Рабочая программа по математике 3 класс "Школа России"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Акиняева Ольга Ивановна

В учебном материале предоставлена рабочая программа по математике 3 класс "Школа России", составленная в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx61.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовое обеспечение преподавания учебного предмета математика

Изучение математики осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный уровень:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от.07.05.2013);
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного  плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
  • Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»

ЦЕЛИ

  • Развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • Воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Начальный курс математики - курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Последнее может быть достигнуто лишь при условии реализации в практике соответствующей целенаправленной методики.

Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете. Это позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью. Приобретаемые знания дети могут использовать при решении разнообразных задач, возникающих в их игровой и учебной деятельности, а также в быту.

Важнейшей особенностью начального курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач.

При обучении математике важно научить детей самостоятельно находить пути решения предлагаемых программой задач, применять простейшие общие подходы к их решению.

Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Это точка, линии (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольники различных видов и их элементы (углы, вершины, стороны), круг, окружность и др.

При формировании представлений о фигурах большое значение придается выполнению практических упражнений, связанных с построением, вычерчиванием фигур, с рассмотрением некоторых свойств изучаемых фигур (например, свойства противоположных сторон прямоугольника, диагоналей прямоугольника, в частности квадрата); упражнений, направленных на развитие геометрической зоркости (умения распознавать геометрические фигуры на сложном чертеже, составлять заданные геометрические фигуры из частей и др.).

Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, природоведение, трудовое обучение).

Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой - уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.

На первых порах обучения важное значение имеет игровая деятельность детей на уроках математики. Дидактические игры и игровые упражнения учитель подбирает по своему усмотрению с учетом реальных условий работы с классом.

В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу каждого года обучения, а для выпускного класса начальной школы - уровень требований, необходимых для преемственной связи с курсом математики в среднем звене школы.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА

Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.

Математическое знание – это особый способ коммуникации: наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности; участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний; использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным, цивилизованным опытом.

Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.

Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 540 часов для обязательного изучения математики на ступени начального образования, из них в 3 классе  136 учебных часа из расчета 4 учебных часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания  чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами.

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃ х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).

Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.

Доли

Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление

Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.

Числа от 1 до 1000. Нумерация

Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.

Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания.  Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.

Итоговое повторение

Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.


Учебно – тематический план

Название тем

Кол – во часов

1

Сложение и вычитание. Повторение

8

2

Табличное умножение и деление

28

3

Числа от 1 – 100. Табличное умножение и деление

28

4

Внетабличное умножение и деление

27

5

Числа от 1 до 1000.Нумерация

13

6

Сложение и вычитание

10

7

Умножение и деление

12

8

Итоговое повторение

10

Итого

136ч.

Календарно – тематическое планирование (4 ч в неделю)

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Сложение и вычитание. Повторение (8ч.)

1.

Повторение нумерации чисел. Сложение и вычитание

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

 

Обозначать геометрические фигуры буквами.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

2.

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток

3.

Выражения с переменной

4.

Выражения с переменной. Решение уравнений

5

Обозначение геометрических фигур буквами

6.

Закрепление пройденного. Решение задач

7.

«Страничка для любознательных»

8

Контрольная работа№1 по теме «Сложение и вычитание. Повторение» 

Табличное умножение и деление (28ч.)

1

Работа над ошибками.

Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

 Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.

Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях).

Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.

Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.

Решать задачи арифметическими способами.

Объяснять выбор действий для решения.

Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.

Составлять план решения задачи.

 Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.

Пояснять ход решения задачи.

Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении ее условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в ее решении.

Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении.

 Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

2

Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления на 3

3

Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость

4

Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость

5

Порядок выполнения действий

6

Порядок выполнения действий

7

Закрепление. Решение задач.

8

«Странички для любознательных»

9

Повторение. «Что узнали. Чему научились»

10

Таблица умножения на 4

11

Умножение четырёх,  на 4 и соответствующие случаи деления

12

Задачи на увеличение числа в несколько раз

13

Задачи на увеличение числа в несколько раз

14

Задачи на увеличение числа в несколько раз

15

Контрольная работа№2 по теме: «Порядок выполнения действий. Решение задач»

16

Работа над ошибками. Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления

17

Задачи на кратное сравнение

18

Задачи на кратное сравнение

19

Задачи на кратное сравнение

20

Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления

21

Решение задач

22

Задачи на нахождение четвертого пропорционального

23

Решение задач

24

Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления

25

«Странички для любознательных»

26

Проект «Математическая сказка»

27

Повторение. «Что узнали. Чему научились»

28

Контрольная работа №3 по теме «Умножение и деление. Решение задач»

        Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (28ч.)

1

Работа над ошибками.

Площадь. Единицы площади

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действия.

Анализировать свои действия и управлять ими.

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.

Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Выполнять задания творческого и поискового характера.

Работать в паре.

Составлять план успешной игры.

Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов.

Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов.

 Собирать и классифицировать информацию.

Работать в паре

 Оценивать ход и результат работы

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующих случаев деления.

Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивать геометрические фигуры по площади.

Вычислять площадь прямоугольника разными способами.

Умножать числа на 1 и на 0

 Выполнять деление 0 и на число, не равное 0.

 Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.

 Чертить окружность (круг) с использованием циркуля.

Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.

Находить долю величины и величину по ее доле.

Сравнивать разные доли одной и той же величины.

Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять задания творческого и поискового характера.

Дополнять задачи – расчеты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию.

Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Анализировать свои действия и управлять ими.    

2

Квадратный сантиметр

3

Площадь прямоугольника

4

Умножение 8, на 8 и соответствующие случаи деления

5

Решение задач

6

Решение задач

7

Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления

8

Квадратный дециметр

9

Умножение восьми и девяти и на 8, 9 и соответствующие случаи деления

10

Решение задач

11

Квадратный метр

12

Таблица умножения. Закрепление пройденного

13

«Странички для любознательных»

14

Решение задач. Закрепление пройденного

15

Умножение на 1

16

Умножение на 0

17

Случаи деления вида:  а: а,  а:1 при а ≠ 0

18

Деление 0 на число

19

«Странички для любознательных». Решение задач

20

Контрольная работа №4 по теме «Табличное умножение и деление»

21

Работа над ошибками. Доли. Образование и сравнение долей

22

Круг. Окружность

23

Диаметр окружности (круга)

24

Решение задач

25

Единицы времени: год, месяц, сутки

26

Единицы времени

27

Контрольная работа №5 «Таблица умножения и деления. Решение задач»

28

Работа над ошибками. «Странички для любознательных»

Внетабличное умножение и деление (27ч)

1

Умножение и деление круглых чисел

Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.

Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.

Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножения и деления.

Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результат.

Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

Разъяснять текстовые задачи арифметическим способом.

Выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотношения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не…, то», «если не…, то не..»

Выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям.

Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами.

Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их.

Составлять план решения задачи.

Работать в парах, анализировать и  оценивать результат работы.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

 Анализировать свои действия и управлять ими.

2

Случаи  деления вида 80:20

3

Умножение суммы на число

4

Умножение двузначного числа на однозначное

5

Умножение двузначного числа на однозначное

6

Умножение двузначного числа на однозначное

7

Решение задач

8

Выражение с двумя переменными

9

Деление суммы на число

10

Деление суммы на число

11

Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2

12

Связь между числами при делении

13

Проверка деления

14

Приёмы деления для случаев вида 87:29 ,66:22

15

Проверка умножения делением

16

Решение уравнений

17

Закрепление пройденного

18

«Странички для любознательных»

Наш проект "Задачи - расчёты"

19

Контрольная работа №6 по теме «Внетабличное умножение и деление»

20

Работа над ошибками. Деление с остатком

21

Деление с остатком

22

Деление с остатком методом подбора

23

Задачи на деление с остатком

24

Случаи деления, когда делитель больше остатка

25

Повторение пройденного

26

Повторение пройденного

27

Проверочная работа (тест)

Числа от 1 до 1000.Нумерация (13 ч)

1

Устная нумерация в пределах 1000

Читать и записывать трехзначные числа.

Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения.

Заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа.

 Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию.

Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их.

Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел.

Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.    

2

Устная нумерация в пределах 1000

3

Разряды счётных единиц

4

Письменная нумерация в пределах 1000

5

Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз

6

Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых

7

Письменная нумерация в пределах 1000.Приёмы устных вычислений

8

Контрольная работа №7 по теме: Решение задач и уравнений. Деление с остатком

9

Работа над ошибками. Сравнение трёхзначных чисел

 11

Единицы массы

11

«Странички для любознательных»

12

Повторение

13

Проверочная работа (тест)

Сложение и вычитание (10 ч)

1

Приемы устных вычислений

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Применять алгоритм письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.

Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях

Использовать различные приемы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – разносторонние) и называть их.

 Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Работать в паре.

Находить и исправлять неверные высказывания.

 Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника.

2

Приемы устных вычислений вида: 450 +30,  620 – 200

3

Приемы устных вычислений вида: 470 +80,  650 – 90

4

Приемы устных вычислений вида:260 +310,  670 – 140

5

Приемы письменных вычислений

6

Письменное сложение трёхзначных чисел

7

Приёмы письменного вычитания в пределах 1000.

8

Виды треугольников

9

Повторение. Решение задач. «Странички для любознательных»

10

Контрольная работа №8 по теме: «Приёмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел»

Умножение и деление (12 ч)

1

Работа над ошибками. Приемы устных вычислений вида: 180 ∙ 4, 900:3

Использовать различные приемы для устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.

Находить их в более сложных фигурах.

Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора.

2

Приемы устных вычислений вида 240 ∙ 40,    203∙ 4, 960:3

3

Приемы устных вычислений вида

100 : 50,    800 : 400

4

Виды треугольников

5

Приемы устных вычислений в пределах 1000

6

Приёмы письменного умножения в пределах 1000

7

Приёмы письменного умножения в пределах 1000

8

Приёмы письменного умножения в пределах 1000

9

Повторение. Приёмы письменного умножения в пределах 1000

10

Приёмы письменного деления на однозначное число

11

Знакомство с калькулятором

12

Контрольная работа №9 «Приёмы письменного умножения и деления в пределах 1000»

Итоговое повторение (10)

1

Работа над ошибками.

Нумерация. Сложение и вычитание. Геометрические фигуры и величины

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

 Обозначать геометрические фигуры буквами.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

2

Умножение и деление. Задачи.

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 – 9.

Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.

3

Контрольная работа №10. Итоговое повторение

Оценить результаты освоения тем за 3 класс

4

Работа над ошибками. Геометрические фигуры и величины

Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.

5

Порядок выполнения действий

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

6

Деление с остатком

Выполнять деление с остатком, делать вывод, что при делении остаток всегда меньше делителя.

7

Приёмы письменного умножения и деления

Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Составлять план работы, анализировать, оценивать результаты освоения темы, умение решать задачи.

Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки

8

Приёмы письменного умножения и деления

9

Приёмы письменного умножения и деления

10

Приёмы письменного умножения и деления


Образовательный минимум по математике в 3 -х классах

Авт. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.

 Математика 3 кл. в 2-х частях

I триместр

Название темы

Кол-во часов

Теоретический и  практический материал

1

Сложение и вычитание. Повторение

8

  • Выполнять сложение и вычитание в пределах 100.
  • Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание.
  • Находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев.
  • Называть компоненты и результаты сложения и вычитания.
  • Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого на основе знаний о

взаимосвязи чисел при сложении и при вычитании.

  • Находить значения  числовых выражений в 2 действия,  содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них).
  • Обозначать геометрические фигуры  буквами.
  • Измерять стороны треугольника
  • Чертить отрезки заданной длины, делить их на части.

2

Табличное умножение и деление

28

  • Называть компоненты и  результаты умножения и  деления.
  • Решать примеры и текстовые задачи в одно или два действия.
  • Определять чётные и нечётные числа, используя признак делимости на 2.
  • Совершенствовать вычислительные навыки, используя знания таблицы умножения и деления на 3
  • Анализировать текстовую задачу с  терминами «цена», «количество», «стоимость», выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.
  • Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
  • Вычислять значения числовых выражений в 2-3 действия со скобками и без скобок.
  • Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.
  • Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.
  • Воспроизводить по памяти таблицу  умножения и соответствующие случаи деления с числом 4.
  • Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного.
  • Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.
  • Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения.
  • Составлять план решения задачи.
  • Действовать по предложенному или  самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи,
  • Обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении.
  • Воспроизводить по памяти таблицу  умножения и соответствующие случаи деления с числом 6.
  • Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями.
  • Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 7.
  • Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями.
  • Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

3

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление

12

  • Сравнивать геометрические фигуры  по площади «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием подсчёта квадратов.
  • Измерять площади фигур в квадратных сантиметрах. Решать составные задачи, совершенствовать вычислительные навыки.
  • Выводить правило вычисления площади прямоугольника.
  • Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 8.
  • Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями.
  • Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.
  • Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 9.
  • Измерять площади фигур в квадратных дециметрах. Находить площадь прямоугольника и квадрата.
  • Измерять площади фигур в квадратных метрах.

II триместр

Название темы

Кол-во часов

Теоретический и  практический материал

1

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление

16

  • Умножать любое число на 1
  • Умножать на 0
  • Делить число на то же число и на 1
  • Выполнять деление нуля на число, не равное 0.
  • Образовывать, называть и записывать доли. Находить долю величины.
  • Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации
  • Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.
  • Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Рассматривать единицы времени: год, месяц, неделя.
  • Рассматривать единицу времени: сутки, закреплять представления о временной последовательности событий.
  • Совершенствовать умение решать задачи.
  • Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

2

Внетабличное умножение и деление

24

  • Знакомиться с приёмами умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулём.
  • Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.
  • Знакомиться с различными способами умножения суммы двух слагаемых на какое-либо число.
  • Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения.
  • Использовать правила умножения двузначного числа на однозначное и однозначного на двузначное.
  • Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения.
  • Решать задачи на приведение к единице пропорционального.
  • Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения
  • Делить различными способами на число сумму, каждое слагаемое которой делится на это число. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении деления.
  • Делить двузначное число на двузначное способом подбора.
  • Учиться проверять умножение делением. Чертить отрезки заданной длины и сравнивать их.
  • Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.
  • Выполнять деление с остатком, делать вывод, что при делении остаток всегда меньше делителя.
  • Решать задачи на деление с остатком, опираясь на знание табличного умножения и деления.
  • Выполнять деление с остатком и его проверку.
  • Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
  • Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

3

Числа от 1 до 1000.Нумерация

4

  • Записывать и читать трёхзначные числа. Знакомиться с новой единицей измерения - 1 000. Образовывать числа из сотен, десятков, единиц; называть эти числа.
  • Называть десятичный состав трёхзначных чисел.
  • Увеличивать и уменьшать натуральные числа в 10 раз, в 100 раз. Решать задачи на кратное и разностное сравнение.

III триместр

Название темы

Кол-во часов

Теоретический и  практический материал

1

Числа от 1 до 1000.Нумерация

8

  • Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Совершенствовать вычислительные навыки
  • Рассматривать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании

разрядных слагаемых.

  • Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать, соотносить единицы измерения длины.
  • Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их.
  • Читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами
  • Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

2

Сложение и вычитание

10

  • Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями.
  • Применять алгоритм письменного сложения чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000
  • Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных - равносторонние) и называть их.
  • Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

3

Умножение и деление

16

  • Выполнять устно деление и умножение трёхзначных чисел на основе умножения суммы на число и деления суммы на число. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи
  • Умножать письменно в пределах 1000 без перехода через разряд трёхзначного числа на однозначное число.
  • Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное.
  • Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.
  • Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное.
  • Делить трёхзначные числа и соответственно проверять деление умножением.
  • Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора.  
  • Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

4

Итоговое повторение

10

  • Решать задачи различных видов; работать с геометрическим материалом.
  • Записывать и решать задачи изученных видов.
  • Выполнять письменное деление и умножение многозначного числа на однозначное по алгоритму.
  • Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
  • Оценить результаты освоения тем за 3 класс, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Итого за год

136ч.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные.

Репродуктивные, проблемно-поисковые.

Самостоятельные, несамостоятельные.

Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

Стимулирование и мотивация интереса к учению.

Стимулирование долга и ответственности в учении.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Устный контрольный самоконтроль.

Индивидуальный и фронтальный опрос

Индивидуальная работа по карточкам

Работа в паре, в группе (взаимо и самооценка)

Диктанты (математические)

Срезовые работы (тесты)

Комбинированные контрольные работы

Контрольные работы проводятся в форме комбинированных контрольных работ по математике.

СИСТЕМА ПРОВЕРОЧНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ

Сроки проведения контрольных работ

Входной контроль – для  определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам 2 класса ( сентябрь)

Промежуточный – для  определения уровня формирования предметных УУД  по изученным темам (декабрь);

Итоговый  – для  сравнения результатов и определения уровня усвоения стандарта начального общего образования  (апрель – май).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

1.Учебное оборудование:

Технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)

Учебный диск

2. Учебные средства:

1. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. М., «Просвещение», 2012 год.

2. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2. М., «Просвещение», 2012 год.

3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

1. М.И.Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 3 класс.  М.: Просвещение, 2012.

2. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: «Просвещение», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Школа России"

Программа по математике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования для 3 класса. Все материала занесены в матрицу....

рабочая программа по математике "Школа России" 1 класс

Программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

Рабочая программа по математике (школа России ) 3 класс

Рабочая программа по математике 3 класс по программе школа России...

Рабочая программа по математике (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по математике (3 класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по математике.Школа России.4 класс.Автор:Моро.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по математике (Школа России) 3 кл

Программа составлена по триместрам...

Рабочая программа по математике "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по математике 1 ласс по программе "Школа России" по ФГОС....