Урок математики 4 класс УМК "Планета знаний" (с использованием интерактивной доски (флипчарт) "Действия с многозначными числами"
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Заусаева Светлана Анатольевна

Урок  математики  в  4  классе  по  учебнику  М.И.Башмакова  "Действия   с  многозначными  числами".   Урок  проводится  в  игровой  форме  "Путешествие  по  океану  Математики".  Специально  для  урока  создан флипчарт - карта  путешествия (корабль  передвигается  между  островами).  Дети  пользуются  маршрутным  листом  в  течение  трёх  уроков,  что  позволяет  им  оценить  себя  и  наметить  план  работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики

по УМК  «Планета  знаний»

в 4 классе

(учебник  «Математика. 4 класс. Авторы М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова)

Тема: Действия с многозначными числами. Закрепление.

Цель  урока:  создать  условия  для  закрепления  и  отработки  детьми    умений  и  навыков  выполнять  действия  с  многозначными  числами,  решать  уравнения,  задачи  на  встречное  движение  и  движение  в  одну  сторону;   развитие  коммуникативных  умений  и  навыков через  организацию  работы   в группах;  развитие  умения  оценивать  свою  работу  по  заданным  критериям;  воспитание  настойчивости,   терпения  в  достижении  цели.

Планируемые  результаты: учащиеся  закрепят  навыки  действий  с  многозначными  числами – сложение,  вычитание,  умножение,  деление  и  смогут  оценить  себя,  насколько хорошо  они  владеют  этими  навыками;  потренируются  в  решении  задач  на  движение – встречное  и  движение  в  одном  направлении;  вспомнят  и  закрепят  алгоритм  решения  уравнений;  продолжат  учиться  работать  и  сотрудничать  в  малом  коллективе – группе,  определять  себе  цель  работы  и  добиваться  достижения  этой  цели.

Оборудование:  интерактивная  доска,  подготовленный  заранее  флипчарт,  маршрутные  листы  у  учащихся.

Примечание:  данный  урок  является  третьим  по  счёту  уроком  закрепления  по  разделу  «Деление  многозначных  чисел»;  в  течение  всех  этих  уроков  учащиеся  пользуются  маршрутным  листом,  где  они  отслеживают  этапы  урока  и  оценивают  себя  с  помощью  заданных критериев. (см.Приложение)

Ход  урока:

1.Вступление.  Настрой  на  урок.

Начинаем мы опять 
Решать, отгадывать, считать 
Ум и сердце в работу вложи, 
Каждой секундой в труде дорожи!

2.Место  урока  в  разделе.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Откройте  маршрутные  листы,  которыми  вы  пользуетесь  на  протяжении  3-ёх  уроков.  Над  какой  темой  мы  работаем?  Что  уже  удалось  повторить?  Довольны  ли  вы  результатом  проверочной  работы?  Какие  цели  поставим  на  сегодняшний  урок?  Пожелайте  что-то  самому  себе  и  своему  товарищу.

-Чтобы  урок  у  нас  прошёл  интересно  и  необычно,  предлагаю  вам  сегодня  отправиться  в  морское  путешествие (открывается страница №2  флипчарта  с  картой   путешествия:

-Какие  качества  понадобятся  нам  в  путешествии?

Настойчивость? Целеустремлённость?  Лень?  Трудолюбие?  Взаимопонимание?

-Вперёд!

Ученики  ориентируются  в  маршрутных  листах,  оценивают  своё  отношение  к  результату  проверочной  работы,  состоявшейся  накануне.  Ставят  цель  урока  с  опорой  на  маршрутный  лист.  Высказывают  пожелания.

Знакомятся  с  картой  путешествия.

Отвечают  на  вопросы.

3. Закрепление  навыков  сложения,  вычитания  и  умножения  многозначных  чисел.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Мы прибываем  на  остров  многозначных  чисел (страница №3 флипчарта)  Как  же  их  много!  И  все  такие  разные!  Что  нам   предстоит  с  ними   делать?

-Откройте  страницу  учебника  58,  найдите  примеры  на  сложение  многозначных  чисел  и  решите 2-3 примера  по  выбору.

-Проверьте  свои  вычисления  по  странице  флипчарта (учитель  открывает  страницу  №4 с  результатами).  Оцените  свои  умения.

-По маршрутному  листу - что  предстоит  выполнить  дальше? Вычитание. Найдите  примеры  на вычитание с.58 учебника,  решите  2-3 примера,  проверьте (с.5 флипчарта)  и  оцените  себя.

-Следующий   навык,  который нам  предстоит  отработать? – Умножение  многозначных  чисел.  2  человека  будут  решать примеры на умножение   на  доске,  остальные – в тетради.  Вы  можете  решать  те  же  примеры,  что  и  ваши  товарищи  у  доски,  но  лучше  брать  свои  примеры.

Дети самостоятельно выполняют  сложение  многозначных  чисел,  проверяют  себя  по  интерактивной  доске,  оценивают  свои умения  в  маршрутных  листах.

Решают  примеры  на  умножение,  проверяют  себя  с  помощью  маршрутного  листа,  на  обратной  стороне  которого  записаны  ответы.  

4. Решение  уравнений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Мы  прибываем  на  остров  Уравнений (с.8 флипчарта)

Найдите  в  учебнике  уравнения. Какие  вам  кажутся  более  лёгкими?  Более  сложными?

Выберите себе  2  уравнения  по  силам  и  решите  их.  Два  человека  будут  решать  у  доски.  Старайтесь  всё  делать  самостоятельно,  при  необходимости  сверяйтесь  с  доской.

Ученики находят  в  учебнике  нужный  номер,  выбирают  себе  уравнение  по  силам  и  решают  их.  Затем  выполняют  самопроверку  по  доске (с.10),  куда  учитель  выводит  все  ответы.

Оценивают  свои  умения  в  маршрутных  листах.

5. Физкультминутка  «На  корабле»

-Что  матросам  приходится  делать  на  корабле?

-Смотреть  вперёд.  Драить  палубу.  Крутить штурвал.  Плавать.  Грести  вёслами  на  лодках.  Заниматься  спортом. (Дети  показывают  движения)

6. Решение  задач  на  движение.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Мы  прибываем (с.12 флипчарта) к  новому  острову «Задачи  на  движение».

-Этот  остров  очень  оживлённый,  там всё  время  что-то  движется. Где  же  может пригодиться  умение  решать  подобные  задачи?

-Рассмотрите  схемы  движения (с.13 флипчарта) и  скажите,  каким  может  быть  движение? (Встречное  движение,  движение  в  одном  направлении)

-Сейчас  вы  будете  решать  в  группах  задачу  на  встречное  движение,  одну  из  трёх  по  выбору.  Договоритесь,  кто  будет  читать  задачу  вслух,  кто  рисовать  схему,  обсуждать  вы  должны  вместе,  и  кто  будет  выступать  от   группы.

Ответы  к  каждой  задаче  «спрятаны»  у  меня  на  доске (с.14 флипчарта),  после  ваших  выступлений  они  появятся  с  помощью  волшебного  прямоугольника. (Ответы  напечатаны  на  белом  фоне  белым  шрифтом,  когда  учитель  натягивает  на  них  синий  прямоугольник,  буквы  «проявляются»)

-Задачи  на   движение  в  одном  направлении  мы пока  решали  мало.  Поэтому  предлагаю  порешать  их  совместно.

Учитель  с  помощью  «подсказок»  детей  чертит  схему  движения,  затем проходит  совместное  обсуждение  решения,  один  ученик  записывает решение  на  доске,  остальные – в тетради.

-Оцените  навыки  решения  задач  на  движение.

Дети  отвечают.

По  схеме  определяют  виды  задач  на  движение:  задачи  на  встречное  движение  и  задачи  на  движение  в  одном  направлении.

Распределяют  роли  в  группах,  обсуждают  решение   задачи,  выступают (один человек от группы).

Проверяют  свои ответы с  ответами  на  доске.

Учащиеся  словесно «помогают»  учителю  составить  чертёж  задачи,  такой  же  чертёж  делают  в  тетрадях.  Обсуждают  решение задачи.  Записывают  его в  тетрадь.  Оценивают  своё  умение  решать задачи  на  движение  в  маршрутных  листах.

7. Подведение  итогов  урока.

-Наше  сегодняшнее  путешествие  по  океану  Математики  подошло  к  концу,  но  завтра  оно  продолжится,  нас  ждут  новые  открытия (с.16 флипчарта).  Просмотрите  свои  маршрутные  листы:  что  особенно  удалось?  Над  чем  ещё  предстоит поработать?  Оцените  свою  сегодняшнюю работу  по  5-бальной  шкале и  сдайте  свой  маршрутный  лист  мне.  Я  также  оценю  вашу  работу  и   вы  сравните  свою  оценку  с  моей.

Дома  выберите  из  заданий  математического  тренажёра (с.58 учебника)  те,  над  которыми  вам,  на  ваш  взгляд,  необходимо  поработать.

-Спасибо   за  работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету « Окружающий мир» c использованием интерактивной доски elitPanabord 880.

Урок проведён в 1 классе по теме "Какие бывают животные?"( УМК "Перспектива"). Дети сравнивали, анализировали, группировали животных по основным признакам каждой группы, работали в парах, сравнивали с...

Разработка классного часа для 1 класса "День знаний" с использованием интерактивной доски.

В разработке представлена презентация  классного часа на интерактивной доске к 1 сентября для первоклашек. Даны комментарии к слайдам....

Урок - путешествие "Прощание с азбукой" с использованием интерактивной доски

Материал данного коспекта может использоваться в завершение периода обучения грамоте....

Урок русского языка "Однокоренные слова" с использованием интерактивной доски.

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова" разработан  в соответствии с программой "Школа России" для 2 класса. Для отдельных этапов урока продуманы задания с использованием интерактивной д...

Конспект урока по теме "Имя существительное" с использованием интерактивной доски

Урок обобщения и систематизации знаний в 3 классе. Программа "Школа 2100". Интерактивная доска Smart Board....

Конспект открытого урока по русскому языку в 1а классе на тему: «Повторение. Использование интерактивной доски на уроке»

Цель урока: закрепить знания о звуках и буквах, ударении, предложении и тексте; закрепить умение писать каллиграфически правильно; пробуждать активность учащихся на уроке и интерес к предмету через ис...