Внеклассное занятие "Умножение девяти"
методическая разработка по математике (3 класс) на тему
На занятии рассматриваются различные способы умножения девяти на однозначные числа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_po_matematike.docx | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по математике «Умножение девяти»
Проблема: Умножение девяти легко запомнить и интересно заучить.
Оборудование: запись на доске: «Умножение девяти легко запомнить и интересно заучить», текст, листочки с записью умножения девяти, карточки со словами «- спросить у другого человека; - посмотреть в книгах; - посмотреть по телевидению; - понаблюдать; - провести эксперимент; - получить информацию в интернете; - связаться со специалистом».
Установка: взаимоуважение, взаимопонимание, согласованность – эти качества необходимы для успешного исследования.
Прием: системно – деятельностный подход исследования.
Ход занятия:
1..Актуализация знаний
Девиз: Перед всяким трудным делом следует собраться с мыслями.
- Как человечество получило возможность составить таблицу умножения?
- Что подтолкнуло человека на это открытие?
(на доске) 9+9+9+9+9 =
- (Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.)
Надо вычислить 9 · 6, но забыли. Как быть?
- (Посчитать девятками шесть раз)
Зачем надо прочно знать таблицу умножения?
- (Короткий, быстрый путь вычислений).
2..Подведение к проблеме
Я с утра учу таблицу. Я замучился совсем. Дважды девять – 18, Трижды девять – 27. Семью девять – 40? Мало? Не могу я дать я ответ. А вчера на кухне мама Не давала мне конфет. Мне не купят даже жвачку, Не прошу компот и сок. | Мама с папой дружно вторят: «Знай таблицу назубок!» Не смотрю я передачи, Даже мультики ни-ни! Все учу ее таблицу, Даже в выходные дни! Не катался я на санках, Телевизор не смотрел, Но за то – ура !– таблицу Я, ребята, одолел! |
- Тяжело или легко запомнить было таблицу мальчику? А вам?
Скучно или интересно учить таблицу?
(обсуждение) – единого мнения нет.
- Не знаем ответа ни на один вопрос.
Не провести ли нам исследование?
Проблема: Таблицу девяти легко заучить и интересно запомнить.
Гипотеза: Таблицу девяти трудно (легко) запомнить.
Таблицу девяти скучно (интересно) учить.
3. Составление плана исследования.
Исследователь в поисках ответа на вопрос, может:
(на карточках)
- спросить у другого человека;
- посмотреть в книгах;
- посмотреть по телевидению;
- понаблюдать;
- провести эксперимент;
- получить информацию в интернете;
- связаться со специалистом.
У нас какие возможности? (выбирают карточки)
Мы сможем:
- спросить у другого человека;
- посмотреть в книгах;
- понаблюдать;
- провести эксперимент.
4. Проведение исследования.
Поиск ответа – прочитать в книге.
– Прочитайте историю про Сашу (из книги).
Саша давно уже должен был выучить таблицу умножения девяти, но в последнее время по телевизору показывали столько интересных фильмов!
Настал день проверки. Светлана Викторовна положила перед ребятами листочки с примерами. Мальчик с тоской взглянул на листок: «Ну, всё! Двойка обеспечена. Это столько же примеров нам дали выучить?» чтобы не сбиться, Саша стал вписывать в клеточки цифры. «Целых восемь! Разве можно так мучить детей! Наверняка я ошибся! Начну-ка подсчитывать с конца». И Саша снова стал вписывать цифры в клеточки, но уже снизу. Потом, грустно вздыхая, незадачливый ученик самым первым сдал свой листочек.
А на следующий день … Светлана Викторовна рассказывала о результатах самостоятельной работы. Саша тосковал.
«А больше всех меня порадовал Саша. Он сдал работу и не допустил ни одной ошибки. Ты получил пятёрку!» - произнесла учительница.
«Вот так фокус!» - подумал Саша.
На листах у вас записана таблица умножения девяти, выполните всё так, как это сделал Саша.
Что получилось?
Вывод: легко/трудно? скучно/интересно?
Поиск ответа – проведём наблюдение.
Посмотрите внимательно на запись таблицы умножения девяти.
Найдите сумму цифр в значении каждого произведения.
Чему она равна? (9)
- Если надо умножить 9 · 2
Мы умножаем 10 на 2, получилось 20, а при умножении 9, значение произведения будет меньше, значит, число десятков равняется 1, а сумма цифр - 9, значит, число единиц в произведении 9-1=8, итого, 9 · 2= 18.
Кто подсчитает 9 · 3, этим способом?
Поработайте в парах, проверьте, работает этот прием в других случаях?
9 · 4; 9 · 5; 9 · 6; 9 · 7
Вывод: легко/трудно? скучно/интересно?
Поиск ответа – проведём эксперимент.
Найти значение произведений умножения девяти можно с помощью пальцев рук.
Положите ладошки на стол, растопырив пальцы.
Если ты хочешь умножить 9 на 2, загни второй пальчик (мы считаем слева направо).
Сколько пальчиков слева от загнутого, сколько – справа?
Обсудите, как узнать значение произведения?
(слева – количество десятков, справа – количество единиц в числе произведения).
Продемонстрируйте умножение 9 на 3 с комментированием. (один кто-то)
В парах – остальные случаи.
Вывод: легко/трудно? скучно/интересно?
5. Подведение итогов.
Краткое обобщение. Посчитать 9 · 6 тремя изученными способами.
Вывод: легко/трудно? скучно/интересно?
- Продолжение исследования.
Дома покажите родителям, друзьям изученные способы умножения девяти.
У взрослых или в Интернете узнать информацию о других способах умножения и с другими числами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по математике "Девятая часть числа. Деление и умножение на 9"
Урок математики во 2 классе УМК "Начальная школа ХХ1 века" с использованием ИКТ...
Презентация к урокам математики "Найди девятого"
В материале представлены задания на логическое мышление...
Урок математики в 3 классе "Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления"
Разработка урока математики для 3 класса....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...
Презентация "Найди девятую фигуру"
Дидактическое пособие для развития логического мышления....
Умножение и деление на 9. Девятая часть числа.
Конспект урока по математике по программе "Начальная школа 21века" ...
Конспект урока математики и презентация к уроку во 2 классе. Тема: :" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."
Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" авторы учебника Рудницкая В.Н. и др. Тема урока:" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа." К уроку прилагается ...