Методическая разработка по теме "Конус" 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Михайленко Татьяна Михайловна

Учащиеся знакомятся с геометрической фигурой - конус

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_teme_konus.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: «Конус»

Технология исследовательской деятельности

Михайленко Т.М.

учитель начальных классов

ГБОУ школа № 412

( «Математика, 4 класс» Дорофеев)

Предмет: математика

Класс: 4

Тип урока:  формирование новых знаний

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области «Математика» по теме «Конус».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные:

- выявлять сущность, особенности объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

- формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развивать умения распознавать геометрическую фигуру «Конус»;

Планируемый результат: уметь находить геометрическую фигуру конус и его части.

Основные понятия: «конус», «вершина конуса», «боковая поверхность», «основание

 Методы работы:

- частично-поисковые

- словесные

- наглядные

- практические

Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.

План урока

I. Организационный момент

II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

IV. Изучение нового материала

V. Решение задач на нахождение элементов конуса

VI. Дополнительная информация о конусе

VII. Подведение итогов урока

VIII. Задание    .

Форма организации деятельности учащихся:  индивидуальная, групповая.  

Ход урока

- Ребята, давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете? (дети называют)

_ А сейчас я прочитаю вам загадку, попробуйте угадать, о чем идет речь?

Вот колпак на голове –

Это клоун на траве.

Но колпак не пирамида

Это сразу, братцы, видно:

Круг в основе колпака.

Как же звать его тогда? (Конус).

- Правильно ребята, конус. Тогда скажите, какая у нас сегодня тема урока? Правильно, знакомство с геометрической фигурой – конусом.

Историческая справка

А вы знаете, что с конусом люди знакомы с глубокой древности.

Изготовление конуса

- А теперь откройте конверты и достаньте фигуры. Сейчас мы сделаем фигуру. Посмотрите, что получилось – конус.

Откройте учебник на с. 108. Конус имеет основание – окружность и боковую поверхность.

Задание № 2 с 109

- Назовите предметы, имеющие форму конуса (дети называют)

Стих

КОНУС

Сказала мама: - А сейчас

Про конус будет мой рассказ.

 В высокой шапке звездочёт

Считает звёзды круглый год.

 КОНУС- шляпа звездочёта.

Вот какой он. Понял? То-то.

Мама у стола стояла

В бутылки масло разливала. –

Где воронка? Нет воронки.

Поищи. Не стой в сторонке.

 -Мама, с места я не тронусь ,

Расскажи ещё про конус.

-Воронка и есть в виде конуса лейка.

Ну-ка, найди мне её поскорей-ка.

Воронку я найти не смог,

Но мама сделала кулёк,

 Картон вкруг пальца обкрутила

И ловко скрепкой закрепила.

Масло льётся, мама рада,

Конус вышел то, что надо.

- Какие предметы в стихотворении еще есть конусообразной формы

- А вы знаете зачем нам знать о конусах?

По статистике на Земле ежегодно гибнет от разрядов молний 6 человек на 1 000 000 жителей (чаще в южных странах). Этого бы не случалось, если бы везде были громоотводы, так как образуется конус безопасности.

“Конусами”(Слайд 9) называется семейство морских моллюсков подкласса переднежаберных. Раковина коническая (2-16 см), ярко окрашенная. Конусов свыше 500 видов. Некоторые улитки конусы – изощренные хищники. Они подстерегая рыб, закапываются в песок и выставляют длинные хоботки, похожие на червей. Хоботки – приманка для рыб. Конусы убивают жертву сильным ядом и переваривают добычу в глотке-воронке, натягивая ее на рыбу как чулок.

Живут в тропиках и субтропиках. Укус конусов для человека очень болезнен. Известны смертельные случаи. Раковины используются как украшения, сувениры.

В геологии существует понятие “конус выноса” (Слайд 10). Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенными горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину.

1. Фронтальная работа

     Из предложенных геометрических  фигур выбрать конус

Описание: 1

Сравнение конуса и цилиндра.

- Ребята, угадайте загадку, о какой фигуре идет речь.

У батона колбасы

Мы отрезали носы,

Он теперь – мужская шляпа

Удивительной красы.

                                (цилиндр)

Правильно – цилиндр.

А что мы о нем знаем? Давайте сравним цилиндр и конус. Что у них общего и разного?

Динамическая пауза: Педагог поочерёдно показывает геометрические фигуры – дети выполняют движения:

Треугольник – прошагай,

Квадрат – приседай,

Ну, а если круг – дружок,

Выполняя скорей прыжок.

II.

Треугольник сунул нос

В реактивный пылесос.

А без носа он, – о, боже! –

Стал на юбочку похожим.

Интереснее всего,

Как теперь зовут его.

                                (трапеция)

Он и мячик, и клубок,

И Луна, и колобок.

                                (шар)

Встал квадрат на уголок –

Ткнулся носом в потолок.

Вверх он рос еще дней пять.

Как теперь его назвать?

                                (ромб)

Пес Барбос и пес Пират

Тянут за углы квадрат.

Коль сейчас не прекратят,

То во что же превратят?

                                (в ромб, если тянут за противоположные углы;

                                в трапецию, если за соседние)

Треугольник с полукругом

Круг дразнили «толстым другом».

Круг, расстроившись до слез,

Уже стал и вверх подрос.

Кто же угадает тут,

Как теперь его зовут.

                                (овал)
VIII. Итог урока.

- Что нового узнали? Что такое конус? Из чего состоит? Какой конус бывает? Зачем предметы конусной формы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок толерантности 1 сентября. Методическая разработка для 1 класса.

«Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила» - девиз этого урока.На уроке учитель должен познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности....

методические разработки для начальных классов

Материалы подобраны с учетом возрата детей, имеет разнообразные виды работы с учащимися....

Методическая разработка для 1 класса "Интегрированная проверочная работа (конец года)"

Интегрированная проверочная работа в 1 классе (на конец года)....

Презентация "Марафон знаний" (приложение к методическим разработкам Недели начальных классов)

Презентация для проведения мероприятия "Сказочный денёк" в рамках Недели начальных классов...

Методическая разработка (ОРКСЭ, 4 класс по учебнику "Основы светской этики") по теме: Урок «Совесть, стыд, долг».

Предмет -  основы светской этики     Класс -  4класс «В»Тема урока : «Совесть, стыд, долг» Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.Вид урока: ...

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...