Внеклассное занятие "Умножение девяти"
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Прокопенко Любовь Ивановна

На занятии рассматриваются различные способы умножения девяти на однозначные числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_po_matematike.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по математике «Умножение девяти»

Проблема: Умножение девяти легко запомнить и интересно заучить.

Оборудование:  запись на доске:  «Умножение девяти легко запомнить и интересно заучить»,  текст, листочки с записью умножения девяти, карточки со словами «- спросить у другого человека;  - посмотреть в книгах; - посмотреть по телевидению;  - понаблюдать;  - провести эксперимент; - получить информацию в интернете;  - связаться со специалистом».

Установка:  взаимоуважение, взаимопонимание, согласованность – эти качества необходимы для успешного исследования.

Прием:  системно – деятельностный  подход исследования.

Ход занятия:

1..Актуализация знаний

Девиз: Перед всяким трудным делом следует  собраться с мыслями.

- Как человечество получило возможность составить таблицу умножения?

 - Что подтолкнуло человека на это открытие?

   (на доске)       9+9+9+9+9 =

 - (Умножение – это сумма  одинаковых слагаемых.)

Надо вычислить  9 · 6, но забыли.  Как быть?

 - (Посчитать девятками шесть раз)

Зачем надо прочно  знать таблицу умножения?

 - (Короткий, быстрый путь вычислений).

2..Подведение к проблеме

Я с утра учу таблицу.

Я замучился совсем.

Дважды девять – 18,

Трижды девять – 27.

Семью девять – 40? Мало?

Не могу я дать я ответ.

А вчера  на кухне мама

Не давала мне конфет.

Мне не купят даже жвачку,

Не прошу компот и сок.

Мама с папой дружно вторят:

«Знай таблицу назубок!»

Не смотрю я передачи,

Даже мультики ни-ни!

Все учу ее таблицу,

Даже в выходные дни!

Не катался я на санках,

Телевизор не смотрел,

Но за то – ура !– таблицу

Я,  ребята, одолел!

- Тяжело или легко запомнить было таблицу мальчику? А вам?

Скучно или интересно учить таблицу?

(обсуждение) – единого мнения нет.

- Не знаем ответа ни на один вопрос.

Не провести ли нам исследование?

Проблема:  Таблицу девяти легко заучить и интересно запомнить.

Гипотеза: Таблицу девяти трудно (легко) запомнить.

                 Таблицу девяти скучно (интересно) учить.

3. Составление плана исследования.

Исследователь в поисках  ответа на вопрос, может:

(на карточках)

- спросить у другого человека;

- посмотреть в книгах;

- посмотреть по телевидению;

- понаблюдать;

- провести эксперимент;

- получить информацию в интернете;

- связаться со специалистом.

У нас какие возможности? (выбирают карточки)

Мы сможем:

- спросить у другого человека;

- посмотреть в книгах;

- понаблюдать;

- провести эксперимент.

4. Проведение исследования.

Поиск ответа – прочитать в книге.

 – Прочитайте историю про Сашу (из книги).

Саша давно уже должен был выучить таблицу умножения девяти, но в последнее время по телевизору показывали столько интересных фильмов!

        Настал день проверки.  Светлана Викторовна положила перед ребятами листочки с примерами.  Мальчик с тоской взглянул на листок: «Ну, всё!  Двойка обеспечена. Это столько же примеров нам дали выучить?» чтобы не сбиться, Саша стал вписывать в клеточки цифры.  «Целых восемь! Разве можно так мучить детей! Наверняка я ошибся! Начну-ка подсчитывать с конца».  И Саша снова стал вписывать цифры в клеточки, но уже снизу. Потом, грустно вздыхая, незадачливый ученик самым первым сдал свой листочек.

        А на следующий день … Светлана Викторовна рассказывала о результатах самостоятельной работы.  Саша тосковал.

«А больше всех меня порадовал Саша. Он сдал работу и не допустил ни одной ошибки. Ты получил пятёрку!» - произнесла учительница.

«Вот так фокус!» - подумал Саша.

 На листах у вас записана таблица умножения девяти,   выполните всё так, как это сделал Саша.

Что получилось?

Вывод:  легко/трудно?   скучно/интересно?

Поиск ответа – проведём наблюдение.

Посмотрите внимательно на запись таблицы умножения девяти.

Найдите сумму цифр  в значении каждого произведения.

Чему она равна?  (9)

- Если надо умножить 9 · 2

Мы умножаем 10 на 2, получилось 20, а при умножении 9, значение произведения будет меньше, значит, число десятков равняется 1, а сумма цифр  - 9, значит, число единиц в произведении  9-1=8, итого, 9 · 2= 18.

Кто подсчитает  9 · 3, этим способом?

Поработайте в парах, проверьте, работает этот прием в других случаях?

9 · 4;       9 · 5;        9 · 6;       9 · 7

Вывод:  легко/трудно?   скучно/интересно?

Поиск ответа – проведём эксперимент.

Найти значение произведений умножения девяти можно с помощью пальцев рук.

Положите ладошки на стол, растопырив пальцы.

  Если ты хочешь  умножить   9  на  2, загни второй пальчик (мы считаем слева направо).

Сколько пальчиков слева от загнутого,  сколько – справа?

Обсудите, как узнать значение произведения?

(слева – количество  десятков,  справа – количество  единиц в числе произведения).

Продемонстрируйте умножение 9 на 3 с комментированием.  (один кто-то)

В парах – остальные случаи.

Вывод:  легко/трудно?   скучно/интересно?

5.  Подведение итогов.

Краткое обобщение.  Посчитать  9 · 6   тремя изученными способами.

Вывод:  легко/трудно?   скучно/интересно?

  1. Продолжение исследования.

Дома покажите родителям, друзьям  изученные способы умножения девяти.

У взрослых  или в Интернете  узнать  информацию о других способах умножения и с другими числами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по математике "Девятая часть числа. Деление и умножение на 9"

Урок математики во 2 классе УМК "Начальная школа ХХ1 века" с использованием ИКТ...

Презентация к урокам математики "Найди девятого"

В материале представлены задания на логическое мышление...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

Презентация "Найди девятую фигуру"

Дидактическое пособие для развития логического мышления....

Умножение и деление на 9. Девятая часть числа.

Конспект урока по математике по программе "Начальная школа 21века" ...

Конспект урока математики и презентация к уроку во 2 классе. Тема: :" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."

Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" авторы  учебника Рудницкая В.Н. и др. Тема урока:" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа." К уроку прилагается ...