Морское путешествие
план-конспект занятия по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Морское путешествие.
Урок по теме: Закрепление пройденного материала по математике.
Цели: работа над числовым рядом; повторение состава чисел; подготовка к решению задач; решение примеров.
Оборудование: числа; знаки; флажки; рисунки почтальона Печкина, кота Матроскина, кораблей, корабликов, пиратов, мышек; числовой ряд; кассы цифр, индивидуальные наборные полотна; карточки с заданием; бинокль; медали.
Ход урока: 1. Сообщение темы.
2. Вступление.
- Ребята, к нам приехал почтальон Печкин, который будет следить за вашим поведением. Он сообщил, что на уроке математики нас ждет сюрприз. А сейчас… Ой! Что такое? Кто это возится? Вот такой сюрприз приготовил Печкин… Ребята, к нам в гости пришел кот Матроскин. Ему почтальон Печкин рассказал, как мы путешествовали на уроках и ему захотелось попутешествовать с нами. Мы сегодня отправляемся в плавание на корабле. Вы согласны? А для того чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными; правильно выполнять задания; не допускать ошибок: иначе можно потерпеть кораблекрушение; регулярно выполнять физкультминутки.
- Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны сказать волшебные слова:
Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
3. Работа по числовому ряду.
Заранее вкладываю в тетради некоторых детей, но так, чтобы они не знали, вырезанные из бумаги рисунки мышек в красивых платьицах с корзинкой в лапках.
- Ребята, я знаю, что на нашем корабле раньше жили мышки, а сейчас, как появился кот Матроскин, они исчезли. Видимо, мышки испугались кота и спрятались. И мне кажется, что они где-то у вас. Посмотрите! Нашли. Как хорошо! Так берите же мышек и выходите к доске! (дети ставят их на полку.)
- Сколько всего мышек? (6.)
- У каждой мышки есть корзинка, на ней записано число. Давайте прочитаем числа на них. По порядку они расположены? Поставьте их так, чтобы они расположились по порядку от 5 до 10.
Какое число идет при счете за числом 5? 7? 9? Перед числом 6? 8? 10? Назовите «соседей» числа 6, 8, 10.
Какое число больше, чем 6, на 1? Какое число меньше, чем на 6, на 1? Каких чисел не хватает в ряду?
Мышки помогли нам поработать над числовым рядом. И кот Матроскин их обижать не будет.
4. Подготовка к решению задач.
- А теперь проведем математическую разминку.
1) Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех окуней,
Рыбак Евсей –
Четырех карасей.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?
2) Саша с Колей рыб удили.
9 рыбок наловили.
Кот к рыбам подобрался
Одну схватил и умчался.
Сосчитайте, ребята, скорей,
Сколько осталось рыб у друзей.
5. Решение примеров. Игра «Точно по курсу».
Конкурс капитанов.
На фланелеграфе выставлены примеры:
2+7= 3+2= 5+2=
8-2= 4-1= 6-1=
Вокруг примеров рисунки корабликов. На парусе каждого из них записаны числа 4, 1, 5, 3, 7, 5, которые являются ответами к данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров, записанных на доске.
- Мы уже далеко от родного берега. Какое здесь темное небо! И много кораблей. Видимо, был шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу.
Вызываю к доске трое учеников – по количеству записанных на доске столбиков примеров. Они решают пример, находят кораблик с соответствующим ответом, записанным на парусе, и ставят его.
Кто быстрее «проведет» по курсу свои корабли, т.е. найдет ответ к каждому примеру своего столбика, тот становится капитаном.
6. Физкультминутка.
На доску вывешиваю рисунок с изображением моря, в котором плещутся рыбы, вставленные в прорези, летают чайки, плавает надувной матрац в форме круга.
- Поплыли дальше.
Дети хором говорят:
Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
- Все ли на море спокойно, капитан? (капитан смотрит в бинокль.)
- На море легкий ветерок, плещутся рыбы, качаются на волнах чайки. Давайте и мы отдохнем, проведем физкультминутку:
Рыбки весело плескались
В чистой голубой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
- Какую геометрическую фигуру нам напоминает плавающий матрац? (круг.)
- Сколько точек в этом круге, столько раз поднимаем руки! А если обозначенные на круге точки соединить, какая фигура получится? (треугольник.)
Приседаем столько раз,
Сколько рыб здесь у нас!
Сколько чаек у нас?
Столько мы подпрыгнем раз!
7. Состав числа.
Продолжаю использовать рисунки рыбок. На них с одной стороны наклеены примеры по составу чисел (2+3, 4+2, 6+1 и др.), с другой – числа, являющиеся ответами (5, 6, 7 и др.). Я показываю детям рыбки той стороной, где записан ответ. Ученик, назвавший пример, который наклеен с другой стороны рыбки, считается хорошим рыбаком, т.е. он поймал рыбку. Одновременно проводится соревнование между рядами. Ряд, который больше поймал рыбок, получает красный флажок; ряд, занявший второе место, - желтый, а ряд, детям которого не повезло на рыбалке, получает синий флажок.
В процессе этой игры ребята вспоминают все случаи состава чисел.
- Ребята, давайте немножко отдохнем, порыбачим. Кто у нас самый ловкий рыбак? (Показываю рисунки рыбок, дети начинают «ловить».)
- Такие красивые рыбки! Как им хочется на простор. Может, мы их отпустим в море?
Поплыли дальше.
Дети хором произносят:
Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
8. Работа по учебнику (с.46-47). Соотнесение числа с соответствующей группой предметов.
- На пути у нас остров «Веселые друзья». Там дружно живут звери и птицы. У каждой семейки есть геометрическая фигура. Как же она называется? (квадрат.) на каждом квадрате было написано число, которое обозначало, сколько членов в этой семье.
Был сильный ураган, и ветер унес все числа. И теперь звери и птицы не могут сосчитать, сколько их в семье. Они так расстроились, что стали делать все на оборот:
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
- Давайте, ребята, поможем котятам. Сосчитайте, сколько их, и положите число в квадрат.
А за ними и утята:
« Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
- Сосчитайте утят и положите число в квадрат.
Свинки замяукали:
«Мяу! Мяу!»
- Каким числом вы обозначите свинок?
- Цыплята закрякали:
«Кря, кря, кря!»
- Сколько цыплят?
Воробышки прилетели,
Очень весело запели:
«Му – у - у!»
- Сколько же их, ребята?
- А вот заиньки
Были паиньки:
Не мяукали
И не хрюкали –
Наш корабль встречали,
И весело танцевали.
- Сколько их?
Посмотрите, ребята, вы заполнили все квадраты. Но числа в них расположены не по порядку. Давайте попробуем назвать их, начиная с самого маленького и кончая самым большим. (Дети называют: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.)
- А теперь назовем числа, начиная с самого большого и кончая самым маленьким. (Дети называют: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.)
Птицы и звери снова веселы, а мы прощаемся с жителями острова и плывем дальше.
Плыви, кораблик, в море
И дальше - в океан.
9. Физкультминутка «Птенчик».
- У нас на берегу тоже есть и звери, и птицы. Помните, как мы ходили в лес? Видели пушистого птенчика.
Дети хором произносят слова, одновременно делая упражнения:
Глянул птенчик из гнезда: Голову вниз.
«Ух, какая высота!» Покачивание головой.
Пускай высота – Взмах правой рукой.
Вылетай из гнезда - Плавные взмахи обеими руками.
На мир посмотри – Поворот головы
Раз… два… три! Влево… вправо… вперед.
10. решение примеров.
- Капитан, все ли спокойно в океане? Мне кажется, кто-то показался в дали. Кто там? (Пираты)
На доске рисунок корабля, в его прорези вставлены рисунки пиратов.
- Они хотят на вас напасть. Приготовиться к бою! Взяли оружие! А им, вы знаете, является ум, быстрота и смелость. Правильно решили пример – отбили пирата:
2+1 3+1 9+1
2-1 3-1 10-1
От имени капитана объявляю благодарность самым отважным матросам нашего корабля…
11. Работа в тетрадях.
Мы плывем к берегу. Нам необходимо сделать записи в бортжурналах. Проверьте свое рабочее место, сядьте удобнее. Постарайтесь, чтобы бортжурналы лежали правильно, а записи были аккуратными. (Дети выполняют задания с окошечками на сложение и вычитание чисел.)
12. Работа по карточкам.
- Ребята, коту Матроскину очень понравилось путешествовать с нами. И он в знак благодарности для каждого из вас приготовил задания. Вам надо каждое число соединить с соответствующим рисунком.
13. Итог урока.
- Путешествие наше успешно подошло к концу. Благодаря дружной работе команды мы снова на родной Земле. Во время путешествия мы работали над числовыми рядом, готовились к решению задач; решали примеры; прибавляли и вычитали число 1; повторяли состав чисел; соотносили числа с группами предметов; вспомнили знакомые геометрические фигуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающее занятие на тему "Морское путешествие"
Разработка занятия для развития когнитивных процессов....
Морское путешествие.Счет в пределах 20,сложение 1 класс
Тренажер на сложение. Совершая морское путешествие по островам, первоклассники смогут закрепить знание таблицы сложения в пределах 20....
Морское путешествие-2.Счет в пределах 20,вычитание 1 класс
Тренажер на вычитание . Совершая морское путешествие по островам, первоклассники смогут закрепить знание таблицы вычитания в пределах 20....
Презентация к уроку математики "Морское путешествие"
Презентация к уроку математики во 2 классе по теме: "Закрепление изученного". Работа на уроке проходит в форме путешествия на корабле к острову Робинзона. По ходу путешествия выполняются различн...
Познавательно-развлекательная игра "Морское путешествие"
Внеклассная работа. Познавательно-развлекательная тгра "Морское путешествие" для детей младшего школьного возраста....
Урок- игра по математике "Морское путешествие".
Данный урок представляет собой обобщающий урок математики в 1 классе по пройденному материалу. Тема урока: « Закрепление изученного материала по теме « П...
Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Морское путешествие."
Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида....