Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России"
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской М. И. Моро, М. А. Бантовой и др. «Математика». Сборник рабочих программ «Школа России». 1- 4 класс. М.: Просвещение, 2011. (170 ч.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_matematike_2015.doc | 351 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БЕРЕЗНЯГОВКА
УСМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
А
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 2 класса
на 2015-2016 учебный год
Учитель:
Бокарева
Татьяна Геннадьевна
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с :
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373);
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.№2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
- Приказом Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 декабря 2012 г. N 1060 г. Москва "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Методическими рекомендациями по преподаванию в начальной школе в 2015-2016 уч. году в Липецкой области;
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ ООШ с.Березняговка;
- Учебным планом МБОУ ООШ с. Березняговка на 2015-2016 учебный год;
- Календарным учебным графиком МБОУ ООШ с. Березняговка на 2015-2016уч. г.
- Положением МБОУ ООШ с. Березняговка « О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов начального общего образования»;
- Авторской программой М. И. Моро, М. А. Бантовой и др. «Математика». Сборник рабочих программ «Школа России». 1- 4 класс. М.: Просвещение, 2011
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Основными целями начального обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний
2. Общая характеристика учебного предмета «Математика»
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
3. Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане
В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком МБОУ ООШ с. Березняговка на 2015-2016 учебный год количество часов определено следующим образом: в год – 170 часов, 34 учебных недели по 5 часов в неделю. Из них контрольных работ – 10.
Информация о внесенных изменениях
в примерную или авторскую программу и их обоснование
В авторскую программу внесены изменения. Вместо 4 часов в неделю на изучение математики во 2 -ом классе отводится 5 часов в неделю. Один час из части, формируемой участниками образовательного процесса, предусмотрен на ознакомление школьников с языком математики, освоение некоторых математических терминов, развитие умения высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении математики.
Добавлены часы в разделы:
Числа от 1 до 100. Нумерация. 19 (16+3)
Сложение и вычитание 88 (70+18)
Умножение и деление 47 (39+8)
Итоговое повторение 16 (11+5)
4. Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета «Математика»
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета «Математика»
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений
Учащиеся должны уметь:
- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
- использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
- осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
- измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
В соответствии с системно-деятельностным подходом для достижения планируемых результатов используются следующие технологии: технологии опережающего обучения, традиционные технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии развивающего обучения, опережающее обучение: элементы системы Л. В. Занкова: проектная деятельность.
Формы организации образовательного процесса: комбинированный урок, итоговый урок (обобщение), нестандартные формы обучения (урок - игра, урок – путешествие и т. д.), интегрированный урок.
Виды деятельности: индивидуальные, групповые, парные, индивидуально – групповые, практические, проблемно – поисковые.
При разработке каждого урока выбор типа урока зависит от изучаемой темы урока и раздела программы.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Математика»
к концу второго года обучения.
- К концу обучения во втором классе ученик научится:
- называть:
- — натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
- — число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- — единицы длины, площади;
- — компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
- — геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
- сравнивать:
- — числа в пределах 100;
- — числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- — длины отрезков;
- различать:
- — отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- — компоненты арифметических действий;
- — числовое выражение и его значение;
- — российские монеты, купюры разных достоинств;
- — прямые и непрямые углы;
- — периметр прямоугольника;
- читать:
- — числа в пределах 100, записанные цифрами;
- — записи вида 5 – 2 = 10, 12:4 = 3;
- воспроизводить:
- — результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- — соотношения между единицами длины; 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
- приводить примеры:
- — однозначных и двузначных чисел;
- — числовых выражений;
- моделировать:
- — десятичный состав двузначного числа;
- — алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
- — ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
- — распознавать:
- — геометрические фигуры (многоугольники, прямоугольник, угол); упорядочивать:
- — числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения; характеризовать:
- — числовое выражение (название, как составлено);
- — многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);
- анализировать:
- — текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
- — готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
- классифицировать:
- — углы (прямые, непрямые);
- — числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);
- конструировать:
- — тексты несложных арифметических задач;
- — алгоритм решения составной арифметической задачи;
- контролировать:
- — свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
- — оценивать:
- — готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
- решать учебные и практические задачи:
- — записывать цифрами двузначные числа;
- — решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
- — вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
- — вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- — вычислять периметр прямоугольника (квадрата);
- — выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
- — заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
- К концу обучения во втором классе ученик получит возможность научиться:
- формулировать:
- — свойства умножения и деления;
- — определения прямоугольника и квадрата;
- — свойства прямоугольника (квадрата);
- называть:
- — вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
- — элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
- читать:
- — обозначения луча, угла, многоугольника;
- различать:
- — луч и отрезок;
- характеризовать:
- — расположение чисел на числовом луче;
- — взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);
- решать учебные и практические задачи:
- — выбирать единицу длины при выполнении измерений;
- — обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
- — указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
- — изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
- — составлять несложные числовые выражения;
- — выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
- Личностные результаты освоения предмета
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установка к работе на результат.
- Метапредметные результаты освоения предмета
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Предметные результаты освоения предмета
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные
6. Содержание учебного предмета «Математика»
Числа от 1 до 100. Нумерация 19ч (16+3)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел 88ч (70+18)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел 47ч (39+8)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение 16ч (11+5)
7. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
Тема | Основное содержание по теме | Характеристика деятельности обучающихся |
Числа от 1 до 100. Нумерация (19 часов) | Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел. | Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа. Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30 . Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать стоимость предметов в пределах 100 р. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
Сложение и вычитание чисел (88 часов) | Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений. Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Алгоритмы сложения и вычитания. | Составлять и решать задачи, обратные заданной. Моделировать на схематических чертежах, зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Объяснять ход решения задачи. Обнаруживать и устранять ошибки в ходе решения задачи и в вычислениях при решении задачи. Отмечать изменения в решении задачи при изменении ее условия или вопроса. Определять по часам время с точностью до минуты. Вычислять длину ломаной и периметр многоугольника. Читать и записывать числовые выражения в два действия, Вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Собирать материал по заданной теме. Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты. Составлять план работы. Распределять работу в группе, оценивать выполненную работу. Моделировать и объяснять ход выполнения устных действий сложение и вычитание в пределах 100. Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного числа и др.) Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Записывать решения составных задач с помощью выражения Выполнять задания творческого и поискового характера. Выстраивать и обосновывать стратегию игры; работать в паре. Вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы, использовать различные приемы при вычислении значения числового выражения, в том числе, правила о порядке действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения вида: 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8, подбирая значение неизвестного. Выполнять проверку правильности вычислений. Использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений. Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку. Различать прямой, тупой и острый угол. Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге. Выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырехугольников. Чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Выбирать заготовки в форме квадрата. Читать знаки и символы, показывающие как работать с бумагой при изготовлении изделий по технике «Оригами». Собирать информацию по теме «Оригами» из различных источников, включая Интернет. Читать представленный в графическом виде план изготовления изделия и работать по нему изделие. Составлять план работы. Работать в паре: обмениваться собранной информацией, распределять, кто какие фигурки будет изготавливать, оценивать работу друг друга, помогать друг другу устранять недочёты. Работать в группах, анализировать и оценивать ход работы и ее результат. Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ. |
Умножение и деление чисел (47 часов) | Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения. Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел. | Моделировать действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением, произведение - суммой одинаковых слагаемых (если возможно). Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножение. Моделировать с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей и решать текстовые задачи на умножение. Находить различные способы решения одной и той же задачи. Вычислять периметр прямоугольника. Моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Решать текстовые задачи на деление. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ. Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления. Умножать и делить на 10. Решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Решать задачи на нахождение третьего слагаемого. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Выполнять умножение и деление с числами 2 и 3. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
Итоговое повторение (16 часов) | Повторение пройденного материала. Нахождение периметра многоугольника. Соотношение между единицами времени. Задачи на соотношение между единицами длины. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание в пределах 100. Запись решения задач в виде выражения. Закрепление. | Уметь решать примеры в столбик; находить значение выражений удобным способом; знать порядок действий; уметь решать задачи различных видов; работать с геометрическим материалом. Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре, помогать устранять недочеты друг другу Контролировать и оценивать свою работу и её результат |
8. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
Методические пособия для учителя:
Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. М.: Просвещение, 2013.
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.
Авторская программа М. И. Моро и др. «Математика». 1-4 кл. М.: Просвещение, 2011.
Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова др. – М.: Просвещение, 2014.
Поурочные разработки по математике. 2 класс. – М.: ВАКО, 2014.
Математика. 2 класс: система уроков (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.
Контрольно – измерительные материалы. Математика. 2 класс / Сост. Т. Н. Ситникова. – 5-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014.
Специфическое сопровождение (оборудование):
Таблицы по математике.
Электронно – программное обеспечение:
Электронное приложение к учебнику М. И. Моро и др. «Математика 2» - М.: Просвещение, 2014.
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор,
Компьютер,
Интерактивная доска,
Магнитная доска.
Учебные пособия для учащихся:
Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова др. – М.: Просвещение, 2014.
Проверочные работы. «Математика» С. И. Волкова 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
Контрольно – измерительные материалы. Математика. 2 класс / Сост. Т. Н. Ситникова. – 5-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014
Календарно – тематическое планирование уроков математики во 2 классе на 2015 – 2016 учебный год
№ п/п |
Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Характеристика УУД | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
1 | НУМЕРАЦИЯ (19 часов) Числа от 1 до 100. | 1 | Познавательные УУД: • Знаково-символические; • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; • Выделение познавательной цели; • Выбор наиболее эффективного способа решения; • Смысловое чтение. Личностные УУД: • Анализ объектов; • Выбор критериев для сравнения. Коммуникативные УУД: • Постановка вопросов; • Умение выражать свои мысли полно и точно; • Разрешение конфликтов. Регулятивные УУД: • Целеполагание; • Соотнесение результата проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, • Их оценка и соответствующие выводы. | 1,09 | |
2 | Повторение. Числа от 1 до 20 Запись и чтение чисел от 1 до 20 | 1 | 2.09 | ||
3 4 | Счет десятками. Образование, чтение и запись чисел от 20 до 100 | 2 | 3.09 4.09 | ||
5 | Образование, чтение и запись чисел от 11 до 100 | 1 | 5.09 | ||
6 | Письменная нумерация чисел до 100. | 1 | 8,09 | ||
7 | Однозначные и двузначные числа. | 1 | 9,09 | ||
8 9 | Единицы длины: миллиметр. | 2 | 10,09 11,09 | ||
10 | Входная контрольная работа | 1 | 12,09 | ||
11 | Работа над ошибками. Наименьшее трехзначное число.Сотня. | 1 | 15,09 | ||
12 | Метр. Таблица единиц длины. | 1 | 16,09 | ||
13 | Сложение и вычитание вида 30+5, 35-30, 35-5. | 1 | 17,09 | ||
14 | Случаи сложения и вычитания, основанные на разрядном составе слагаемых | 1 | 18,09 | ||
15 | Единицы стоимости: рубль, копейка. | 1 | 19,09 | ||
16 | Единицы стоимости: рубль, копейка. | 1 | 22,09 | ||
17 | Страничка для любознательных Закрепление по теме «Числа от 1 до 100» | 1 | 23,09 | ||
18 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились?» | 1 | 24,09 | ||
19 | Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация чисел от 1 до 100» | 1 | 25,09 | ||
20 | СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (88 часов) Решение и составление задач, обратные данной. | 1 | Познавательные УУД: • Знаково-символические; • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; • Выделение познавательной цели; • Выбор наиболее эффективного способа решения; • Смысловое чтение; • Выполнение заданий творческого и поискового характера. Личностные УУД: • Анализ объектов; • Выбор критериев для сравнения. Коммуникативные УУД: • Постановка вопросов; • Распределять работу в группе, в паре; • Выстраивание и обоснование стратегии игры; • Изложение своего мнения, аргументирование своей точки зрения, • Оценка точки зрения товарища. Регулятивные УУД: • Целеполагание; • Составление плана работы. Оценка выполненной работы; • Оценка результаты продвижения по теме, проявление личностной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий. | 26,09 | |
21 | Сумма и разность отрезков. Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | 29,09 | ||
22 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 | 30.09 | ||
23 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. | 1 | 1.10 | ||
24 | Время. Единицы времени – час, минута. | 1 | 2.10 | ||
25 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. | 1 | 3.10 | ||
26 | Длина ломаной. | 1 | 6.10 | ||
27 | Закрепление. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание. | 1 | 7.10 | ||
28 | Закрепление. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание. «Страничка для любознательных | 1 | 8.10 | ||
29 | Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). | 1 | 9.10 | ||
30 | Числовое выражение и его значение. | 1 | 10.10 | ||
31 | Сравнение числовых выражений. | 1 | 13.10 | ||
32 | Периметр многоугольника. | 1 | 1410 | ||
33 | Переместительное свойство сложения. | 1 | 15.10 | ||
34 | Сочетательное свойство сложения. | 1 | 16.10 | ||
35 | Проект: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» | 1 | 17.10 | ||
36 | «Страничка для любознательных Закрепление. Решение задач. | 1 | 20.10 | ||
37 38 | Свойства сложения. Решение задач. | 2 | 21.10 22.10 | ||
39 | Контрольная работа № 3 по теме «Числовые выражения» | 1 | 23.10 | ||
40 41 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного «Что узнали. Чему научились». | 2 | 24.10 27.10 | ||
42 43 | Подготовка к изучению устных приемов вычислений | 2 | 28,10 29,10 | ||
44 | Приемы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18. | 1 | 30,10 | ||
45 | Приемы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20. | 1 | 31.10 | ||
46 | Приемы вычислений для случаев вида 26+4 | 1 | 3.11 | ||
47 | Приемы вычислений для случаев вида 30-7 | 1 | 11.11 | ||
48 | Приемы вычислений для случаев вида 60-24 | 1 | 12.11 | ||
49 | Приемы вычислений для случаев вида 60-24. Решение задач. | 1 | 13.11 | ||
50 | Решение задач. | 1 | 14.11 | ||
51 | Решение задач Закрепление изученных приёмов вычислений. | 1 | 17.11 | ||
52 | Устные приемы сложения 26+7. | 1 | 18.11 | ||
53 | Устные приемы сложения 35-7. | 1 | 19.11 | ||
54 55 | Закрепление изученных приёмов вычислений. | 2 | 20.11 21.11 | ||
56 | Страничка для любознательных | 1 | 24.11 | ||
57 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | 25.11 | ||
58 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | 26.11 | ||
59 | Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» | 1 | 27.11 | ||
60 | Работа над ошибками. | 1 | 28.11 | ||
61 62 63 | Буквенные выражения с одной переменной вида а+12. | 3 | 1.12 2.12 3.12 | ||
64 | Уравнение. | 1 | 4.12 | ||
65 66 | Уравнение. Решение уравнений методом подбора. | 2 | 5.12 8.12 | ||
67 68 69 | Проверка сложения вычитанием | 3 | 9.12 10,12 11,12 | ||
70 71 | Проверка вычитания сложением | 2 | 12,12 15.12 | ||
72 | Повторение пройденного. Решение задач и уравнений. | 1 | 16.12 | ||
73 | Контрольная работа № 5 | 1 | 17.12 | ||
74 | Работа над ошибками. | 1 | 18.12 | ||
75 76 77 | Повторение пройденного материала. Решение задач и уравнений | 3 | 19.12 22,12 23.12 | ||
78 | Письменный прием сложения вида 45+23. | 1 | 24.12 | ||
79 | Письменный прием сложения вида 57-26. | 1 | 25.12 | ||
80 | Письменное сложение и вычитание без перехода через десяток. | 1 | 26.12 | ||
81 | Проверка сложения и вычитания. | 1 | 29.12 | ||
82 83 | Виды углов: прямой, острый, тупой. | 2 | 13.01 14.01 | ||
84 | Письменное сложение двузначных чисел с переходом через десяток вида 37+48 | 1 | 15.01 | ||
85 | Письменный прием вычислений вида 37+53. | 1 | 16.01 | ||
86 | Прямоугольник. | 1 | 19.01 | ||
87 | Свойства противоположных сторон прямоугольника. Решение задач. | 1 | 20.01 | ||
88 | Письменное сложение двузначных чисел с переходом через десяток вида 87+13. | 1 | 21.01 | ||
89 90 | Закрепление. Решение текстовых задач. | 2 | 22.01 23.01 | ||
91 | Вычитание вида 40-8, 32+8 | 1 | 26.01 | ||
92 | Вычитание вида 50-24. | 1 | 27.01 | ||
93 94 | «Страничка для любознательных». | 2 | 28.01 29.01 | ||
95 | Контрольная работа № 6 | 1 | 30.01 | ||
96 97 98 | Работа над ошибками. Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания. Повторение пройденного. | 3 | 2.02 3.02 4.02 | ||
99 100 101 | Закрепление. Решение задач. | 3 | 5.02 6.02 9.02 | ||
102 103 | Свойства противоположных сторон прямоугольника. | 2 | 10.02 11.02 | ||
104 105 106 107 | «Страничка для любознательных». Повторение и закрепление. | 4 | 12.02 13.02 16.02 17.02 | ||
108 | УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (47 ч) | 1 | Познавательные УУД: • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; • Выделение познавательной цели; • Выбор наиболее эффективного способа решения; • Выполнение задания творческого характера; • Смысловое чтение; Личностные УУД: • Синтез как составление частей целого; • Доказательство; • Установление причинно-следственных связей; • Построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД: • Работать в паре; • Изложение и отстаивание свое мнение; • Аргументирование своей точки зрения; • Оценка точки зрения товарища. Регулятивные УУД: • Целеполагание; • Волевая саморегуляция • Прогнозирование уровня усвоения • Оценка; • Коррекция | 18.02 | |
109 110 | Конкретный смысл действия умножения. Связь умножения со сложением. | 2 | 19.02 20.02 | ||
111 112 113 | Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножения. | 3 | 23.02 24.02 25.02 | ||
114 | Приемы умножения единицы и нуля | 1 | 26.02 | ||
115 116 | Названия компонентов и результата умножения. | 2 | 27.02 1.03 | ||
117 118 | Переместительное свойство умножения. | 2 | 2.03 3.03 | ||
119 120 | Конкретный смысл действия деления. | 2 | 4.03 5.03 | ||
121 | Задачи раскрывающие смысл действия деления (деление по содержанию) | 1 | 9.03 | ||
122 | Задачи раскрывающие смысл действия деления (деление на равные части) | 1 | 10,03 | ||
123 | Название компонентов и результата деления. | 1 | 11.03 | ||
124 | Повторение | 1 | 12.03 | ||
125 126 127 | Закрепление пройденного материала. «Что узнали. Чему научились» | 3 | 15.03 16.03 17.03 | ||
128 | Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление» | 1 | 18.03 | ||
129 | Работа над ошибками. «Страничка для любознательных» | 1 | 19.03 | ||
130 131 | Связи между компонентами и результатом умножения | 2 | 22.03 1.04 | ||
132 | Приемы умножения и деления 10 и на 10. | 1 |
| 2.04 | |
133 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | 5.04 | ||
134 135 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | 2 | 6.04 7.04 | ||
136 | Контрольная работа № 8 по теме «Приемы умножения и деления» | 1 | 8.04 | ||
9.04 | |||||
137 | Анализ работ. Закрепление. | 1 | |||
138 | Табличное умножение и деление. Умножение и деление числа 2 и на 2. | 1 | 12,04 | ||
139 140 | Приемы умножения числа 2 и на 2. | 2 | 13,04 14.04 | ||
141 | Деление на 2. | 1 | 15.04 | ||
142 143 | Задачи на нахождение третьего слагаемого | 2 | 16.04 19.04 | ||
144 145 146 | Закрепление таблицы умножения и деления на 2. | 3 | 20.04 21.04 22.04 | ||
147 148 | Закрепление. Решение задач в 1 действие на умножение и деление. | 2 | 23.04 26.04 | ||
149 150 | Умножение числа 3 и на 3. | 2 | 27.04 28.04 | ||
151 152 | Деление на 3. | 2 | 29.04 30.04 | ||
153 154 | Умножение на 2 и на 3. | 2 | 3.05 4.05 | ||
155 156 157 | ПОВТОРЕНИЕ (16 часов) Повторение пройденного. | 3 | Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| 5.05 6.05 7.05 | |
158 | Контрольная работа № 9. | 1 | 10,05 | ||
159 | Нахождение периметра многоугольника. | 1 | 11.05 | ||
160 | Соотношение между единицами времени. | 1 | 12.05 | ||
161 | Задачи на соотношение между единицами длины. | 1 | 13,05 | ||
162 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях | 1 | 14,05 | ||
163 164. | Сложение и вычитание в пределах 100. | 2 | 17.05 18.05 | ||
165 | Запись решения задач в виде выражения. | 1 | 19.05 | ||
166 | Итоговая контрольная работа № 10. | 1 | 20.05 | ||
167 168 | Работа над ошибками. Закрепление.. | 2 | 21.05 24.05 | ||
169 170 | Что узнали. Чему научились. | 2 | 25.05 26.05 27.05 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике "Школа России"
Программа по математике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования для 3 класса. Все материала занесены в матрицу....
рабочая программа по математике "Школа России" 1 класс
Программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...
Рабочая программа по математике (школа России ) 3 класс
Рабочая программа по математике 3 класс по программе школа России...
Рабочая программа по математике (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по математике (3 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по математике.Школа России.4 класс.Автор:Моро.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по математике (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по математике "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по математике 1 ласс по программе "Школа России" по ФГОС....