Единицы измерения длины: дециметр. Установление зависимости между величинами. Соотношение между единицами длины .

Уметь применять знания по нумерации при решении примеров вида 15 +1,
16 – 1, 10 + 5, 12 – 10,
12 – 2.

Знать новую единицу измерения – дециметр

Текущий

98

Проверочная работа.

1

Комбинированный

Сложение и вычитание чисел, основанное на знании разрядного состава чисел

Уметь складывать и вычитать числа, основываясь на знании разрядного состава чисел

Проверочная работа

99

Сложение вида: 10+7, 17-7, 17-10.

1

Изучение нового

Работа на вычислительной машине, выполняющей вычисление значения числового выражения в два действия; цепочка

Уметь решать логические задачи

Индивидуальный опрос

100

Странички для любознательных

«Что узнали. Чему научились»

1

Комбинированный

Вычисления в пределах второго десятка с опорой на знание нумерации, чтение и запись чисел второго десятка, сравнение чисел в пределах 20

Уметь записывать числа и читать эти числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, представлять их в виде суммы

Групповая работа

4 четверть(28 часов)

101

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20

Сложение и вычитание (продолжение) (25 ч)

План решения  задач в два действия Решение  задач в два действия.

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись

Уметь применять знания по нумерации при решении примеров вида 15 +1,
16 – 1, 10 + 5, 12 – 10,
12 – 2

Текущий

102

Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток

1

Комбинированный

Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений

Знать способ решения задач в два действия. Знать прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Текущий

103

Модуль

Конструирование букв.

1

Комбинированный

Способ собирания буквы, ориентируясь на их графическую модель.

Уметь работать с конструктором, собирать буквы, ориентируясь на их графическую модель.

Текущий

104

Случаи сложения однозначных чисел с переходом через десяток  вида

   +2,

   +3

1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания

Знать прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20

Текущий

105

Случаи сложения однозначных чисел с переходом через десяток  вида

   +4

1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания

Знать прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20

Текущий

106

Случаи сложения однозначных чисел с переходом через десяток  вида

   +5, +6.

1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания

Знать прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20

Текущий

107

Модуль

Конструирование лесенки.

1

Комбинированный

Знакомство  детей с простейшими способами соединения деталей (встык с накладкой и внахлест); развивать конструктивное мышление.

Уметь соединять детали с накладкой и внахлест.

Индивидуальный опрос

108

Случаи сложения однозначных чисел с переходом через десяток  вида

   +7

1

Комбинированный

Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений

Знать прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20

Текущий

109

Случаи сложения однозначных чисел с переходом через десяток  вида

   + 8,   + 9

1

Комбинированный

Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений

Знать прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20

Текущий

110

Таблица сложения

1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания

Знать таблицу сложения однозначных чисел

Текущий

111

Модуль

Конструирование на основе многоугольника.

1

Комбинированный

Знакомство  детей с простейшими способами соединения деталей (встык с накладкой и внахлест); развивать конструктивное мышление

Уметь соединять детали с накладкой и внахлест.

Текущий

112

Странички для любознательных

1

Комбинированный

Работа на вычислительной машине, выполняющей вычисление значения числового выражения в два действия; цепочка

Уметь решать логические задания

Текущий

113

Закрепление. «Что узнали. Чему научились»

1

Комбинированный

Решение задач в два действия; сравнение чисел

Знать таблицу сложения, уметь решать задачи в два действия

Проверочная работа (10 мин)

114

Общие приёмы вычитания с переходом через десяток

1

Комбинированный

Приём вычитания числа по частям

Знать прием вычитания по частям

Текущий

115

Случаи вычитания

11 – , 12 –

1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям

Знать и уметь выполнять случаи вычитания

12 –

Текущий

116

Модуль

План. Конструирование мебели.

1

Комбинированный

Знакомство  детей с простейшими способами соединения деталей (встык с накладкой и внахлест); развивать конструктивное мышление

Уметь соединять детали с накладкой и внахлест.

Текущий

117

Случаи вычитания

13 –             

1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям

Знать таблицу сложения однозначных чисел

Текущий

118

Случаи вычитания

14 –             

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Приём вычитания числа по частям

Знать и уметь выполнять случаи вычитания

14 –             

Текущий

119

Случаи вычитания

15 –             

1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям

Знать термины: «однозначное число», «двузначное число»

Текущий

120

Случаи вычитания

16 –            

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Приём вычитания числа по частям

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Текущий

121

Случаи вычитания

17 – , 18 –             

1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям

Знать названия и последовательность чисел от 0 до 20; названия и обозначение действий сложения и вычитания; таблицу

Текущий

122

Что узнали. Чему научились

1

Закрепление изученного

Решение задач в два действия; сравнение чисел

Знать таблицу сложения, уметь решать задачи в два действия

Проверочная работа (10 мин)

123

Наши проекты

1

Урок применения знаний и умений

Собирать информацию: рисунки, фотографии. Составлять свои узоры. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета.

Уметь читать и записывать числа в пределах 20

Проект

124

Контрольная работа по теме «Табличное сложение и вычитание чисел»

1

Контроль
и учет знаний

Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел

Уметь считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20

Контрольная работа

125

Анализ контрольной работы.

1

Комбинированный

Текущий

126-128

Итоговое повторение(3 часа) 

Что узнали, чему научились в 1 классе?

3

Урок- соревнование

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Установление зависимости между величинами.

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; находить значение числового выражения в 1–2 действия в пределах 10 (без скобок); решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного

Индивидуальный опрос

129

Резерв(4часа)

Резервный урок

1

130

Резервный урок

1

131

Резервный урок

1

132

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для УМК «Школа России» 2 класс

Рабочая программа по математике для 2 класса УМК "Школа России" ФГОС...

Рабочая программа по математике 1класс, УМК - Школа России

Хочу поделиться рабочей программой по математике для 1 класса. УМК - Школа России, по новым ФГОС....

Рабочая программа по математике 3 кл. Школа России

ФГОС. Школа России.Рабочая программа по математике 3 кл.....

Рабочая программа по математике (1-4). "Школа России"

Программа составлена в соответсии с ФГОС НОО....

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...

Рабочая программа по математике по УМК "Школа России" для 3 класса 2013

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование. разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа 2-го класса УМК "Школа России" Математика

Разработка рабочей программы 2-го класса по математике...