Рабочая программа по математике (факультатив)
материал по математике на тему
Рабочая программа по математике для 3 класа (факультатив)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_fakultativ.docx | 51.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по факультативному курсу «математика» для 3 класса разработана на основе:
- Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
- Концепция модернизации Российского образования;
- Концепция содержания непрерывного образования;
- Положение о рабочей программе;
- Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
Данный вариант рабочей программы разработан для факультативного курса « математика» в 3 классе
Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию, вводит в мир элементарной математики, расширяет и углубляет математические знания, позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Программа направлена на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, созданию условий для развития ребенка, развитию мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укреплению психического здоровья. Она способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, математической речи, внимания, умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа отражает:
- принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);
- дифференцированное обучение;
- владение методами контроля.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то ребус или самая элементарная головоломка.
Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
Основная цель программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:
- формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
- формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
- обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
- расширение, углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
- развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
- развитие логического мышления и пространственных представлений;
- формирование начальных элементов конструкторского мышления;
- воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
- формирование усидчивости и терпения;
- создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
- формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
- выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение факультативного курса « математика» во 3 классе выделяется 34 часа (1 ч в неделю)
Распределение учебного времени прохождения программного материала по факультативному курсу « математика».
№ п/п | Разделы и темы | |
3 класс | ||
Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | |
Числа и операции над ними | 5 | |
Занимательные задачи | 6 | |
Учимся отгадывать ребусы | - | |
Оформляем школьную математическую газету | 1 | |
Олимпиады, конкурсы | 3 | |
Наглядная геометрия | 3 | |
Жизнь замечательных людей | - | |
Симметрия фигур. | 2 | |
Площадь и объем фигур | 4 | |
Арифметические фокусы, игры, головоломки | 3 | |
Проектная деятельность | 2 | |
Подведение итогов | 4 | |
Итого: | 34 |
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Предлагаемый курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:
- доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;
- актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся;
- научность: математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения;
- системность: курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач);
- практическая направленность: содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и в других математических играх и конкурсах;
- мотивация: развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике;
- реалистичность: усвоение основного содержания программы возможно за 34 занятия.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Содержание курса
3 класс (34 ч.)
Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» в третьем классе.
Числа и операции над ними (5ч.). Знакомство с классом миллионов. Числа-великаны. Коллективный счёт. Упражнения с многозначными числами. Работа с таблицей разрядов. Игра «Знай свой разряд». Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах». Познавательная игра «Семь вёрст…».
Арифметические фокусы, игры, головоломки (3ч.). Головоломки с палочками одинаковой длины, магические квадраты, арифметические ребусы.
Олимпиады, конкурсы (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в районной олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру».
Наглядная геометрия (3ч.). Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию». Упражнения в построении чертежей на нелинованной бумаге. Игра «Удивительный квадрат». Преобразование фигур на плоскости.
Симметрия фигур (2ч.). Знакомство с симметрическими фигурами, построение симметричных фигур. Соединение и пересечение фигур.
Площадь и объем фигур (4ч.). Знакомство с площадью и объемом фигур. Вычисление площади фигур. Объём фигур. Конструирование предметов из геометрических фигур.
Занимательные задачи (6ч.). Задачи-смекалки, логические задачи, задачи на противоречия. Анализ проблемных ситуаций в многоходовых задачах. Логические игры «Молодцы и хитрецы». Компьютерные математические игры. Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение нестандартных задач. Составление схем, диаграмм.
Проектная деятельность (2ч.). Выполнение проектов: «Великие математики», «Зрительный образ квадрата». Оформление презентации.
Оформляем школьную математическую газету (1ч.). Выпуск школьной математической газеты «Пифагор»: подбор материала, оформление.
Подводим итоги (4ч.). Математический КВН, круглый стол «Подведем итоги». Конкурс эрудитов. Конкурс знатоков (отборочный тур, итоговый тур). Сочинение «Место математики в моей жизни».
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.
Должны знать:
- свойства арифметических действий;
- способы сравнения и измерения площадей;
- разрядный состав многозначных чисел в пределах миллиона;
- названия геометрических фигур;
- способы решения головоломок, шарад, ребусов.
Должны уметь:
- устно выполнять вычислительные приемы;
- использовать знания для решения заданий;
- узнавать и изображать геометрические фигуры;
- строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
- анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
- осуществлять самостоятельный поиск решений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Факультативные занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;
- помочь овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности;
- успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Должны знать:
- свойства арифметических действий;
- разрядный состав многозначных чисел;
- названия геометрических фигур;
- старинные меры измерений;
- алгоритм выполнения решения головоломок, шарад, ребусов;
- алгоритм выполнения проектов;
- дроби: чтение, запись, простейшие приёмы сложения и вычитания дробей;
- древнерусский способ умножения.
Должны уметь:
- устно выполнять вычислительные приемы;
- анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
- осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;
- принимать участие в школьных, районных олимпиадах и международном конкурсе «Кенгуру»;
- решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения;
- оформлять презентацию;
- преобразовывать геометрические фигуры на плоскости по заданной программе и составлять свои подобные задания;
- конструировать геометрические фигуры;
- изображать на плоскости объемные фигуры;
- составлять развертку и собирать по ней фигуру;
- выполнять объёмные фигуры конуса, цилиндра, усеченного конуса по их развёртке;
- пользоваться математической терминологией.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник, учебное пособие | |
Дополнительная литература для учителя и учащихся. |
|
Наглядный материал |
|
Оборудование, приборы |
|
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников | Интернет ресурсы:
|
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс:2
Предмет: факультативный курс «Занимательная математика»
Программа: рабочая программа по факультативному курсу «Занимательная математика» 2-4 классы
Учебник: нет
Количество часов: 34часа (1 час в неделю)
№п/п | Название темы | количество часов | контрольные работы | практические работы | сопутствующее повторение | сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | |||||||||
Числа и операции над ними | 8 | |||||||||
Занимательные задачи | 10 | |||||||||
Учимся отгадывать ребусы | 3 | |||||||||
Оформляем школьную математическую газету | 2 | 2 | ||||||||
Олимпиады, конкурсы | 3 | 3 | ||||||||
Наглядная геометрия | 3 | |||||||||
Жизнь замечательных людей | 2 | |||||||||
Подведение итогов | 2 | |||||||||
итого: | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 3
Предмет: факультативный курс «Математика»
Программа: рабочая программа по факультативному курсу «математика» 3кл
Учебник: нет
Количество часов: 34 (1 час в неделю )
№п/п | Название темы | Кол-во часов | практические работы | дата | |||||
план | факт | ||||||||
Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | ||||||||
Числа и операции над ними | 5 | ||||||||
Знакомство с классом миллионом. Числа великаны. | 1 | ||||||||
Упражнения с многозначными числами | 2 | ||||||||
Игра «гонка за лидером: меры в пословицах» | 1 | ||||||||
Познавательная игра «Семь вёрст» | 1 | ||||||||
Занимательные задачи | 6 | ||||||||
Задачи – смекалки, логические задачи. задачи на противоречия | 1 | ||||||||
Анализ проблемных ситуаций в многоходовых задачах. Логические игры. | 1 | ||||||||
Компьютерные математические игры | 1 | ||||||||
Решение нестандартных задач. | 2 | ||||||||
Составление схем , диаграмм. | 1 | 1 | |||||||
Оформляем школьную математическую газету | 1 | ||||||||
5 | Олимпиады, конкурсы | 3 | 3 | ||||||
Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике | |||||||||
6 | Наглядная геометрия. | 3 | |||||||
Геометрические упражнения «Путешествие в страну Геометрию» | 1 | ||||||||
Упражнения в построении чертежей на нелинованнойой бумаге. | 1 | ||||||||
Преобразование фигур на плоскости. | 1 | ||||||||
7 | Симметрия фигур | 2 | |||||||
Знакомство с симметрическими фигурами, построение симметричных фигур. | 1 | ||||||||
Соединение и пересечение фигур | 1 | ||||||||
8 | Площадь и объем фигур | 4 | |||||||
Знакомство с площадью и объёмом фигур | 1 | ||||||||
Вычисление площади фигур. Объём фигур | 2 | ||||||||
Конструирование предметов из геометрических фигур | 1 | ||||||||
9 | Арифметические фокусы, игры, головоломки | 3 | |||||||
10 | Проектная деятельность | 2 | 2 | ||||||
Проект «Великие математики» | 1 | ||||||||
Проект «Зрительный образ квадрата» | 1 | ||||||||
11 | Подведение итогов | 4 | |||||||
Математический КВН | 1 | ||||||||
Конкурс эрудитов | 1 | ||||||||
Конкурс знатоков | 1 | ||||||||
Сочинение на тему «Место математики в моей жизни» | 1 | ||||||||
12 | итого: | 34 |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 4
Предмет: факультативный курс «Занимательная математика»
Программа: рабочая программа по факультативному курсу «Занимательная математика» 2-4 классы
Учебник: нет
Количество часов: 34ч. (1 час в неделю)
№п/п | Название темы | количество часов | контрольные работы | практические работы | сопутствующее повторение | сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | |||||||||
Числа и операции над ними | 6 | |||||||||
Занимательные задачи | 10 | |||||||||
Оформляем школьную математическую газету | 1 | 1 | ||||||||
Олимпиады, конкурсы | 3 | 3 | ||||||||
Наглядная геометрия | 5 | |||||||||
Арифметические фокусы, игры, головоломки | 2 | |||||||||
Проектная деятельность | 2 | 2 | ||||||||
Подведение итогов | 4 | |||||||||
итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Занимательная математика" к рабочей программе по математике
Актуальность программы определена тем, что младший школьник должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащем...