Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс для ОВЗ
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) на тему

Меликова Лилия Ильясовна

1.1.            Цели и задачи курса

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной программы по математике Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. ФГОСОС «Школа 2100».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Математика» изучается во 2 классе 2 часа в неделю всего 68 часов.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования, и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

 

Цели обучения математики обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

 

Основная цель обучения математики состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

 

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

-  обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

-   обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

-  сформировать умение учиться;

-  сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

-  сформировать устойчивый интерес к математике;

-  выявить и развить математические и творческие способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общая характеристика учебного предмета

 

         Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности , готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

         Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.

         В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

         Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.

         Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).

         Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.

         Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности, и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

         Деятельностный подход – основной способ получения знаний

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.

         Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

         Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.

         В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности, и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

         Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении и обладали правом выбора уровня решаемых математических задач.

         В предлагаемом курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель. Именно по этой причине авторы не разделили материалы учебника на основной и дополнительный – это делают дети под руководством учителя на уроке. Учитель при этом ориентируется на требования стандартов российского образования как основы изучаемого материала.

         Мы пользуемся общим для учебников Образовательной системы «Школа 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.

         Контроль за усвоением знаний

         Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.

         Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

         Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для контрольных работ (2–4 кл.). Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).

         Положительные оценки и отметки за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий.

 

 

 

 

 

 

 

3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания  предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с  историческим  и  филологическим содержанием  параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и  совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. 

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл indiv.temat_.plan_.matematika.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»

«Согласовано»

Руководитель МО начальных классов

Рассмотрено

На заседании педагогического совета МОУ СОШ №ь40

Протокол № _________

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 40

Начальное общее образование

Программа 2 класса

По математике для детей с ОВЗ

Программа составлена

учителем начальных классов

МОУ СОШ № 40

Меликова Л.И.

Тверь 2014

МАТЕМАТИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Статус документа.

        Программа по математике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

2.Страктура документа.

        Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно – тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс, перечень учебно- методического обеспечения.

3. Общая характеристика учебного предмета.

        Программа предусматривает изучение четырех арифметических действий, овладение алгоритмами устных и письменных вычислений, дети учатся вычислять значения числовых выражений, решать числовые задачи. Программа формирует пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически , что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

        Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Программа определяет так же необходимый минимум практических работ.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.

        В программе по математике, представлены две содержательные линии: «Числа операции над ними», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учетом специфики математики как учебного предмета. В первом разделе выделены темы «Числа и оперрации над ними», «Величины и их измерения», «Переменная»; во втором «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры. Составление и деление геометрических фигур».

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.

        В результате обучения реализуются следующие цели:

  • развитие образного и логического мышления, воображения, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представление о математике;
  • воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Содержание

1.

Нумерация. Числа от 1 до 20

2.

Нумерация. Числа от 1 до 100.

3.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

4.

Величины.

5.

Умножение и деление чисел.

6.

Итоговое повторение

Всего: 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

«Нумерация. Числа от 1 до 20» ( 6 часов). Нумерация; Счет предметов; Разряды; Числовые выражения; Сложение и вычитание; Переменная;

        «Нумерация. Числа от 1 до 100» (8 часов). Нумерация; Разряды; Числовые выражения; Сложение и вычитание чисел в пределах 100; Сложение нескольких слагаемых; Сравнение чисел; Четные и не четные числа.

        «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» (12 часов). Письменные приемы сложения и вычитания; Решение уравнений; Решение задач; Сложение и вычитание величин; Решение задач на увеличение (уменьшение) числа.

        «Величины» (8 часов). Единицы длины; Метр; Единицы площади; Единицы массы; Единицы времени; Цена, количество, стоимость.

        «Умножение и деление чисел» ( 30 часов). Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых; Представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых; Операция умножения; Переместительное свойство умножения; Операция деления; Взаимосвязь операций деления и умножения; Таблица умножения и деления однозначных чисел; Частные случаи умножения и деления с 0 и 1; Невозможность деления на 0; Понятия «увеличить в…», «уменьшить в …»; Умножение и деление на 10.

        «Итоговое повторение» ( 4 часа).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ

  1. Нумерация. Счет предметов. Разряды.
  2. Действие сложения и вычитания.
  3. Сложение и вычитание чисел.
  4. Сложение и вычитание чисел.
  5. Высказывания.
  6. Выражение с переменной.
  7. Административная входная контрольная работа.
  8. Уравнения.
  9. Уравнения.
  10. Порядок действий в выражениях.
  11. Сочетательное свойство сложения.
  12. Контрольная работа №1
  13. Группировка слагаемых.
  14. Вычитание суммы из числа.
  15. Переместительное и сочетательное свойство сложения.
  16. Плоские и объемные фигуры.
  17. Плоскость.
  18. Контрольная работа № 2
  19. Обозначение геометрических фигур.
  20. Острые и тупые углы.
  21. Числа от 20 до 100.
  22. Числа от 1 до 100.
  23. Метр.
  24. Контрольная работа №3
  25. Сложение и вычитание двухзначных чисел.
  26. Сложение и вычитание двухзначных чисел в столбик.
  27. Контрольная работа №4
  28. Сложение и вычитание чисел.
  29. Периметр.
  30. Сложение и вычитание двухзначных чисел в столбик.
  31. Контрольная работа за II четверть.
  32. Решение задач.
  33. Площадь фигур.
  34. Единицы площади.
  35. Сложение и вычитание чисел.
  36. Умножение.
  37. Множитель и произведение.
  38. Переместительное свойство умножения.
  39. Умножение с нулем и единицей.
  40. Умножение числа на 2.
  41. Деление.
  42. Умножение и деление чисел.
  43. Четные и нечетные числа.
  44. Таблица умножения на 3.
  45. Порядок действий в выражении.
  46. Контрольная работа № 5
  47. Таблица умножения на 4.
  48. Площадь прямоугольника.
  49. Таблица умножения на 5.
  50. Периметр квадрата и прямоугольника.
  51. Умножение и деление чисел.
  52. Деление с нулем и единицей.
  53. Цена, количество, стоимость.
  54. Таблица умножения и деления на 6.
  55. Таблица умножения и деления на 7.
  56. Контрольная работа №6.
  57. Время. Единица времени час.
  58. Решение задач.
  59. Таблица умножения и деления на 8 и 9.
  60.  Уменьшить в … Увеличить в …
  61.  Во сколько раз меньше? Во сколько раз больше?
  62.  Умножение и деление на 10.
  63.  Арифметические действия над числами.
  64.  Алгоритм. Блок- схема.
  65.  Повторение. Числа от 1 до 100.
  66.  Повторение. Величины и геометрические фигуры.
  67.  Административная итоговая контрольная работа за 2014/2015 учебный год.
  68.  Повторение. Решение задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

Знать:

  • названия и последовательность чисел в натуральном ряду;
  • название и обозначение арифметических действий, название компонентов и результата каждого действия;
  • связь между компонентами и результатом каждого действия;
  • правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
  • таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления;
  • единицы названных величин;
  • связи между такими величинами;
  • виды углов;

Уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
  • записывать результат сравнения, используя знаки «больше», «меньше», «равно»;
  • представлять любое двухзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • находить длину отрезка, ломаной, периметр прямоугольника;
  • узнавать время по часам;
  • выполнять арифметические действия с величинами;
  • применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами;
  • строить заданный отрезок.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Название

программы

Учебник (автор, год, издание…)

Методические

пособия

Дидактическиематериалы

ФГОС «Школа 2100». Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких. Математика: Программа. Москва: Баласс, 2013.

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2 класса в 3-х частях. – Москва: Баласс, 2013

Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких. Математика: Методические рекомендации для учителя. Москва: Баласс, 2013.

Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких. «Рабочая тетрадь», «Самостоятельные и контрольные работы». Москва: Баласс, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....