модуль "Наблюдения, открытия, удивления"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС "Школа России".  Проектная деятельность учащихся на уроках математики, русского языка, окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nou.docx52.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

2.1   Нормативные документы

         Рабочая программа по модулю «Наблюдения, открытия, удивления» УМК «Школа Росси» составлена на основании нормативно-правовых документов:                                                                                                                                     -Закона Российской Федерации «Об образовании»;                                                     -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, приказ № 373 Министерства образования и науки от 6.10.2009года (текст с изм. и  доп. в  соответствии с приказом Министерства и науки Российской  Федерации от 26 ноября 2010г. №1241);                                    - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;                                                                                                             - Планируемых результатов начального общего образования, под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой М. «Просвещение» 20011 г.;-Учебного плана МБОУ СОШ №167 на 2014-2015 учебный год.

2.2 Общая характеристика модуля

       Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить обучающегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

        Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших учащихся начальных классов  для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного. Новизна программы заключается в способе формирования задатков ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная проектная деятельность учащихся под наблюдением взрослых: педагогов и родителей.

      Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

        Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала учащегося, создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности, мотивации к познанию окружающего мира, посредством проектно-исследовательской деятельности.

      Задачи программы:

– формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов;

– обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности);

– развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования – формирование коммуникативной компетентности;

– развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;

– формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств, при выполнении проектной работы;

– развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме;

– формирование личностных ценностей, гражданской позиции, осознание принадлежности к истории и культуре своего народа;

– воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;

– формирование эстетического вкуса, культуры поведения через изучение культурного наследия.

        В ходе учебного процесса по освоению основ проектно-исследовательской деятельности у детей формируется умение видеть, слышать, понимать, чувствовать другого человека. Учащиеся во время занятий учатся правильно выражать свои мысли, выдвигать гипотезы, вдумчиво обосновывать их.

       Таким образом, обучение с использованием программы внеурочной деятельности  «Наблюдения ,открытия, удивления» создаёт условия для саморазвития учащегося и педагога.

       

      Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру.          Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно.   Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

2.3 Место модуля в учебном плане

Курс «Наблюдения, открытия, удивления» является компонентом учебного плана, рассчитан на 102 часа в течение  трех лет обучения, 34 часа  в год с проведением занятий один раз в неделю.

           В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся

вариативная часть представлена следующим образом

В условиях 6-дневной рабочей недели в 3-4 классах увеличено число часов на математику, русский язык, а также на индивидуально-групповые занятия со способными детьми для удовлетворения запросов и развития  познавательного интереса, и с детьми, требующими повышенного внимания в целях коррекции УУД( по 0.5 часа на группу), а также на интегрированные курсы «Дети – читатели», «Наблюдения, открытия, удивления».

Курс «Дети – читатели» интегрирует и наращивает содержание предметов «Русский язык»,  «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка». Особое внимание уделяется проектной деятельности и написанию авторских текстов, формированию читательских позиций.

Курс «Наблюдения, открытия, удивления» позволяет наращивать содержание всех учебных предметов. Акцент сделан на формирование универсальных учебных действий и проектную деятельность, а также на формирование ИКТ-компетентности и работу с информацией.

Учебный план для 1- 4х  классов по ФГОС НОО

Предметные области

Учебные предметы

Классы

Количество часов в неделю/ год

1 а, б, к

2 а, б, в, к

3 а, б, в

4 а, б, к

итого

Обязательная часть

Филология

Русский язык

4,7/155

4,7/160

5,7/160

4,2/143

18,3/618

Литературное чтение

3,8/126

3/102

3,5/119

3/102

13,5/455

Иностранный язык

-

2/68

2/68

2/68

6/204

Математика и информатика

Математика

4/132

3,8/129

3,8/129

3,8/129

15,2/513

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

1,8/59

1,8/61

1,8/61

1,8/61

7,2/242

ОРК и СЭ

ОРК и СЭ

1/34

1/34

Искусство

Музыка

0,8/26

0,8/27

0,8/27

0,8/27

3,2/107

Изобразительное искусство

0,9/30

0,9/31

0,9/31

0,9/31

3,6/123

Технология

Технология

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

Физическая культура

Физическая культура

3/99

3/102

3/102

3/102

12/405

20/660

21/714

21,5/731

21,5/731

84/2836

Часть, формируемая ОО

Русский язык

1/34

1/34

2/68

Математика

1/34

1/34

2/68

Индивидуально-групповые занятия

Модуль «Развитие познавательных способностей»

Модуль «Олимпиадный курс

по математике и окружающему миру

0.5/17

0.5/17

0.5/17

0.5/17

2/68

Модуль «Дети-читатели»

1/33

1/34

0,5/17

0,5/17

3/101

Модуль "Наблюдения, открытия, удивления"

1/34

1/34

1/34

3/102

1/33

2/68

4,5/153

4,5/153

12/407

Максимально допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5 – дневной учебной неделе

21/693

23/782

44/1475

Максимально допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6 – дневной учебной неделе

26/884

26/884

52/1768

96/3243

2.4 . Ценностные ориентиры

        Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

        Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

2.5 Результаты изучения модуля

Личностные УУД

Должны быть сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

Регулятивные УУД

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные УУД

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные  результаты:

Должны научиться

Сформированные действия

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

2.6   Содержание программы модуля  «Наблюдения, открытия, удивления»

Теория

Термин «проект». Основные отличительные признаки проектной деятельности.

Тема и её подтемы (мини-темы в рамках общей темы).

Методы работы с информационными источниками (сбор, систематизация, хранение, использование).

Обзор источников информации: книги, интернет-ресурсы, энциклопедии, компакт-диски.

Правила составления списка используемой литературы. Правила работы в сети Интернет, подбор сайтов.

Как выделить главное и «отбросить» второстепенное.

Виды проектов по результату, по времени, по количеству участников, по доминирующей деятельности учащихся.

Информационные проекты.  Обоснование правил оформления информационных листов (текста).Рекомендации по использованию фотоматериалов, схем и таблицпри оформлении информационных листов для информационного группового проекта. Компактное иллюстрированное изложение найденных сведений.

 Групповой проект, особенности организациисовместной работы. Тематика проектов. Успешность проекта. Выбор направлений для проектов с учётом интересов детей. Этапы работы над проектом. Обзор результата проектов: поделки, мероприятия, исследования… Условия (правила) выбора темы проекта индивидуального или группового. Организация работы над групповым и индивидуальным проектами. Рекомендации по оформлению проекта.

Выбор формы презентации.

Защита проектного продукта.

Алгоритм оценивания результатов.

Практика

Применение правил поведения на занятии при индивидуальной работе,  парами и в группе.

Создание проблемной ситуации на основе жизненного опыта учащихся путём подводящего диалога.

Обсуждение предложенных тем (беседы, диспуты);

организации рабочего пространства и использования рабочего времени.

Совместная и самостоятельная деятельность при составлении планов работы по выбранной подтеме (индивидуальных и групповых), сравнение и обобщение представленного материала.

Распределение последовательности действий каждого члена команды.

Обсуждение критериев оценки работы над темой, времени начала

и окончания работы над темой.

Отработка навыков написания текстов, составления таблиц и схем.

Выполнение заданий по обучению оформлению текстового материала с учётом общих требований: размещение информации на листах одинакового формата, использование текста определённого вида.

Завершение работы над темой. Создание компактного иллюстрированного информационногоматериала.

Анализ совместной работы (сравнение полученного результата с

запланированным) с точки зрения оформления, содержания, времени исполнения.

Подготовка отчёта (устного доклада (сообщения) о проделанной работе. Выбор способов и форм представления результатов деятельности.

Создание моделей, газет, книжек, фотоальбомов и т.д.

Обсуждение и оценивание результатов.

Проекты: по русскому языку, математике, окружающему миру.

Тематическое планирование 3 класс

тема

количество часов

дата

1.

Проект. Что это?Понятие «групповой проект».

Организация проектной деятельности.

1

2.

Определение значимости темы.

Проект по рус.яз. «Рассказ о слове».

2

3.

Обзор источников информации (книги, интернет-ресурсы, музеи, библиотеки, наблюдения, интервью).

Составление списка литературы

1

4.

Проект по окр. миру «Богатства отданные людям».

2

5.

Обучение работе с источниками

информации (книги, энциклопедии,

компакт-диски, сеть Интернет и др.).

1

6.

Проект по рус.яз. «Семья слов».

2

7.

Изучение правил оформления текста (образец).

Проект по мат-ке «Математические сказки»

2

8.

Выбор подтем (областей знания).

Проект по окр. миру «Разнообразие природы родного края»

2

9.

Составление плана работы (индивидуального)

Проект по рус.яз. «Тайна имени»

2

10.

Обмен опытом по сбору

информации. Оформление совместной работы (коллективный информационный проект)

1

11.

Проект по рус.яз. «Зимняя страничка»

2

12.

Определение проекта, его отличительные черты и особенности, групповая работа над проектом. Виды проектов. Этапы работы над проектом.

1

13.

Проект по математ. «Задачи-расчеты»

2

14.

Обзор «результата» проекта – продукта проектной деятельности (мероприятие, поделка, исследование),

1

15.

Проект по окр. миру «Школа кулинаров»

2

16.

Правила оформления проекта.

Способы представления проекта (доклад, презентация)

1

17.

Проект по окр. миру «Кто нас защищает»

2

18.

 Групповая работа над проектом.

Проект по окр. миру «Экономика родного края»

2

19

Проект по рус.яз. «Имя прилагательное в загадках»

2

20.

Представление результатов работы:

поделки, исследования, презентация работы.

Проект по окр. миру «Музей путешествий»

2

21.

Обобщение по работе над проектом. Рефлексия.

1

Список литературы

1. Борзенко, В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности/В.И. Борзенко, А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся : методический сборник. – М. : Народное образование, 2001. – С. 80–88.

2. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной

технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. – № 6.

3. Исследовательская работа школьников : Научно-методический и информационно-публицистический журнал. – Редакция «Народное образование».

4. Методология учебного проекта // Материалы городского методического семинара. – М. : МИПКРО, 2001. – 144 с.

5. Новикова, Т.Г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.Г. Новикова // Народное образование. – 2000. –№ 7. – С. 151–157.

6. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты : его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – № 4. – С. 52–55.

7. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты : методология поиска /Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – № 1. – С. 41–45.

8. Перелыгина, Е.А. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы :

методическое пособие / Е.А. Перелыгина, И.С. Фишман. – Самара :

Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Фёдоров»,2007.

9. Поддьяков, А.Н. Дети как исследователи / А.Н. Поддьяков:[Психол. аспект] // Magister. – 1999. – № 1. – C. 85–95.

10. Савенков, А.И. Детские исследования в домашнем обучении //

Исследовательская работа школьников / А.И. Савенков. – 2002. –№ 1. – С. 34–45.

11. Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И.Д. Чечель. – М. :Сентябрь, 1998.

Ресурсы сети Интернет по проблемам проектной и исследователь-

ской деятельности:

1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2. http://schools.keldysh.ru/labmro – методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

3. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/www.researcher.ru – портал исследовательской деятельности учащихся.

4. http://www.issl.dnttm.ru/ – сайт журнала «Исследовательская работа школьника

5. http://www.konkurs.dnttm.ru/.

Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

- словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь;

- таблицы в соответствии с основными разделами программы;

- наличие  карточек с играми и заданиями;

- наличие текстов для работы на занятиях;

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

- классная доска с креплениями для таблиц;

- магнитная доска;

- персональный компьютер с принтером;

- ксерокс;

- аудиомагнитофон;

- CD/DVD-проигрыватель;

- проектор для демонстрации слайдов;

- мультимедийный проектор;

-экспозиционный экран размером 150x150 см.

Экранно-звуковые пособия

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

- видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку;

- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку;

-  мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Оборудование класса

- ученические столы двухместные с комплектом стульев;

- стол учительский с тумбой;

-  шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего;

- настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание начинается с удивления

Мастер-класс для учителей, на котором рассматриваются вопросы долголетия...

Полна природа удивленья

Презентация по окружающему миру по УМК Планета знаний...

Полна природа удивленья!

Презентация по теме " ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА".  Окружающий мир. УМК "Планета знаний". 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Полна природа удивленья" 1 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Полна природа удивленья" 1 класс УМК "Планета знаний". Урок 28.Цель:создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой прир...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Полна природа удивленья»

Педагогическая цель: создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; способствовать развитию внимательности и на...

Урок - конспект по окружающему миру, 1 класс тема "Полна природа удивленья" по программе "Планета знаний"

Урок по окружающему миру в 1 классе по программе " Планета знаний" ,тема " Полна природа удивленья"...

Из опыта работы реализации краеведческого курса "Морянка" в начальной школе. Занятие по изобразительному искусству "Людям на потешение, всему свету на удивление"

Возможности использования христоматии "Морянка" в пердметном обучении младших школьников на занятиях изобразительного искусства. В материале представлен конспект занятия и презентация....