Личностные
У выпускника будут сформированы: − внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; − широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; − учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; − ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; − способность к оценке своей учебной деятельности; − основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; − ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; − знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; − развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; − установка на здоровый образ жизни; − основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Выпускник получит возможность для формирования: − внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; − выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; − устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; − адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; − положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; − компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; − морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; − установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; − осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. Метапредметные Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: − принимать и сохранять учебную задачу; − учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; − планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; − учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; − осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; − оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; − адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; − различать способ и результат действия; − вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: − в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; − преобразовывать практическую задачу в познавательную; − проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; − самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; − осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; − самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: − осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; − осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; − использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; − строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: − адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; − допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; − учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; − формулировать собственное мнение и позицию; − договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; − строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; − задавать вопросы; − контролировать действия партнёра; − использовать речь для регуляции своего действия; − адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: − учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; − учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; − понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; − аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; − продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; − с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; − задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; − осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; − адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) В результате изучения математики на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: − находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; − определять тему и главную мысль текста; − делить тексты на смысловые части, составлять план текста; − вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; − сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; − понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); − понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; − понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; − использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; − ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: − использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; − работать с несколькими источниками информации; − сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: − пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; − соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; − формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; − сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; − составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: − делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; − составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: − высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; − оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; − на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаружи вать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; − участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться: − сопоставлять различные точки зрения; − соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; − в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТкомпетентности учащихся (метапредметные результаты) В результате изучения математики на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Выпускник научится: − использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку); − организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Выпускник научится: − вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию; − владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; − рисовать изображения на графическом планшете; − сканировать рисунки и тексты. Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации Выпускник научится: − подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); − описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; − собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; − редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; − пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; − искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); − заполнять учебные базы данных. − Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Выпускник научится: − создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; − создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; − готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; − создавать диаграммы, планы территории и пр.; − создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); − размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; − пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Выпускник получит возможность научиться: − представлять данные; − создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». Планирование деятельности, управление и организация Выпускник научится: − создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах; − определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; − планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Выпускник получит возможность научиться: − проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; − моделировать объекты и процессы реального мира. Предметные В результате изучения курса математики и информатики обучающиеся на ступени начального общего образования овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки. Числа и величины Выпускник научится: • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона; • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по-заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; • читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм —грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр). Выпускник получит возможность научиться: • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; • выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия Арифметические действия Выпускник научится: • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1); • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; • вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок). Выпускник получит возможность научиться: • выполнять действия с величинами; • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; • проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.). Работа с текстовыми задачами Выпускник научится: • устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; • решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Выпускник получит возможность научиться: • решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); • решать задачи в 3—4 действия; • находить разные способы решения задачи. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Выпускник научится: • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус. Геометрические величины Выпускник научится: • измерять длину отрезка; • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз). Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников. Работа с информацией Выпускник научится: • читать несложные готовые таблицы; • заполнять несложные готовые таблицы; • читать несложные готовые столбчатые диаграммы. Выпускник получит возможность научиться: • читать несложные готовые круговые диаграммы; • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму; • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; • понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»); • составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы); • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). |