ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
проект по теме

Новикова Ольга Александровна

Данный материал является обобщением опыта работы в начальной школе. Метод проектов широко применяется в обучении. Он актуален и соответствует требованиям ФГОС. Как показывает практика, метод проектов можно использовать в преподавании в начальной школе, он способствует развитию познавательной активности детей и их мотивации к учению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на ШМО учителя начальных классов

Новиковой О.А.

Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.

К организации проекта предъявляются следующие требования:

  1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
  2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
  3. Работа по проекту является исследовательской.
  4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.
  5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
  6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
  7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Работа по методу проектов, как замечает И.С. Сергеев [20], – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту совершенно особые:

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
  3.  Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.

Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “шесть П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

 По продолжительности проекты бывают:.

  1. Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
  2. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Метод проектов органично сочетается и с групповыми методами обучения.

Этапы работы над проектом в начальной школе:

I этап – мотивационный.

Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;

Ученики: обсуждают задание, предлагают собственные идеи, создают рабочие группы;

II этап – планирование деятельности по выполнению проекта: определяются тема и цели проекта;

формулируются и уточняются задачи;

уточняется информация (источники);

вырабатывается план действий;

определяются средства достижения цели;

устанавливаются критерии оценки результата и процесса;

согласовываются способы совместной деятельности.

III этап – информационно - операционный (выполнение проекта)

Ученики:

  • собирают материал;
  • разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;
  • проводят исследование;
  • работают с литературой и другими источниками;
  • непосредственно выполняют проект;
  • оформляют проект;
  • составляют план защиты проекта, -распределяют роли участников для защиты.

Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся; сам является источником информации.

IV этап - рефлексивно-оценочный.

Ученики: представляют проекты на экспертизу; защищают проект;

участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную или письменную самооценку; исправляют или дополняют содержание проекта, рефлексируют;

Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности

переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибальную систему оценивания

Роль учителя как руководителя проекта.

 При работе над проектом учитель:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом

Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников, потому что она:

  • личностно-ориентирована;
  • использует множество дидактических подходов;
  • мотивирует обучающихся;
  • позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Обобщение личного педагогического опыта.

 В своей педагогической практике я использую метод проектов для активизации познавательной деятельности обучающихся.

В 1 классе ученики только обучаются делать проекты.

При изучении темы «Алфавит», чтобы обобщить знания об изученных буквах, первоклассникам предлагается сделать индивидуальный проект - выбрать одну букву русского алфавита и рассказать о ней. Проект краткосрочный, он занимает одну-две недели.

Дети работают по определенному плану: сначала вспоминают, какой звук обозначает данная буква на письме, какая она по счету в русском алфавите, как называлась и как выглядела в старинной азбуке. Первоклассники собирают стихи, загадки, ребусы со своей буквой. Иногда дети сочиняют рассказы и сказки о выбранной ими букве.

 Ученики творчески подходят к выполнению задания.

Важный этап реализации этого проекта – это его презентация. Дети оформляют презентацию о букве на листах А3 или А4.

 Иногда дети нестандартно представляют свою букву, используя аппликацию, вышивку, роспись, лепку презентуемой буквы. На заключительном этапе работы над проектом дети рассказывают и показывают свою работу классу.

В результате работы над этим проектом дети обобщают знания о буквах русского алфавита, подбирают занимательный материал о буквах, учатся творчески оформлять свою работу, выступать перед аудиторией, представляя результаты своего труда

Ученикам второго класса, при изучении темы «Фразеологизмы», предлагаю поработать с фразеологизмами в виде проекта: «Объясни фразеологизм»

Обучающиеся, работая с фразеологическим словарем, объясняют значение фразеологизма, который они выбрали, находят историю его происхождения, подбирают примеры использования фразеологизмов в речи. Часть ребят, объединяясь в группу, подбирают фразеологизмы с похожим значением, также объясняя значение, происхождение, употребление в речи.

Результаты своей работы ученики оформляют на листах А4. Презентация данного проекта проходит в виде выступления перед классом.

В 3-м классе на уроках Русского языка, работая над темой по развитию речи «Происхождение имен и фамилий», обучающиеся выполняют индивидуальный проект «Происхождение моей фамилии». Проект краткосрочный, время выполнения – 2-3 дня. Ученики, работая вместе с родителями, находят информацию о происхождении своей фамилии, приводя возможные версии ее появления. Эта работа очень интересна детям, потому что история их фамилии является частью истории их семьи.

 Продукт данного проекта – информация о происхождении фамилии, презентация – выступление перед классом с историей своей фамилии.

В 4-м классе переходим к выполнению долгосрочных проектов. В рамках уроков по литературному чтению, обобщая материал по народным и авторским сказкам, детям предлагается проект «Сочини свою сказку». Исследуя построение сказочного сюжета, четвероклассники под руководством учителя создают свою сказку, оформляют ее в текстовом редакторе MS Word, делают необходимые иллюстрации, а учитель редактирует сказку и оформляет сборник сказок «Сказки четвероклассников». Продукт проекта- сборник сказок учеников 4 класса, презентация проекта – выступление перед классом со своей сказкой и публикация ее в сборнике.

Как мы видим, проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку делать для себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ученик больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. А это является очень актуальным и отвечает новым требованиям ФГОС.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения”.

 И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

 Список литературы:

 

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.

8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

9.Олейник О.В. Кабанюк Л.П. Проектная деятельность. 2-4 классы., Москва,«Вако»,  2013.

10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007.

11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

19.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.

20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

21.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

22. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. //Ярославль «Академия развития». – 1997 .

23.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в начальной школе

Одним из ведущих методов на уроках в школе является–метод проектов. Он широко используется не только в среднем  и старшем звене школы, но и в начальной школе. В основу методов проектов положена и...

Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

«Использования метода проектов в начальной школе»

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...

ДОКЛАД Тема: Применение метода проектов в начальной школе (Выступление на педагогическом совете)

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс ...

«Применение метода проектов в начальной школе».

В статье представлен опыт работы с обучающимися начальной школы по методу учебных проектов.Ключевые слова: проектная деятельность, основополагающий вопрос, источники информации.«Хотя чужое знание може...

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....

Применение метода проектов в начальной школе

Из опыта работы учителя начальных классов. О применении метода проектов в начальной школе....