Занятие по подготовке к школе. Математика. Тема «Мир геометрических фигур».
план-конспект по математике на тему

Журавлева Елена Николаевна

Занятие по подготовке к школе. Математика.

Тема «Мир геометрических фигур».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_podgotovke_k_shkole._matematika.docx642.74 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №32» г. Курска

Занятие по подготовке к школе. Математика.

Тема «Мир геометрических фигур».

Курск, 2011

Пояснительная записка

Автор материала (ФИО)

Безик Анна Александровна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

 Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» г. Курска

Название материала

Мир геометрических фигур.

Класс (возраст)

6-7 лет

Учебный предмет

Занятие по подготовке к школе. Математика.

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

Текстовой документ

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Не используется

Цели,

Задачи материала

- активизировать имеющиеся знания у обучающихся о геометрических фигурах.

 образовательные:

– умение анализировать и решать изобретательские, практические задачи.

развивающие:

– развитие памяти, внимания, речи, логики, творческого воображения и творческих способностей (беглости, оригинальности, гибкости мышления).

воспитывающие:

– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности.

Краткое описание работы с ресурсом, используемые приемы ТРИЗ-технологии.

Занятие проводится в виде игры-путешествия в космос. Используемые приемы ТРИЗ-технологии:

- тренинг на классификацию объектов;

- «хорошо – плохо»;

- дихотомия «Линейная да-нетка»;

- продуктивная деятельность по реализации фантастического содержания (рисование);

- кольца Луллия (реальная ситуация);

- лжезагадки;

- эмпатия.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

http://scholar.urc.ac.ru/Teachers/Classes/School_154/Urok8.html

http://pedsovet.su/load/140-1-0-6397?lxUcAL

http://mults.spb.ru/screen/kesha_4.jpg

http://www.funnyday.ru/article/article2.htm

http://www.kommersant.ru/ImagesVlast/Vlast/2003/017/200317-40-02.jpg

http://allforchildren.ru/paint/paint_space.php

структура занятия, время

деятельность учителя

характеристика деятельности учащихся

ууд

I. Орг.  момент. Психологический настрой на занятие.

1 минута

- Здравствуйте, ребята!

Слышите звонок?

Это начинается новый наш урок!

Здравствуйте, садитесь,

Больше не кружитесь.

Начинаем наш урок,

Знайте, вам пойдет он впрок.

- Обучающиеся встают возле своих рабочих мест, приветствуют учителя.

личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

II. Ход занятия.

21 минута

1. Классификация объектов, выделение лишнего в ряду, замена его буквой.

4 минуты

2. Выбор объекта для полета.

1 минута

3. Решение проблемы.

1 минута

4. Работа с разрезным материалом.

5 минут

5. Выбор спутника для полета.

1 минута

- Наше занятие будет необычным. Мы отправимся в увлекательное путешествие. А вот куда, вы узнаете, выполнив задание.

- Найдите лишний предмет в каждом ряду и докажите, почему вы так считаете. Если вы ответите правильно, то под лишним предметом вы найдете букву.

- Назовите, какие буквы у вас получились?

- Составьте из них слово. Молодцы, это слово «космос». Сегодня на занятии мы будем открывать космическое пространство.

- На чем можно подняться вверх над землей? Придумайте различные варианты.

- Давайте выберем объект, на котором летают настоящие космонавты.

- Верно, это ракета.

- На ракете лететь хорошо или плохо?

- Давайте составим ракету, на которой нам будет с вами лететь интересно и безопасно. У вас у каждого есть индивидуальный конверт. Откройте его, достаньте его содержимое.

- Возьмите большой синий прямоугольник. Положите перед собой. Это будет часть корпуса ракеты.

- Сверху на него положите большой красный треугольник. Это будет верхняя часть корпуса.

- Возьмите маленький зеленый треугольник. Положите его слева к корпусу. Это будет левая хвостовая часть.

- Возьмите маленький черный треугольник. Положите его с правой стороны от корпуса, Это будет правая хвостовая часть.

- Возьмите большой желтый круг. Положите его посередине корпуса, Это будет иллюминатор.

- Возьмите маленький желтый круг. Положите его ниже большого круга. Это тоже будет иллюминатор.

- Проверьте, что у вас должно получиться (показывает образец).

- Посчитайте:

- сколько в ракете треугольников?

- сколько в ракете больших красных фигур?

- чего больше, прямоугольников или маленьких желтых кругов?

-  Мы отправляемся с вами в полет не одни. Угадайте, кто составит нам компанию. Задайте вопросы об объекте.

- Правильно это попугай Кеша (показывает картинку с его изображением).

- Примерные ответы:

1) Круг, т.к. остальные фигуры треугольники (по форме).

2) Чашка с четырьмя точками, т.к. у других чашек 5 точек в узоре (по количеству).

3) Красный квадрат, т.к. остальные фигуры зеленые (по цвету).

4) Клубника, т.к. она ягода, а остальные фрукты (по назначению).

5) Маленький квадрат, т.к. остальные фигуры большие (по размеру).

6) Человечек с руками вверх, т.к. остальные держат руки вниз (по направлению).

(Возможны и другие ответы детей, но буквы будут спрятаны именно за предложенным «лишним» вариантом).

- Получились буквы: о, с, м, к, с, о

- Слово «космос».

- На птице, самолете, космической ракете, дельтаплане, на ковре-самолете, на цветике-семицветике, на воздушном шаре, на воздушном змее и т.д.

- Космическая ракета.

- Примерные ответы:

- хорошо: быстро долетишь до нужного объекта, интересно наблюдать за звездным небом, можно увидеть планету, на которой живешь?

- плохо: опасно, трудно преодолеть перегрузки, мало пространства, неудобно кушать и т.д.

- Готовятся к выполнению задания.

- Обучающиеся на партах выкладывают изображение ракеты под комментарий учителя.

Осуществляют самоконтроль работы в соответствии с образцом учителя.

3

1

одинаково

Примерные вопросы детей:

- Этот предмет живой? (да)

- Это человек? (нет)

- Это животное? (да)

- Оно живет с человеком? (да)

- Оно охраняет дом? (нет)

- Оно любит молоко? (нет)

- Оно умеет летать? (да)

- Это птица? (да)

- Она умеет разговаривать? (да)

- Это попугай? (да)

регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

познавательные:

- строить сообщения в устной форме;

- проводить сравнение  и классификацию по заданным критериям.

коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

личностные:

-  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

коммуникативные:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

познавательные:

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

личностные:

-  способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

познавательные:

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

познавательные:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

коммуникативные:

- задавать вопросы.

III. Физминутка.

2 минуты

- Все готовы к полету?

- К запуску ракеты приготовиться!

- Надеть скафандры!

- Пристегнуть ремни!

- Включить контакт!

- Ключ на старт!

- Включить моторы!

- Начать отсчет. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1

- Пуск!

- Ура!

- Да.

- Встают с мест.

Есть приготовиться!

(надевают невидимый скафандр).

- Есть надеть скафандры!

(хлопают в ладоши).

- Есть пристегнуть ремни!

(прикасаются пальцем одной руки к пальцу другой).

(поднимают руку вверх).

- Есть ключ на старт!

- Есть включить моторы!

10,9,8,7,6,5,4,3,2,1

- Пуск!

- Ура!

(Физкультминутку выучить с детьми нужно заранее на других занятиях).

личностные:

-  установка на здоровый образ жизни.

6. Рисование по воображению.

3 минуты

7. Решение лжезадач.

1 минута

8. Соотношение предмета, формы и количества.

3 минуты

- Мы приземлились на далекой и неизвестной нам планете. На ней живут разные добрые существа. Перед вами изображения геометрических фигур. Используя их, нарисуйте, как вы представляете жителей этой планеты.

- Какие красивые, добрые и веселые человечки у вас получились. Кеше они очень понравились.

 

- Инопланетяне предлагают вам и Кеше решить сложные задания, которые им одним выполнить не по силам.

- Решите задачи:

- кто быстрее плавает цыпленок или утенок?

- какие животные живут в Африке мамонты или динозавры?

- сколько будет 3 плюс 2? 6 или 8?

- Помогите инопланетянам настроить компас. Соедините предмет, их количество и геометрическую фигуру, на которую он похож.

- У обучающихся карточки с изображением разных геометрических фигур. Они «превращают» фигуры в портреты человечков.

- Утенок, цыпленок плавать не умеет.

- Никакие, эти животные давно вымерли.

- Будет 5.

- Обучающиеся выходят к доске, соединяют кольца в соответствии с указанием учителя, объясняют свой выбор.

1) 1 – портфель – прямоугольник;

2) 2 – елочки – треугольник;

3) 4 – пуговицы – круг;

4) 5 – шарики – овал.

регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу.

регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

познавательные:

- владеть рядом общих приёмов решения задач.

- формирование критичности мышления

регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

IV. Итог занятия. Рефлексия.

3 минуты

- Вот и настало время возвращаться домой. Давайте закроем глазки, представим, как мы соскучились по своей планете, родному дому, друзьям. Даем обратный отсчет:

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Ура! Мы дома! Можно открыть глазки.

- Вы вместе с попугаем Кешей побывали в роли настоящих космонавтов.

- А кто из людей был первым космонавтом?

- Правильно (показать портрет). 12 апреля 1961 года, 50 лет назад, наш русский космонавт впервые облетел Землю на космическом корабле «Восток». Мы можем по праву гордиться своей Родиной, ее замечательными сынами!

- Какими чертами характера должен обладать настоящий космонавт?

- В ваших индивидуальных конвертах лежат звездочки.

- Кому понравилось занятие, поднимите красную звездочку.

- Кому было трудно, поднимите зеленую звездочку.

- Кто хочет стать космонавтом, поднимите синюю звездочку.

- Кто считает, что для того, чтобы стать космонавтом, вам надо хорошо учиться в школе, поднимите желтую звездочку.

- Молодцы. Мы с попугаем Кешей благодарим вас за занятие и дарим вам космические раскраски. (Из них потом можно будет сделать выставку работ «Мы рисуем космос»).

Дети закрывают глаза.

- Юрий Алексеевич Гагарин.

- Он должен быть смелым, честным, грамотным, здоровым и т.д.

- Обучающиеся поднимают звездочки в соответствии со своим решением.

личностные:

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия при подготовке к школе

10 дней по 3 занятия по предметам: развитие математических представлений, развитие речи, окружающи мир, творчество....

Планирование занятий по подготовке к школе

Представлено планирование занятий для дошкольников по математике при подготовке к школе...

Урок математики Тема: «Взаимное расположение геометрических фигур».

Много лет работаю по опыту:"Изучение геометричесрического материала учащимися с ОВЗ."Предлагаю вам по этой теме открытый урок....

Занятие по развитию речи с будущими первоклассниками в системе занятий по подготовке к школе детей, посещающих детский сад.

Данное занятие помогает уточнить представления детей о зимующих птицах и подкормке птиц в зимний период;  развивать речь детей через составление описаний, составление рассказа по таблице и переск...

конспект урока математики Тема: «Аппликация из геометрических фигур»

конспект урока математики тема: «Аппликация из геометрических фигур», цель урока: Закрепить знания о геометрических фигурах...

Презентация к занятиям по подготовке к школе по тетради О. Холодовой "За три месяца до школы"

Предлагаемая презентация поможет организовать подготовку дошкольников к обучению в 1 классе. Составлена в соответствии с первыми десятью занятиями рабочей тетради О. Холодовой "За три месяца до ш...

Конспект урока по математике. Тема: «Площадь. Способы сравнения фигур по площади» (УМК "Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представление о площади фигур, учить сравнивать площади фигур тремя способами.Планируемые результатыПредметные:– иметь представление о понятиях "площ...