Рабочая программа
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа для 4 класса по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_ktp.docx | 97.58 КБ |
rab_programma_matematika_4_klass_1.docx | 58.11 КБ |
Предварительный просмотр:
I I I. УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Дата проведения | Стр. в книге | |
план | факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Раздел 2. НЕРАВЕНСТВА (7 часов) | |||||||||||
1 | Решение неравенства, (I ч.) | 1 | Урок открытия новых знаний | Нумерация многозначных чисел | Иметь представление о решении неравенств, множестве решений неравенств, знаках , , двойном неравенстве | Текущий: устный опрос | Отношения «боль-ше», «меньше»; по-нятие «конспект» | с. 3, № 12; с. 5, № 9 (3, 4) | 1 неделя | с. 1–3 | |
2 | Множество решений. | 1 | Урок открытия новых знаний | Порядок действий в выражениях | Текущий: устный опрос | Множество решений неравенства | с. 3, № 12 | с. 4–6 | |||
3 | Знаки больше или равно и меньше или равно. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль | Отношения «больше или равно» и «меньше или равно», запись с помощью знаков | Правило; с. 9, № 12 (а, б) | с. 7–9 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
4 | Двойное неравенство. | 2 | Урок открытия новых знаний | Текущий: устный опрос | Множество решений двойного неравенства | Правило, с. 12; № 10, 12 | с. 10–12 | ||||
5 | Закрепление изученного по теме «Неравенства». | 1 | Урок повторения изученного материала | Текущий: самостоятельная работа, с. 56 | с. 14, № 10 | 2 неделя | с. 13–15 | ||||
Раздел 3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ (8 часов) | |||||||||||
6 | Оценка суммы. | 1 | Урок открытия новых знаний | Компоненты сложения | Иметь представление об оценке суммы | Текущий: самостоятельная работа, с. 7–8, № 1 (а), 4, 5 | Оценка и прикидка результатов арифметических действий | с. 17, № 8; с. 14 | с. 16–18 | ||
7 | Оценка разности. | 1 | Урок открытия новых знаний | Компоненты разности. Понятия цена, количество, стоимость | Иметь представление об оценке разности | Текущий: самостоятельная работа, с. 7–8, № 1 (б) | с. 21, № 11, 9 | с. 19–21 | |||
8 | Оценка произведения. | 1 | Урок открытия новых знаний | Компоненты произведения | Иметь представление об оценке произведения | Текущий: самостоятельная работа, с. 7–8, № 2 | с. 22–24 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
9 | Оценка частного. | 1 | Урок открытия новых знаний | Компоненты деления. Свойства сложения и умножения | Иметь представление об оценке частного | Текущий: самостоятельная работа, с. 7, № 3 | с. 27, № 12; с. 26, № 7 (а) | 3 неделя | с. 25–27 | ||
10 | Административная входная контрольная работа (40 минут) | 1 | Урок контроля | Уметь выполнять прикидку действий с многозначными числами | Итоговый контроль | Оценка и прикидка суммы, разности, произведения и частного | |||||
11 | Прикидка результатов арифметических действий | 1 | Урок открытия новых знаний | Сравнение числовых выражений | Текущий: работа по карточкам | С. 28-30 | |||||
12 | Закрепление по теме «Прикидка арифметических действий». Подготовка к контрольной работе | 1 | Урок рефлексии | Уметь оценивать результаты арифметических действий | Текущий: фронтальный опрос | Оценка и прикидка суммы, разности, произведения и частного | с. 29, № 6 (б); правило | ||||
13 | Комбинированная контрольная работа № 2 по теме «Неравенства» (40 минут) | 1 | Урок контроля | Итоговый контроль: контрольная работа к урокам 1–10 | 4 неделя | с. 11-12 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Раздел 4. ДЕЛЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ И ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО (6 часов) | |||||||||||
14 | Деление с однозначным частным. | 1 | Урок обучения умениям и навыкам | Деление на двузначное и трехзначное число. Общий случай деления многозначных чисел | Знать таблицу умножения и деления многозначных чисел на однозначное. Уметь выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число | Текущий контроль | с. 32, № 6 (а, б) | с. 31–33 | |||
15 | Деление с однозначным частным. | 1 | Урок рефлексии | Деление методом прикидки резуль-тата | Текущий: фронтальный опрос, индивидуальные задания | № 3 (2-я строка) | с. 34–36 | ||||
16 | Деление на двузначное и трехзначное число. | 1 | Урок открытия нового знания | Деление методом прикидки результата | Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос. Самостоятельная работа, с. 13–14 | № 1 (2-я строка), с. 39, № 9 | с. 37–39 | ||||
17 | Деление на двузначное и трехзначное число. | 1 | Урок рефлексии | Деление методом прикидки резуль-тата | Текущий: самостоятельная работа, с. 15–16 | Дописать самостоятельную работу, с. 15–16 | 5 неделя | с. 40–42 | |||
18 | Деление на двузначное и трехзначное число. | 1 | Урок рефлексии | Деление методом прикидки результата | Уметь работать с правилом | Текущий: самостоятельная работа, с. 17–18, № 1, 2 | с. 45 № 5 (б), № 6 (б) | с. 43-45 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
19 | Деление на двузначное и трехзначное число, с. 46-48 | 1 | Комбинированный урок | Деление методом прикидки результата | Текущий контроль | с. 48, № 12, № 8 (а) | |||||
20 | Проверочная работа «Деление на двузначное и трёхзначное число» | 1 | Итоговый контроль. | ||||||||
Раздел 5. ПЛОЩАДЬ ФИГУРЫ (5 часов) | |||||||||||
21 | Оценка площади. | 1 | Урок изучения нового материала | Границы площади любой фигуры | Знать название любой геометрической фигуры. Уметь находить границы площади любой фигуры | Текущий: самостоятельная работа, с. 17–18, № 2, 3, 4 | Элементы множеств | с. 52, № 11 (а) | 6 неделя | с. 49–52 | |
22 | Приближенное вычисление площади. | 1 | Урок изучения нового материала | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | Текущий: самостоятельная работа, с. 19–20, № 1 | Измерения и дроби. Из истории дробей | с. 56, № 10 (б), № 8 (б) | с. 53–56 | |||
23 | Контрольная работа №3. | 1 | Закрепление пройденного материала | Соотношение между величинами | Уметь составлять выражение по данной программе | Итоговый контроль. | с. 56, № 9, 10 (а) | с. 21–22 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 110 | 11 | 12 |
24 | Измерения и дроби. | 1 | Изучение нового материала | Анализ и решение текстовой задачи | Уметь проводить анализ задачи по данному тексту | Текущий: самостоятельная работа, с. 23, № 7 | Части единиц счета или измерения | с. 59, № 9б, № 7 (2, 3) | с. 57–60 | ||
Раздел 6. ДРОБИ (37 часов) | |||||||||||
25 | Из истории дробей. | 1 | Урок-путешествие | Общие понятия | Знать отличия правильной дроби от неправильной. Уметь: – читать и записывать дроби, наглядно изображать дроби с помощью геометрических фигур и точками числового луча; – сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; – находить часть от числа, выраженную дробью, | с. 64, № 5 | 7 неделя | с. 61–64 | |||
26 | Доли. | 1 | Урок изучения нового материала | Доли. Операции над числами и функциональная зависимость величин. Доли. Сравнение долей | Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос. Самостоятельная работа, с. 23–24, № 1, 2, 3 | Уравнения | с. 65, пра-вило; с. 67, № 12 (а), 9 (в ,г) | С. 65-67 | |||
27 | Сравнение долей. | 1 | Урок изучения нового материала | Нахождение доли числа и числа по его доле. Процент. Общие понятия. Проценты. Дроби. Операции над числами и функциональная зависимость величин. | Текущий: самостоятельная работа, с. 23–24, № 4, 5, 6 | Двойные неравенства | с. 68, правило; с. 70, № 14, 15 (а) | с. 68–70 | |||
28 | Нахождение доли числа. | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий: самостоятельная работа, с. 25–26, № 4, 5 | Оценка суммы и разности | с. 71, правило; с. 72, № 8 | с. 71–72 | ||||
29 | Проценты. | 1 | Урок изучения нового материала | Задачи на движение | с. 74, № 8, 9 | 8 неделя | с. 73–74 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
30 | Нахождение числа по доле. | 1 | Урок изучения нового материала | Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и числителями. Дроби и деление | и число по его части, выраженной дробью; – находить процент от числа и число по проценту | Нахождение числа по доле | с. 75, правило; с. 76, № 6, 9 (б) | с. 75–76 | |||
31 | Нахождение числа по доле. Решение задач. | 1 | Урок закрепления пройденного материала | Текущий контроль | Нахождение числа по доле | с. 78, № 4, 6 | с. 77–78 | ||||
32 | Дроби. | 1 | Комбинированный урок | Текущий: работа по карточкам | Нахождение числа по доле | с. 79, правило; с. 81, № 9, 11 | с. 79–81 | ||||
33 | Сравнение дробей. | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | Сравнение дробей | с. 82, правило | 9 неделя | с. 82–84 | |||
34 | Нахождение части числа. | 1 | Урок изучения нового материала | Свойства сложения и вычитания | Уметь выполнять устные и письменные вычисления с использованием свойств сложения и вычитания | Текущий: устный опрос | с. 85, правило; с. 87, № 10, 11 | с. 85–87 | |||
35 | Нахождение числа по его части. | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | с. 88, правило; № 4, 10, 11 (а) | с. 88–90 | |||||
36 | Закрепление по теме «Дроби». | 1 | Урок закрепления пройденного материала | Текущий: самостоятельная работа, с. 29–30 | с. 95, правило; № 8, 12 (б) | с. 91–93 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
37 | Площадь прямоугольного треугольника. | 1 | Урок изучения нового материала | Геометрические фигуры и величины. Прямоугольный треугольник, его стороны и площадь | Уметь распознавать треугольник, называть его элементы | Текущий контроль | Площадь прямоугольного треугольника | с. 1, правило; № 10, 13 (б) | 10 неделя | с. 94–96 | |
38 | Деление и дроби. (II часть) | 1 | Урок изучения нового материала | Единицы времени, соотношения между ними | Текущий контроль | Оценка площади. Приближенное вычисление площадей | с. 4, правило; № 11 (а), 8 | с. 1–3 | |||
39 | Нахождение части, которую одно число составляет от другого. | 1 | Урок изучения нового материала | Зависимость между величинами: количество товара, цена, стоимость | Уметь решать задачи на установление зависимости между количеством товара, ценой и стоимостью | Текущий: фронтальный опрос | Операции над числами и функциональная зависимость величин | с. 6, № 11 (б), 7 | с. 4–6 | ||
40 | Нахождение части, которую одно число составляет от другого. | 1 | Контроль и учет знаний | Текущий: самостоятельная работа, с. 31–32, № 1, 2, 3 | |||||||
41 | Комбинированная контрольная работа № 4 по теме «Дроби» (40 минут) | 1 | Контроль и учет знаний | Тематический: контрольная работа, с. 33–34 | 11 неделя | С. 33-34 | |||||
42 | Сложение дробей. | 1 | Урок изучения нового материала | Порядок действий в выражении | Текущий: фронтальный опрос | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | с. 7, правило; № 11 (а), 12 | с. 7–9 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
43 | Вычитание дробей. | 1 | Комбинированный урок | Анализ и решение задач | Уметь: – самостоятельно анализировать текст задачи и выбирать способ решения; – составлять программу действий и находить значение выражения | Текущий: фронтальный опрос | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | № 14, 12; с. 10, правило | с. 10–12 | ||
44 | Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание дробей» | 1 | Урок закрепления пройденного материала | Текущий: самостоятельная работа, с. 35–36 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | с. 12, № 13; повторить правила на с. 7, 10 | с. 10–12 | ||||
45 | Правильные и неправильные дроби. | 1 | Урок изучения нового материала | Порядок действий в выражениях | Текущий: фронтальный опрос | Правильные и неправильные дроби | с. 14, правило; № 11, 13 (б) | 12 неделя | с. 13–15 | ||
46 | Правильные и неправильные части величин. | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | Правильные и неправильные дроби | с. 16, правило; № 14 | с. 16–18 | ||||
47 | Задачи на части. | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | Три типа задач на дроби | с. 21, № 8, 9 | с. 19–21 | ||||
48 | Задачи на части. | Урок закрепления пройденного материала | Текущий: самостоятельная работа, с. 37–38 | ||||||||
49 | Смешанные числа. | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий: работа по карточкам | Смешанные числа | с. 22, правило; № 14 | 13 неделя | с. 22–25 | |||
50 | Выделение целой части из неправильной дроби. | 1 | Урок изучения нового материала | Деление с остатком | Уметь выполнять деление с остатком и делать проверку | Текущий контроль | Выделение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа виде неправильной дроби | с. 26, правило; № 11, 15 (а) | с. 26–28 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
51 | Закрепление изученного по теме «Выделение целой части из неправильной дроби» | 1 | Урок закрепления пройденного материала | Текущий: самостоятельная работа, с. 39–40 | № 10, 15 (б) | с. 26–28 | |||||
52 | Запись смешанного числа в виде неправильной дроби. | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий: самостоятельная работа, с. 41–42 | Представление смешанного числа в виде неправильной дроби | с. 30, правило; № 10, 5 | с. 29–31. | ||||
53 | Административная контрольная работа №5 за 1 полугодие (40 минут) | Итоговый контроль | 14 неделя | ||||||||
54 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | Урок изучения нового материала | Умножение и деление многозначных чисел | Текущий контроль | Сложение и вычитание смешанных чисел | с. 32, правило; № 8,3, с. 33 | с. 32–35 | |||
55 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | Урок закрепления пройденного материала | Текущий контроль | Сложение и вычитание смешанных чисел | с. 36, правило; № 10, 6 | с. 36–39 | ||||
56 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | Урок закрепления пройденного материала | Правила действий с 0 и 1 | Знать соотношения единиц измерения величин. Уметь: – применять правила при нахождении значений выражений; | Текущий контроль | Сложение и вычитание смешанных чисел | с. 40, правило; № 6, 11 | с. 40–42 | ||
57 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | Урок закрепления пройденного материала | Свойства сложения и вычитания | Текущий контроль | Сложение и вычитание смешанных чисел | с. 47, № 9, 11 | 15 неделя | с. 43–45 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
58 | Закрепление по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | Урок закрепления пройденного материала | Порядок действий в выражениях | – выражать величины в заданных единицах | Текущий: самостоятельная работа, с. 43–44 | Сложение и вычитание смешанных чисел | с. 47, № 10, 11 | |||
59 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | Урок закрепления пройденного материала | Анализ и решение задач разного вида | Текущий контроль | Сложение и вычитание смешанных чисел | № 15, 13 (а) | с. 46–49 | |||
60 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль: самостоятельная работа, с. 45–46 | Сложение и вычитание смешанных чисел | № 6, 7, с. 51–52 | с. 50–52 | ||||
61 | Комбинированная контрольная работа № 6 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» (40 мин) | 1 | Контроль и учет знаний | Тематический контроль: контрольная работа, с. 47–48 | 16 неделя | С.47-48 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Раздел 7. КООРДИНАТНЫЙ ЛУЧ (4 часа) | |||||||||||
62 | Шкалы. | 1 | Урок изучения нового материала | Анализ и решение задач разного вида. Величины. Единицы измерения | Знать соотношение между изученными единицами длины, площади, объема, массы, времени и уметь использовать эти соотношения в вычислениях. Уметь сравнивать значения величин | Текущий контроль | Общие понятия | с. 55, № 10, с. 56, № 11 | с. 53–56 | ||
63 | Числовой луч. | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | Координаты на луче и плоскости. Диаграммы. Графики | с. 59, № 6, 10 (б) | с. 57–60 | ||||
64 | Координаты на луче. | 1 | Текущий контроль | с. 64, № 13, с. 62 | с. 61–64 | ||||||
65 | Расстояние между точками координатного луча. | 1 | Урок изучения нового материала | Порядок действий | Текущий. Самостоятельная работа, с. 49–50, № 1, 2 | Расстояние между точками координатного луча. Движение точек по координатному лучу | с. 65, правило | 17 неделя | с. 65–69 | ||
66 | Движение по координатному лучу. | 1 | Урок изучения нового материала | Решение задач на движение. | Уметь читать и строить модели движения | Текущий контроль | Движение точек по координатному лучу | № 9-12, с. 72, правило | с. 69-72 | ||
67 | Движение по координатному лучу. | 1 | Урок закрепления пройденного материала | Решение задач на движение. | Текущий. Самостоятельная работа, с. 51-52, № 1, 2 | Движение точек по координатному лучу | №8, №10, №12, с. 76 | с. 73-76 | |||
Раздел 8. ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ (20 часов) | |||||||||||
68 | Одновременное движение по числовому лучу. | 1 | Урок открытия новых знаний | Действия с именованными числами | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Текущий контроль | Движение точек по координатному лучу | с. 79, № 3, с. 80, № 8 | с. 77–80 | ||
69 | Скорость сближения и скорость удаления. | 1 | Урок открытия новых знаний | Порядок действий | Текущий контроль | Определение начала движения, расстояния между движущимися объектами | с. 84, № 8, 13 (а) | 18 неделя | с. 81–84 | ||
70 | Скорость сближения и скорость удаления. | 1 | Урок повторения изученного материала | Зависимость между величинами, характеризующими движение | Текущий. Самостоятельная работа, с. 53–54 | Дописать самостоятельную работу | с. 85–88 | ||||
71 | Закрепление. Проверочная работа. | 1 | |||||||||
72 | Встречное движение. | 1 | Урок введения новых знаний | Зависимость между величинами, характеризующими движение | Текущий: фронтальный опрос | Формулы одновременного движения | с. 91, № 6, 7 | с. 89–92 | |||
73 | Движение в противоположных направлениях. | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий: самостоятельная работа, с. 55–56 | Формулы одновременного движения | с. 94, № 5 | 19 неделя | с. 93–96 | |||
74 | Движение вдогонку. | 1 | Урок открытия новых знаний | Решение задач с опорой на схемы | Уметь решать задачи с опорой на схемы | Текущий контроль | Формулы одновременного движения | с. 98, № 6; с. 99, № 10 | с. 97–100 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
75-76 | Движение с отставанием. | 2 | Урок открытия новых знаний | Анализ и решение задач разного вида | Уметь решать задачи с опорой на схемы | Текущий: самостоятельная работа, с. 57–58 | Решение текстовых задач на случаи одновременного движения двух тел | с. 102, № 8; с. 103, № 9 | с. 101–104 | ||
77 | Формула одновременного движения. | 1 | Урок открытия новых знаний | Формулы Р и S прямоугольника. Распознавание геометрических фигур (луч, прямая, отрезок) | Уметь: – распознавать фигуры; – строить заданные фигуры | Текущий контроль | Решение текстовых задач на все случаи одновременного движения двух тел | с. 106, правило; с. 107, № 12 (а, б), 13 (а) | 20 неделя | с. 105–107 | |
78-79 | Закрепление изученного по теме «Задачи на встречное движение», | 1 | Урок повторения | Единицы длины. Соотношения между ними | Текущий: самостоятельная работа, с. 59–60 | Решение текстовых задач на все случаи одновременного движения двух тел | с. 110, № 8, 12 | с. 108–110 | |||
80 | Задачи на движение. | 1 | Урок повторения изученного | Масса. Единицы массы | Текущий контроль | Решение текстовых задач на все случаи одновременного движения двух тел | с. 112, правило; с. 113 № 14, 11 | с. 111–113 | |||
81 | Задачи на движение. | 1 | Урок повторения изученного | Формулы площади и периметра прямоугольника | Текущий: работа по карточкам | Решение текстовых задач на все случаи одновременного движения двух тел | с. 115, № 6, с. 116, № 13 | 21 неделя | с. 114–116 | ||
82-83 | Задачи на движение. | 2 | Урок повторения изученного | Нумерация многозначных чисел | Текущий: самостоятельная работа, с. 61–62 | Решение текстовых задач на все случаи одновременного движения двух тел | с. 118, № 5 | с. 117–120 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
84 | Комбинированная контрольная работа №7 по теме «Задачи на одновременное движение» (40 минут) | 1 | Урок контроля | Тематический контроль, с. 63–66 | с. 63-64 | ||||||
85 | Действия над составными именованными величинами. | 1 | Урок введения новых знаний | Именованные числа | Уметь: – сравнивать величины по их числовым значениям; – выражать данные величины в различных единицах | Текущий контроль | Соотношения между изученными единицами длины, площади, массы | с. 121, правило; с.123, № 8, с. 124, № 10 (а) | 22 неделя | с.121–124 | |
86 | Новые единицы площади. | 1 | Урок введения новых знаний | Единицы измерения величин | Текущий контроль | Соотношения между новыми единицами площади: ар, га | с. 125–126, правило; с. 127, № 8, 14 | с. 125–124 | |||
87-88 | Закрепление изученного. Проверочная работа по теме: «Действия над составными именованными числами» | 2 | Урок обобщения изученного | Нумерация многозначных чисел | Текущий: самостоятельная работа, с. 67–68 | с. 127, № 7, 13 | |||||
Раздел 9. УГЛЫ. ПОСТРОЕНИЕ. ИЗМЕРЕНИЕ (11 часов) | |||||||||||
89 | Сравнение углов. | 1 | Урок введения новых знаний | Действия с именованными числами | Уметь использовать приобретенные знания и навыки при выполнении практических работ | Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос | Наложение углов | с. 1, правило; с. 3, № 12, 14 | 23 неделя | с. 1–4 | |
90 | Развернутый угол. Смежные углы. | 1 | Урок введения новых знаний | Нумерация многозначных чисел | Текущий контроль | Смежные и вертикальные углы | с. 5, правило; с. 7, № 8, 12 | с. 5–8 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
91 | Измерение углов. | 1 | Урок введения новых знаний | Величины. Единицы измерения | Текущий контроль | Измерение углов | с. 13, правило; № 11, 13 (а) | с. 9–12 | |||
92 | Угловой градус. | 1 | Урок введения новых знаний | Порядок действий в выражении | Текущий: фронтальный опрос | Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений | № 11, 13 (а) | с. 13–16 | |||
93 | Транспортир. | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | с. 15, № 12 | 24 неделя | с. 17–21 | ||||
94 | Закрепление изученного по теме «Измерение углов», с. 22–25 | 1 | Урок повторения изученного | Анализ и решение задач разных видов | Уметь распознавать прямой угол среди других углов с помощью модели прямого угла | Текущий контроль | с. 25, № 14 | ||||
95 | Закрепление изученного по теме «Измерение углов», с. 26–29 | 1 | Урок повторения изученного | Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них | Текущий: самостоятельная работа, с. 69–70 | с. 29, № 10 (а), 2 способа; № 6 (б) | |||||
96 | Построение углов с помощью транспортира, с. 30–33 | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | с. 32, правило; № 13 (б), 14 | ||||||
97-98 | Построение углов с помощью транспортира, с. 34–36 | 2 | Урок повторения изученного | Анализ и решение задач | Текущий: самостоятельная работа, с. 71–72 | с. 34, правило; № 7, 15 | 25 неделя |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Раздел 10. ДИАГРАММЫ (6 часов) | |||||||||||
99 | Круговые диаграммы. | 1 | Урок введения новых знаний | Нумерация многозначных чисел | Знать порядок выполнения действий в числовых выражениях. Уметь проверять правильность выполненных вычислений | Текущий контроль | Круговые диаграммы | № 8, 11 (б) | с. 37–40 | ||
100 | Столбчатые и линейные диаграммы. | 1 | Урок введения новых знаний | Анализ и решение задач разного вида | Текущий контроль | Столбчатые и линейные диаграммы | с. 44, № 6, 5 | с. 41–44 | |||
101-102 | Закрепление изученного по теме «Виды диаграмм» | 2 | Урок рефлексии | Порядок действий в выражениях | Текущий: самостоятельная работа, с. 73–74 | Круговые, столбчатые и линейные диаграммы | с. 44, № 3, с. 40, № 10 | 26 неделя | |||
103 | Закрепление по теме «Виды диаграмм». Координатный угол. Игра «Морской бой». | 1 | Урок повторения изученного | Текущий контроль | Круговые, столбчатые и линейные диаграммы | с. 48, № 10 | |||||
104 | Комбинированная контрольная работа №8 по теме «Диаграммы», с. 75 (40 минут) | 1 | Урок контроля | Тематический контроль | с. 75-76 | ||||||
Раздел 11. ГРАФИКИ (13 часов) | |||||||||||
105 | Передача изображений. | 1 | Урок введения новых знаний | Анализ и решение задач. Действия с именованными числами. Порядок действий в выражении | Текущий: самостоятельная работа, с. 77–78 | Передача изображений | № 6, 11 | 27 неделя | с. 49–52 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
106 | Координаты на плоскости. | 1 | Урок введения новых знаний | Решение задач на движение | Знать способы решения задач (с помощью таблиц, схем и т. д.) | Текущий контроль | Координаты на плоскости | № 14, 11, с. 53–54; правило | с. 53–56 | ||
107 | Построение точек по их координатам. | 1 | Урок введения новых знаний | Единицы измерения величин. Площадь фигуры | Текущий контроль | Координаты на плоскости | с. 57, правила; № 11, 13 (б) | с. 57–60 | |||
108 | Точки на осях координат. | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | с. 61, правило; № 17, 14 | с. 61–64 | |||||
109 | Построение фигур по координатам | 1 | Урок введения новых знаний | Программа действий в выражении | Текущий контроль | № 10, 11 | 28 неделя | с. 65-68 | |||
110-111 | Построение фигур по координатам | 2 | Урок повторения изученного | Текущий: самостоятельная работа, с. 79–80 | |||||||
112 | График движения. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль | с. 71, правило, № 9 | с. 69–72 | |||||
113 | График движения. | 1 | Урок повторения изученного | Свойства сложения и вычитания | Знать свойства сложения и вычитания и уметь применять их при вычислениях | Текущий контроль | № 10, 11 | 29 неделя | с. 73–76 | ||
114 | График движения. | 1 | Урок повторения изученного | Сравнение выражений | Текущий: работа по карточкам | График движения | № 4, 7 | с. 77–80 | |||
115 | Закрепление изученного по теме «График движения». | 1 | Урок повторения изученного | Анализ и решение задач разных видов | Текущий контроль | График движения | с. 81–84 | ||||
116 | Закрепление изученного по теме «График движения» | 1 | Урок обобщения изученного | Формулы площади и периметра прямоугольника | Уметь находить периметр и площадь прямоугольника | Текущий контроль | График движения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
117 | Закрепление изученного по теме «График движения» | 1 | Урок контроля | Формулы площади и периметра прямоугольника | Текущий: самостоятельная работа, с. 81-82 | 30 неделя | |||||
118 | Комбинированная контрольная работа №9 по теме «Графики движения», с. 83–84 (40 минут) | 1 | Урок контроля | Тематический контроль | № 6, 9 (а) | с. 83-84 | |||||
Раздел 12. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА 4 КЛАСС (16 часов) | |||||||||||
119 | Повторение по теме «Нумерация многозначных чисел». | 1 | Урок повторения изученного | Последовательность чисел в пределах 100000, читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000000 | Уметь: – вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата), | Текущий контроль | с. 94, № 67 (а) | с. 85–86 | |||
120 | Повторение по теме «Письменные приемы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел» | 1 | Урок повторения изученного | Письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление на однозначное и дву- значное число) | Уметь: – вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата), Знать правила порядка выполнения действий. | Текущий: самостоятельная работа , с. 85 (15 минут) | с. 89 | ||||
121 | Повторение по теме «Свойства сложения и умножения» | 1 | Урок повторения изученного | Свойства арифметических действий | Знать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях | Текущий контроль | с. 94, № 67 (б), с. 86, № 13 | 31 неделя | с. 90-91 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
122 | Повторение по теме «Свойства сложения и умножения» | 1 | Урок повторения изученного | Свойства арифметических действий | Текущий: самостоятельная работа с. 86 (15 минут) | с. 88, № 26–29 | |||||
123 | Повторение по теме «Формулы движения» | 1 | Урок повторения изученного | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Текущий контроль | № 28, с.88, № 27 (б, г, е) | |||||
124 | Повторение по теме «Задачи на нахождение части числа и числа по его части» | 1 | Урок повторения изученного | Текущий: самостоятельная работа с. 87 (15 минут) | Уметь находить часть от числа и число по его части, выраженной дробью | № 42, 43, 44, с. 90 | 32 неделя | ||||
125 | Повторение по теме «Формулы нахождения Р, S, V» | 1 | Урок повторения изученного | Уметь: – выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число); | Текущий: самостоятельное решение задач | с. 94, № 67 (г), № 74 (а) | |||||
126 | Повторение по теме «Действия с именованными числами» | 1 | Урок повторения изученного | Текущий: самостоятельная работа с. 88 (15 минут) | № 76 (2-я строка), № 86 |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
127 | Повторение по теме. Умножение и деление многозначных чисел» | 1 | Урок повторения изученного | Уметь: – выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число); – вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) | Текущий: самостоятельная работа с. 89 (15 минут) | № 81, 71 (б) | |||||
128 | Переводная контрольная работа (40 минут) | 1 | Урок контроля | Итоговый контроль, с. 90 | 33 неделя | ||||||
125 | Работа над ошибками | 1 | № 71 (а), № 70 (а) | ||||||||
129 | Итоговая контрольная работа (40 минут) | 1 | Урок контроля | Итоговый контроль, с. 91-94 | |||||||
130 | Работа над ошибками | 1 | с. 96, № 84 | ||||||||
131 | Административная контрольная работа (40 минут) | 1 | Урок контроля | Итоговый контроль | 34 неделя | ||||||
132 | Работа над ошибками | 1 | № 81, 82 | ||||||||
133-136 | Итоговый урок обобщения, повторение | 4 | Урок обобщения изученного |
Предварительный просмотр:
I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Рабочая программа курса «Математика» в 4 классе составлена в соответствии и на основании следующих нормативно- правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373)
2. Законом Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).
3. Учебного плана МОБУ – Новобурейская СОШ №3 на 2015-2016 учебный год.
4. Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2010 – 400с. – (Стандарты второго поколения),
5. Разработана на основе авторской программы Л.Г. Петерсон, Москва, «Просвещение», 2011 г., рекомендованной Министерством образования РФ. В авторскую программу изменения не внесены.
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Основными целями курса математики для 4 класса, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:
− формирование у учащихся основ умения учиться;
− развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
− создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математической подготовки.
Задачами данного курса являются:
1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;
4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения математике, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;
7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
8) создание здоровьесберегающей, информационно-образовательной
среды.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса математики строится на основе:
− системно-деятельностного подхода;
− системного подхода к отбору содержания;
Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода
Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.
Основой организации образовательного процессса является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью ор- ганизуется их мотивирование на основе механизма « надо» − « хочу» − « могу» .
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индиви- дуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения :
1) Принцип деятельности – ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Отбор содержания обеспечивает непрерывное развитие следующих основных содержательно-методических линий школьного курса математики: числовой, алгебраической, геометрической, функциональной, логической, анализа данных, текстовых задач.
Основу курса математики 4 класса составляют:
- представления о таких алгебраических понятиях, как неравенство, координаты точки;
- ознакомление с долями числа, дробью, смешанными числами и процентами;
- усвоение приемов сравнения, сложения и вычитания, преобразования дробей;
- осознание и прочное усвоение письменных приемов вычислений четырех арифметических действий над многозначными числами;
- ознакомление с видами задач на нахождение доли числа и числа по его доле, задач на все случаи одновременного движения двух тел;
- ознакомление с различными видами диаграмм;
- расширение представлений об именованных величинах (длине, площади, массы, объема, времени), переводе единиц измерения величин, арифметических действий над именованными числами.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 5 часа в неделю 170, в том числе на проведение контрольных работ – 9 часов.
Количество часов в 1 четверти - 45 часов.
Количество часов во 2 четверти - 35 часа.
Количество часов в 3 четверти - 50 часов.
Количество часов в 4 четверти - 40 часов.
РОЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ДОСТИЖЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ.
Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов:
Личностные результаты
1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим лю-
дям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной
математической деятельности.
2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития мате-
матического знания, роли математики в системе знаний.
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе
метода рефлексивной самоорганизации.
4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению
математики.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к реф-
лексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрос-
лыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
7. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, тре-
бующей коррекции; вера в себя.
Метапредметные результаты
1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своѐ
затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной
деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации.
4. Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств
ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представление информации, создание моделей изучаемых объектов и процессов, решение коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-
ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, умение готовить своѐ выступление и выступать с аудио-,
видео- и графическим сопровождением.
9
8. Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов.
10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий»,
готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своѐ мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
11. Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной дея-
тельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведе-
ние окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении — готовность конструктивно их разрешать.
12. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщѐнного характера и роли в системе знаний.
13. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классифика-
ция и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных
предметных областей знания.
14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
2. Использование приобретѐнных математических знаний для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
3. Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и
алгоритмического мышления, пространственного воображения, счѐта и измерения, прикидки и оценки,наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые
и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и
неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распо-
знавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
5. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-
познавательных и учебно-практических задач.
6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
7. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.__Данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
I I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 часа в неделю, всего 136 ч
НАИМЕНОВАНИЯ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ
Числа и арифметические действия с ними (35 ч)
Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного.
Деление на двузначное и трехзначное число. Деление круглых чисел (с остатком). Общий случай деления многозначных чисел.
Проверка правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, оценка достоверности, вычисление на калькуляторе).
Измерения и дроби. Недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Потребности практических измерений как источник расширения понятия числа.
Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле.
Процент.
Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями. Деление и дроби.
Нахождение части числа, числа по его части и части, которую одно число составляет от другого. Нахождение процента от числа и числа по его проценту.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде непра- вильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями дробной части).
Построение и использование алгоритмов изученных случаев действий с дробями и смешанными числами.
Работа с текстовыми задачами (42 ч)
Самостоятельный анализ задачи, построение моделей, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения. Соотнесение полу- ченного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Проверка задачи.
Составные задачи в 2−5 действий с натуральными числами на все арифметические действия, разностное и кратное сравнение. Задачи на сложение, вы- читание и разностное сравнение дробей и смешанных чисел.
Задачи на приведение к единице (четвертое пропорциональное).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Три типа задач на дроби: нахождение части от числа, числа по его части и дроби, которую одно число составляет от другого. Задачи на нахо- ждение процента от числа и числа по его проценту.
Задачи на одновременное равномерное движение двух объектов (навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отстава- нием): определение расстояния между ними в заданный момент времени, времени до встречи, скорости сближения (удаления).
Задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур.
Геометрические фигуры и величины (15 ч)
Прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенуза), площадь, связь с прямоугольником.
Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Центральный угол и угол, вписанный в окружность.
Измерение углов. Транспортир. Построение углов с помощью транспортира.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, ар, гектар, соотношения между ними.
Оценка площади. Приближенное вычисление площадей с помощью палетки.
Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений.
Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин. Умножение и деление геометрических величин на натуральное число.
Величины и зависимости между ними (20 ч)
Зависимости между компонентами и результатами арифметических действий.
Формула площади прямоугольного треугольника: S = (a . b) : 2.
Шкалы. Числовой луч. Координатный луч. Расстояние между точками
координатного луча. Равномерное движение точек по координатному лучу как модель равномерного движения реальных объектов.
Скорость сближения и скорость удаления двух объектов при равномерном одновременном движении. Формулы скорости сближения и скорости удаления: vсбл. .= v1 + v2 и vуд. .= v1 − v2. Формулы расстояния d между двумя равномерно движущимися объектами в момент времени t для движения навстречу друг другу (d = s0 − (v1 + v2) · t), в противоположных направлениях (d = s0 + (v1 + v2) · t), вдогонку (d = s0 − (v1 − v2) · t), с отставанием
(d = s0 − (v1 − v2) · t). Формула одновременного движения s = vсбл. . tвстр.
Координатный угол. График движения.
Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с по- мощью формул, таблиц, графиков (движения). Построение графиков движения по формулам и таблицам.
Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин, их умножение и деление на натуральное число.
Алгебраические представления (6 ч)
Неравенство. Множество решений неравенства. Строгое и нестрогое неравенство. Двойное неравенство.
Решение простейших неравенств на множестве целых неотрицательных чисел с помощью числового луча.
Использование буквенной символики для обобщения и систематизации знаний.
Математический язык и элементы логики (2 ч)
Знакомство с символическим обозначением долей, дробей, процентов,
записью неравенств, с обозначением координат на прямой и на плоскости, с языком диаграмм и графиков.
Определение истинности высказываний. Построение высказываний с помощью логических связок и слов « верно/неверно, что ...» , « не» , « если ..., то ...» , « каждый» , « все» , « найдется» , « всегда» , « иногда» , « и/или» .
Работа с информацией и анализ данных (16 ч)
Круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения: чтение, интерпретация данных, построение.
Работа с текстом: проверка понимания; выделение главной мысли, существенных замечаний и иллюстрирующих их примеров; конспектирование.
Выполнение проектных работ по темам: « Из истории дробей» , « Социологический опрос (по заданной или самостоятельно выбранной теме)» . Составление плана поиска информации; отбор источников информации. Выбор способа представления информации.
Обобщение и систематизация знаний, изученных в 4 классе.
Портфолио ученика 4класса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Личностные результаты
− Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности,
− Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
− Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
− Принятие социальной роли « ученика» , осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
− Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
− Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
− Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
− Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как « рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя
2. Метапредметные результаты
− Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
− освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
− умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
− опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
− освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
– способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
− овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
− формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
− овладение навыками смыслового чтения текстов. − Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
− умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении − готовность конструктивно их разрешать.
− начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний.
− освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и от- ношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
− Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета « математика» .
3. Предметные результаты
− Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
– Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
– Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
– Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Виды и формы контроля:
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
- Работа в паре, в группе
- Контрольные работы
- Арифметические диктанты
- Тесты
- Контрольная работа на карточках.
Особенности оценки индивидуальных достижений учащихся. Оценивание тестов.
Для обработки тестов учитель может пользоваться пятибалльной системой оценки.
«5» -высокий уровень
За правильное выполнение всех заданий (1-9)
«4»- выше среднего уровня
Правильное выполнение семи-восьми заданий
«3»- средний уровень
Правильное выполнение пяти-шести заданий
«2»- низкий уровень
Выполнено меньше пяти заданий
Задание 10 оценивается отдельно и только отметкой «5» за правильное выполнение – высокий уровень
В результате изучения курса математики учащиеся 4 класса должны
знать:
– таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка);
– таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);
– свойства арифметических действий:
а) сложения (переместительное и сочетательное);
б) умножения (переместительное, сочетательное, распределительное);
в) деления суммы на число;
г) деление числа на произведение;
– разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц);
– алгоритм письменного сложения и вычитания;
– алгоритм письменного умножения;
– алгоритм письменного деления;
– название компонентов и результатов действий; правил нахождения: слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя;
– единицы величин (длина, масса, площадь, время) и их соотношения;
– способ вычисления площади и периметра прямоугольника;
– правила порядка выполнения действий в выражениях;
– формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда или одного из его измерений по другим известным величинам;
– правила сложения и вычитания дробей и смешанных чисел;
– правила нахождения доли числа, числа по его доле, процентного отношения;
– формулу площади прямоугольного треугольника;
– названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг;
– названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг;
– взаимосвязь величин: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;
уметь:
– устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100, используя свойства арифметических действий, разрядный состав двузначных чисел, смысл сложения, вычитания, умножения, деления и различные вычислительные приемы;
– читать и записывать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычислений;
– складывать и вычитать многозначные числа в «столбик»;
– умножать в «столбик» многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное;
– делить многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное «уголком» (в том числе и деление с остатком);
– решать уравнения на основе правил нахождения неизвестного компонента;
– сравнивать величины, измерять их; складывать и вычитать величины; умножать и делить величину на число; выражать данные величины в других однородных единицах;
– использовать эти знания для решения различных задач;
– использовать эти правила для вычисления значений выражений;
– использовать эти знания для решения задач;
– применять данные правила при решении задач, уравнений и выражений;
– использовать эти знания для решения задач;
– использовать данную формулу при решении различных задач;
– узнавать и изображать эти фигуры, выделять в них существенные признаки;
– читать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, уметь переводить понятия «увеличить (уменьшить) в…», разностного и кратного сравнения на язык арифметических действий;
– решать задачи на пропорциональную зависимость величин.
Данный перечень знаний, умений и навыков включает в себя все основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, сформулированным в стабильных программах по математике в 4 классе.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Проектная деятельность | Учебно – исследовательская деятельность |
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯДополнительные часы используются для работы над ошибками в контрольной работе и в итоговой комплексной работе. |
IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Программа Л.Г. Петерсон. Математика: программа начальной школы 1–4 «Учусь учиться» по образовательной системе деятельностного метода обучения « Школа 2000…»
- Л.Г. Петерсон. Математика Учебник: 4 класс. В 3 частях
- Л.Г. Петерсон и др. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы: 4 класс. В 2 частях.
- Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система « Школа 2000...» .
- Л.Г. Петерсон. Математика: 4 класс. Методические рекомендации.
- Математика: 4 класс. Сценарии уроков по технологии деятельностного метода « Школа 2000...» . Под ред. Л.Г. Петерсон.
Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы.
- Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
- Газета «1 сентября» www.1september.ru
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.sckool-collection.edu.ru
- Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
- Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
- Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
- Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
- Методический центр.- Режим доступа:http://numi.ru/register.php
- МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
- Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
- Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: www:vneuroka.ru
- Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru
- Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
- Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193
- Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
- Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
- Сайт Рособразованияhttp://www.ed.gov.ru
- Сайт "Начальная школа" .- Режим доступа: http://1-4. prosv.ru
- Сеть творческих учителей www.it-n.ru
- Учительская газета www.ug.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: www/km/ru/edu.ru
- Учитель-национальное достояние! Завуч.инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.info
- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Школьный портал http://www.portalschool.ru
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: www.festival/1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...