Рабочая программа по математике, 3 класс, "Школа России"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Масалова Тамара Николаевна

Рабочая программа  учебного предмета «Математика» для 3 класса на 2014-2015 учебный год составлена  на основе авторской  программы «Математика» Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В., Волковой  С.И.,  Степановой С.В., входящей в УМК «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_3_klass_gotov.docx106.99 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тальменская муниципальная общеобразовательная школа №1»

Тальменского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного МО

учителей начальных        классов

Протокол  №

от «      » июня 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора  по УВР

__________________

/Т.А.Ситникова/

«___»_________2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ «ТСОШ №1»

__________________

/О.И.Масловская/

Приказ №

от «___»________ 2015г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Математика»  3 класс

образовательной области « Математика и информатика»

Срок реализации 2015-2016 учебный год

                                                                                                                                                                  Составители:

              Масалова Т.Н., учитель начальных классов

Тальменка

2015 год

Пояснительная записка

Курс является началом и органической частью школьного математического образования.

Рабочая программа  учебного предмета «Математика» для 3 класса на 2014-2015 учебный год составлена  на основе авторской  программы «Математика» Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В., Волковой  С.И.,  Степановой С.В., входящей в УМК «Школа России». (Сборник рабочих программ  «Школа России», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011), методических рекомендаций авторов указанной программы ( «Математика. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [ С.И. Волкова, С.В.Степанова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова]. – М.:Просвещение, 2014), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и фундаментального ядра, содержащего общее образование с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

Обоснование выбора УМК

УМК «Школа России» включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Обеспеченность УМК в школе – 100%.

Цели и задачи курса

Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  •           развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  •            освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  •           воспитание интереса к математике, стремления использовать полученные знания в повседневной жизни.

            В задачи обучения математике входит:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности; обучение умению решать задачи, уравнения, числовые и буквенные выражения; изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • овладение навыками дедуктивных рассуждений;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.    

Цели и задачи применительно к классу

Задачи к классу с детьми ЗПР

-Формирование у обучающихся элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

В классах есть дети с ЗПР, поэтому дополнительно ставятся цели и задачи:        

  • формирование таких приемов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития обучающихся, испытывающих трудности в обучении.

специальная подготовка учащихся к восприятию новых и
трудных тем;

  • обучение поэтапным действиям (в материализованной форме,
    в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
  • формирование операции обратимости и связанной с ней гиб
    кости мышления;
  • развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
  • активизация познавательной деятельности, развитие зритель-
    ного и слухового восприятия;
  • активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;
  • воспитание положительной учебной мотивации, формирова
    ние интереса к математике;
  • развитие навыков самоконтроля, формирование навыков
    учебной деятельности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.

Математическое знание – это особый способ коммуникации: наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности; участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний; использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным, цивилизованным опытом.

  Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.

Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

Общая характеристика организации учебного процесса

Технологии

Методы

Виды и формы

Средства обучения

Режим занятий, количество часов

  1. В условиях реализации требований ФГОС при обучении математики наиболее актуальными становятся технологии:
  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Технология проблемного обучения
  • Технология интегрированного обучения
  • Технологии уровневой дифференциации 
  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
  • степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового                       (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

Индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в паре.

Урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок.

Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

  1. Рабочая программа по математике рассчитана на 136 учебных часов.
  2. Количество часов в неделю: 4 часа
  3. В авторскую программу изменения не внесены.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Базовый уровень

Повышенный уровень

Числа и величины

Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
  • сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать  заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2,  1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и  упорядочивать объекты по массе.

Учащийся получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по нескольким основаниям  (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях  и объяснять свой выбор

Арифметические действия

Учащийся научится:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а,  0 : а;
  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
  • выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
  • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

  • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
  • составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
  • преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
  • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
  • решать  задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные  предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Учащийся получит возможность научиться:

  • сравнивать задачи по сходству  и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
  • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
  • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
  • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
  • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Учащийся научится:

  • обозначать геометрические фигуры буквами;
  • различать круг и окружность;
  • чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;

Учащийся получит возможность научиться:

  • различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
  • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
  • читать план участка (комнаты, сада и др.).

Геометрические величины

Учащийся научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять  площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
  • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;

Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
  • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

Работа с информацией

Учащийся научится:

  • анализировать готовые таблицы, использовать их  для выполнения заданных действий, для построения вывода;
  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
  • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
  • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

Учащийся получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.

Планируемые результаты УУД

Базовый уровень

Повышенный уровень

Базовый уровень

Повышенный уровень

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы: 

  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
  • положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
  • понимание значения математических знаний в собственной жизни;
  • понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
  • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
  • умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
  • знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
  •  уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
  • осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
  • осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
  • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
  • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
  • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
  • самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
  •  контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.

Базовый уровень

Повышенный уровень

Базовый уровень

Повышенный уровень

Познавательные

Учащийся научится:

  • устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах  и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
  • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
  • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
  • понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
  • фиксировать  математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
  • стремление полнее использовать свои творческие возможности;
  • общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с

 поставленными целями и задачами;

  • самостоятельно осуществлять расширенный поиск  необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
  • осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

Учащийся получит возможность научиться:

  • умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.

Коммуникативные

Учащийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  •  понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
  • принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
  •  знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

Учащийся получит возможность научиться:

  • умение  использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
  •  контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

  1. Содержание учебного предмета

№п/п

Основные темы

Кол.часов

Виды учебной деятельности

1.

  1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
  2. Нумерация чисел в пределах 100.
  3. Устные и письменные приемы сложения и вычитания  чисел в пределах 100.
  4. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение.
  5. Решение уравнения
  6. Обозначение геометрических фигур буквами.

    8ч

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

Обозначать геометрические фигуры буквами.

Проверять прочность усвоения программного материала первого класса.

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств.

2.

  1. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
  2. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
  3. Умножение числа 1 и на 1.
  4.  Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
  5. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
  6. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
  7. Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
  8. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃ х = 9.
  9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
  10. Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
  11. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
  12. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

56ч

Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях).

Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.

Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.

Решать задачи арифметическими способами

Объяснять выбор действий для решения.  

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок.  

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2—9. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.

Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами.

Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины.

Чертить окружность (круг) с использованием циркуля.

Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации

3

  1. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
  2. Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
  3. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
  4. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
  5. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.

28ч

Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление

Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку.

Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата

4

5

  1. Числа от 1 до 1000. Нумерация
  2. Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
  3. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
  4. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
  5. Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания.
  6.  Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
  7. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.

12ч

11 ч

Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения.

Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых.

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию.

Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел.

Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков.

Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный остроугольный. Находить их в более сложных фигурах.

6

  1. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
  2. Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.

21 ч

Использовать различные приёмы для устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений,

7

  1. Итоговое повторение

Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища

Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов


Тематический поурочный план

№ урока

Тема

Вид занятия

Виды деятельности

дата

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание (8ч)

1.

Повторение: сложение и вычитание, устные приемы сложения и вычитания

Теор.+практ.

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.

2.

Письменные приемы сложения и вычитания. Работа над задачей в 2 действия

Теор.+практ.

3.

Решение уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения

Теор.+практ.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

4.

Решение уравнений

Теор.+практ.

5.

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым

Теор.+практ.

6.

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым

Теор.+практ.

7.

Обозначение геометрических фигур буквами

Практ.раб

Обозначать геометрические фигуры буквами.

8

Что узнали. Чему научились. «Странички для любознательных»: задания творческого и поискового характера.

Практ.раб.

Проверять прочность усвоения программного материала первого класса.

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. Выполнять задания творческого и поискового характера

Табличное умножение и деление (28ч)

9.

Конкретный смысл умножения и деления

Теор.+практ.

Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях).

Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.

Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.

Решать задачи арифметическими способами

Объяснять выбор действий для решения.  

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок.  

Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.

Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.

Решать задачи арифметическими способами

Объяснять выбор действий для решения.

10.

Связь умножения и деления.

Теор.+практ.

11.

Чётные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2

Теор.+практ.

12.

Таблица умножения и деления с числом 3

Теор.+практ.

13.

Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решения задач

Теор.+практ.

14.

Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов

Теор.+практ.

15.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях

Теор.+практ.

16.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях

Теор.+практ.

17.

Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи. «Страничка для любознательных» - задания творческого и поискового характера

Практ.раб.

Проверять прочность усвоения программного материала первого класса.

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств.

Выполнять задания творческого и поискового характера

18.

Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения

практ.раб.

19.

Таблица умножения и деления с числом 4.

Теор.+практ.

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2—7. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.

20.

Закрепление. Таблица Пифагора

Теор.+практ.

21.

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Теор.+практ.

Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного.

Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи.

Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении.

22.

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Теор.+практ.

23.

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

Теор.+практ.

24.

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

Теор.+практ.

25.

Таблица умножения и деления с числом 5.

Теор.+практ.

26.

Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел

Теор.+практ.

27

Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел

Теор.+практ.

28

Задачи на кратное и разностное сравнение чисел

Теор.+практ.

29.

Таблица умножения и деления с числом 6.

Теор.+практ.

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2—7. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.

30.

Закрепление изученного по теме: «Таблица умножения и деления с числом 6»

Практ.раб

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2—7. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.

31.

Задачи на нахождение четвертого пропорционального.

Теор.+практ.

Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.

Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.

Решать задачи арифметическими способами

Объяснять выбор действий для решения.

32.

Закрепление изученного по теме «Задачи на нахождение четвертого пропорционального»

Теор.+практ.

33.

Таблица умножения и деления с числом 7

Теор.+практ.

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2—7. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Работать в паре.  Составлять план успешной игры.

Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов.

Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения  правильности использования в них математических элементов.

34.

«Странички для любознательных» - задания поискового и творческого характера. Проект: «Математические сказки»

Практ.раб

35

Что узнали. Чему научились

Практ.

Собирать и классифицировать информацию. Работать в паре. Оценивать ход и результат работы.

36.

Контрольная работа по теме: «Таблица умножения и деления с числами 4,5,6,7»

Контрольная работа

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

Числа от 1 до 100.  Табличное умножение и деление.(28ч)

37.

Площадь. Способы сравнения фигур по площади.

Теор.+практ.раб

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления.

Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.

Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами.

38.

Единицы площади: квадратный сантиметр.

Теор.+практ.ра

39.

Площадь прямоугольника.

Теор.+практ.ра

40.

Таблица умножения и деления с числом 8

Практ.раб.

41.

Закрепление по теме: «Таблица умножения и деления с числом 8»

Практ.раб.

42.

Закрепление по теме: «Табличное умножение и деление»

43.

Таблица умножения и деления с числом 9.

Практ.раб.

44.

Единицы площади: квадратный дециметр.

Теор.+практ.ра

45.

Сводная таблица умножения.

Теор.+практ.ра

46

Решение задач изученных видов

47.

Единицы площади: квадратный метр.

Теор.+практ.ра

48.

Закрепление  пройденного по теме: « Таблица умножения и деления с числами 8 и 9». «Страничка для любознательных» - задания поискового и творческого характера

Практ.раб

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. 

49.

Что узнали. Чему научились

50.

Что узнали. Чему научились. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения»

Самостоятельная работа 

51.

Умножение на 1

Практ.раб

Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0

52

Умножение на 0

53.

Деление вида а:а, 0:а

Практ.раб

54

Деление вида а:а, 0:а

55.

Задачи в 3 действия.

Практ.раб

Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.

56.

Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей.

Теор+практ.раб.

Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины.

Чертить окружность (круг) с использованием циркуля.

Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации

57.

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр)

Теор+практ.раб.

58.

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр)

Практич. раб.

59.

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

Теор+практ.раб.

Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

60.

Единицы времени: год, месяц.

Теор+практ.раб.

61.

Единицы времени – год, месяц, сутки

Практ.раб

62.

«Странички для любознательных» - задания поискового и творческого характера. Что узнали. Чему научились

Практ.раб

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

63.

Что узнали. Чему научились. «Странички для любознательных» - готовимся к олимпиаде

Практ.раб

64

Контрольная работа по теме: « Табличное умножение и деление»

Контрольная работа

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

Внетабличное умножение и деление(28ч).

65.

Приемы умножения и деления для случаев 20*3,3*20, 60:3

Теор.+практ.раб

Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление.

66.

Приемы деления для случаев 80:20

Практ.раб

67.

Умножение суммы на число

Теор.+практ.раб

68.

Решение задач несколькими способами

Теор.+практ.раб

69.

Приёмы умножения для случаев вида 23*4, 4*23

Практ.раб

70.

Закрепление по теме: «Приёмы умножения для случаев вида 23*4, 4*23»

Практ.раб

71.

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального

Практ.раб

Решать текстовые задачи арифметическим способом.

72.

Выражения с двумя переменными

Теор.+практ.раб

Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата.

73.

Деление суммы на число

Практ.раб

Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

74.

Деление суммы на число  

Практ.раб

75.

Закрепление по теме: «Деление суммы на число»

Практ.раб

76.

Связь между числами при делении.

Практ.раб

77.

Проверка деления умножением

Практ.раб

78.

Приёмы деления для случаев вида: 87:29, 66:22.

Практ.раб

79.

Проверка умножения с помощью деления

Практ.раб

80.

Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления.

Теор.+практ.раб

Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

Выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не..., то...», «если не..., то не...»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям.

81.

Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. «Странички для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера

 

Теор.+практ.раб

82.

Что узнали. Чему научились

Практ.раб.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими

83.

Деление с остатком.

Теор.+практ.раб

Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку.

        

84

Деление с остатком.

Практ.р.

85.

Приёмы нахождения частного и остатка.

Теор.+практ.раб

86

Приёмы нахождения частного и остатка.

Теор.+практ.раб

87

Закрепление по теме: «Приёмы нахождения частного и остатка»

Теор.+практ.раб

88

Деление меньшего числа на большее

89.

Проверка деления с остатком.

Практ.раб

90.

Что узнали. Чему научились

Практ.раб 

Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами..

91.

Проект «Задачи-расчеты»

проект

Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы.

92.

Проверочная работа  «Проверим себя и оценим свои достижения». «Странички для любознательных» - задачи расчёты.

Самост.раб.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

Числа от 1 до 1000.  Нумерация (12ч)

93.

Устная нумерация чисел от 1 до 1000

Теор.+практ.раб

Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения.

Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых.

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию.

Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел.

Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков.

Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий

94.

Письменная нумерация чисел от 1 до 1000

Теор.+практ.раб

95.

Разряды счётных единиц

Теор.+практ.раб

96.

Натуральная последовательность трёхзначных чисел

Теор.+практ.раб

97.

Увеличение (уменьшение) числа в 10 раз, в 100 раз

Теор.+практ.раб

98.

Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.

Практ.раб.

99.

Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трехзначных чисел

Практ.раб.

100.

Сравнение трёхзначных чисел.

Практ.раб.

101.

Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. «Странички для любознательных»- римская система счисления.

Практ.раб.

102.

Единицы массы: килограмм, грамм

Теор.+прак.раб.

103.

Что узнали. Чему научились. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения». Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»

Самост.раб.

104.

Контрольная работа по теме: «Числа от 1 до 1000»

Контр. раб.

Числа от 1 до 1000.

Сложение и вычитание (11ч.)

105.

Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1000.  

Теор.+прак.раб.

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

106.

Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1000.

Практ.раб.

107.

Закрепление по теме: «Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1000»

Практ.раб.

108.

Разные способы вычислений.  Проверка вычислений

Теор.+прак.раб.

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений.

109

Приёмы письменных вычислений

Теор.+прак.раб.

110.

Алгоритмы письменного  сложения.

Теор.+прак.раб.

111.

Алгоритмы письменного вычитания

Теор.+прак.раб.

112.

Виды треугольников (по соотношению сторон)

Теор.+прак.раб.

Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных — равносторонние) и называть их.

113.

Закрепление пройденного по теме: «Сложение и вычитание в пределах 1000». «Странички для любознательных» - готовимся к олимпиаде

Практ.раб

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища

114.

Что узнали. Чему научились

Практ.раб

115

Что узнали. Чему научились. Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»

Умножение и деление (21ч)

116.

Приёмы устного  умножения и деления.

Теор.+прак.раб.

Использовать различные приёмы для устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. 

117.

Приёмы устного  умножения и деления.

Практ.раб

118.

Приёмы устного  умножения и деления.

Практ.раб

119.

Виды треугольников по видам углов

Практ.раб

Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный остроугольный. Находить их в более сложных фигурах.

120.

Закрепление по теме: «Приемы устных вычислений» «Странички для любознательных» - применение знаний в измененных условиях

Теор.+прак.раб.

Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, 

121.

Приём письменного умножения на однозначное число.

Практ.раб

122.

Приём письменного умножения на однозначное число.

Практ.раб

123.

Приём письменного деления на однозначное число.

Теор.+прак.раб.

124.

Закрепление изученного по теме: «Приём письменного деления на однозначное число»

Практ.раб

125.

Приём письменного деления на однозначное число.

Практ.раб

126.

Приём письменного деления на однозначное число

127.

Проверка деления умножением.

Практ.раб

128

Закрепление по теме: «Проверка деления умножением»

129.

Знакомство с калькулятором.

Практ.раб

проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора

130

Итоговая комплексная работа

Контрольная работа

Итоговое повторение (6ч)

131.

Что узнали. Чему научились

Практ.раб

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища

Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

132.

Повторение. Нумерация чисел от 1 до 1000.

Сложение и вычитание.

Практ.раб

133

Итоговая контрольная работа

Контрольная работа

134.

Повторение. Умножение и деление.  

Порядок выполнения действий

Практ.раб

135.

Повторение.  Решение задач. Геометрические фигуры и величины

Практ.раб.

136.

Повторение.  Решение задач.  

Практ.раб

Проверочная работа – 4

Контрольная работа – 4

Проект – 2

Итоговая комплексная работа -1                                         

Количество часов для проведения проектов: 2 часа

 урока

Тема проекта

№ 34

Математические сказки

№ 91

Задачи – расчёты

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы

 Учебно-методическая литература для педагога:

  • М.И.Моро.  Математика: учебник для 3 класса: в 2 частях - М.: Просвещение,2013
  • М.И Моро. Тетрадь по математике для 3  класса: в 2 частях  - М.: Просвещение, 2013  
  • С.И. Волкова. Математика Проверочные работы: 3  класс - М.: Просвещение,2013
  • С.И. Волкова. Математика. Устные упражнения. 3 класс: - М.: Просвещение, 2014
  • Математика. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций/ [ С.И.Волкова, С.В.Степанова, М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова]. – М.: Прсвещение, 2014
  • О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по математике: 3 класс. – М.: ВАКО, 2012
  • Математика Электронное приложение к учебнику М.И. Моро «Математика» (CD)
  •  М.И.Моро, С.И. Волкова. Математика Рабочие программы 1-4 - М.: Просвещение, 2011
  • Образовательная программа «Школа России». Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.http://prosv.ru. Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования. http://prosv.ru
  • УМК «Школа России» и новый стандарт. http://prosv.ru

 

Библиографический список  для учащихся

  • Математика. Учебник. 3 класс: В 2 ч. -Моро М.И., М.А.Бантова,  Г.В.Бельтюкова  и др.– М.: Просвещение, 2012.,учеб.для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе.
  • Математика. Проверочные работы. 3 класс. Волкова С.И – М.: Просвещение, 2013.

Электронные ресурсы

Технические средства

  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Сканер
  • Принтер лазерный
  • Ксерокс

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Линейка классная 1 м. деревянная  
  • Транспортир классный пластмассовый  
  • Угольник классный пластмассовый (45 и 45 градусов)  
  • Циркуль классный пластмассовый  
  • Модель циферблата часов
  • Модели объемных фигур

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания

Особенности организации контроля по  математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

  За такую работу выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета;

"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов;

"2" - 5 и более ошибок.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся выбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Ученику выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 -2 ошибки;

"3" - 3 -4 ошибки.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.).  

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 ошибка или 1 -3 недочета, при этом ошибок не должно быть в задаче;

"3" - 2-3 ошибки или 3 -4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным;

"2" - 5 и более ошибок.

                                                                  Классификация ошибок и недочетов, влияющих не снижение оценки

Ошибки:

· незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

· неправильный выбор действий, операций;

· неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;

· пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

· несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

· несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

· неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); 0 ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

· неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

· наличие записи действий;

· отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

                                                                                                Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

· неправильный ответ на поставленный вопрос;

· неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

· при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения,

Недочеты:

· неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

· неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

· медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;

· неправильное произношение математических терминов.

                                                                  Характеристика цифровой оценки (отметки)

"5" ("отлично") — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» ("плохо") — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:

в работе имеется не менее двух неаккуратных исправлений;

работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит белее объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «Чего достиг ученик в усвоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?».

                                                               Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной опенки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик .учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»).

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России"

Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.),  по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)

Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...

Рабочая программа для 1 класса Школа России" ФГОС

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся, Содержит все нормативные документы, Раб...

рабочая программа для 4 класса "Школа России "

Рабочая проограмма для 4 класса УМК "Школа России" разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственног...