Ознакомление с задачей в два действия. 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Ознакомление с задачей в два действия.
Учитель: Зурбаева Соелма Сергеевна
Педагогическая цель: развивать умения применять изученные приемы вычислений, решать задачи изученных видов, подготовить к решению составных задач, развития умения сравнивать именованные числа, навыков устного счёта.
Планируемые результаты (предметные): учащиеся научатся выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка с опорой на знание нумерации; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь выполнять контроль и самопроверку.
Коммуникативные: уметь рассуждать и анализировать условие задачи.
Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Личностные: проявляют положительное отношение к школе, к изучению математики.
Ход урока.
- Организационный момент.
Давайте улыбнемся друг другу, поприветствуем гостей своей улыбкой. А я вам желаю удачного урока!
- Актуализация знаний
- Минутка чистописания
- Устный счет.
На числовой линейке покажите число, которое:
- идет при счете после числа 15;
- стоит между числами 13 и 15
- стоит перед числом 14
- меньше числа 11 на 1
- больше числа 4 на 10
3. На доске даны примеры. С каждого ряда выходит ученик и решает один столбик. Каждому ответу соответствует своя буква. Как решите, получится одно слово.
№4
6 + 4 + 9 = 12 – 2 -7 = 9 + 1 + 6 =
16 – 6 – 7= 8 + 2 + 7 = 19 – 9 – 7 =
19 17 3 16
Ч З А Д
17 3 16 3 16 3
З А Д А Ч А
- Какое слово получилось? Прочитайте.
Так, о чем будем говорить сегодня на уроке? (О задаче)
- Работа над задачами в группах.
Давайте вспомним правила работы в группе (на доске)
Говорим вежливо,
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
четко высказываем свое мнение,
соблюдаем порядок на парте.
А теперь выполним задание в группе.
Вам необходимо найти задачи – ловушки, исправить ошибки и решить. Что значит задача-ловушка?
Давайте вспомним, из каких четырех частей состоит задача?
(условие, вопрос, решение, ответ)
А в задаче-ловушке может быть пропущена какая-то часть.
(Каждая группа получает по 3 задаче). Время работы 3 минуты.
- На горке играли 4 девочки и 5 мальчиков. В обед 6 детей ушли домой. Сколько всего детей играло в песочнице до обеда? ловушка
- У Оли 5 кукол, а у Риты 4 куклы. Сколько всего кукол у девочек?
- Когда мама поставила на подоконник 4 новых кактуса, всего их стало 14. Сколько кактусов было на подоконнике сначала?
Через 3 минуты детям предлагается продемонстрировать, что у них получилось.
- Самоопределение к деятельности.
- Послушайте задачу и придумайте к ней второй вопрос так, чтобы получилась цепочка задач. Схема к задаче на доске.
Витя на каникулах прочитал 8 сказок, а рассказов – на 3 больше. Сколько рассказов прочитал Витя?
( Ребята, придумайте второй вопрос к задаче.)
Сколько всего сказок и рассказов прочитал Витя на каникулах?
- На какой вопрос будем отвечать сначала? Почему?
(сначала надо узнать, сколько рассказов прочитал Витя, а потом мы сможем ответить на второй вопрос)
- Как ответ на вопрос первой задачи поможет решить вторую задачу?
(мы узнаем, сколько рассказов прочитал Витя и поставим это число в решение второй задачи)
Кто назовет тему урока. Какая цель урока? О чем сегодня мы будем говорить на уроке?
- Работа по теме урока.
Решите устно:
1) На первой проволоке 10 шариков, а на второй на 3 шара меньше. Сколько шариков на второй проволоке? | 2) На первой проволоке 10 шариков, а на второй 7. Сколько всего шаров на двух проволоках? |
-Прочитайте внимательно эти задачи.
-Что в них общего?
-Подумайте, кто-нибудь из вас сможет составить из двух задач одну, с двумя вопросами? (Выслушиваю ответы детей.)
Открываю задачу, записанную на доске:
На первой проволоке 10 шаров, а на второй на 3 шара меньше. Сколько всего шаров на двух проволоках? Сколько шаров на второй проволоке?
-Прочитайте. В задаче два вопроса. Подумайте, на какой вопрос вы сможете ответить сначала, на первый или на второй?
-А без него можно узнать, сколько шаров на двух проволоках?
Стираю второй вопрос.
-Второй вопрос был в задаче дополнительным, облегчающим решение.
Теперь мы будем решать такие задачи без вопроса- помощника.
-Давайте вместе с вами её решим. (ученик у доски).
-Что нам известно в задаче?
-Что сказано про число шариков на второй проволоке?
-Повторите вопрос задачи. Как нам обозначить это в краткой записи? “}”.
-Какой вопрос в задаче будет главным?
-Можем ли мы на него ответить?( Нет.)
-А на какой вопрос можем?
На доске наборное полотно с шариками.
-Что мы знаем о шариках на второй проволоке?
-Что значит на 3 меньше? (их 10 без 3).
-Где находятся шарики на второй проволоке? (за полоской).
-Как узнать сколько их?
1) 10 – 3 = 7(ш.)
-Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Как?
2) 10 + 7 = 17(ш).
-Решение этой задачи можно записать числовым выражением:
-Смотрим на второе действие: 10 было в задаче? (было), пишем 10+.
-А 7 было в задаче? (нет). Как мы её нашли? 10 – 3. Записываем:
10 + (10 – 3) = 17
Вывод: сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т. к. для этого не хватает известных данных.
-Задачи в два действия называются составными.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала.
Первичная проверка понимания нового материала.
Решение задачи из учебника. ( Математика. М. И. Моро. С. И. Волкова. С. В. Степанова.), стр.62 № 2.
“В одном ящике 8 кг яблок, а в другом – на 2 кг больше. Сколько всего килограммов яблок в этих ящиках?”.
Ученик решает у доски с объяснением.
-Что обозначает число 8?
-В выражении 8 + 10 = 18 что обозначает число 10, а что – 8 + 10?
Закрепление изученного материала.
На наборном полотне показано условие задачи:
-Составьте задачу по рисунку и решите её.
(Например: Серёжа нарисовал 8 зелёных квадратов, а жёлтых – на четыре квадрата больше. Сколько всего квадратов нарисовал Серёжа?).
-Составим вместе план решения задачи.
-О чём говорят два знака вопроса?
-Какой вопрос главный?
-Что мы можем узнать сначала? Каким действием?
-Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Как?
-Мы составили план решения. Запишите решение задачи самостоятельно.
(Два ученика записывают решение задачи у доски.) Проверка с объяснением.
№ 3стр 62
- Рефлексия
Задания с электронного приложения
-Молодцы, вы все хорошо потрудились на уроке.
- Подведение итогов урока
Какие задачи мы решали на уроке?
Кто понял, как решается цепочка задач?
Чему мы учились на уроке?
Поднимите солнышко кому понравился урок и кто понял решение задач в два действия.
Самоанализ урока.
Урок математики по теме «Ознакомление с задачей в два действия».
Педагогическая цель: развивать умения применять изученные приемы вычислений, решать задачи изученных видов, подготовить к решению составных задач, развития умения сравнивать именованные числа, навыков устного счёта.
Были поставлены цели на формирование у обучающихся универсальных учебных действий:
- личностных: самоопределение, смыслообразование;
- познавательных: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
- регулятивных: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
- коммуникативных: речевая деятельность, навыки сотрудничества
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение) и постановке проблемы (смыслообразование), а так же при обобщении и систематизации знаний.
Познавательные УУД формируются в ходе беседы, а так же при подготовке ответов с использованием наглядных средств; при постановке проблемы, подведении итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
Регулятивные УУД формируются при работе в парах, подведении итогов каждого задания (самооценка), подведении итогов урока, рефлексии
Коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в парах.
К здоровьесберегающим технологиям относятся: проведение физминутки.
В ходе работы применялись разнообразные:
- формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах;
- методы: наглядно-образный метод: презентация, словесный - беседа, опрос;
На протяжении всего урока обучающиеся были активны, работали с интересом. В конце урока проведена рефлексия учебной деятельности, были обсуждены планируемые результаты обучения. Поставленные цели были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с задачей в два действия
Конспект урока...
Конструкт урока математики в 1 классе "Ознакомление с задачей в два действия».
Предмет: математика.Класс: 1Программа: «Школа России»Тема урока: «Ознакомление с задачей в два действия».Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: научить решать задачи в дв...
Открытый урок по математике 1 класс Тема:: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЗАДАЧЕЙ В ДВА ДЕЙСТВИЯ»
Познакомить с составными задачами состоящих из простых задач....
Технологическая карта урока математики на тему «Ознакомление с задачей в два действия» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: знакомство с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождениечисла на несколько единиц меньше данного и на нахождение суммы; развитие умений применять изу...
Презентация урока математики "Ознакомление с задачей в два действия"
Урок для первоклашек с подробным делением материала для знакомства с темой урока. Каждый слайд содержит задания познавательного характера, что позволит вызвать интерес детей к изучению темы, удержать ...
Конспект урока математики «Ознакомление с задачами в два действия» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о составных задачах, состоящими из простых задач на нахождениечисла на несколько единиц меньше данного и на нахождение суммы; развитие умений применять и...
Технологическая карта урока по математике 2 класс Текстовые задачи. Ознакомление с задачами в два действия
Знакомство с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождениечисла на несколько единиц меньше, больше данного и на нахождение суммы; развитие умений применять изученные приемы вычислений...