Применение метода проектов в начальной школе
статья

Из опыта работы учителя начальных классов. О применении метода проектов в начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ «ДОМИНАНТА» ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА»

 «Применение метода проектов в начальной школе»

        

Из опыта работы  

учителя начальных классов

Кацюбы Виктории Андреевны

Харцызск, 2022

Тема опыта работы:

                                 «Применение метода проектов в начальной школе»

     Цель опыта:

• создать оптимальные условия для выявления творческих способностей учащихся, развить у них способности к поиску, взаимообучения, сотрудничества, взаимодействия учителя и ученика.

• качественное обновление содержания, форм и методов работы с учащимися, формировать навыки самостоятельной работы при организации социально значимых дел, навыков и умения в области культуры общения, коммуникации, умение выдвигать, аргументировать и защищать свои идеи, формирования навыков самоорганизации (планирование деятельности, программирования действий, коррекция этапов и способов деятельности, гибкость и вариативность действий)

• развитие социальной и гражданской компетентности ребенка.

   Основная идея и задачи:

• Выяснить общую суть метода проектов;

• раскрыть пути совершенствования современного урока благодаря интерактивным технологиям;

• внедрение личностно ориентированного подхода с использованием интерактивных технологий;

• формирование критического и творческого мышления учащихся;

• применение определенной совокупности технологий обучения, способствующих интеллектуальному и духовному развитию личности;

• построение занятий, направленных на приобретение умений работать в коллективе, использовать информационные технологии, работать с информацией с целью дальнейшей адаптации в социуме.

  Актуальность и перспективность опыта:

• способствует выполнению задач основных направлений современной системы образования;

• определяется важностью применения новых подходов к учебному процессу, повышения эффективности приобретенных знаний в школе;

• обеспечивает личностно ориентированную модель обучения;

• способствует потребности в самосовершенствовании, повышению мотивации обучения;

• развивает и совершенствует навыки мышления и анализа, умение сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать свою точку зрения, это все позволяет школьнику выработать навыки находить решения в любых проблем, дает возможность личности достичь желаемого результата, самореализоваться.

• способствует обеспечению дополнительных условий для выявления, всестороннего развития и реализации одаренного ребенка;

• делает возможным оригинальный подход к построению структуры современного урока.

  Пути реализации проблемы:

• внедрение в практику работы инновационных форм и методов обучения;

• изменение практики своей работы, чтобы способствовать активному обучению учащихся;

• обеспечение дополнительных условий для реализации программы «Одаренные дети»;

• создание условий обучения для развития творческой личности ученика и полноценной деятельности каждого ребенка;

• самосовершенствования, повышения профессионального уровня путем участия в семинарах, тренингах, курсах по новым технологиям обучения.

  Ожидаемые результаты:

• формирование коммуникативной, познавательной, личностной и творческой компетентности;

• выработка определенной совокупности технологий обучения, способствующих всестороннему развитию ребенка;

• формирование у учащихся положительного отношения к учению, создание «ситуации успеха»;

• обеспечить общую активность ученического коллектива, способствовать развитию межличностного общения, способности избегать конфликтных ситуаций, принимать продуманные решения;

• формировать компетентную, всесторонне развитую личность, способную к учебе, самообразованию, саморазвитию и самореализации;

• создавать условия для учета и развития учебно-познавательных интересов, склонностей, способностей и потребностей учащихся с целью дальнейшей адаптации в социуме, реализации как творческих личностей.

    Жизненная компетентность детей - основа развития личности.

    Сегодня, когда происходят изменения и модернизации в области образования, особое внимание обращено на роль школы как организатора образовательной среды для развития личности.

   Мировые тенденции развития среднего общего образования характеризуются переходом от традиционной репродуктивной модели школы к развивающей конструктивной модели, ориентированной на результат. Обновилась функция школы: не только обучения и воспитания, но и социализация школьников, формирования жизненной компетентности, развитие социально - значимых качеств личности.

   Цель образования - формирование личности, которая будет способна получать глубокие знания, профессиональные навыки, свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно-ответственные решения в условиях меняющегося мира.

   Школа настоящего требует от нас, педагогов, творческого подхода к работе с учениками. Видимо поэтому метод проектов занимает все более видное место в педагогической практике.

   Я обратилась к этому методу, так как он дает возможность в стенах школы формировать жизненные компетентности творческой личности, пробуждает и развивает в ребенке талант, дает возможность детям осмысленно применять свои знания, реализует их социальные нужды, формирует мотивацию к обучению.

   Метод проектов направлен не на простое овладение некоторой суммой знаний, или даже их системой, а на развитие умений решать проблемы, показывать практическое использование знаний. В основе метода проектов находится развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания.

   Термин "проект" в переводе с латинского языка означает "брошенный вперед - замысел, план и т.п." Проектирование в общем его понимании - это научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественно нового состояния существующего проекта-прототипа.

   История применения метода проектов в учебной деятельности школьников подробно проанализирована С.У.Гончаренко, О.Я.Савченко, О.О.Фунтиковой. Ряд исследований посвящены применению метода проектов в обучении младших школьников (Н.В.Котелянець, О.Оноприенко), в процессе организации трудовой деятельности (Н.В.Матяш, Н.В.Семенова, С.Ящук).

   Суть моего опыта заключается во внедрении в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий и методик, работа в проектных разработках с целью формирования жизненных компетенций учеников. Идея проектной деятельности позволяет совместить содержание развития, воспитания и обучения с реальной жизнью, делает возможным использование умений, навыков, знаний для решения практических задач.

   Перед собой я ставлю цель:

1.Сделать процесс обучения, насколько это возможно, интересным и рациональным.

2.Систематично внедрять моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр.

3.Соединить умственное, нравственное, эстетическое, художественное, трудовое воспитание.

   Чтобы иметь возможность найти свое место в жизни, ученик современной школы должен обладать определенными качествами:

• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

• самостоятельно и критически мыслить;

• уметь видеть и формулировать проблему (в личном, профессиональном, общественном плане), находить пути рационального решения;

• осознавать, где и каким образом полученные знания могут быть использованы в окружающей среде;

• быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

• уметь работать с информацией (собирать нужные факты, анализировать их, выдвигать и обосновывать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, использовать их для решения новых проблем;

• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе, в различных отраслях, различных ситуациях;

• уметь самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственных качеств, культурного уровня.

     Работа над проектом предполагает следующие этапы:

1. Определение темы, целей и задач проекта.

2. Разработка плана деятельности для достижения поставленной цели.

3. Выполнение проекта.

4. Презентация работ.

Выполнение проекта начинается с планирования действий.

Планируя проект, учитель должен определиться:

- соответствует ли деятельность, запланированная по проекту, возрастным особенностям детей младшего школьного возраста;

- имеют учащиеся необходимый опыт выполнения проектной работы;

- тщательно спланировать шаги проекта (которые будут делать ученики и какого результата достигнут на каждом этапе)

- как запланированный проект соответствует программным требованиям;

- каким будет конечный результат.

Учебный процесс в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся. Это коллективная, групповая работа. Во время такой работы дети учатся демократическим формам общения, критическому мышлению, принимать обоснованные решения, уважать мнение коллег. Когда ученики работают вместе, у них формируются навыки, необходимые для самостоятельной жизни:

1) умение внимательно слушать;

2) вместе решать проблемы;

3) самостоятельно (или совместно) принимать решения;

4) проводить различные опыты;

5) анализировать материал;

6) разрешать конфликты.

   Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, которой является проектная деятельность, не вызывает напряжение умственных процессов детей, а это значит, что проекты можно считать технологиями, которые сохраняют здоровье.

   Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования ученики осуществляют вместе с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формирует тему, цель проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между ее членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Дальнейшая работа выполняется детьми самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе презентуется на уроке (приложение).

    Метод проекта я использую при закреплении ранее изученного материала, поэтому защита проектов органично вплетается в структуру урока, давая детям возможность активно участвовать в овладении знаниями.

    Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учащихся в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и  изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и русский язык.

   Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задача определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). На разных уроках и самостоятельно дома или во внеклассной работе выполняются задания, предложенные учителем или придуманы самими учениками. Это могут быть и наблюдения за окружающим миром, и рисование увиденного, и составление рассказов, загадок, стихов, и выполнение аппликационных работ.

   На итоговом уроке кроме защиты своих работ, выполненных самостоятельно или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала для итоговой работы.

Эта методика позволяет максимально повысить эффективность учебно - воспитательного процесса, дает возможность создать такие условия, когда все ученики привлекаются к активной, творческой учебной деятельности.

Итог проектной работы - это рукописные работы с рисунками, аппликациями, рассказами и стихами, выполненные учениками, мультимедийные презентации, творческие работы, изделия, изготовленные своими руками по определенной тематике, стенгазеты и тому подобное.

Критерии оценки проектной деятельности учащихся.

• Завершенность.

• Ясность, грамотность и четкость.

• Информация (документы)

• Оформление работ.

• Умение работать в группе.

Вывод

    Таким образом, учебный проект с точки зрения ученика - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что очень важно, интересен и значим для самих открывателей .

   Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

   Итак, это и задания для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учеников между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

   Благодаря внедрению интерактивных методов обучения в своей работе я увидела первые результаты:

• высокий уровень позитивного отношения детей к школе

• высокая учебная активность учащихся

• заинтересованность в конечном результате труда

• желание принимать участие в конкурсах по различным предметам

Дети  активно принимают  участие в городских конкурсах ученических проектов, так, в 2017 -2018 уч. г. учащийся класса Самарский Владлен  занял первое место на городском конкурсе                « С любовью к животным». Этот проект оценили на республиканском уровне 3 место, неоднократно проводили открытые уроки и воспитательные мероприятия по презентации различных проектов.

   В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «... проектное обучение не должно   вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения .» И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. Я считаю, что учитель должен умело сочетать в педагогической деятельности как традиционные, так и нетрадиционные формы и методы работы. Все это позволяет многократно и разнопланово «испытать» ученика, развивать творческие способности. При этом прослеживается и обратная связь: компетентный ученик стимулирует процесс постоянного повышения профессионального уровня учителя. Опыт убеждает: учитель подводит к двери, а именно ученик должен их открыть. Этому и способствует  применение в обучении исследовательских методов.

Список литературы.

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М .: АРКТ, 2006.

2. Бритвину Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. - 2005. -

            №6.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения.

            // Директор школы. - 1995. - №6.

4. Государственный стандарт начального общего образования. - М., 2005.

5. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования.

            Материалы к дидактическому исследованию. - Ростов н / Д, 2005.

6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. - 2005. - №9.

7. Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. - Краснодар, 2001.

8. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2.

9. Научно - педагогическая мастерская Научно - методическое пособие / Под аг. ред .. А. И. Чернышева, Т. Б. Волобуев. - Донецк: Истоки, 2008.

10. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. - 2000. - №7.

11. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. // Под общ. ред. А.Н. Пехоты. - М .: А.С.К., 2001. - 256 с.

12. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников. / Под ред. И.А.Сасовой. - М .: Вентана-Графф, 2003.

13. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 1998.

14. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. // Сельская школа. - 2004. - №2.

15. Пахомова Н. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. - 2000. - №1. - С.41-45.

16. Савченко А. Я. Дидактика начальной школы. - К .: Генеза, 2002.

17. Телячук В. П., Лесина Е. В. Инновационные технологии в начальной школе. - М .: Издательская группа «Основа» ООО «Триада +», 2007.

18. Ящук С. Развитие творческого потенциала учащихся в процессе проектно - технологической деятельности // Начальная школа. - 2004. - №4. - С.9-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в начальной школе

Одним из ведущих методов на уроках в школе является–метод проектов. Он широко используется не только в среднем  и старшем звене школы, но и в начальной школе. В основу методов проектов положена и...

Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

«Использования метода проектов в начальной школе»

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...

ДОКЛАД Тема: Применение метода проектов в начальной школе (Выступление на педагогическом совете)

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс ...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Данный материал является обобщением опыта работы в начальной школе. Метод проектов широко применяется в обучении. Он актуален и соответствует требованиям ФГОС. Как показывает практика, метод проектов ...

«Применение метода проектов в начальной школе».

В статье представлен опыт работы с обучающимися начальной школы по методу учебных проектов.Ключевые слова: проектная деятельность, основополагающий вопрос, источники информации.«Хотя чужое знание може...

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....