Применение метода проекта на уроках математики «Школа 2100»
статья по математике (1 класс) на тему

Кузнецова Светлана Адександровна

Тема урока - проекта; Таблица сложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_metoda_proekta.docx64.16 КБ
Файл primenenie_tehnologiymicrosoft_word.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

  Применение метода проекта  на уроках математики       «Школа 2100»  

                        Кузнецова С.А.

Тема урока - проекта: Таблица сложения

Методы: метод учебного проекта, проблемно-диалогическая, технология оценивания учебных успехов.

Форма работы: фронтальная, групповая, в парах

По продолжительности: 1урок

Результат проектной работы: таблица сложения

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, разлинованные в клетку листы А4, фломастеры, учебник «Математика», 1класс, Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких.

Цель урока: создать проект «Таблица сложения»

Задачи: систематизировать и закрепить знания о составе чисел от 2 до 10; помочь детям создать проект «Таблица сложения»; формировать исследовательские навыки; учить планировать свою деятельность; развивать логическое и критическое мышление, связную речь; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и парной работе.

Формировать УУД:

Познавательные УУД –

1) развиваем умения извлекать информацию из текстов;

2) представлять информацию в виде таблицы;

3) на основе анализа делать выводы;

4) ориентироваться в новом виде записей - таблице;

Коммуникативные УУД –

 1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре, в группе.

 Личностные результаты-

1) развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 Регулятивные УУД –

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ - технология оценивания учебных успехов

В оформлении конспекта урока используются значки, применяемые в методических рекомендациях для 1-го класса на сайте ОС «Школа 2100»:

ear-hearing-слушание,          -говорение,     - письмо      -исследование,     -визуализацияHM00380_grafika_15456_713926image003lips

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД, ТОУУ

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинаем мы урок

Работать дружно начинаем,

Ни минуты не теряем!

- Проверим готовность. По каким критериям? ear-hearinglips

Регулятивные УУД

II.

Актуализация опорных знаний

- С каким числом познакомились на прошлом уроке? ear-hearing

- Что интересного в записи числа 10?lipsHM00380_

Работа с числами.

5,7,1,3,6,2,8,9,4,10grafika_15456_713926

-Прочитайте числа. Напишите:         I вариант – в порядке возрастания, II вариант – в порядке убывания. Подчеркните простым карандашом число, которое удалось написать правильно и красиво. ТОУУ

- Обведите красным карандашом наибольшее число. Обведите синим карандашом наименьшее число. Какое число лишнее - подчеркните простым карандашом. image003

- Проверьте работы друг друга (пара, которая справилась без ошибок, берутся за руки и поднимают их, образуя «домик») ТОУУ

- А теперь выполним работу в группах.  ear-hearing   (Дети, которые сидят за I, III, V –ой партами, поворачиваются к тем, кто сидит за  II, IV-ой партами. Получается 6 групп по 4 детей.)

- Мы с вами познакомились с числами от 0 до 10. Какие действия с ними мы можем выполнить? (Складывать, вычитать, сравнивать) image003lips

- 1,2,3-я группы работают с числами 1,2,3,4,5 и составляют ear-hearingвсевозможные равенства на сложение с этими числами. 4,5,6 группы работают с числами 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 и составляют всевозможные равенства на вычитание с этими числами. grafika_15456_713926

- Что вы можете сказать о количестве равенств, которые вы получили? (Их много.          Кто умеет считать: их 45,50. Тогда уместен вопрос – почему одна группа составила 45 примеров на сложение, а другая 50? Ответ: есть равенства с одинаковыми слагаемыми.)lips

Личностные результаты

ТОУУ

Коммуникативные УУД

Личностные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностные результаты

Коммуникативные УУД

III.

Постановка проблемы.

- Как вы думаете, можно ли все составленные вами равенства записать компактно, не занимая много места, но так, чтобы можно было, и складывать, и вычитать? (Ответы детей: да, нет, может быть) image003

- Ваши ответы  – это предположение. Вы предполагаете, что такое количество примеров можно или нельзя записать компактно. На ear-hearingследующих уроках слово предположение мы будем заменять словом гипотеза (появляется на слайде).       Таким образом, мы предполагаем, что равенства с числами  от 1 до 9 можно записать другим способом, так, чтобы они занимали мало места, ими было удобно пользоваться, и появилась бы возможность быстро находить результат.HM00380_image003

Познавательные УУД

IV.

Планирование работы

- Прежде чем приступить к работе, составим план и будем учиться работать по плану. Какие у вас будут предложения?                  Выслушав детей, учитель обобщает ответы детей и открывает запись на слайде: lipsHM00380_

1. Обговорить цель работы

2. Выяснить, куда, чем будем записывать

3. Поиск решения проблемы в группе

4. Рассмотреть все предложенные варианты и выбрать самый удобный

5. Оформить работу

6. Использовать полученную модель на уроках математики

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

V.

Открытие нового знания, разрешение проблемы

Дети обсуждают проблему в группах.         Каждая группа предлагает свой способ решения этой проблемы:        группируют равенства, ear-hearingсоставляют примеры – цепочки, кто-то может предложить и искомый способ. Если дети затрудняются, учитель даёт подсказку: ear-hearinglipslipsimage003

- Напишем в строчку числа от 1 до 10. На следующей строчке напишите число 1 на одну клетку левее, чем на верхней строчке.  Увеличьте каждое число на один, результат напишите под числом, которое увеличили.grafika_15456_713926image003

- Кто догадался, почему я дала эту подсказку?

- Попробуйте самостоятельно доделать начатое. Что получилось?grafika_15456_713926

(Набор возрастающих чисел и по горизонтали, и по вертикали)

  12345678910

12345678910

2345678910

345678910

45678910

5678910

678910

78910

8910

910

Коммуникативные УУД

Личностные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

- Нам удалось поместить все ваши примеры в одну таблицу

Учитель показывает на слайде готовую таблицу. lipsHM00380_

- Кто может объяснить, как работать по этой таблице?

- Как вы будете вычитать?

- Удалось ли нам создать модель таблицы сложения?

- Когда и где можно использовать эту таблицу?

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

VI.

Оформление результата

- Вспомните 5-ый пункт нашего плана. Что будем делать? (Оформлять модель таблицы.) Учитель раздаёт заранее приготовленные модели таблиц без чисел. grafika_15456_713926

- Запишите слагаемые по горизонтали красным цветом, по вертикали – синим цветом, суммы этих чисел зелёным цветом. Самостоятельно заполните таблицы. Посмотрите, справляются ли соседи с работой. Помогите тому, кто испытывает затруднение. HM00380_

После окончания работы проводится разминка для пальцев:

(Сгибают и разгибают пальцы поочерёдно)

Первый – понедельник,

Второй – вторник,

Средний – среда,

Четвёртый – четверг,

Пятый – пятница

(Гладят одну руку другой)

В субботу, воскресенье –

Отдыхаем!

(То же самое выполняют на другой руке)

- Найдите по таблице сумму чисел 2 и 7, разность чисел 8 и 5. Задавайте друг другу примеры по цепочке, находите результат по таблице. ear-hearingHM00380_lips

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные результаты

Познавательные УУД

Личностные результаты

VII.

Первичное закрепление

- Для чего нужна таблица? Где будем использовать? Как звучит 6-ой пункт нашего плана? ear-hearinggrafika_15456_713926

- Используя таблицу, выполним задания учебника на с.27 №5, 6. 

Личностные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

VIII.

Рефлексия

Договорите предложения: (начало на слайде)                       ТОУУlipsHM00380_

Сегодня на уроке мы

Создали -……………..

Гипотеза – это………………..

Научились- ………………….

Планирование – это……………………

- Оцените свою           grafika_15456_713926grafika_15456_713926

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

ТОУУ

Личностные результаты


Продукты реализации учебных проектов

№ урока

Тема по календарно-тематическому планированию

Реализуемый  краткосрочный урок-проект

Продукт

26

Числовой отрезок

«Судим соревнование зверей по бегу»

Модель числового отрезка

28

Прямой угол

«Строим дом»

Наборы геометрических фигур

52

Таблица сложения

«Таблица сложения»

Модель «Таблица сложения»

(в пределах 10)

64

Числа от 1 до 20

«Помоги посчитать»

Создание счётных единиц

84

Числа от 1 до 20

Исследуем «десяток»

Модель десятка

85

Числа от 1 до 20

«Почему люди пользуются общепринятыми единицами измерения?»

Создание таблицы соотношений

«см-единицы,

дм-десятки»

88

Табличное сложение

Составление таблицы сложения с переходом через разряд

Модель «Таблица сложения»

(в пределах 20)



Предварительный просмотр:

Применение современных педагогических технологий (в том числе ИКТ) в образовательном процессе

Кузнецова С.А.

Учебный год

Наименование технологии

Периодичность применения

Результат применения

2011-2015

Технология проблемного диалога

систематически

72% обучающихся активно принимают участие в диалоге, не бояться высказывать свое мнение, умеют отстаивать, доказывать свои предположения, ставить проблему, делать умозаключения. У  учащихся формируются обобщённые интеллектуальные умения: умение анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы; видеть разные функции одного и того же объекта; устанавливать связи объекта с другим выделять существенные признаки; сравнивать объекты; классифицировать их; обобщать наблюдаемые явления; переносить известные способы деятельности  в другие условия.

2011-2015

Технология продуктивного чтения

систематически

Благодаря данной технологии возрос интерес к чтению. У 92% учеников темп чтения выше нормы, чтение безошибочное, выразительное. Умение прогнозировать, анализировать прочитанное. Вычленять главное, давать характеристику героям,

Отстаивать свою точку зрения.

2011-2015

Технология оценивания учебных успехов

систематически

Ученик может адекватно оценить своя деятельность, спрогнозировать результат, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

2011-2015

Технология проектной деятельности

систематически

Дети научились создавать (групповые, индивидуальные) проекты, работать по этапам.

  1. Выбор учителем общей темы класса и знакомство детей с общей темой.
  2. Выбор детьми своих тем в рамках общей темы класса.
  3. Поиск информации по выбранным детьми темам.
  4. Завершение работы над темой – оформление найденных сведений.
  5. Выбор учениками проектов.
  6. Работа над выбранными проектами.
  7. Презентация и защита проекта.

Умение

2011-2015

Технология «Здоровьесбережения»

систематически

Можно сделать следующие выводы:

- были созданы оптимальные гигиенические, экологические и другие условия для образовательного процесса;

- обеспечение  организации  образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;

- обеспечение  школьников  в  период  их  пребывания  в  школе питанием,  способствующим  нормальной  работе  пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями: включение   в  учебные   планы   школы   всех  классов   занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни.

2011-2015

Технология дифференцированного обучения

2011-2015

Игровые технологии

2011-1015

  Информационно-компьютерные технологии

Информационные технологии в школе являются одним из инструментов повышения качества знаний учащихся. Особенно ярко это проявляется в следующих направлениях:

повысился интерес и учебная мотивация, наиболее ярко выражено развитие познавательных интересов  у учащихся .

Проблемно-диалогическое обучение (фронтальное, групповое, парное) обеспечило не только  творческое усвоение знаний благодаря специально организованному диалогу, но и повышение ученической мотивации, активизировало познавательную деятельность обучающихся, это обеспечило репродуктивное усвоение знаний. Ученики понимают  материал, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.                                                                                                                                         Благодаря проблемно-диалогической технологии  ученики научились в (побуждающем и подводящем) диалоге  ставить проблему и находить способ решения данной проблемы.                                                                                                        Постановка проблемы –  этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.                                                    Поиск решения – этап формулирования нового знания.                                                                                                                       На этапе постановки проблемы побуждающий диалог применялся для осознания учениками противоречия  в проблемной ситуации  и для формулировки проблемы. Этот диалог помогал выдвинуть и проверить гипотезы, предположения, прийти к новым знаниям путем «проб и ошибок», методом исключения. Подводящий же диалог помогал активизировать, развивать логическое мышление учеников. Ученики в ходе диалога выстраивали логическую цепочку умозаключений, которые помогали открывать новые знания.            

Методические приемы, которые я использую при создании проблемных ситуаций:

-   Подвожу учеников к противоречию и предлагаю им найти свой способ его разрешения;

-   Сталкиваю противоречия практической деятельности;

-   Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-   Предлагаю рассмотреть явление с различных точек зрения (врач, спортсмен, педагог);

-   Побуждаю делать сравнения, выводы из ситуаций, обобщать;

-   Ставлю конкретные вопросы;

              Ставлю проблемные задачи (например, с недостающими или избыточными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с допущенными ошибками).

            Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. «Субъектный» характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

               Работа в паре и группе является хорошим стимулом проявить и проверить свои знания и суметь найти выход из сложившейся ситуации, прийти к нужному результату через предметную деятельность. Для проверки уровня усвоения учебного материала я часто использую парный и групповой взаимоконтроль. Этот способ дает очень хороший результат на уроках русского языка (например, написание словарных слов) и математики (например, проверка вычислительных навыков), развивает внимательность, ответственность при выполнении своих заданий и проверке работ одноклассников. Случаются ситуации, когда, сделав ошибку в своем задании, ребята обнаруживают ее в проверяемой работе – такие случаи оказывают очень сильное воздействие, развивая стремление к достижению высокого результата в индивидуальной работе.

              Только такое построение обучения, на мой взгляд, формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика, и создается возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

            Технология продуктивного чтения Уроки литературного чтения строились по трем этапам: работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения. Первый этап заключал в себя предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой тематической, эмоциональной направленности, выявление героев по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей к тексту иллюстрации, постановка цели с учетом общей учебной, эмоциональной, психологической, мотивационной готовности учащихся к работе. Второй этап: первичное чтение (слушание, комбинированное чтение), выявление первичных впечатлений, выявление совпадений первоначальных предположений. Затем медленное вдумчивое повторное чтение всего текста, анализ текста (прием: диалог автора через текст, комментированное чтение, выделение ключевых слов). Беседа по содержанию прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов. Выразительное чтение. На третьем этапе дискуссия по прочитанному, знакомство с автором, работа с дополнительной литературой, творческие задания.

Технология оценивания учебных успехов. Оценивалось любое действие, особенно успешное, а фиксировалось только полноценное задание, осуществлялась внешняя оценка (учитель) и самооценка ученика, ученик мог аргументированно оспорить оценку. За каждую учебную задачу ставилась отдельная оценка. Ученик имел право исправить оценку. Итоговая оценка – показатель уровня образовательных достижений, она высчитывалась как среднеарифметическое текущих оценок. Три уровня оценивания: необходимый уровень, программный уровень, максимальный уровень. Таким образом, каждый ученик умеет адекватно себя оценивать.                                                                                                           Технология проектной деятельности. Это  способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий): - организационных (регулятивных),                                                                                                                                                                             интеллектуальных (познавательных),                                                                                                                                                                              оценочных (личностных),                                                                                                                                                                                           коммуникативных.                                                                                                                                                                              Работа над проектами позволила: обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости, организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.                                                                                                                    Главное в работе над проектами было научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.  Применялась двухкомпонентная организация проектной деятельности работа над темой и работа над проектом.  Дети собирали сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями. Затем  работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляли готовые проекты. Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой. Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.

             Применение методов активных форм обучения используемых  технологий в процессе обучения создают на уроке:

           1.Успех. Ситуация успеха - необходимое условие для перерастания положительного         отношения к учебе в активную, творческую деятельность. Главное для ребенка – быть успешным, двигаясь от "не умею" к - " умею". Моя задача – поддержать интерес и развить его, создать атмосферу комфорта.

           2. Удивление. Моя задача – сохранить и поддержать инициативу ученика на пути познания, вести его от деятельности к знаниям.

           3. Уверенность. Моя задача на уроке - организовать не соревнование за лучший результат, а совместную творческую деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. При организации такого урока у ребенка формируется потребность в общении, адекватная самооценка, самостоятельность при решении учебных задач, умение доказывать свое мнение и уважать чужое. Развивается способность к самоконтролю и сопереживанию, а самое главное – у него нет страха перед неизвестным.

                       С первых дней пребывания ребенка в школе я стараюсь создать особое ценное пространство, погрузив ученика в атмосферу творческой активности, сотрудничества, взаимопонимания и на уроках, и во внеклассной работе. Индивидуальное портфолио каждого ученика позволяет мне отразить творческий, познавательный и интеллектуальный рост. Безусловную ценность портфолио вижу в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого моего ученика, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

                УМК «Школа 2100» основана на здоровьесберегающей технологии. В центр образовательной программы ставится личность ребенка. Моя задача, как учителя - обеспечение комфортных условий для ее развития и реализации природных возможностей.

              В своей практике делаю ориентиры на создание эмоционально-коммуникативной атмосферы совместной деятельности. С этой целью провожу минуты эмоциональной поддержки перед началом урока. Это составляет основу коммуникации, общения, комфорта.

              Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного напряжения, я провожу физкультминутки, определяю и фиксирую психологический климат на уроке.

               К числу здоровьесберегающей технологии я отношу также дифференциацию обучения, обеспечивающую разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу «больше - меньше», а по принципу «труднее - легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения, не причиняя ущерб своему здоровью.

  1.  Информационно-компьютерные технологии             Компьютерные технологии (обучающие программы, тесты, тренажеры), технологии мультимедиа (мультимедийные презентации с использованием всего ряда визуальных эффектов), технологии программированного обучения  (энциклопедии, сеть Интернет).Применение технических средств обучения: компьютер, интерактивную доску, мультимедийный проектор. Технологии эти обогащают арсенал методических средств обучения, предоставляют педагогу богатый наглядный материал, позволяют разнообразить уроки, делая их интересными, и, естественно, способствуют лучшему усвоению знаний учащимисяПостоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. В организации этой работы использую метод диагностики. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка. Я сравниваю ребенка только с самим собой. Каким был, что знал, и каким стал, что нового узнал и чему научился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД Тема: Применение метода проектов в начальной школе (Выступление на педагогическом совете)

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс ...

Планирование к урокам математики школа 2100 2 класс 2013-2014г.

планирование составлено в соответствии с ФГОС...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Данный материал является обобщением опыта работы в начальной школе. Метод проектов широко применяется в обучении. Он актуален и соответствует требованиям ФГОС. Как показывает практика, метод проектов ...

«Применение метода проектов в начальной школе».

В статье представлен опыт работы с обучающимися начальной школы по методу учебных проектов.Ключевые слова: проектная деятельность, основополагающий вопрос, источники информации.«Хотя чужое знание може...

Применение метода проектов в начальной школе

Из опыта работы учителя начальных классов. О применении метода проектов в начальной школе....

Применение метода проектов в начальной школе.

Проектная деятельность в начальной школе это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Проще говоря, для повышения качества знаний учащихся учителя должны мотивировать д...