Методическая разработка по теме "Дециметр" 1 класс
методическая разработка по математике (1 класс)
Учащиеся проводят исследования (измеряя различные предметы) и знакомятся с единицей измерения дециметр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_detsimetr.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики
Технология исследовательской деятельности
Михайленко Т.М.
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 412
( «Математика, 1 класс»
Г.В. Дорофеев)
ПРЕДМЕТ: математика
КЛАСС: 1
Тема | «Дециметр» |
Тип урока | урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями |
Основная дидактическая задача | формирование умений применения теоретических знаний в условиях решения учебных задач |
Цели | обеспечить усвоение обучающимися новой единицы измерения длины - дециметра; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Задачи | Образовательные: - познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр; учить переводить см в дм и дм в см; измерять длины отрезков; закреплять знания нумерации. Развивающие: - развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, мыслительных операций логического мышления (анализ, сравнение путём выделения общих и различных признаков); развитие регулирующей сферы (рефлексии) на основе самоконтроля, взаимоконтроля; реализация коммуникативного подхода обучающихся друг с другом и обучающихся с учителем. Воспитательные: - воспитание заботливого отношения к птицам; воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, сообразительности, самостоятельности) |
Планируемые результаты | Предметные: Обучающиеся узнают единицу измерения длины – дециметр, уметь использовать полученные знания в практической деятельности. Метапредметные: Обучающиеся научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выполнять учебные задания в соответствии с целью; перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всего класса; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД). Обучающиеся научатся формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение; комментировать учебное действие в рамках учебного диалога (Коммуникативные УУД). Обучающиеся научатся применять новые знания на практике, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять парные задания; перерабатывать полученную информацию (Познавательные УУД) |
Основные понятия | дециметр |
Межпредметные связи | математика, окружающий мир, технология |
Ресурсы | учебник, тетрадь |
Оборудование | медиапроектор, компьютер, классная доска, раздаточный материал, веревочки длиной 4 дм (9 шт), ножницы (9 шт), полоски бумаги длиной 1 см и 1 дм (18 шт), числовой веер (инд.) |
Организация пространства | фронтальная работа, парная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Содержание | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация учебной деятельности Цели: - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Осознание мотивов учебно-познавательной деятельности | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. | - Отгадайте, кто у нас сегодня в гостях (слайд 2) - Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. - Синичка приготовила вам задания. - Сегодня на уроке математики нам предстоит выполнить важное поручение синички. Синичка попросила старшеклассников сделать для нее домик (скворечник), а нас попросили начертить детали. Поможем им? Почему важно делать скворечники? Что нужно уметь и иметь для изготовления чертежа? Как вы считаете, сумеем мы справится с этими заданиями? Что для этого нужно? | Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) | |
II. Актуализация знаний Цели: -организовать актуализацию умений обучающихся; - повторить образование, последовательность и разрядный состав чисел второго десятка | Работают коллективно с учителем. | Организует уточнение вида работы на данном этапе урока. Организует повторение состава чисел в пределах 20. | Задание 1. Посмотрите, какие скворечники можно сделать. У большого скворечника - номер, обозначенный числом, в записи которого 1 десяток и 1 единица. Покажите это число. Дети показывают ответ на числовом веере. У правого скворечника - номер, обозначенный числом, в записи которого 1 десяток и 3 единицы (13) Какой номер у среднего скворечника, если они пронумерованы в порядке возрастания? Посмотрите на номера скворечников и скажите, что общего у этих чисел? Задание 2. Высота скворечников разная, как вы думаете, почему? Они предназначены для разных птиц. Ведь у птиц разный рост. Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец. Просто первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему все домики для птиц называют скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы. Покажите на веере рост пестрого дятла и расскажите, как рассуждали. … совы-сплюшки? …воробья? Посмотрите на эти числа (11, 14, 19) и скажите, что обозначает цифра 1? А цифра 4 в числе 14? Сколько единиц в числе 11? Сколько десятков в числе 19? Ответы показывают на веере. | Знать названия и последовательность чисел при счёте. Считать в прямом и обратном порядке. Читать, записывать, сравнивать числа. Знать разрядный состав чисел. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
III. Осознание проблемы Цели: - выявить место затруднения; - организовать формулирование проблемы и темы урока обучающимися. | Под руководством учителя формулируют тему урока. | Организует выполнение задания по определению формулировки темы урока. | Вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика других птиц, что поменьше, послабей. Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. И мы тоже будем делать чертеж синичника. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно. Отгадайте рост синицы: 1 см, 9 см, 12 см, 1 дм 2 см, 4 см, 8 см Для этого определите лишнюю запись среди этих величин и узнаете рост синицы. Какая величина нам известна? Что можно измерять в сантиметрах? (при помощи линейки) Какая из величин нам не известна? Значит, рост синицы 1 дм 2 см. А знаете ли вы, что такое «дм»? Это обозначение новой единицы измерения длины – дециметр (открывается на доске надпись крупными буквами с ударением). Прочитайте по слогам, с ударением. Хоровое чтение Итак, с чем будем знакомиться сегодня на уроке? • Какие единицы измерения вы знаете? • С помощью какого прибора можно измерить длину отрезка? • Что значит измерить длину отрезка? (Измерить длину отрезка-это значит установить его длину в определенных единицах.) | Знать единицу измерения длины - дециметр | Умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
IV. Открытие нового знания Цели: - обеспечить усвоение обучающимися понятия «дециметр» в ходе выполнения практических заданий | Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению | Организует усвоение обучающимися понятия «дециметр» в ходе практической работы | Именно эта единица длины необходима нам для создания чертежей деталей синичника, поэтому нам предстоит разобраться, что такое дециметр, как он выглядит и попробуем с ним работать. Задание 1. Практическая работа - Синичка выслала для вас конверты, откройте, что в них? -Отрезок и 3 мерки - Приложите 1 мерку (красную). Сколько укладывается мерка (2 раза). Теперь возьмите желтую мерку (3 раза) и синюю – 6 раз. - Почему получились разные результаты? (мерки разной длины). В старину люди также столкнулись с такой проблемой измерения длины и были введены единые общепринятые единицы измерения. С одной вы уже знакомы. Правильно – сантиметры - Теперь общепринятой меркой 1 см – мы измерим отрезок (6 см). Мерка укладывается 6 раз. Значить отрезок равен 6 см. - Теперь измерим другой отрезок меркой 1 см. Мерка в 1 см мала. Вы догадались, что надо сделать? Надо взять мерку больше. Давайте ее получим. Возьмем мерку в 1 см и отложим 10 раз. Мы отложили 10 см. Люди договорились называть дм. (десятая часть см). В 1 дм – 10 см. С помощью новой мерки измерим большой отрезок. Мерка укладывается 3 раза. Значит отрезок равен 3 дм. А в сантиметрах – 1 дм – 10 см. 3дм – 30 см Если нам потребуется измерить ширину парты, то какой полоской вы воспользуетесь? Почему? Полоской длиной 10 см измерять удобнее, т.к. её надо укладывать меньше раз. Вот эту полоску мы и назовём мерой длины равной одному …? Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм». Подпиши полоску с другой стороны. Задание 2. Начертите в тетради (2 клетки вниз) отрезок длиной 1 дм. Как это сделать? По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см (Учитель чертит на доске). Проверьте, верно ли вы начертили с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить?… надо положить… Как подпишем? 1 дм или 10 см Сколько же см в 1 дм? В 1 дм – 10 см Запишем. Открыли учебник стр. 64. С какой единицей длины мы были знакомы? С какой единицей длины мы познакомились? Как они связаны между собой? В 1 дм – 10 см. Для чего необходима эта мера длины – дециметр? …для измерения более крупных предметов. | Знать количественное соотношение длин см и дм. Уметь строить отрезки заданной длины. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
V. Динамическая пауза | Руки подняли и помахали - Это деревья шумят. В стороны руки и помахали - Это к нам птицы летят. Быстро присели, руки сложили - В норке зверюшки сидят. Встали и тихо за парты все сели- Дети учиться хотят. | ||||
VI. Первичное применение нового знания Цели: - организовать первичное применение нового знания | Применяют новое знание на практике | Организует практическую деятельность обучающихся с применением нового знания | Во втором конверте, вам, синичка приготовила еще задания: -Давайте вспомним правила работы в группе, в паре -Говорить вежливо, по очереди, не перебивая друг друга; -Четко высказывать свое мнение; -Соблюдать порядок на парте и т.д. Задание 1. Работа в группах: отмерить с помощью модели ДМ атласную ленту длиной 4 дм и 3 дм Сравните длины ваших полосок, что можно сказать. На сколько одна лента длиннее другой? короче другой? (если t) Запись в тетрадях Задание 2. От веревки длиной 3дм отрежьте кусок 2 дм. Что нужно сделать? …отрезать 2 дм верёвки. Сколько дм верёвки нужно отрезать? …2 дм (повторяет слабый ученик) Как отмерить? Уложить 1 дм 2 раза, отмерить по линейке. Сейчас мы будем работать в парах: один держит верёвку, а второй отмеряет 2 дм и отрезает. У вас получилось две верёвочки. Сравните их длину. … одинаковые, 2 дм Сколько см в 2 дм? В 2 дм – 20 см. А теперь прижми конец верёвочки к парте, а другой подними, чтобы верёвка натянулась. Вот это рост взрослого скворца 2 дм. Эти верёвочки вы после урока сможете взять домой и показать родителям рост скворца. Задание 3. Выполнение №1 стр.64: - Начертите отрезок длиной 12 см. Сколько это дм и см? Как это число связано с птицами? Рост синицы. | Уметь отмерять и строить отрезки заданной длины. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VII. Физминутка для глаз | А сейчас дадим нашим глазам отдохнуть, сделав гимнастику для глаз. | ||||
VIII. Самостоятельная работа Цели: -организовать самостоятельное выполнение практического задания в форме коммуникативного взаимодействия | Обобщают и систематизи-руют знания и учатся использовать рациональные способы применения на практике | Обеспечивает понимание обуч-ся предстоящей самостоятельной работы. Оказывает необходимую помощь | А сейчас, когда вы уже знаете, что такое дм и умеете использовать свои знания на практике.
Вторая пара – боковую стенку, а третья – дно и крышу. Не забудьте подписать длины сторон, выразив их в см. Потом ваши работы соединим и получим чертеж синичника. Постарайтесь правильно перевести дм в см, сделать чертеж аккуратным и подписать размеры сторон деталей в см. Задание 3-х видов на клетчатой бумаге: 1) начерти прямоугольную деталь передней и задней стенки со сторонами 1дм5см и 2дм5см. 2) начерти прямоугольную деталь боковой стенки со сторонами 1дм и 2дм5 см. 3) начерти прямоугольную деталь крыши со сторонами 1дм5см и 2дм, дна со сторонами 1дм и 1 дм. Работы подписать, чтобы ребята знали, кого поблагодарить за помощь. | Уметь чертить фигуры (прямоугольник) по заданным размерам | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). |
IX.Рефлексивно-оценочный этап Цели: - организовать презентацию работ учащихся для осознания итогов групповых заданий всеми обучающимися, целостное осмысление полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации обучающимися. | Анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников | Организует презентацию работ обучающихся, фиксирование нового содержания | Кто закончил чертить, прикрепите свои чертежи на доску магнитами. Подведем итог урока. Какие приобретенные на уроке знания помогли нам создать чертеж? …познакомились с новой единицей длины – дм. Как связан см и дм? В 1 дм - 10 см. Зачем люди придумали дм?…измерять крупные предметы. Как вы думаете, есть ли другие единицы измерения длины? Почему вы так считаете? С ними вы познакомитесь позже. А понравилось ли вам выполнять задание, работая в парах? А сейчас пусть каждый оценит свою работу на уроке. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок толерантности 1 сентября. Методическая разработка для 1 класса.
«Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила» - девиз этого урока.На уроке учитель должен познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности....
методические разработки для начальных классов
Материалы подобраны с учетом возрата детей, имеет разнообразные виды работы с учащимися....
Методическая разработка для 1 класса "Интегрированная проверочная работа (конец года)"
Интегрированная проверочная работа в 1 классе (на конец года)....
Презентация "Марафон знаний" (приложение к методическим разработкам Недели начальных классов)
Презентация для проведения мероприятия "Сказочный денёк" в рамках Недели начальных классов...
Методическая разработка (ОРКСЭ, 4 класс по учебнику "Основы светской этики") по теме: Урок «Совесть, стыд, долг».
Предмет - основы светской этики Класс - 4класс «В»Тема урока : «Совесть, стыд, долг» Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.Вид урока: ...
Методическая разработка для 2 класса школ с углубленным изучением английского языка ( to be, to have)
схема-памятка для глаголов to be, to have...
« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"
На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...