Цель этапа | Содержание этапа | Деятельность ученика |
1. Орг. момент |
Подготовка уч-ся к работе, позитивный настрой на учебную деятельность. | Стимулирование на учебную деятельность. Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно, облокотитесь на спинку стула. Потрите свои ушки, чтобы кровь активнее поступала в мозг. Сегодня у вас будет много интересной работы, с которой, я уверена, вы справитесь на отлично. Слайд 1;2;3. Весёлый прозвенел урок, Мы начинаем наш урок. Все ли правильно сидят, Все внимательно глядят! Каждый хочет получать Только лишь оценку пять! - Откройте свои тетради ,запишите сегодняшнее число(слайд 4).Что вы можете сказать о числе 10!(Оно двузначное ; оно чётное; состоит из разряда десятков и разряда единиц). - Сколько десятков и сколько единиц в нём!(1 десяток и 0 единиц). | Организация рабочего места, проверка посадки. |
2. Мотивация. |
Стимулирование познавательной активности, активизация мыслительного процесса | Актуализация знаний, достаточных для приобретения нового знания. Устный счёт (игровые технологии). Проверка знания табличного умножения: | Решение заданий, основанных на знании табличного умножения. |
А) найди лишнее число(слайд 5): 2 4 6 7 10 12 14 6 18 24 29 36 42 Объясните, почему оно лишнее и каким числом его надо заменить. | Нахождение лишнего числа. |
Б) вставьте пропущенные числа: … 16 24 32 … 48 … | Добавление недостающего числа. |
Создание проблемной ситуации Задания в парах: В) расставьте примеры в 2 группы:
Почему так распределили?(с ответом 4 и 5). | Классификация примеров по группам. |
|
Что вы заметили? Есть ли здесь лишний пример? Все ли примеры вы смогли решить? У кого возникли затруднения? Чем этот пример отличается от остальных? Если кто-то решил, то молодец. Но почему не все смогли справиться с этим примером? | Нахождение затруднения. Выявление недостающего знания, причины затруднения. |
Постановка учебной задачи. Здесь есть пример с 0. А от 0 можно ожидать разные фокусы. Это необычное число. Вспомните, что вы знаете про 0? (а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)· Приведите примеры. Посмотрите, какой он коварный: когда его прибавляют, он не изменяет число, а когда умножают, превращают его в 0. Подходят ли эти правила к нашему примеру? Как же он поведёт себя при делении? | Наблюдение над известными приёмами действий с 0 и соотношение с исходным примером. |
( слайд 6) Итак, какова наша цель? Решить этот пример верно. Таблица на доске. Что для этого надо? Узнать правило деления 0 на число.
| Формулирование темы и целей урока. |
3. Открытие нового знания. |
Организация исследовательской деятельности и выведение нового правила. | Установление связи с ранее изученным. Какие же у вас есть предположения? 0:5=0 0:5=5
| Выдвижение гипотезы, |
Как же найти верное решение? С каким действием связано умножение? (с делением) Приведите пример 2 · 3 = 6 6 : 2 = 3
Можем ли мы теперь 0:5? Это значит, надо найти число, при умножении которого на 5 получится 0. х·5=0 Это число 0. Значит, 0:5=0.
Приведите свои примеры. - На экране: 0:6 (слайд 7)
- Подберите такое число, при умножении которого на 6 получился бы 0? (Это 0). Значит, 0:6=0 Аналогично рассматривается случай деления 0:9. Вывод: При делении нуля на любое другое число, получается нуль.
ПОМНИ, делить на нуль нельзя!
- Почему нельзя делить на нуль? Обоснуйте свой ответ. (При делении на 0, например, числа 6 или другого числа, кроме нуля нельзя найти такое число, умножив которое на нуль, получилось бы 6 или другое число).
| поиск решения на основе ранее изученного.
Формулировка правила.
|
(слайд 7). 2)Послушайте сказку о нуле (слайды 8-15). Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии. Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекли четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили обьедениться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню. Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Всё исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Нуль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа. Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число. Стоящее в паре с Нулём оказалось в проигрыше и было расстроено. Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулём, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление. А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулём. С тех пор ни одно число не делится на нуль. Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать, да добра наживать. - Сегодня мы с вами открыли ещё один фокус «нуля». Что это за «фокус»? О нём надо помнить, чтобы не допускать ошибок в вычислениях. Чтение вывода в учебнике ( с.85, № 2). |
|
4. Первичное закрепление |
Тренировка в выполнении правила действия. |
Давайте решим вот эти примеры. Почему в последнем примере нельзя подобрать число. Вывод: На 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ.
| Решение типовых заданий с комментированием. Работа по схеме (0:а=0) |
5. Физминутка (здоровьесберегающие технологии). |
Профилактика нарушения осанки, снятие усталости с глаз, общего утомления. | «Любопытная Варвара» (слайд 16-17) Текст | Описание движений | Любопытная Варвара Смотрит влево, Смотрит вправо, Смотрит вверх, Смотрит вниз, Чуть присела на карниз, А с него свалилась вниз! | Поднимаем и опускаем плечи. Дети поворачивают корпус влево. Поворачивают корпус вправо. Поднимают голову вверх. Опускают голову. Выполняют лёгкие полуприседания. Резко приседают. |
| |
6. Автоматизация знаний. |
Выявление границ применимости нового знания. | В каких ещё заданиях может понадобиться знание этого правила? (в решении примеров, уравнений) (30- 3·10):5= | (26-17):0= | 13 · х = 0 | 0 · х = 9 |
| Использование полученных знаний в разных заданиях. Работа в группах. |
Что неизвестно в этих уравнениях? Вспомните, как узнать неизвестный множитель. Решите уравнения. Какое решение в 1 уравнении? (0) Во 2? (нет решения, на 0 делить нельзя) | Обращение к ранее изученным умениям. |
** Составьте уравнение с решением х=0 (х·5=0) | Для сильных уч-ся творческое задание |
7. Самостоятельная работа(индивидуальная работа). |
Развитие самостоятельности, познавательных способностей |
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. №6(1). | Активные умственные действия учащихся, связанные с поисками решения, опираясь на свои знания. Самоконтроль и взаимоконтроль. Сильные ученики проверяют и помогают более слабым. |
8. Работа над ранее пройденным материалом. Отработка умения решения задач. |
Формирование навыка решения задач. | Как вы думаете, часто ли в задачах используется число 0? (Нет, не часто, т.к. 0 – это ничего, а в задачах должно какое-то количество чего-либо.) Тогда будем решать задачи, где есть другие числа. ( слайд 18). Прочитайте задачу(№ 5,с.85). Что поможет решить задачу?(таблица) Какие столбики в таблице надо записать? Масса 1 ящ. | кол-во | масса общ. | Сл. 8 кг | 1) : | 48кг | Гр. 9 кг | | ?кг 2)· |
Заполните таблицу. Составьте план решения: что надо узнать в 1, во 2 действии? | Работа над задачей с использованием таблицы. Планирование решения задачи. Самостоятельная запись решения. Самоконтроль по образцу. |
9. Итоги урока. Рефлексия (слайды 18-19). |
Организация самооценки деятельности. Повышение мотивации ребёнка. | Над какой темой сегодня работали? О чём вы не знали в начале урока? Какую цель ставили перед собой? Достигли вы её? С каким правилом познакомились? - Ребята! Вам понравился урок? - Посмотрите на "пушистиков". У них разные настроения. Раскрасьте "пушистика", у которого такое же настроение, как у вас. Покажите своих «пушистиков».( я доволен собой, у меня всё получилось ; всё хорошо, но я мог работать лучше; урок обычный, ничего интересного; ничего не получилось) Молодцы! Спасибо за урок! До новых встреч!
| Осознавание своей деятельности, самоанализ своей работы. Фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели. |
10. Домашнее задание(с.85,№ 4,№ 6(2))(слайд 20). |