Решение составных задач.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов Терентьева Н.В. Урок математики «Решение составных задач»
Урок математики
в 3-ем классе.
Тема «Решение составных задач».
Учитель начальных классов Терентьева Н.В.
Цели урока.
- Учить детей решать составные задачи.
- Совершенствовать вычислительные навыки, закреплять знания таблицы умножения.
- Развивать мышление, умение рассуждать.
Ход урока.
- Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Дорогие ребята. Сегодня у нас в гостях учителя из разных школ города. Я надеюсь, что им в нашей школе понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время.
Начинаем урок математики.
Открыли рабочие тетради. Записываем дату и вид работы.
29 ноября.
Классная работа.
- Чему мы учились на прошлом уроке математики?
(Познакомились с таблицей умножения и деления с числом 8.)
Сегодня урок посвятим решению задач.
Решая задачи, о многом можно узнать.
Задачи учат нас рассуждать,
Анализировать, наблюдать, вычислять.
Важно уметь задачи решать.
Быстро складывать, вычитать, делить и умножать.
- Помогать нам на уроке будут сказочные герои, к которым мы отправимся вот на этом ковре-самолёте.
(Учитель прикрепляет к доске ковёр-самолёт.)
- Но сначала я хочу проверить ваше внимание. Послушайте задачу.
На одной тарелке 3 груши, а на другой в 3 раза больше. Сколько яблок на другой тарелке? (0, т. к. на тарелке лежали груши.)
- Устный счёт.
Чтобы спорилась работа
Начнём с гимнастики ума –
Устного счёта.
- Наш ковёр-самолёт пролетает над лесом. (У доски появляется изображение леса и сказочных героев.)
- Посмотрите, кто это идёт по тропинке? (Винни-Пух и Пятачок.)
- А как вы думаете, к кому в гости они идут? (Прикрепляю Кролика.)
- Кролик приготовил задания. Если вы выполните все задания, он угостит своих друзей сладким пирогом.
- Первое задание вы выполняли дома. Это головоломка на стр. 56.
Открываю запись на доске 12= * *
12= *
24= * * *
24= * *
- Какое число прячется под треугольником? (2)
- Какое число прячется под квадратом? (4)
- Какое число прячется под кругом? (3)
- Проверяем. 12=3*2*2
12=3*4
24=2*2*2*3
24=2*3*4
- Молодцы.
2. Игра «Найди друзей».
На доске записаны числа: 80 8 16 64 56 72 32.
- Найдите множители для этих значений произведений.
80=8*10 56=7*8
8=8*1; 2*4 72=8*9
16=4*4; 8*2 32=8*4
64=8*8
3. Приготовили веер. Проводим блицтурнир по решению простых задач.
а) Коля подтянулся 16 раз, а Саша в 2 раза меньше. Сколько раз подтянулся Саша? 16:2=8(р.)
б) Вася подтянулся 16 раз, а Миша на 2 раза больше. Сколько раз подтянулся Миша? 16-2=14(р.)
в) Аня идёт до школы 20 минут, а Вера добегает за 5 минут. На сколько минут дольше идёт до школы Аня? 20-5=15(мин.)
г) Аня идёт до школы 20 минут, а Вера добегает за 5 минут. Во сколько раз быстрее добегает до школы Вера, чем Аня? 20:5=4(р.)
- И последнее задание.
Сторона прямоугольника 2 см, а другая в 3 раза длиннее.
а) Найдите другую сторону прямоугольника. 2*3=6(см)
б) Найдите площадь этого прямоугольника. 2*6=12(см2)
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями кролика. Теперь он угостит Винни-Пуха и Пятачка пирогом, и наши герои будут пить с ним чай.
III. Работа над новой темой.
- Наш ковёр-самолёт пролетает над красивым домиком, в котором живёт Мальвина. По лужайке идёт мальчик и горько плачет.
(Учитель выставляет рисунок из сказки.)
- Ребята, как зовут этого мальчика? (Буратино.)
- Из какой он сказки? (Из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».)
- Сейчас мы узнаем, почему он плачет. Оказывается, Буратино не может решить задачи, которые ему задала Мальвина. Давайте поможем Буратино.
Откройте учебник на стр. 57. Будем решать задачи №4.
1. №4 (1).
- Прочитайте первую задачу. (Один ученик читает.)
- Как удобно записать задачу кратко? (В таблицу.)
- Какие слова возьмём для таблицы? (Цена, количество, стоимость.)
Учитель открывает таблицу, заранее записанную на доске.
Цена. | Количество. | Стоимость. |
- Прежде чем заполнять таблицу, давайте вспомним, как находить цену? (Надо стоимость разделить на количество.)
- Как найти количество? (Надо стоимость разделить на цену.)
- Как найти стоимость? (Надо цену умножить на количество.)
- Что такое 8 наборов? (Количество.) Куда запишем? (Во второй столбик.)
- Что такое 80 рублей? (Стоимость.) Куда запишем? (В третий столбик.)
- Что сказано о цене? (Не знаем, но одинаковая у всех наборов.)
- Что надо узнать в задаче? (Сколько стоят 5 таких наборов?)
- Что надо найти? (Стоимость.)
- Сколько наборов? (5)
- Какая цена? (Одинаковая.)
- Составим план решения задачи.
Цена. | Количество. | Стоимость. |
? Одина- 1) (:) | 8 наб. | 80 р. |
? ковая. | 5 наб. | ? р. 2) (*) |
Один ученик записывает решение на доске, остальные в тетради.
1)80:8=10(р.) – цена набора.
2)10*5=50(р.)
80:8*5=50(р.)
Ответ:50 рублей стоят 5 таких наборов.
2. №4 (2).
- Прочитайте вторую задачу. Таблицу составим вместе, а решать будете самостоятельно. (Таблица заранее записана на доске.)
Цена. | Количество. | Стоимость. |
? Одина- 1) (:) | 8 наб. | 80 р. |
? ковая. | ? 2) (:) | 60 р. |
- Форму записи решения выберите сами.
Один ученик работает у доски.
1)80:8=10(р.) – цена набора.
2)60:10=6(наб.)
60:(80:8)=6(наб.)
- Проверка решения. Сравнение задач.
- Чем отличаются задачи? (Вопросами.)
- Что в задачах одинаковое? (Условие.)
- А в решении? (Первое действие.)
- Чем отличаются решения? (Вторым действием: в первой задаче находим стоимость, а во второй количество.)
- Молодцы! Вы хорошо объяснили Буратино, как решать эти задачи.
IV. Физкультминутка.
- А сейчас отдохнём. Тихо встали и представили, что вы стойкие оловянные солдатики Х.К.Андерсена.
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри, не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Ногу правую к груди,
Да смотри, не упади.
V. Работа над пройденным материалом.
- Наш ковёр-самолёт летит над синим морем. «А у самого синего моря жил старик со своею старухой».
- Как называется эта сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке»
- Кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин.)
- Вот мы в гостях у Золотой рыбки. Но она приплыла к нам не одна, а со своими подружками и хочет проверить ваше знание таблицы умножения. Рыбки не обычные. На них записаны индивидуальные задания для каждого ученика.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Те, кто справился с работой быстро, получают дополнительное задание (№5, стр.57).
VI. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Чему же мы учились на уроке? (Решать задачи.)
- Что повторяли?
- Что было трудным на уроке?
- Довольны своими знаниями? Почему?
VII. Домашнее задание.
С. 57 №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. Решение составных задач.
Тема: Решение составных задач. Задача урока: формировать умение решать составные задачи; развивать способность моделирования через перевод текста задачи в схему....
Памятка по решению составных задач ( 2 класс ).
Памятка по решению составных задач ( 2 класс )....
Конспект урока по математике на тему "Решение составных задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"
Конспект разработан по программе УМК "Гармония"...
Разработка урока по математике по теме "Решение составных задач"
Проблемный урок по математике по теме "Решение составных задач"...
Урок математики в 1 классе "Решение составных задач"
Уважаемые коллеги, прадлагаю вам конспект урока математики в 1 классе в соответствии с ФГОС. К уроку прилагается презентация, физминутка, задание для работы на компьютере в программе ПервоЛого и раскр...
Урок математики во 2-ом классе "Решение составных задач с планом и решением" УМК "Школа России" (не по ФГОС)
Урок-игра посвящён Дню защитника Отечества...