Проект урока математики (УМК «Школа России», 1 класс). Тема:литр
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема «Системно – деятельностный подход на уроке математики «Литр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bordzelovskaya_t.v._urok.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема «Системно – деятельностный подход на уроке математики «Литр»
(УМК «Школа России», 1класс)
Выполнила: Бордзеловская Т.В.,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 31»
Новокузнецк, 2015
Оглавление
1.Введение…………………….……………………………………………………...3
2.Основная часть. Проект урока математики «Литр»……...……………………..5
3.Заключение………………………………………………………………………..10
4.Список литературы…………………………………………………………….....11
- Введение
В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре образовательной программы; к условиям реализации стандартов.
Системно-деятельностный подход позволяет обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя.
При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя. При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.
Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.
Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся. В процессе деятельности учащийся осваивает универсальные учебные действия (УУД), развивается как личность. Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучении есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие; процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.
Взаимодействие при этом есть способ бытия. «Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения». Во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов.
Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Функция учителя при системно-деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения.
В моей творческой разработке представлен проект урока математики для 1 –го класса, УМК «Школа России», по теме «Литр». Целью моей творческой разработки стало желание овладеть технологией системно-деятельностного метода обучения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.
II. Проект урока математики (УМК «Школа России», 1 класс)
Тема: литр
Цели:
образовательная:
- создать условия для нахождения новой величины – ёмкости и её измерением с помощью литра;
развивающие:
- актуализировать знания разных единиц измерения длины, массы; развивать умение выражать своё мнение и аргументировано его отстаивать; умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей; интерес к предмету.
Тип урока: открытия новых знаний.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Повторение величин и единиц измерения.
Фронтальный опрос.
- Прочитайте слова. (Слова записаны на карточках).
килограмм масса сантиметр грамм
метр литр дециметр длина
- На какие 2 группы можно разбить эти слова? (Единицы измерения и величины).
- Распределите на 2 группы эти слова.
На доске запись:
Единицы измерения Величины
сантиметр длина
дециметр
метр масса
килограмм
грамм
Итог:
- Что помогло выполнить задание? (Имеющиеся знания).
- Что знаете? (Знаем, что величины – это то, что можно измерить. Знаем единицы измерения длины и единицы измерения массы).
- А в чём ваши мнения разошлись? ( Одни считают, что литр – это единица измерения, а другие – величина).
- Почему возникло такое противоречие? (Не хватает знаний).
- Давайте отметим это незнание вопросительным знаком.
III. Открытие новых знаний.
1. Диалог.
- Кому из вас доводилось видеть, как продают квас или молоко из бочки?
- В какие ёмкости наливают жидкость? (Стакан, банка, кастрюля, ведро, канистра, бочка).
2. Создание проблемной ситуации.
Работа в группах.
- Что вы видите на столе? (Вода в кувшине, в кастрюле, в миске).
- Как вы думаете, где больше воды, а где меньше? Почему?
- Как проверить? (Измерить количество воды в каждой ёмкости).
- 1 группа измеряет количество воды в кувшине (литровой банкой).
- 2 группа измеряет количество воды в кастрюле (пол – литровой банкой).
- 3 группа измеряет количество воды в миске (кружечкой).
3. Самостоятельная работа в группах.
- Давайте проверим результаты ваших измерений. (Учитель записывает результаты на доску).
На доске запись:
1 группа – 1 мерка
2 группа – 2 мерки
3 группа – 7 мерок
- Где же больше воды? (В миске).
- Почему? (Там 7 мерок).
- Все согласны? (Нет. У 3 группы самая маленькая мерка, а у 1 группы самая большая мерка).
- Так нечестно, надо, чтобы у всех мерки были одинаковые.
- Молодцы! А может быть кто – нибудь знает, какую мерку используют в повседневной жизни для измерения жидкости? (Литр).
- Правильно! Вместимость этой банки (показываю) 1 литр. Ребята 3 группы, аккуратно перелейте воду из мисочки в эту банку.
- Что вы можете сказать о количестве воды у каждой группы? (Воды сразу было одинаковое количество на каждом столе, только мы не смогли её сравнить, потому что посуда была разная, а единой мерки у нас не было).
IV. Первичное воспроизведение новых знаний.
Вывод: вместимость надо определять одинаковой меркой, а не разными. Измеряют вместимость сосудов литрами. (Показ различных сосудов литровой ёмкости – стеклянную банку, кружку, бутылку).
- Слово «литр» сокращённо пишут так: л
- Прочитать записи: 1 л, 3 л, 5 л, 10 л. (На карточках записано).
- А теперь давайте вспомним, о чём мы говорили в начале урока. Какая проблема у вас возникла? (Не знали, в какой столбик записать слово ЛИТР).
- А сейчас вы можете решить эту проблему? (Да).
- В какой столбик вы определите слово литр? (В 1 столбик. Это единица измерения жидкости).
- Какие же вы молодцы!
- Где вы встречались с единицей измерения жидкости? (Сок в магазине продают в пакетах по 1 литру и по 2 литра. В литровых пачках продают молоко и кефир. Минеральную воду продают в бутылках по 1 литру. На заправке продают бензин в литрах.)
V. Первичное закрепление.
1. Решение практических задач.
1 группа. Даны две 3 – х литровых банки. В одной банке 3 л воды, а в другой 1 л. Что нужно сделать, чтобы количество воды стало в этих банках одинаковым?
а) вылить из 1 банки 2 л воды;
б) добавить во 2 банку 2 л воды;
в) из 1 банки перелить во 2 банку 1 л воды.
2 группа. В одну банку входит 3 л воды, а в другую – 1 л. Как с их помощью отмерить 4 л? Как отмерить 2 л?
3 группа. Определить, сколько стаканов воды вмещается в 1 л банку.
2. Проверка решения задач.
VI. Контроль.
Задача. Устно. С показом ответов.
В ведро входит 10 л воды. Сколько литров воды можно долить в ведро, если в нём 6 л? 9 л? 7 л?
Задача. Самостоятельно.
В банке 3 л молока, а в бидоне на 4 л больше. Сколько литров молока в бидоне?
3 + 4 = 7 (л) – в бидоне.
- Сколько литров молока в банке и в бидоне вместе?
7 + 3 = 10 (л) – всего.
Задача. Самостоятельно.
Мама сварила 5 л вишнёвого варенья и 3 л клубничного. На сколько литров больше вишнёвого варенья, чем клубничного сварила мама?
5 – 3 = 2 (л)
Ответ: на 2 литра.
VII. Рефлексия.
- Вы могли в начале урока определить, в какой столбик поместить слово литр? (Нет).
- Почему не могли? (Не хватало знаний).
- А теперь знаете, что такое литр? (Да. 1 литр – единица измерения жидкости).
VIII. Итог урока.
- Чему учились на уроке? (Измерять количество жидкости в посуде; решать задачи).
- Сколько стаканов жидкости вмещает один литр? (5 стаканов).
- Как можно определить вместимость жидкости в бидон, ведро?
Молодцы! Много успели сделать сегодня на уроке, много чему научились.
IX. Домашнее задание.
Решить задачи.
- В пакете 1 л яблочного сока. Это 5 стаканов. Ваня выпил утром 2 стакана сока и вечером ещё 1 стакан. Сколько всего стаканов сока выпил Ваня? Сколько стаканов сока осталось?
- Мама сварила варенье и разлила его в 2 банки, по 3 л каждую. Поставь вопрос и реши задачу.
- В бидоне 6 л молока, а в банке на 3 л меньше. Сколько литров молока в банке?
III. Заключение
На уроке по теме «Литр» обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Организована исследовательская, творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять.
Это способствовало созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность.
Данный урок направлен на развитие у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.
Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и посилен для учеников первого класса.
Выполняемые групповые задания способствовали развитию у обучающихся мыслительных операций, т.к. дети сам находили и отбирали необходимую информацию, аргументировано доказывали свой выбор, делали выводы.
На уроке уделялось внимание отработке умения решать практические задачи, умению слаженно работать в группе. Все этапы взаимосвязаны. Происходит чередование видов деятельности. Развивающая и воспитывающая цели решались в единстве с образовательной. Интенсивность урока была оптимальной, с учётом психолого - возрастных особенностей обучающихся первого класса. Ребятам было на уроке комфортно, чувствовали они себя уверенно, чётко и дружно работали в группах. В групповой работе ребята учились договариваться, принимать решение, убедительно представлять результат. Цели достигнуты.
- Список использованной литературы.
- Математика. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. Моро М.И. [Текст] - М.: Просвещение, 2012.
- Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]: стандарты второго поколения/ Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 – 98
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Мин – во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2009 – 41 с.
- Формирование универсальных учебных действий средствами предметов начальной школы: учебно – методическое пособие / Т.О. Автайкина, Н.А.Демчук; под общ. ред. канд. пед. наук Е.а.Нагрелли – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2014. – 94 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока математики УМК "Школа России"
Коспект урока математики "Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток"...
Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Что такое числовые выражения"
Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Что такое числовые выражения"...
Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Задачи с числовыми выражениями"
Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Задачи с числовыми выражениями"...
Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Скобки"
Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Скобки"...
Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Взаимно-обратные задачи"
Конспект урока математики УМК "Школа России", 2 класс. Тема урока: "Взаимно-обратные задачи"...
Блок технологических карт уроков по математике для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств на уроках математики, УМК "Школа России", 2 класс
В блок собрано 8 технологических карт уроков математики для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств....
Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Школа России» 1 класс Тема урока Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке
Цель:формирование знаний и умений использовать способ присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.Задачи:Дидактические:1. Познакомить с действием присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке....